Мы должны понимать свободу и силу выбора, которые Бог дал человеку. Бог поместил Адама и Еву в райский сад и дал им возможность выбирать: есть от дерева познания добра и зла или не есть от него. Бог сказал народу Израиля: «Я предложил вам жизнь и смерть, но выбор за вами» (Втор. 30:19, перефразирова-но). Меня всегда удивляет, как люди пытаются перело-жить вину за свой выбор на других. Бог не принимает оправданий за наш неправильный выбор, поскольку Он был Тем, Кто дал нам власть выбирать.
Поскольку союз − это связь между Богом и людьми, показывающая, как Бог относится к нам и как люди должны относиться к Нему, мы должны выбрать, по какому союзу будем жить. Одна из причин, почему люди привносят в свою жизнь так много идей Ветхого Союза, заключается в том, что они не понимают, что союз всегда предполагает выбор.
Бог есть Тот, кто предлагает союз и приглашает людей вступить в него, но люди должны сами выбрать. Вы не можете жить (общаться с Богом) по двум Союзам одновременно и наслаждаться Его добротой, милостью и благословениями, которые Он уже дал вам во Христе. Это все равно, что быть женатым на двух супругах, одна из которых замечательная, а другая злая и ужасная, а потом жаловаться, что в вашей жизни так много подлости. Что касается нашей христианской жизни, мы должны выбрать, примем ли мы Божье предложение Нового Союза или нет. Мы не можем жить одновременно Ветхим и Новым Союзом, но многие христиане так и поступают. Мы должны полностью отвергнуть один и принять другой.
Как видно из предыдущей главы, нет смысла выбирать жить по Ветхому Союзу, поскольку он никогда не предлагался нам, христианам, а только Израилю. Мы всегда должны помнить, как действует союз, а именно, когда более сильный партнер предлагает его более сла-бому партнеру. Нет места для переговоров. Единственный выбор у более слабого партнера − принять или отклонить союз.
Эту истину важно запомнить, потому что это оначает, что мы не можем выбирать, как получить что-либо от Бога, поскольку Он есть Тот, Кто устанав-ливает условия.
Так как у людей есть свобода выбора, многие из них по-прежнему предпочитают жить по Ветхому Союзу, хотя он никогда не предназначался для них. К сожалению, последствия являются разрушительными в их повседневной жизни, и Бог не может изменить их выбор или его негативные последствия.
В Луки 5:36-39 Иисус говорит о Ветхом и Новом Союзе:
При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропа-дут; Но молодое вино должно вли-вать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: «старое лучше».
Когда мы смотрим на контекст этой притчи, мы ясно видим, что Иисус не заботится об одежде, вине или мехах. Это была притча, и Его слова следует понимать символически. Нам нужно задать себе вопрос: «Кому Иисус сказал эти слова и почему?» Иисус говорил с фарисеями − учителями Закона, жившими строго по Ветхому Союзу. Они старались неукоснительно соблюдать все 613 заповедей, чтобы обрести праведность перед Богом и произвести впечатление на своих собратьев. Затем они также добавили множество своих собственных человеческих законов, называемых преда-ниями старцев. Они передавались из поколения в поко-ление и имели большое значение в их среде. Для этих религиозных, законнических людей предания старцев были даже важнее заповедей Бога. Иисус показал это в Евангелии от Матфея 15:1-3:
Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: Зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы пре-ступаете заповедь Божию ради предания вашего?
