Дабы не потерять спокойствия, нанеся вред не только настоящему, но равно и грядущему времени, я намеревался воздержаться от ведения записей, ибо если бы я показал нынешним царствам, сектам и религиям царства, секты и религии грядущего, то они, увидев бы, насколько те прямо противоположны их любимым фантазиям, прокляли бы то, что будущие столетия признают истиной… Позднее… (я) решил не сдерживать ни язык мой, ни перо на бумаге и возвестить туманными и немногословными строками о причинах грядущих перемен, ожидающих человечество… облекая их в таинственную, но, прежде всего, пророческую форму.
Так я и решил, но только двумя путями.
Если бы Нострадамусу было суждено возродиться в образе менеджера бейсбольной команды, то я бы сразу узнал его в Кейси Стенгле. И на эту мысль меня навели бы его языковые и мыслительные выверты. Подобно Стенглу Нострадамус говорит с нами на своем собственном языке. Он либо отвергает общепризнанную грамматику и синтаксис, либо приспосабливает их к своей речи. Буквально в каждом предложении, в каждой фразе сквозит неприятие стандартных языковых норм.
Внешне неадекватный образ мыслей Стенгла и его полудетская, наполненная невидимой нам мудростью речь позволили произвести революцию в бейсболе. Точно так же хитрое и коварное перо Нострадамуса сделало его королем пророков. За мешаниной из абсурдностей и расчетливым нагромождением нелепиц прячутся золотые россыпи вдохновенных и непревзойденных пророчеств. Но если малопонятные слова Стенгла, в сущности, сорвались с его языка случайно, то ясновидец из прованского города Салона тщательно обдумывал свои двусмысленные послания. Неспроста Нострадамус облекал свои пророчества в столь туманную форму, она была призвана служить многим целям. Из-за их магической загадочности эти прозрения можно было трактовать как угодно. Именно поэтому Нострадамусу удалось одурачить инквизицию и не только не навлечь на себя ее гнев, но и избежать печальной участи любого прорицателя того времени. Он вполне преуспел в своем занятии и, будучи уже в преклонных летах, мирно почил в собственном доме.
Прошли века, но его противоречивые двусмысленные предсказания, вызывая яростные споры, живут и по сей день. И кажется, чем непримиримее полемика вокруг имени Нострадамуса, тем величественнее становится фигура самого пророка. Впрочем, он это предсказывал.
То, что однажды менеджер Кейси Стенгл сказал о технике игры бейсбольной команды, можно вполне квалифицировать как малопонятное изречение в стиле Нострадамуса. На самом деле секрет Стенгла раскрывался просто. Он говорил, что необходимо уметь нейтрализовать противника, держать его самых азартных игроков подальше от наиболее нерешительных игроков своей команды.
Этого же достиг и Нострадамус. Немногословными хрониками будущего он ухитрился изолировать своих противников от основной массы своих потенциальных сторонников. Читать туманные пророчества Нострадамуса – задача не из легких. Это то же самое, что смотреть на облака. В одном из них вы можете увидеть слона, а ваш приятель в нем же узнает жирафа. Вы можете поспорить, и выиграет тот, кто окажется более красноречивым. Подобный же эффект вызывают неясные пророчества Нострадамуса. Его непонятная ментальность заставляет людей играть в «кто что увидит» и спорить об этом.
Хитрец Нострадамус удачно сыграл на одной интересной особенности человеческого характера, которая не боится ни времени, ни скептиков, – переносить свои взгляды и предрассудки на увиденное, облекать нечто неопределенное в более привычные для себя формы. А чтобы читатель не потерял интереса к его пророчествам и не вздумал переметнуться в стан скептиков, Нострадамус рассыпал массу предсказаний, освещающих мрак центурий своей абсолютной ясностью. Совершенно неожиданно для себя мы вдруг начинаем удивительно отчетливо различать не только имена и даты, но даже мельчайшие детали событий, как прошлых, так и грядущих.
