На перекрёстке цифровом
увидишь магазин великий.
Снаружи – вроде как дурдом!
Внутри… он типовой, безликий…
– Папа, папа, ну зачем нам нужен этот шлем? Что он может делать?
Это моя младшая дочь и ей очень интересна цель нашего похода. Сама она существо светловолосое и эфемерное, но воспринимать её несерьёзно – очень большая ошибка. Она весёлая, любит своих друзей – и друзья любят её. И ещё она всё время поёт. Даже когда грудным ребёнышем была – пела потихоньку разные ноты. И складно у неё это выходит, что тогда, что теперь. Но она очень конкретна в своей эфемерности, если вы понимаете – о чём я. А вот мой старший ребёнок, можно сказать, наоборот, эфемерен в своей конкретности. Хотя их сложно сравнивать…
– Катя, вот у нас у всех есть коммуникаторы. Маленькие. Я бы даже сказал – мобильные, то есть переносные. А дома есть два больших стационарных коммуникатора, один для работы, второй информационный…
Утро. Начало одиннадцатого. Субботние улицы полупусты. Центр города. Магазины ещё только открываются.
– Там объёмомульты, – слово, изобретённое дочерью. – Показывают. Новости еще всякие…
– Говорильню там папа всякую смотрит, – жена тоже решила поучаствовать в разговоре.
Жена. Какая она? Будете смеяться, но я не знаю. Нет однозначного определения. Разная. Но вот идем мы, все такие красивые и загадочные, и заходим, конечно же, в «Дайвер Лайфхак». Корпорация Драйвер ИНК, главный магазин, что на проспекте.
– Дайвер, – немедленно комментирует Сноска, – человек, занимающийся подводным плаванием. Ныряльщик. Делает он это преимущественно для собственного удовольствия. Лайфхак – хитрость жизни. Нечто, её упрощающее. Сложно понять, что имел в виду автор, используя столь нелепое словосочетание. Можно предположить, что корпорация названием магазина хотела сказать, что покупатели ныряют в мир её хитрых прибамбасов, которые превращают их жизнь в полный кайф, плезир, драйв, лафу… (всего 37 синонимов).
Нет, неправильная у меня какая-то Сноска. Шутит, критикует, предположения строит, синонимы придумывает. Зачем?
– Принцип работы коммуникаторов изобрёл один умный дядька, – продолжаю разговор с дочерью. – Вот как они работают?
– Туман разноцветный гоняют, – это уже старший умничает.
Хорошо, что на улице много зелени, пусть даже полуподвядшей и начинающей желтеть. Но ещё тепло. Люблю это время года.
– Правильно это называется эффект направленной ионизации воздуха. Дядька, который его придумал, сначала открыл это явление математически, то есть рассчитал…
Иногда мне кажется, что я не умею нормально говорить. Коротко, по сути. Часто сбиваюсь на менторский тон. Привычка читать лекции? А ведь на самом деле я не люблю болтовню…
– Понимаешь, Катя, – старший ребёнок тоже подключается к объяснению. – Шлем виртуальной реальности – это очень крутой гаджет, он нам очень пригодится…
Напротив магазина «Дайвер Лайфхак» нет живых деревьев. Там пластиковая имитация, опутанная мелкими лампочками. Зимой в темноте очень красиво смотрится. Странно, что не использовали голограмму, для солидности могли бы уж разориться.
И вот опять это «кстати»… Разве шлем это гаджет? Вы хотели бы надевать ГАДЖЕТ на голову? Шлем – это наш будущий дивный дивайс! Само слово «дивайс» вам понятно? Вот мой старший ребёнок часто говорит мне, практически дословно:
– Папа, тебя никто не поймет. Сейчас говорят по другому. Надо говорить – гаджет. Сказать «устройство» – это не совсем правильно, устройство бывают разные. Лифт или чемодан – тоже устройства. Шлем ВР – это гаджет, а слово «дивайс» все давно забыли…
И что тут возразишь? Что гаджетом хорошую вещь не назовут? Ну вот, например, искал я как-то племяннику (чуть старше моего ребёнка) подарок. Давно. Пожеланий каких-либо он не высказал, лучше сюрприз – говорит. Что-то этакое-разэтакое было мне не по зубам (или не по деньгам). Однако после долгих поисков нашел диковину – махонький пылесос. Подключается ко всем информационным устройствам, к тому же коммуникатору можно подключить или шлему. И что им делать? Усы после стрижки или домашние тапочки пропылесосить можно… (Думаете, что я смеюсь? – Да так в инструкции было написано). Ненужная, в общем, вещь, но прикольная. Это вот разве – гаджет? Не-ет, говорите что угодно, но это именно дивный дивайс во всём своём ироничном многообразии. Вот. Двоеточие, закрывающая скобка.
