С одной стороны – приятно, когда государство идет навстречу инвалидам. Организуя для них удобную городскую среду. С другой стороны – любые послабления рано или поздно приведут к злоупотреблениям.
Простой пример – США, где сейчас происходит обратная дискриминация, а афроамериканцы в ответ на любую попытку ограничить свободу действий требуют расширения своих гражданских прав, сопровождая криками «это потому что я – черный!».
А вот случай с противоположного конца земного шара – из России.
В прокуратуру одного из районов города Челябинска приходит жалоба от одного из инвалидов. Жалоба направлена на вполне конкретную сеть аптек и написана настолько грамотно, что не каждый юрист так составит. Нарушения описаны более, чем корректно, с ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты.
Прокуратура, конечно, проводит проверку, однако… однако возникает проблема в том плане, что для доказательства ряда нарушений необходимо провести экспертизу, а данную экспертизу во всей области может провести только одна-единственная организация, определенное объединение инвалидов Челябинской области. Конечно, не забесплатно, а за бюджетные деньги, поскольку заказчиком экспертизы выступает государственный орган.
Экспертиза проведена, проверка проведена, нарушения выявлены, штрафы выписаны. Проходит какое-то время и в эту самую сеть аптек приходит не кто-нибудь, а председатель того самого объединения инвалидов, который доводит до руководства сети, что те нарушения, которые были выявлены – далеко не все. И, на коммерческой основе, он готов дать рекомендации по устранению остальных нарушений, в противном случае прокуратура с проверкой может нагрянуть вновь… а вот у самого главного инвалида, который совсем не инвалид, консультационные услуги в рамках совершенно белого, абсолютно легального договора будут стоить намного дешевле, чем штрафы!
Суть аферы предельно проста. Самый хитрый инвалид самостоятельно выявляет нарушения, составляет жалобу, которую подписывает кто-нибудь из реальных инвалидов, отправляет в прокуратуру. И получает деньги два раза! Первый раз – за экспертизу. Второй раз – за консультационные услуги, поскольку в первой жалобе нарушения указаны далеко не все.
И прогадать с такой схемой попросту невозможно. Даже если жертва откажется от платной консультации – председатель все равно получит деньги во второй раз, с новой экспертизы, правда, не в таком объеме, как за консультацию.