36 000 слов малопонятных пророчеств Нострадамуса – это молекулы, составляющие затемненную поверхность его магического зеркала. В редких случаях мы можем увидеть сквозь его наплывающую туманность события и людей. Но и на этом не кончается магия великого прорицателя. Зеркало Нострадамуса имеет двойное отражение. Странный язык пророка, его интуиция, используемая символика и варварское отношение к стилистике и грамматике с успехом могут считаться проектором, высвечивающим скрытые тайны его толкователей, профессиональных ли комментаторов или простых читателей.
Исследование Нострадамуса – это не просто рассмотрение пророчеств, тех, что сбылись, и тех, которым предстоит сбыться, это анализ того, как мы проецируем наши мысли и чувства, наши надежды и страхи на будущее.
Прежде чем начать путешествие во времени и в наших проекциях, полагаю, было бы неплохо познакомиться с некоторыми примерами используемой Нострадамусом грамматики (точнее, ее отсутствия), с его техникой шифровки, а также рассмотреть тайные и явные ловушки, в которые попадали комментаторы за 400 лет тщательных творческих изысканий.
Апокопа. Пропуск последнего звука или слога, например Orl вместо Orléans. Иногда Нострадамус идет еще дальше и пропускает конец фразы. Например: corn вместо corne d’abondance (рог изобилия).
Афарезис. Исключение из начала слова одной и более букв или звуков, как, например, paroir вместо apparoir (возникать, появляться).
Гипербация. Инверсия или изменение естественного порядка слов. К примеру, Нострадамус постоянно изменяет порядок слов в предложениях и целых строках катренов.
Метатеза. Перестановка букв, звуков или слогов в слове. Нострадамус нередко делает это ради сохранения рифмы. Например, в результате транспозиции букв в латинском слове mensa (месяц) получается старофранцузское слово mezan.
Метонимия. Оборот речи, в котором происходит замена одного слова другим на основании смежности двух понятий. Например, название планеты Марс означает войну или войны, слово «скипетр» – короля, правителя, а «недоедание» – голод в глобальном масштабе.
Простезис. Присоединение к началу слова лишней буквы или слога, как, например, в слове expectacle (оно составлено из слова spectacle [спектакль, зрелище] с присоединенным к нему ех).
Синекдоха. Грамматический прием, часто использовавшийся в древнегреческом и латинском языках и служащий для замены целого его частью. Например, под Парижем подразумевается вся Франция, Борисфен означает Украину или, возможно, Россию.
Синкопа. Удаление из середины слова звука, буквы или слога. К примеру, Нострадамус довольно часто сокращает глаголы будущего времени: donra вместо donnera; lairra вместо lairrera; monstra вместо monstrera и т. д. Список может быть долгим.
Эллипсис. Пропуск слов или фраз, само собой разумеющихся или понятных для читателя XVI в. При необходимости я буду вводить эти слова в текст в квадратных скобках. Например: «Друзья, родственники, братья по крови [найдут его] мертвым между кроватью и скамейкой».
Эпентезис. Вставка в слово одной буквы либо слога, например Тимбр вместо Тибр (река Тибр).
Слова и фразы перемешиваются таким образом, что из одних и тех же букв получаются другие слова и фразы: к примеру, rapis превращается в Paris (Париж); chyren – латинизированный вариант имени Генриха, Henryc. Фонетика позволяет букве V превращаться в U, a Y – в I. Буква S становится буквой С, а I превращается в J.
Нострадамус не ограничивает себя никакими законами грамматики, он произвольно вставляет, удаляет или заменяет в словах любое количество букв. Так, например, Noir становится roi (король). Нострадамус с легкостью добавляет в слова новые буквы и тут же перемешивает их. Так, Hister превращается в Hitler, Hadrie становится Henri, в котором впоследствии узнается Генрих Наваррский.