…но в главном-то мой ребёнок прав – мне не очень-то понятен мир, в котором живу…
– Так вот, – продолжаю я, – в коммуникаторе изображение создаётся из воздуха, который как бы делается видимым, ну плюс ещё звук. Там нет ни запаха, ни других ощущений. То есть то, что мы видим и слышим, воспринимается нами через глаза и уши. Шлем же работает напрямую с мозгом…
Конечно, «Дайвер Лайфхак» не единственный магазин (магаз, как говорит моя дочь), где можно было бы приобрести наш планируемый… Входим. Стеклянные двери, понятно, должны раздвигаться при нашем приближении… Ан, нет – они исчезают! Мгновенье ошеломления. Да вот же она: требуемая голограмма. Классно сделано! Давно здесь не был.
Огромные залы. Куча всякой техники. Обычно, если упоминается корпорация, то показывают удивительной красоты девушек, которые там всюду ходят. Что-то ничего подобного здесь не наблюдаю. Хотя это магазин, а не головной офис.
Отдельный зал под шлемы не выделили, но это и понятно. Витрина, но большая и серьезная. Замираем перед ней, и тут же рядом будто бы из воздуха материализуется молодой человек. Знаю, что ритуального впаривания не избежать, поэтому не даю парнишке даже шанса начать разговор:
– Здравствуйте. Мы хотели бы приобрести шлем виртуальной реальности. Что вы можете нам посоветовать?
Оглядываюсь. Вокруг всё больше молодые люди в униформе. Ага, в наличии есть и девица. В соседнем зале. Даже рыжая, как в рекламе, хотя фигурой-то могла бы быть и пофигуристей. Она впаривает богатым товарищам капсулы ВР, то есть стоит и скучает… А вот наш парнишка приступает к отработке зарплаты:
– Рад приветствовать вас! Спасибо что посетили наш салон. Здесь лучший выбор бытовых и развлекательных информационных устройств. Вас интересует шлем? Вот на витрине показана вся линейка доступных для покупки шлемов виртуальной реальности…
– А почему они все одинаковые? – моя дочура неожиданно проявляет наблюдательность.
А и правда! Лежат в разных положениях, разные наклеечки на них имеются, но внешне они практически неотличимы друг от друга.
