Рус. пер.: Фракасторо Дж. О контагии, контагиозных болезнях и лечении. В трех книгах. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954.
Все даты приводятся по старому стилю.
[Nostradamus]. Opuscule. – P. 3.
Pierre Brind’Amour. Nostradamus astrophile. – P. 114.
Edgar Leoni. Nostradamus and his prophecies. NYC, 1982. – P. 20.
Robert Benazra. Répertoire Chronologique Nostradamique (1545–1989). Paris.: La Grande Conjonction, Guy Trédaniel éditeur, 1990. – P. 458.
Pierre Brind’Amour. Op.cit. – P. 437–438.
O. Millet. Feux croisées sur Nostradamus au XVIe siècle // Divination et controverse religieuse en France au XVIe siècle. Paris, 1987. – P. 103–121.
[Videl, Laurent]. Déclaration des abus, ignorances et séditions de Michel Nostradamus, de Salon de Craux en Provence, œuvre très utile et profitable à un chacun. Nouvellement traduit de latin en françoys. Avignon: impr. de P. Roux et J. Tramblay, 1558.
Jean Dupèbe. Nostradamus. Lettres inédites. – P. 92.
Стоит отметить, что сама форма «Пророчеств» – сборник центурий по 100 катренов (четверостиший) в каждой – является хотя и редкой, но не уникальной в мировой поэзии. Другой пример – «Суждения о четырех мирах, а именно: божественном, ангельском, небесном и чувствительном. В четырех центуриях катренов» Гийома де Ла Перьера из Тулузы. Примечательно, что эта книга вышла у того же печатника, что выпустил первое издание «Пророчеств» Нострадамуса 3 года спустя. (Les considerations des quatres mondes, à sauoir est: Diuin, Angelique, Celeste, & Sensible: Comprinses en quatre Centuries de quatrains, Contenans la Cresme de Diuine & humaine Philosophie. Par Guillaume de La Perrierre Tolosan. Redime me à calumnijs hominum. A Lyon, Par Macé Bonhomme. 1552. Auec priuilege, pour dix ans.)
Ronsard. Œuvres complètes. Vol. VII. – P. 318.
Premier volvme de la bibliotheque dv sievr de la Croix Dv Maine… P. 330.
[Antoine Du Verdier]. Prosographie, ov description des personnes illvstres, tant Chrestiennes que prophanes… P. 2575.
Robert Benazra. Op. cit. – P. 96.
Пер. А. Парина.
Ronsard. Œuvres complètes. Vol. II. – P. 371 (Ode XXVIII.
Calendar of the State Papers relating to Scotland and Mary, Queen of Scots 1547–1603. Vol. I: 1547–1563. – P. 289.
Recueil de poésies françoises des XVe et XVIe siècles. Vol. IV. – P. 294–295.
Филипп де Коммин. Мемуары / пер., ст. и примеч. Ю. П. Малинина. М.: Наука, 1986. – С. 406–407. Статья Ю. П. Малинина о де Коммине, в особенности ее раздел об исторической мысли XV–XVI вв., исключительно важна для понимания концепции «повторяющейся истории», на которой базируются в т. ч. и «Пророчества» Нострадамуса.
Jean Dupèbe. Op. cit. – P. 131.
Nostradamus ou le savoir transmis. Lyon: Editions Michel Chomarat, 1997.
Яркий пример истинной компиляции – «Книга предзнаменований» древнеримского автора Юлия Обсеквента.
César de Nostredame. Histoire et Chronique de Provence. – P. 775.
Ibid. P. 707.
Природа комет и метеоров в XVI в. еще не была ясна.
[Nostradamus]. Opuscule. – P. 26.
См. весьма интересную и важную в этом контексте работу: Книга оракулов. Пророчества Пифий и Сивилл. М.: ЭКСМО, 2002.
В 1545 г. в Базеле была опубликована в греческом оригинале, а в 1546 г. и в латинском переводе, большая часть корпуса «Книг Сивилл». Много позднее, однако, было установлено, что речь идет не об оригинальных книгах, а о сравнительно позднем комплексе сочинений, написанном в I в. до н. э. – III в. н. э. с отдельными вкраплениями более раннего текста, и сформированном в корпус ок. VI в. н. э.
Книги Сивилл / пер. с древнегреч. М. и В. Витковских. М.: Энигма, 1996. – С. 12.
Основную массу астрологической литературы составляли практические руководства и таблицы.
Большая часть предсказаний затрагивала сельское хозяйство, медицину и т. п. стороны быта.
Lynn Thorndike. A history of magic and expiremental science. Vol. VI. NYC, 1941. – P. 467–472.
Некоторые исследователи полагают, впрочем, что все печатные публикации Торквато – новоделы, написанные не позднее конца 1530-х гг.
Л. Торндайк сообщает о раннем манускрипте, содержащем описания событий лишь на период 1480–1507 гг.; в нем астрологические конфигурации, напротив, составляют ядро текста. Это вызывает дополнительные сомнения в подлинности поздних печатных изданий.
Сроки этих событий, которых, конечно, страстно желала Европа, подвергавшаяся постоянным нападениям Турции, с течением времени в разных публикациях отодвигались с 1507 до 1538 г. и далее.
Вероятно, это явление можно рассматривать в контексте нарождающегося европейского абсолютизма. Изначально оно присутствовало в учении Иоахима Флорского.
Позднее Мартин Лютер узнал в этом предсказании себя.
Lynn Thorndike. A history of magic and expiremental science. Vol. VI. NYC, 1941. – P. 473–480.
Lynn Thorndike. A history of magic and expiremental science. Vol. V. NYC, 1941. – P. 202.
Ibid. – P. 179.
Максимилиан стал императором в 1564 г. и умер в 1576 г., даже не дожив до соединения 1583 г.
Lynn Thorndike. A history of magic and expiremental science. Vol. VI. NYC, 1941. – P. 117–118.
Книга была представлена как перевод латинского трактата, сочиненного монахами «Трех Долин», однако большинство исследователей полагают, что книга от начала до конца принадлежит перу самого Тюреля.
Lynn Thorndike. A history of magic and expiremental science. Vol. VI. NYC, 1941. – P. 307–312.
Преследования астрологов могли к тому же вызвать нежелательные ассоциации: в Древнем Риме известнейшим гонителем звездочетов был император Тиберий, при котором распяли Христа.
Пер. Н. Любимова.