Раскрывая тайну анаграмм, используемых Нострадамусом, мы вполне можем определить и имя будущего антихриста, и место его появления – Ближний Восток:
• Mabus > mABUs (опустим первую и последние буквы);
• Adaluncatif > Cadafi (опустим букву t; Luna означает полумесяц, символизирующий ислам). Отсюда получаем зашифрованное имя – Cadafi Luna, то есть Каддафи из Страны полумесяца (ислама).
• Палестинский террорист (или борец за свободу, если угодно) Абу Нидаль (ABU) считает ливийца Каддафи своим ближайшим союзником. Таким образом анаграмма Adaluncatif дает нам имя (A)dal(u)n(cat)i(f) – Nidal. Если опустить букву c, то оставшиеся буквы a-u-a-t-f можно прочитать и как слово fatau, фонетически напоминающее слово Fatah (ФАТХ, воинствующая группировка Организации Освобождения Палестины), членом которой некогда был Нидаль.
Полагаю, что здесь читатель подумает примерно так: «При таком подходе и мартышка, имея достаточно времени, не хуже любого ученого-мистика изыщет в пророчествах Нострадамуса рациональное зерно, причем именно то, что ей нужно». Скажу только, что основным «правилом» данной игры в слова и является не только ее открытость для разного рода толкований, но и широкое разнообразие ответов на вопросы скептиков.
Многие ученые всерьез полагают, что открытое неуважение Нострадамуса к пунктуации является выражением его желания еще больше запутать свои пророчества. Грамматика и орфография языка в средневековой Франции эпохи Ренессанса еще не имели столь строгих правил, как сегодня. Французский язык Нострадамуса кишмя кишит таинственными терминами и странными понятиями. Необычное написание древних и средневековых слов сплошь и рядом соседствует с произвольным отношением к грамматике. Отсутствуют многие смысловые фразы и целые абзацы. Кажется, что Нострадамус пишет так, как ему хочется, на своем языке, соблюдая им самим придуманные правила, идущие вразрез с используемой стилистикой и грамматикой. Он с легкостью ставит вместо точек запятые, а вместо точек и запятых – двоеточия. Это что касается прозы. Пунктуация катренов чуть более систематизирована, точнее, чуть-чуть более.
Правописание в текстах Нострадамуса словно зеркало отображает его время. В XVI в. французский язык еще не был для Франции общим. Тогда он был всего лишь одним из нескольких языков и диалектов, на которых говорили в королевстве. Ему еще только предстояло стать официальным языком, языком государственного и делового общения. По сути, шел процесс становления французского языка, он только-только начинал систематизироваться. И это хорошо видно из творений Нострадамуса, где рядом со старой орфографией соседствует новая. Иногда одно и то же слово Нострадамус пишет по-разному.
Но нельзя исключить и того факта, что Нострадамус мог предвидеть будущие изменения в языке. Правда, доказать это невозможно.
Местности приводятся под своими историческими или классическими названиями, поэтому для большего понимания я буду иногда вставлять в квадратные скобки их современные имена. Например: Аквитания [Франция] или Борисфен [район реки Днепр]. В равной степени под своим классическим названием может быть скрыта национальность или религиозная группа. К примеру, под словом «кимвры», названием древнего тевтонского племени, подразумевается Германия.
За названиями животных нередко скрываются страны и народы, либо ассоциирующиеся с этими животными, либо те, в чьих гербах присутствуют их изображения. К примеру, петух олицетворяет Францию, медведь – Берлин или Россию, а волк – Италию.