В седьмом стихе Иисус называет их лицемера-ми, а в девятом стихе Он заключает, что они учат док-тринам, которые, по сути, являются заповедями челове-ческими. Этим людям Иисус рассказал притчи о новом вине и старых мехах, а также о новой заплатке на старой одежде. Эти люди не только строго жили по Ветхому Союзу, но и постоянно обижались на Иисуса. Эти притчи были ответом на их жалобы на учеников, потому что те ели и пили с грешниками. Давайте посмотрим на контекст притчи о новом вине/старых мехах, чтобы понять, что Иисус пытался сказать:
После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбо-ра пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив все, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угоще-ние; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не пра-ведников, а грешников к покаянию. Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? ЛУКИ 5:27-33
Здесь мы видим спор между людьми, которые жили под Ветхим Союзом, и Иисусом, который пришел, чтобы скрепить Новый Союз. Данная притча се-рьезнее, чем многие полагают. Иисус пришел, чтобы принести Новый Союз, который был оскорбителен для фарисеев, потому что он был таким радикально новым и иным. Они постились, чтобы произвести впечатление на людей и что-то заработать у Бога, пока Иисус и Его ученики ели с грешниками. Иисус сказал им: «Я не могу смешивать Старое с Новым». Если бы Он сделал это, все было бы потеряно. Иисус представлял Новый, а фарисеи − Ветхий Союз. Они хотели, чтобы ученики и Иисус все еще жили по Ветхому Союзу, но Иисус отказался. Иисус сказал, что если смешать эти два Союза, все будет потеряно.
Как предупреждение Иисуса относится к нам сегодня? Если вы привнесете в свою жизнь какую-ли-бо часть поведения или мышления Ветхого Союза, вы
потеряете благословения Нового Союза. Мех для вина лопнет и все будет потеряно. Что лежало в основе Ветхого Союза? Основой было желание заслужить благословения Божьи, повинуясь Закону. Если вы делаете что-либо, будь то пост, раздача денег, чтение Библии, служение Богу, молитва или любое другое доброе дело, чтобы снискать благосклонность Бога и заслужить Его благословения, то у вас лопнул бурдюк с вином, и вы потеряли хорошее молодое вино. Поэтому мы должны решительно отвергать каждый аспект Ветхого Союза.
Иисус закончил эту притчу интересным утверждением в стихе тридцать девятом, когда сказал: «И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше». Как Ветхий Союз может быть лучше, чем Новый Союз? Этот вопрос возникает у многих людей, когда они читают эту притчу. Иисус никогда не говорил, что старое вино лучше, чем новое. Вместо этого Он сказал, что те, кто пил старое, не сразу захотят нового.
Это то, что я вижу постоянно. Христианам, которые жили под влиянием Закона и Ветхого Союза, очень трудно принять Новый Союз. Их безопасность заключалась в их собственных делах и праведности, поэтому их немедленной реакцией является отказ от нового вина. Как только они по-настоящему вкушают удивительный Новый Союз, они с радостью оставляют Ветхий.
По моему личному мнению, величайший грех, который я когда-либо совершал в своей жизни, это грех самоправедности. Самоправедность − это типичное поведение в Ветхом Союзе, при котором человек пытается наладить отношения с Богом на основе своего поведения и результатов своей деятельности. Самоправедность настолько глубоко укоренилась в жизни человека, что часто ее трудно обнаружить. Поскольку это типичное поведение Ветхого Союза, то оно выглядит так, будто пришиваешь кусок новой заплатки к старой одежде. Решение проблемы самоправедности в Новом Союзе состоит в том, чтобы принять праведность Иисуса Христа одной лишь верой.
Самоправедность проявляется впервые еще до того, как появляется Закон и Ветхий Союз. В Эдемском Саду, когда люди согрешили, их глаза открылись, и они увидели свою наготу. Мы можем видеть, как они спра-вились с этим и какое решение принял Бог в Бытие 3:7:
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
Прежде чем внимательно рассмотреть данный стих, напомню, что для понимания Библии и правильной ее интерпретации, важно учитывать определенные правила. Во-первых, есть то, что называется законом первого упоминания. Он просто означает, что если вы хотите понять что-либо, вы должны найти место, где эта тема упоминается впервые во всей Библии. Первое упоминание даст ключ к пониманию того, что Бог пытается сказать. Во-вторых, Библия много говорит через образы и символы. Например, жертва чистого и совершенного агнца, которую Бог требовал от Своего народа, чтобы были покрыты их грехи, была прообразом Иисуса Христа, чистой и совершенной жертвы за наши грехи.