– Как хорошо, что вы это заметили, – почему то обрадовался продавец. – В железе, как говорится, или конструктивно все шлемы ВР идентичны. Их выпускает только наша корпорация и это строго контролируется государством. После той известной истории с китайцами, сами понимаете…
Да-а, что уж тут понимать? Идея использовать человеческий мозг в качестве вычислительных мощностей сначала казалась гениальной. И перспективной. И вроде как безопасной… Подумаешь, пара овощей из каких-то ну очень важных америкосов, да десяток случаев в Европе… Всё в рамках статистики! Но это оказалось не так. Оказалось, что не выдерживает наш мозг такой эксплуатации. Максимум год можно протянуть. И вот решение каких-то невероятных задач, и какое-то совершенно небывалое обновление ныне легендарной китайской игрушки, и корейцо-японцы с их абсолютно невероятной анимешной Ромашкой виртуальных миров – всё долгожданное и обещанное накрылось медным тазом, то есть – вмиг. Вообще, тёмная была история… Перед мешками ожидаемых денег, думаю, даже сотни пускающих слюни значительных отпрысков не имели бы значения. Но человечество, или власть имущие, или кто там решения принимает – очень чего-то испугались. Чего – так и осталось неизвестным. Человечеству, естественно. Я очень хорошо помню вдруг возникшую тогда атмосферу, оголтелые информационные дискуссии. Интересно, что теперь, говоря об этом, упоминают почему-то только китайцев. Но длилось это недолго. Случилось чудо? Наверное. Европа тоже научилась ваять вирт! И очень даже научилась, как потом выяснилось. Корпорация, в чьём магазине мы сейчас находимся, яркий пример этому. Лично я о ней услышал именно в то время, и даже немножечко с ними посотрудничал. Но эту историю я вспоминать не люблю. А нынешний вирт стал называться вирт2. В чём отличия? Ну, можете пошуровать в Сети. Только кому это сейчас интересно…
– Отличие шлемов ВР заключается, как говориться, в мозгах! – продолжал свои объяснения парнишка. – То есть в программном обеспечении. И в месте производства, то есть – в качестве комплектующих. Самые дешевые, естественно, производят на заводах азиатского региона. Но это только под заказ, сами понимаете. Есть сертификаты соответствия как нашим, так и европейским нормам виртуальности, гарантии безопасности…
Я отрицательно покачал головой.
– А насколько модели отличаются по цене? – спросила жена.
– Не очень значительно. На несколько тысяч максимум.
– А наши или европейские модели есть? Где они?
– Конечно! Вот! Отечественная модель, – он показал на хреновину, красующуюся на витрине. – Корпус произведён на подмосковном заводе, есть варианты с других отечественных предприятий, мозги полностью разработаны компанией РосСофтТехника. Кстати, эта же компания единолично отвечает за русификацию и адаптацию мозгов всех европейских моделей. По цене дороже азиатов, но дешевле европейцев. На втором месте по популярности.
– А кто на первом?
– Европейская модель. Производится в Германии без привлечения эмигрантов. Есть модель с привлечением, есть британское производство. Тоже без привлечения. Самая дорогая модель. Но её очень хвалят, – а вот здесь парниша встрепенулся, как будто что-то вспомнил. – Кстати! Как вы собираетесь его использовать? Автономная работа вне сети предусмотрена? Я имею в виду вне электрической сети, конечно. Ну, то есть гонки за покемонами или реалрозыски планируются?
Се-е-еть! Ещё одно понятие новых реалий! И ведь не объяснишь молодым, что наше старое, может быть, даже древнее, толком и не договорились как называть-то: всемирная паутина, www, Internet или просто «инет» была, конечно, не столь блестяще организована, но в своём бардаке, пожалуй, была поинтересней нынешней единой Сети. Хотя бесплатная связь с любой точкой мира… Да-а, тут крыть нечем. А вот вопрос: с чего это такая буржуинская благотворительность?.. Чем за неё заплатило человечество?.. Точка с запятой, закрывающая скобка, уходим с темы… Гамовер.
– В этом шлеме что, покемонов гонять можно? – заинтересовалась дочь.
– Нет, – я улыбнулся. – Подобных развлечений не планируется. Эксплуатация только в домашних условиях.
– В радиусе до двадцати метров тоже можно покемонов погонять… – как бы между прочим обронил парень. – Без дополнительных батарей. Кстати, цена шлема ВР без них на тридцать процентов ниже.
А то я этого не знал!
– Между прочим, рекомендую приобрести программу «Найди». Очень полезная и стоит недорого.
«Найди». Попытаюсь запомнить…
– Думаю, не будем оригинальничать. Немецкую без эмигрантов и батарей давайте. Никакой внешней стилизации тоже не нужно.
Модель-то, собственно, я выбрал заранее. А про стилизацию не спросил, парниша. Молодой ещё, неопытный. И хорошо, что не спросил. А то дочь завопила бы, что хочет шлем-голову кошки со светящимися ушками.
– Отличное решение. Я сам пользуюсь именно этой моделью…
Ну да, именно этой и только ею – грамотный маркетинг наше всё! Хотя нет, парнишку я недооценил: просёк, что купим мы именно здесь и сейчас, а стилизация – это под заказ.