За обычными словами и фразами могут скрываться имена собственные. Например, de Gaulle может означать либо известного французского политического деятеля Шарля де Голля, либо нечто или некто «из Галлии», «принадлежность к Галлии». Слово Pasteur может с равным успехом означать и церковного пастора, и имя ученого Луи Пастера (Louis Pasteur). Смысл зависит от совокупности скрытых в катрене намеков. Имена собственные могут быть зашифрованы даже глаголами и наречиями. Так, слово Abas, означающее «понижать», может обозначать будущего антихриста (вспомним слово Mabus) или же просто арабское имя. В строке 1 катрена 6 центурии 3 слово abas может рассматриваться и как глагол «понижать», и как имя палестинского террориста Абу Аббаса, захватившего в середине 1980-х гг. итальянский океанский лайнер «Ахилле Лаура».
Нострадамус указывает на отдельных реальных людей, государства и целые народы не только игрой слов и фраз, их можно узнать и по гербам, эмблемам и знакам отличия. Например, «изломанный крест» означает свастику, а пчелиный улей – скорее всего Наполеона, в гербе которого было изображение улья. Орел также указывает на Наполеона, в войсках которого несли знамена и штандарты с изображением орла.
С точки зрения географии многочисленные предсказания, касающиеся судеб Франции и ее соседей, кажутся более ясными, чем пророчества о будущем.
Во многих сотнях случаев нумерация катренов также говорит о предсказываемом в нем событии. Например, катрен с пророчеством, где говорится о колоннах атакующих войск, что пройдут по Арденнскому лесу в Люксембурге и нанесут окончательный удар по некоей империи, имеет номер 45 (к45) и помещен в центурию 5. Этот маршрут использовался войсками дважды: в первый раз немецкие солдаты шли по нему завоевывать Францию в 1940 г., а во второй раз по нему двигались уже союзные войска громить саму Германию! Иногда номер катрена соответствует дате, на которую выпадет содержащееся в нем предсказание. Наиболее ярким примером тому может служить знаменитое пророчество, детально описывающее бегство Людовика XVI и его семьи из Франции во время Французской революции. Царственное семейство покинуло пределы Парижа 20 июня 1791 г. Катрен, предсказывающий это событие, имеет номер 20 и помещен в центурию 9 (9 к20).
Пророчества расположены без всякой логической последовательности. События, которые они предсказывают, хронологически перемешаны. Даже внутри самого катрена нередко говорится о нескольких событиях, разделенных между собой большим временным отрезком. Это заставляет комментатора искать ключевые слова и фразы, дабы сделать катрены более понятными.
Для большинства современных читателей пророчества Нострадамуса кажутся туманными и малопонятными. Из 1110 катренов свыше 800 на первый взгляд кажутся не чем иным, как бессмысленным и бессвязным набором слов с претензией на прозорливость. Увидев их, читатель вправе засомневаться в пророческих способностях Нострадамуса. С другой стороны, наше непонимание вполне можно объяснить простой причиной: раскрываемым событиям еще предстоит сбыться. Однако я склонен думать иначе: многие из тех пророчеств, что мы не понимаем, абсолютно точно раскрывают события, которые могли бы произойти, пойди история иным путем. В этих пророчествах содержится фактически весь ход альтернативной истории, параллельное развитие мира.
Нострадамус вполне сознательно запутал свои пророчества, давая тем самым широчайший простор для своих комментаторов. Скажем прямо, он более чем преуспел в своем предприятии – работы для трактовки его пророчеств хватило на много веков вперед. Теперь порой уже невозможно определить: это ли в действительности хотел сказать Нострадамус, или его задача была совсем иной, а именно – своим невероятным, поразительно запутанным стихом вызвать у комментатора второе видение? Кто знает?
В арсенале скептиков есть один аргумент, который они считают своим главным оружием: пророчества Нострадамуса столь непонятны, противоречивы и запутанны, что их можно трактовать как угодно. И этот вековой аргумент я хочу обратить в пользу пророчеств, доказать, что в нем-то и заключена их сила, а не слабость. Сама по себе неясность прорицаний не доказывает и не опровергает правоту наших интерпретаций Нострадамуса, но вместе с тем в данной книге приводятся десятки случаев, когда комментаторы, причем те, чьи пророческие данные никак не соответствовали ожиданиям Нострадамуса, продирались сквозь нагромождение бессмысленностей и очень точно предсказывали будущие события.
