Встреча с данностями бытия, которые преданно ждут нас


От них часто пытаются безуспешно убежать. Безуспешно, во-первых, потому что это данность жизни, которой мы имеем счастье-несчастье жить, и во-вторых хоть они и в жизни, но внутри нас, а от себя как известно и в гробу не спрячешься.

Для справки, их открыл Ирвин Ялом и их четыре, во всяком случае, по его авторитетной версии. Вот они родненькие:

Бессмысленность.

Свобода.

Одиночество.

Смерть.

Чем старше становится человек, имеется в виду зрелость, а не календарный возраст, тем серьёзней и неизбежней (откуда-то пришло "неистовей") встреча с ними.

А давайте начнем со смерти. "Если хочешь научиться красиво жить, давай сначала научись умирать" (Б.Г.). Есть мнение, с которым, если по честноку, нельзя не согласиться: даже те, кто искренне верит и хочет попасть в рай, не хочет для этого умирать. Потому что это капец как страшно, вот очень при очень, можно бы здесь было не элитно ругаться, самое тому место. И мы на группе с экзистенциальными данностями работаем, получается.

Разрешу себе вслух вспомнить случай из своей многогранной жизни. Отдыхали мы на берегу океана, и чёрт меня дёрнул полезть на скалу, молод был и горяч. Залез хорошо так, высоко в смысле, и тут понимаю, что не могу ни дальше лезть, ни вниз спуститься, прижался к скале и думаю, ну всё – звиздец, жутко так… потом решил ползти наверх и, как вы понимаете, получилось. Взобрался, а там заброшенное кладбище… тут-то всё и почувствовал, если понимаете о чём я.

Со смертью у людей отношения разные, бывают противоположные, бывает, что у одного человеку разные на протяжении жизни и противоположные в один момент. Кто-то не понимает и боится даже подумать, другой видит в ней избавление, самурай к ней готовится и считает главным на пути, у нас принято оплакивать и прибывать в печали, а у других праздновать. Смею надеяться, что распространенный в социуме взгляд и табуированность темы не помешает нашему исследованию и возможности смотреть иначе, объёмней.

Мы уже знаем, что одной из сущностных задач позднего возраста является «преодоление страха смерти смыслом». Здесь два момента, которые не просто влияют, но определяют её решение.

Первое. Наша исполненность в жизни. Смогли ли мы реализоваться в жизни, жили ли полно, настоящей, своей (защита от дураков: это не значит безудержно бухать и подобная). Если задача воплощения решена, то страх отступает, потому что ты исполнен (и это конечно труд, и этим людям поклон).

Второе. Может хоть у кого-то купол неба пошатнётся, крайне важный ключ тебе читатель сейчас даётся. Второе – это мой ответ на вопрос «Кто я?». Если я – только тело, если тело, это не вместилище чего-то большего, то тогда страх порабощает и обездвиживает. Эти граждане являются хорошей обратной демонстрацией пословицы «Мудрый человек отличается от глупого тем, что думает о тех вещах, о которых предпочитают не думать».

Напротив, если я – это нечто большее, если моя суть – частичка нетленного, в глубине которого мы едины, тогда смерть теряет власть, и мы можем ей улыбнуться. К слову, знаете, почему ангелы летают? У них душа лёгкая.

Лёгкости тебе духовной, мой благодарный читатель.


Теперь приступим к проработке следующей данности бытия – бессмысленности. Что есть смысл и, главный нюанс, задан ли он изначально или его нужно распаковывать. Смысл – внутреннее содержание, которое присутствует в жизни всегда (часто в виде задачи). Допустим для писателя смысл планшета в возможности делать записи, поиска материала и пр., для заядлого геймера – в играх, а для папуаса? ну покусает он его, орех расколет… как-то так. В ситуации, например, потери супруги, когда там присутствует любовь, для мужа это будет потеря одного из ведущих смыслов; и если ему посоветовать пойти забыться в объятьях других женщин, то может в глаз не получишь, но это не сработает. Почему? Не потому что другие женщины, конечно прекрасные и достойные, лишены смысла, а потому, что он не готов и не желает его для себя распаковать.

Т.е. смысл пронизывает наше бытие и образует его содержание, наполнение, а жизнь становится пустой, когда мы заменяем его суррогатами, псевдосмыслами, чем-то чуждым нам самим. Вникните, псевдосмыслы ведут к псевдожизни, и только к ней.

Придельной концентрацией и генеральным направлением является смысл жизни. И мы уделим ему должное внимание в публикации по эмоциональному выгоранию вообще и в старости в частности. Здесь же хочу отметить, что его нельзя предавать, как у Виктора Цоя – бошетунмай (не продавайся). Лучше накосячить реализуя себя, чем прожить чужую жизнь.

Как мы уже знаем из канала или ещё откуда-то, или сами это поняли, что главной сущностной задачей позднего возраста является «осмысление жизненного пути, его принятие». Настаиваю на следующей позиции, что жизнь абсолютно любого человека имеет смысл, любые её события насколько бы социально неприятными или неудачными они не казались, имеют смысл. Т.е. совсем любая, и наркомана, и миллиардера, и бомжа, и, даже страшно сказать, моя жизнь тоже имеет смысл. И понять это можно если не в любой, то почти в любой её момент.

«Правильная» работа по осмыслению жизненного пути приводит к пониманию, что «жизнь прожита не напрасно». Это понимание не мозга, даже не сердца, а ощущение всем существом, каждым атомом, если позволите. Могу заключить, с излишним пафосом, как профессионал, что любой человек готовый к выполнению очень непростой задачи по распаковке смыслов своей линии жизни способен прийти к заключению, что он не имел ошибки. Твоя жизнь не имеет ошибки, мой дорогой читатель. Это ключевая тема по выходу из порочного круга вины и осуждения преследующая и часто актуализирующаяся в третьей эпохе (старости). Ниже приведу один абзац из своей научной статьи.

Способность к осмыслению (обнаружение, «распаковка» смыслов) мы склонны рассматривать как главный инструмент в решении экзистенциальных задач позднего возраста и, следовательно, напрямую влияющий (даже определяющий) ощущение счастья. Так, распространенная фиксация на какой-либо жизненной ситуации (занимаемой к ней позиции) будет означать неспособность обнаружить её смысл(ы), который «стучится» к человеку в форме «заезженной пластинки» (внешне наблюдаемом как узость восприятия и отстаивании своей «святой» правоты). Например, это могут быть: обида на супруга(у), обвинение ребёнка, несправедливости на работе и др. При слабой способности к осмыслению человек фиксируется в порочном круговороте таких мыслей приводящих к негативным эмоциональным переживаниям, ещё более сужающим восприятие и т.д. по цепочке причина-следствие. В показательной аналогии это будет задача собрать и повесить посудный шкаф, имея в распоряжении сломанную отвёртку. Поэтому так важно «починить» этот «инструмент» и научить им пользоваться.

Сейчас нам просто важно понять, что к задаче по поиску смысла жизненного пути тем или иным образом, так или иначе, неизбежно приходит каждый человек (конечно сознательно и конкретно в такой формулировке она может и не ставится, но постоянно вращающаяся мысль(и) не дающая покоя с вопросами «за что, зачем так, почему со мной и т.п.» – так же является задачей на смысл). И мы её будем решать, и это интереснейшая задача (в т.ч. потому, что она своя и настоящая, это не что-то отвлеченное).

Загрузка...