– Роды! – внезапно заявила дочь. – Я в тубз хочу.
Роды – это родители, тубз – ну тоже понятно…
– Может быть, мне не только субкультурные термины объяснять? – в изложение событий влазит Сноска. – Я умная, я всё могу объяснить.
– Не думаю, что это необходимо, – отвечаю ей. – У читателей тоже дети есть, уж разберутся они как-нибудь, что там ребёнок лопочет…
А Катерине говорю строго:
– Ребёнок! В общественных местах желательно говорить что-то типа «мне срочно нужно кое-куда» или «хочу попудрить носик…»
– Ну ты, папа, скажи ещё: губы намазать. На улице же нет ветра.
Кажется, моя попытка воспитательно пошутить была неудачной и осталась непонятой… Или, может быть, дочь тоже воспитательно пошутила?
– Пойдёмте, оформим покупку вашего нового дивайса.
Пауза. Осознаю фразу нашего продавца… И даже возликовал внутренне: ага! Не все слово такое не знают! Есть, есть ещё очень странная молодёжь! Ну и в итоге мы с сыном отправились оплачивать и транспортировать, а дамы – тоже по своим делам.
– Связь с силовой сетью беспроводная? – уточняет парнишка. – Не уверен, что в данный момент в хранилище есть такие модели, товар новый…
Точно! Это же последний писк! Недавно появились в продаже. Мощность невелика, радиус ограничен, но на квартиру должно хватать вроде. Отвечаю:
– Естественно, беспроводная. Цена там сильно отличается? Радиус какой? И как оно в плане надёжности, кстати?
– Цена на три тыщи дороже, радиус около десяти метров с препятствиями, по надёжности статистика не накоплена, но жалоб на отказы за две недели пока не было. Проходите, оформляйте. Пока не оплачивайте, посмотрю: есть ли ваша модель в наличии.
Три тысячи… Они, конечно, не лишние… Да даже в плане общей траты немало… Но с другой стороны – я ж студентам об этом способе рассказываю, а сам и не видел никогда. Нет, надо только такой шлем брать, заодно и присмотрюсь. Заявлениям, что расход электроэнергии при беспроводном питании практически не повышается, как-то не верится. Не из воздуха же берут дополнительную мощность на преобразование. Это физика, её не обманешь. Мы ж не в виртуальности…
Нужная модель нашлась, слава богу. И даже не с витрины.
– Пакуйте!
– Ну что, ребёнок, – обращаюсь я к старшему. – Рад, что у нас такая штука будет? Пригодится?
– Да, пап. Это круто. Я знаю, где шлем можно использовать. Да и поиграть интересно будет.
– Только не увлекайся особо. Что интересно, согласен, но времени напрасно много уходит. Не знаю, конечно, как игры будут в шлеме восприниматься, но спрашивай, если что. Вдруг чего дельное подскажу…
– Хорошо.
…хорошо… Сказано таким тоном, что понятно – ничего спрашивать не будет. Могу ли я знать то, чего нет в гайдах и форумах? Наверное, нет. Опыт у меня устаревший. Сейчас даже вместо чтения заданной литературы ограничиваются прослушиванием краткого содержания от любимых современных гуру. Зачем усложнять?
Пауза…
– Сноска! Ау!
Мой новоиспечённый персонаж спохватывается:
– Ай! Гайд – это пошаговый рецепт конкретного результата. Справочное руководство. Слово «форум» пояснять не буду.
– Ты там спишь, что ли? Внимательней за текстом следи. А кто такие «гуру» объяснишь?
– И про этих ничего не скажу. Не люблю я их!
Люблю, не люблю. Капризная какая.
Всё! Есть покупка!