Тщательное и глубокое изучение пророчеств поможет нам увидеть, что, создавая их, Нострадамус преследовал не одну цель, а несколько. Первая, и самая, на мой взгляд, важная, состоит в том, что каждое поколение может сквозь призму пророчеств, рассматривая бесконечное множество вариантов развития будущего, увидеть, как его нынешние действия скажутся на грядущем – положительно или отрицательно. Именно толкование пророчеств в этом смысле я считаю правильным. Истинное понимание предсказаний Нострадамуса лежит не в том, ухитримся ли мы увидеть, сойдется или не сойдется какая-то дата, случится ли что-то или не случится. Нострадамус призывает нас измениться к лучшему, сделать это сегодня, ибо не можем мы жить в будущем. Для человека всегда было и есть только одно время – сегодня.
Итак, все сказано. Теперь осталась самая малость – познакомить читателей с шестью подходами, зная которые можно приступать к расшифровке текстов.
1. Пророчество свершившееся: предсказание, по единодушному мнению ученых, имеющее одно, ясное и понятное, значение.
2. Пророчество, частично свершившееся: полное выполнение его зависит от нашего сегодняшнего выбора.
3. Пророчество, раскрывающее альтернативное будущее или часть будущего: предсказание, которое могло бы свершиться, если бы одно лицо или группа лиц приняли бы некое решение, в результате которого будущее пошло бы по иному пути.
4. Пророчество, раскрывающее ближайшее будущее: предсказание о грядущих катастрофах, приближение которых будет отмечено особыми предзнаменованиями. К таким относится знаменитое пророчество об июле 1999 г. или предсказание о Третьей мировой войне, которая должна произойти вследствие перенаселения планеты, что приведет к эпидемиям, голоду и экологическим катастрофам.
5. Пророчество, раскрывающее далекое будущее: некоторое число внешне малопонятных катренов можно считать предсказаниями на весьма отдаленное будущее. К таковым относятся пророчества, касающиеся переселения человечества на другие планеты.
6. Бессодержательные пророчества: читатель столкнется с сотнями катренов, подпадающих под эту категорию. Однако их неясность можно объяснить и моей личной неспособностью правильно расшифровать их – факт, который я охотно признаю.
Действительно, понять катрен бывает весьма сложно, и причины для этого, помимо моих качеств, могут быть следующие:
а) предсказание на самом деле ошибочно или сознательно написано так, чтобы сбить с толку непосвященного;
б) предсказание касается только самого Нострадамуса, его родственников и друзей, и никто, кроме них, смысла пророчества не понимал и не поймет;
в) предсказание точно, но понять его смысл может только современник Нострадамуса. Прорицания такого рода навсегда останутся нераскрытыми, поскольку исторические записи о том времени, когда они были написаны, безвозвратно утеряны либо никогда не существовали;
г) пророчество раскрывает страницы альтернативного прошлого. В этом случае я призываю читателей дать свои варианты его расшифровки. Тем же, кто не желает понапрасну ломать голову, я могу только посоветовать подождать, пока не появится комментатор более грамотный и искушенный в исторических деталях, чем я;
д) в пророчестве говорится о будущем событии, которое станет ясным только по мере приближения к нему.
