Сказано в 1976 году. – Прим. греч. изд.
Старец имел в виду местность от монастыря святого Павла до Вйглы, поскольку только эта часть пока осталась без автомобильных дорог. – Прим. греч. изд.
Эпит́р– горный район Северо-Западной Греции, где прошли детство и юность преподобного Паисия Святогорца. – Здесь и далее, если иного не оговорено, примечания переводчика.
Макра́кис Апо́столос (1831–1905} – греческий богослов, отколовшийся от Православной Церкви; зачинатель религиозного обновленческого движения.
Лк. 1:46–47.
См. Быт. 27:4.
Любоче́стие (греч. φυλότιμο) – великодушие, расположенность к жертвенности, презрение к материальному ради нравственного или духовного идеала.
Кали́ва (греч. καλύβα—хижина) – небольшой отдельно стоящий домик, где живут один или несколько монахов. Калива не имеет собственной земли.
Соблюдение девятого часа – полное воздержание от пищи и воды до окончания вечерни, которая совершается после чтения девятого часа. В зависимости от времени года девятый час на Афоне может начинаться от 14 до 19 часов по афинскому времени.
Да́фни – основной порт Афона.
Протдт– 1) Священный Кино́т, верховный орган самоуправления Святой Горы; 2) соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, находящийся рядом со зданием Протата в Кариес.
Иеродиакон Дионисий (Фирфири́с; 1912–1990) – искуснейший исполнитель византийских церковных песнопений.
См.: Паисий Святогорец, при. Слова. Т. 4. Семейная жизнь. М.: Орфограф, 2018. С. 191–192.
См. Мф. 25:1-13. Это чтение положено на память первомученицы Феклы.
См. Мк. 5:25–34. Это чтение предписано на память великомученицы Варвары.
См. Достопамятные сказания. Об авве Антонии, п. 25.
Лк. 2:52.
См. Новый Афонский патерик. Т. 1. М.: Орфограф, 2013. С. 99.
В Греции причащающийся сам держит плат, а другой конец плата зажат у священника в руке, которой он держит Святую Чашу.
См. о нём: Паисий Святогорец, при. Отцы-святогорцы и святогорские истории. С. 65–75.
«Наказуемый здесь за свой срам вкушает своей геенны». См.: Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 71. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 436.
Особножи́тельный (идиоритми́ческий) монастырь – обитель, в которой братия не выбирают общего игумена, следуют индивидуальному порядку в духовной жизни и материальном обеспечении себя.
Из-за отклонений от строгости монашеской жизни, которые были в некоторых особножительных монастырях, их имя стало нарицательным.