Примечания

1

Ис. 2:2.

2

Ке́лия – 1) отдельно стоящий дом с церковью, где подвизается один или несколько монахов; 2) комната монаха в монастыре. – Здесь и далее, если специально не оговорено, примечания редакции.

3

Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 74.

4

См.: Иез. 37:1–10.

5

Соблюдение девятого часа – полное воздержание от пищи и воды до окончания вечерни, которая совершается после чтения девятого часа. В общежительных монастырях Святой Афонской Горы в ходу так называемое «византийское время», когда заходу солнца соответствует 00:00. Соответственно, в зависимости от времени года девятый час и вечерня могут начинаться от 14 до 19 часов по европейскому времени. В скитах и на кельях византийское время обычно не используется и вечерня весь год совершается около 16–17 часов по европейскому времени.

6

Карие́с (Каре́я) – посёлок на северо-западном склоне афонского полуострова, «столица» Святой Афонской Горы, её административный центр. Помимо множества монашеских келий, в Кариес расположены Священнный Кинот и Эпистасия Святой Горы, представительства (конаки) 20 общежительных афонских монастырей, резиденция губернатора, полиция, почта, пожарная охрана, медицинский пункт, магазины и т. п.

7

Да́фни – главный порт Святой Афонской Горы на юго-восточной стороне афонского полуострова, место расположения афонской таможни и подразделения береговой охраны ВМФ Греции.

8

См.: Еф. 2:19.

9

См.: Мф. 7:14.

10

Идиоритми́ческий, т. е. особножительный, монастырь по уставу сильно отличается от общежительного (киновийного) монастыря. В идиортимическом монастыре братия не выбирают игумена, могут иметь личную собственность, собираются на общую трапезу только по праздникам, получают от монастыря деньги за послушания. Последний идиоритмический монастырь Святой Горы (Пантокра́тор) был преобразован в общежительный в 1992 году.

11

Здесь в греческом тексте εύχή обозначает краткое прошение, многократно произносимое при молитве по чёткам, преимущественно это молитва Иисусова, но может быть и молитва ко Пресвятой Богородице, Ангелу-хранителю, святым, молитва об усопших. Здесь и далее εύχή мы переводим как «молитва Иисусова».

12

В июне 1963 года торжественно праздновалось 1000-летие монашества на Афоне, в праздновании принимали участие представители многих Поместных Церквей.

13

Рим. 8:33–34.

14

См.: Мф. 13:52.

15

Миссоло́нгский проры́в – одна из героических страниц Освободительной войны Греции 1821–1829 годов. В Вербное воскресенье 10 апреля 1826 года около 3 000 греческих бойцов, женщин и детей прорвали блокаду города Миссолонги, осаждённого 50-тысячной армией турок и египтян. Почти все жители погибли во время боя и резни, учинённой ворвавшимися в город турецко-египетскими войсками.

16

Кали́ва (греч. καλύβα – хижина) – небольшой отдельно стоящий домик, где живут один или несколько монахов. В каливе обычно нет храма, калива не имеет собственной земли.

17

В греческой Церкви исповедовать может не каждый священник, а только тот, над кем архиерей совершил хироте́сию в духовника. В духовники избираются наиболее благоговейные священники, обычно старше 40 лет.

18

Акри́вия (греч. ἀκρίβεια – точность, строгость) – принцип отношения к священным канонам, монашеским правилам и установлениям и вообще к Преданию Церкви с позиции строгой определённости и ненарушимости.

19

Э́мон – одно из предгорий Афонской вершины.

20

Ἀπό τόν κῆπο τοῦ παπποῦ. Ἔκδ. τό Περιβόλι τῆς Παναγίας, 1994. Σελ. 71–74.

21

Согласно с живым и многократно подтверждённым святогорским Преданием, существуют семь или, по другим вариантам, двенадцать монахов, которые живут в предгорьях Афонской Горы. Эти монахи ведут совершеннейшую аскетическую жизнь и постоянно молятся за весь мир. Когда один из них умирает, его место замещает кто-то другой, и таким образом их количество остаётся неизменным. «Обнажёнными» они называются в переносном смысле, поскольку облачены в старые рваные рясы, а невидимыми – так как по благодати Божией они обычно сокрыты от людских глаз. – Прим. сост.

22

По святогорской традиции тело усопшего монаха через три года после кончины достают из могилы и складывают кости и череп в усыпальнице.

23

По афонской традиции считается, что жёлтый, восковой цвет останков монаха свидетельствует о его угождении Богу.

24

Ке́лия свято́го Петра́ – келия в высокогорной и труднодоступной местности, на полпути от Катунак к Афонской вершине.

25

Ἐπισκόπου Ροδοστόλου Χρυσοστόμου. Πόθος καί χάρις στόν Ἄθωνα. Ἅγιον Ὄρος, 2000. Σελ. 221.

26

Даты приводятся по церковному календарю (старому стилю).

27

Ку́коль, на́метка – покров из лёгкой чёрной ткани, часть головного убора монахов. В отличие от русской традиции, в Греции куколь не пришивается к камилавке, а надевается поверх неё на богослужении и трапезе.

28

Ге́ронда (от греч. γέρων – старец) – почтительное обращение к духовному лицу.

29

Кти́тор (от др. – греч. κτίζω – строю, созидаю) – основатель монастыря либо благодетель, чьими усилиями была построена (восстановлена) обитель.

30

Ἐπισκόπου Ροδοστόλου Χρυσοστόμου. Πόθος καί χάρις στόν Ἄθωνα. Σελ. 222.

31

25 драми составляют 80 грамм.

32

Иосиф Исихаст. Выражение монашеского опыта. / Пер. иером. Симеона (Гагатика). ТСЛ, 2006. С. 70–71.

33

Проэста́мен – один из нескольких монахов особножительного монастыря, координирующих общие административно-хозяйственные вопросы обители.

34

О́ка – мера твёрдых и жидких продуктов. 5 ок масла составляют примерно 6 литров.

Загрузка...