По мере приближения нового тысячелетия человечество охватывает паника, если не сказать истерия. Она является следствием недавно появившихся толкований пророчеств Нострадамуса относительно конца 1990-х гг. Толкования эти, кстати сказать, отличаются редкой научной беспомощностью, а отсутствие в них исследовательской работы с лихвой компенсируется поразительной фантазией. Наиболее любопытным в этом плане является устрашающей силы прогноз, составленный Долорес Кэннон, которая утверждает, что знакома с некоей личностью, находящейся в постоянном общении с духом Нострадамуса. Я оппонировал ей в одной из передач NBC, посвященной древним пророчествам, и услышал от нее такую вот очень забавную характеристику. Мисс Кэннон не моргнув глазом назвала комнату, где работал Нострадамус, «холодным, влажным и темным местом, напоминающим каменный склеп». Уже одно это заявление говорит о том, что ни сама мисс Долорес, ни ее «дух» никогда не заглядывали в дом, где жил Нострадамус. Любой житель Салона в Провансе от души рассмеялся бы над откровением мисс Долорес. Ей, да и ее «духу», вероятно, неизвестно, что Нострадамус не выносил сырости и долго искал подходящее себе место жительства с очень сухим климатом.
В Салоне Нострадамус провел последние 19 лет своей жизни только лишь потому, что воздух в этом городе еще менее влажен, чем на родине пророка, в Сен-Реми.
Некоторые из современных скептиков (наиболее типичным их представителем является Джеймс Рэнди) нападают на Нострадамуса с особым сладострастием, присущим оппортунистам. Пользуясь методом, разработанным хищниками, они сбивают в стадо наиболее слабые катрены Нострадамуса, режут и кромсают их, однако, боясь рогов сбывшихся пророчеств, старательно обходят их стороной.
Во время многочисленных радиоинтервью мне нередко задают вопросы типа: «А что Нострадамус говорит о?..»
Чаще всего я отвечаю на них так: «Вот уже долгое время Нострадамус ничего не говорит. Он мертв почти 500 лет. Так что вы слышите не его слова, а мое понимание его слов».
Как бы мне хотелось, чтобы большинство читателей и радиослушателей уловили разницу.
Остерегайтесь комментаторов, они частенько подменяют мысли Нострадамуса своими собственными.
Однако я понимаю, что, постоянно предваряя комментарии к пророчествам словами: «По моему мнению, Нострадамус имел в виду…», есть риск вызвать отрицательную реакцию читателя, надоесть ему. Поэтому, чтобы не повторяться, я заявляю сейчас, в первый и последний раз: все, что я пишу о пророчествах Нострадамуса, – это моя трактовка. Я – комментатор, а не проводник слов Нострадамуса из иного мира, моими устами Нострадамус не говорит, и я не являюсь ни пророком движения «Новая Эра», ни дельфином, ни инопланетянином. И если я что-то не понимаю в катренах Нострадамуса, то это только мои ошибки.
Определенно известно одно: когда в связи с каким-нибудь событием начинают приводить пророчества Нострадамуса, то не имеет смысла искать рядом с переводом номер центурии или катрена. Это бессмысленное занятие, бульварные газетки их не приводят. Зато вот уже три года подряд осенью я читаю в них пророчества Нострадамуса о «самой холодной зиме в истории человечества». Полагаю, что прогноз этот когда-нибудь обязательно сбудется, только нужно не переставать его печатать.
В противовес заявлениям одаренных богатым воображением дилетантов и искренне верующих теоретиков, никому еще не удалось найти ключ к дешифровке пророчеств Нострадамуса. Нет такой универсальной отмычки, с помощью которой любое предсказание вскрывается и становится ясным и понятным. После 22 лет изучения пророчеств я пришел к выводу, что обладавший колдовской проницательностью Нострадамус предполагал, с каким упорством многие поколения будут ломать голову над его пророчествами, и не оставил своим комментаторам ни единого шанса на раскрытие тайны своего шифра. В лучшем случае некоторым исследователям удалось раскрыть кое-какие его части, но и после этого вопросов появилось еще больше, чем было. Поистине Нострадамус – непревзойденный мастер ставить перед своими исследователями все новые и новые загадки.