А потом мы ели пиццу! Точнее, пиццы! Ещё точнее – много одиночных кусочков всяких разных пицц. И итальянскую с сыром и колбасой, и европейскую, и карбонару, и мясное ассорти, и четыре сыра, и пепероне, и ещё какие-то… Я с кофе, ребёнок с соком, другой ребёнок с колой, жена с жасминовым чаем. Потом ещё ели жаренные пельмени, куски курицы в кукурузных опилках, картошечку фри. И всякие десерты. Не верите? Ни одна нормальная семья всё это сожрать не способна, да? Это так, согласен. Но если очень-очень хочется… А «остатки роскоши» с собой можно унести. Не каждый день так едим…
– Так вот, дочь, – я решил продолжить уличный разговор, – шлем работает на совершенно ином принципе, чем коммуникатор. Уже достаточно давно китайцы открыли или реализовали возможность вневременного переноса информации. В любых объёмах. Представляешь – была информация в одном месте, и вдруг – бац! – она исчезает и появляется в другом. Мгновенно! Скорость передачи информации, если честно, была самой большой проблемой. Раньше. А вот снимать информацию с мозга уже умели. Оставалось только научиться её обратно в мозг передавать. Как это сделали, врать не буду, толком не знаю. Но года через два появились первые шлемы виртуальной реальности. И возможности их использования были самые невероятные.
– Ну что с этим шлемом делать-то можно? Конкретно, – требовательно спрашивает дочь.
– Да это просто крутой навороченный коммуникатор, – заявляет старший.
– Можно смотреть фильмы, – поясняю я, – как бы присутствуя в том месте, что показывают. Можно виртуально путешествовать, что нашей маме, как мне кажется, понравится. И учиться, надеюсь, тебе станет гораздо интереснее.
– А я смогу играть с ним в мой любимый Макрокрафт?
Да, дочь у нас большая поклонница этой игры. Как и её друзья и подруги. Надо же! Казалось бы: сейчас есть куча более совершенных игр, но вот нет… Жив, курилка! И даже процветает.
– А вот в Макрокрафт, – вклинился старший, что тоже в своё время много в нём повозюкался. – Играть тебе станет ух аж как здорово!
– Но не больше двух часов в день! – это опять я со своим занудством. – И чтоб никакого плакса, потому что деревом по башке будет бить, как по-настоящему. И киркой можно как бы пораниться. До крови. И палец молотком отбить.
– Правда что ли? – испугалась дочь.
– Папа, как всегда, шутит, – вздохнула жена. – Если все поели – то поехали домой.
Шутить с детьми особенно опасно. Однажды, когда мой старший ребёнок ещё был единственным, у нас в гостях находился его тогдашний товарищ вместе со своей мамой. Взрослые пили чай в большой комнате, разговаривали, дети тут же игрались. Разговор зашёл про старые времена, про бывшую страну… А этот мальчик услышал и очень заинтересовался:
– Как вы можете это помнить? – спросил он. – Ведь это было тысячу лет назад.
Ну и кто дернул меня тогда за язык?!. Я этак небрежно… как бы между прочим… многозначительно, короче, так говорю:
– Ну да. Это было в прошлом тысячелетии. Но мы, эльфы, очень долго живём…
Глупость? Естественно! Но не для ребёнка. Он по инерции начал спрашивать было дальше:
– Но разве вы…
И тут я увидел в его глазах ПОНИМАНИЕ. Знаете, не такое понимание, когда ты орёшь на ребёнка:
– Немедленно выключи эту дребедень! Чистить зубы и спать!..
А понимание другое:
– Мамочка! Папочка! Смотрите: из пластилина можно лепить не только шарики и колбаски, из него можно смастерить целый ДОМИК!
Вот и попробуйте после этого убедить ребёнка, что настоящий дом из пластилина слепить нельзя. Так и в той истории – ничего не помогло: и его мама, и моя жена, и я сам говорили, что дядя просто глупо пошутил, что было-то это не так уж и давно, что многие это ещё помнят, и даже папа его наверняка помнит, а уж воспоминания его бабушки никаким эльфам даже не снились… Но не очень-то он в это поверил, как мне кажется. А потом, ещё года два или три, встречай меня, смотрел очень подозрительно.
И мне почему-то до сих пор вроде как стыдно за эту шутку… А когда своего ребёнка обманывал некой Большой Зелёной Игрушкоедкой, которая, видите ли, любила кушать разбросанные по комнате игрушки – то и не стыдно ни капельки. Ну вот где логика?..