В Бытие 3:7 впервые упоминается тема фиговых листьев, где описывается, как Адам и Ева прикрывают свою наготу. Не было никакой перемены в сердце, они просто внешне прикрыли свое собственное представление о том, как они выглядят. Раньше они были наги, но стыда не было, потому что их сердца были чисты. Божий ответ заключался в том, чтобы покрыть их ко-жей убитого животного. Сколько бы мы ни старались прикрыть себя своими добрыми делами, этого не будет достаточно перед Богом. Кто-то невинный должен был умереть, а именно, Иисус Христос, чтобы покрыть нашу наготу. Мы также видим это, когда Иисус проклял смоковницу в Евангелии от Матфея 21:18-19:
Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
Почему Иисус проклинает дерево, которое создал Бог? Фиговые деревья уникальны тем, что одновременно появляются и зрелые листья, и спелые плоды. Был внешний признак, но не было настоящего плода, именно такой является самоправедность − листья, но нет истинной праведности. Иисус не может принять самоправедность, потому что она отвергает Его совершенную праведность.
Если мы посмотрим на свою собственную жизнь, то увидим, что, когда мы делаем что-то не так и обнаруживаем свою собственную наготу, мы быстро пытаемся компенсировать это своими собственными добрыми делами. Разве это не самое большое желание падшей человеческой натуры? Я помню, как друг рассказал мне, что когда он приносил цветы своей жене, ее первым вопросом был: «Что ты натворил?» Она сразу думала, что он сделал что-то не так и пытался прикрыть это своими добрыми делами. Как бы печально это ни звучало, но это очень распространено в жизни большинства людей, просто выражается в разных формах.
Поскольку самоправедность − это типичное выражение Ветхого Союза, мы должны отвергать ее изо всех сил. Каким было Божье решение для человеческой ошибки и наготы? Бытие 3:21 говорит нам: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их».
Божье решение состояло в том, чтобы убить невинное животное и прикрыть наготу людей его ко-жей. Вот первая иллюстрация Нового Союза в Библии. Помните, союз − это связь, которая определяет, как Бог обращается с нами, и как мы взаимодействуем с Ним. Прямо там, в Эдемском Саду, Бог ясно выразил Свое стремление к Новому Союзу. Христос покрывает нашу наготу, Он − ответ на наши неудачи, потому что Он стал нашим Союзом. Мы больше не общаемся с Богом через свое поведение или добрые дела, но только через смерть Иисуса Христа! В тот момент, когда мы начинаем верить в то, что Бог должен нам что-либо, основываясь на наших делах, мы возвращаемся к менталитету Ветхого Союза и теряем все преимущества и благословения замечательного Нового Союза.
Иаков говорит нам то же, что Иисус сказал в своей притче о мехах, но используя другие слова, чтобы проиллюстрировать одну и ту же истину: мы не можем смешивать Закон и Благодать − Ветхий и Новый Союз. Мы не можем выбирать, какие части какого Союза мы внедряем в свою жизнь, одновременно пользуясь всеми благами Нового Союза. В тот момент, когда мы добав-ляем в свою жизнь части Ветхого Союза, последствия неизбежны. Давайте посмотрим на следующее место Писания из Иакова 2:10-11, которое делает его очень ясным:
Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не пре-любодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
Если вы принимаете решение заслужить что-то у Бога, соблюдая Закон, вы должны понимать, что вам нужно соблюдать весь Закон каждое мгновение каждого дня. Если вы потерпите неудачу хотя бы один раз, будь то в мыслях или на деле, вы нарушите весь Закон и, следовательно, больше не будете заслуживать Божьих благословений. Я проповедовал в Сан-Паулу, когда Бог дал мне слово знания о сверхъестественном восстановлении и исцелении раздробленного колена одной из прихожанок. Одна женщина ответила, что это про нее, но ничего не произошло после того, как за нее помолились. По побуждению Святого Духа я почувствовал, что проблема с самоправедностью не позволяет ей получить свое чудо. Я попросил ее повторить за мной, что она вполне достойна исцеления независимо от своих собственных дел. Оно зависит только от жертвы на кресте. После этого эта женщина получила исцеление.