Некоторые из книг о Нострадамусе содержат хвастливые сведения о раскрытии шифра, которым он пользовался. Например, в 1991 г. Питер Лори и В. Дж. Хьюитт выступили со смелым заявлением. Они уверяли, что сделали полный научный анализ пророчеств от анаграмм до слогов и теперь им известен код, каким пользовался прорицатель. Непонятно, правда, почему столь многообещающий да еще «детальный» научный анализ уместился на нескольких последних страницах широко разрекламированной и быстро распроданной книги. Да и сами «инструкции по научному чтению Нострадамуса» в основном состояли из призывов к читателям безоговорочно верить в подход авторов, весьма, кстати, субъективный. И тем не менее на суперобложке книги красовалась дерзкая надпись, гласящая, что Нострадамус предвидел появление на свет самой В. Дж. Хьюитт, предрекая раскрытие ею тайны своего шифра. На сегодняшний день книга Лори и Хьюитт знаменита лишь своими детальными провалами.
Достаточно напомнить такие ее откровения, как: «В 1993 г. принцу Чарльзу удастся стать королем Англии», «Президент Буш-старший будет избран на второй срок» и безрадостное сообщение о том, что «8 мая 1993 г. в семь часов вечера Калифорнию накроют воды Тихого океана».
С тех пор Хьюитт начала работать в одиночку, и, видимо, поэтому ее пророчества отличаются теперь крайней осторожностью и туманностью, не меньшей, чем предсказания самого Нострадамуса. В ее книгах уже не увидишь устрашающих событий и дат. Несмотря на благоприобретенный «детальный ключ к пророчествам», в лексике Хьюитт чаще звучат слова «возможно» и «не исключено».
От всей души поздравляю и Хьюитт, и Лори, а вместе с ними и будущих дешифровальщиков. Только напрасно они ломают себе мозги, они взвалили на себя неразрешимую задачу. А если кто-нибудь верит, что нашел ключ к шифру Нострадамуса, то пришлите несколько расшифрованных пророчеств с указанием событий на текущий год с точным, до минуты и секунды, временем их исполнения в любую почтенную метафизическую организацию, такую как Американское общество исследования психики. Пройдет год, после чего прогноз будет вскрыт, и тогда, но только тогда, все – и сторонники, и противники, и журналисты – смогут убедиться, прав был искатель ключа или нет. Только после подобной проверки «на качество» автор имеет право заявлять о своей бесценной находке.
Вместо того чтобы искать ключ к шифру – а я считаю, что процесс этих поисков больше напоминает игру в «холодно-горячо», – советую будущим комментаторам подумать, а не намеревался ли Нострадамус заставить нас сравнить перспективы нашего будущего с его пророчествами.
Астрологическая подоплека пророчеств указывает на то, что Нострадамус был не из тех, кто желает «расшифровываться». Нострадамус – алхимик высшей пробы, умевший смешивать взаимоисключающие понятия. Именно благодаря магическому туманному ореолу его пророчества и дожили до наших дней. Но кто скажет, а не являются ли все его таинственные предсказания просто шуткой гения? Или это действительно пророчества? А может быть, и то и другое вместе? Как критикам, так и ярым поклонникам Нострадамуса следует отчетливо сознавать, что любая попытка «раскрыть Нострадамуса», втискивая его в узкие рамки личных пристрастий и предрассудков, обречена на полный провал.
1. Предисловие, Эпистола и 10 центурий.
Подавляющая часть текстов, написанных Нострадамусом, взята из книги, выпущенной в 1568 г. Бенуа Риго, поскольку данное издание, как самое раннее, содержит тексты центурий, наиболее приближенные к оригиналу, с грамматикой и орфографией Нострадамуса.
2. Второй вариант катренов, а также дополнительные катрены (центурии 6, 7, 8, 10, 11, 12) и Предсказания.
Большая часть дополнительного материала, приписываемого Нострадамусу, взята мной из раннего издания «Пророчеств» (Les Propheties), осуществленного Менье в 1589 г., и из книги «Janus Gallicus» Жан-Эме де Шавиньи. Данные тексты вошли в известное безымянное издание 1605 г., выпущенное, по всей вероятности, Пьером Дюро из Труа. Будет более правильным сказать, что эти тексты впервые увидели свет в 1589–1594 гг., через 30–35 лет после того, как высохли чернила на пере Нострадамуса. Поэтому в данном случае имеются большие сомнения относительно авторства. Как правило, они считаются подлинными (хотя и сильно отредактированными) творениями Нострадамуса, поскольку более или менее повторяют его необычный стиль. В издании 1605 г. мы видим орфографию и пунктуацию, отличную от издания Бенуа Риго. В некоторых случаях, чтобы добиться более полного совпадения с основным изданием центурий, мне пришлось восстанавливать и пунктуацию, и орфографию.
3. Пророчества-подделки.
В данную книгу не включены пророчества, по стилю сильно смахивающие на фальшивку. Среди подобных фальсификаций – пророчества явно пропагандистского свойства, пророчества против Мазарини, предсказания об Орвале и другие.
4. Нумерация катренов.
Для легкости чтения и понимания все катрены имеют нумерацию. К примеру, 3 к22 означает: центурия (том) 3, катрен 22. Вторые варианты катренов отмечаются сокращением (дв). Например 10 к100дв.
5. Новая нумерация Предисловия и Эпистолы.
Данная книга – возможно, первое издание о Нострадамусе, где в Предисловии и Эпистоле восстановлена оригинальная старофранцузская орфография и пунктуация (по изданию Бенуа Риго). С целью облегчить понимание фраз я взял на себя смелость пронумеровать их. Например, что касается Предисловия, обозначения будут такими: Пр1, Пр2, Пр3, для Эпистолы они следующие: Эп1, Эп2, Эп3 и т. д.
6. Новая нумерация Предсказаний.
Катрены-предсказания будут иметь ссылку: Пред1, Пред2, Пред3 и т. д.
7. Примечания к переводу.
В наиболее сложных случаях, когда потребуются дополнительные разъяснения, под катренами будут даваться примечания и дополнительный перевод.
8. Старофранцузские сокращения.
Читателю следует помнить, что Нострадамус использует знак сокращения, превращая ап в a, en в е, on в о. Иногда Нострадамус при помощи значка ~ над буквой q сокращает слова qui и que.
1. В комментариях к переводу слова из катрена будут даваться курсивом. Слова и строки из других катренов будут даваться с номером катрена. Например: Мабус вскоре умрет (2 к62).
2. Наткнувшись на катрен с астрологическим предзнаменованием, читатель может обратиться к параграфу, озаглавленному «Окно в астрологическое время» и приведенному в конце перевода. Из него читатель узнает об астрологическом построении катрена и сможет, заглянув в окно прошлого, настоящего или будущего, увидеть описываемые в катрене события.
3. В сотнях случаев, когда нумерация катрена является частью шифра и означает некую дату, читатель сможет обратиться к параграфу, расположенному под комментарием и озаглавленному «Нумерация катрена указывает дату».
4. Некоторые темы повторяются в нескольких пророчествах. Читатель может также обратиться к Указателю, где найдет перечень имен и событий.
5. В Указателе тем и имен, раскрываемых пророчествами, приведены номера катренов, в которых говорится о них. Я не буду делать различий между своими ссылками и ссылками, предположительно сделанными самим Нострадамусом, поскольку полагаю, что в большинстве случаев важен не эмпирический факт, а комментарий.
6. Прочие каламбуры и игра слов в путанице Нострадамуса будут объяснены автором по мере рассмотрения текста.
Теперь, полагаю, читатель вполне готов отправиться в плавание по волнам пророчеств Нострадамуса и узнать, каким он видел будущее. Вас ждет необыкновенное путешествие. Желаю вам удачи, или, как сказал бы сам Нострадамус, bonne chance.