1868

Рождение первенца в семье цесаревича Александра Александровича. Крестины великого князя Николая Александровича

Дневник цесаревича Александра Александровича 6 (18) мая. [Царское Село].

Рождение нашего сына Николая

Минни[68] разбудила меня в начале 5[-го] часа, говоря, что у нее начинаются сильные боли и не дают ей спать; однако по временам она засыпала и потом опять просыпалась до 8ч[асов] утра. Наконец мы встали и отправились одеваться. Одевшись и выпив кофе, пошел скорее к моей душке, которая уже не могла окончить свой туалет, потому что боли делались чаще и чаще и сильнее. M-me Михайлова[69] пришла и помогала Минни вместе со мною переносить эти страдания. Я скорее написал Мамá[70] записку об этом, и Мамá[71] с Папá[72] приехали около 10 часов, и Мамá осталась, а Папá уехал домой. Минни уже начинала страдать порядочно сильно и даже кричала по временам. Около 12 ½ жена перешла в спальню и легла уже на кушетку, где все было приготовлено. Боли были все сильнее и сильнее, и Минни очень страдала. Папá вернулся и помогал мне держать мою душку все время. Наконец, в ½ 3 пришла последняя минута, и все страдания прекратились разом. Бог послал нам сына, которого мы назвали Николаем. Что за радость была, это нельзя себе представить, я бросился обнимать мою душку жену, которая разом повеселела и была счастлива ужасно. Я плакал, как дитя, и так было легко на душе и приятно. Обнялись с Папá и Мамá от души. Маленького понесла Мамá в уго́льную[73] комнату, где пока приготовили для него все, что нужно. Я остался у Минни, пока все не пришло в порядок и пока не вымыли, а потом пришел В. Б. Бажанов[74] читать молитвы, и я держал моего маленького Николая на руках. После молитв пошел в другую комнату, где пришли все братья поздравлять меня. Мари[75], д. Карл[76] и д. Александр[77] пришли тоже. Я остался еще до 5 часов у Минни, и она немного заснула. Все разъехались, а я пошел к себе, где пришли меня поздравлять наши, Воронцов[78] и Игнатьев. Потом я начал писать бесчисленное множество телеграмм и немного поел. Вернувшись к моей душке, я остался уже у нее почти все время, и ее перенесли с кушетки на постель, чему она была очень рада и чувствовала себя очень хорошо. Мы с ней были так счастливы и так довольны, что нельзя себе представить. Мы благодарили Господа от всего сердца за эту милость и благодать, которую он нам послал.


Портрет Ники (великого князя Николая Александровича).

[1871]

Фотораф С. Л. Левицкий


Я продолжал писать еще депеши и получил уже вечером некоторые ответы. Мамá и Папá приехали еще раз около 9 часов. Мы пили чай и разговаривали с Минни до 11 часов, и я ходил несколько раз любоваться нашим маленьким ангелом, и его приносили тоже к Минни.


20 мая (1 июня).

Крестины нашего милого сына Николая

Встал в 8 часов и пошел к себе одеваться, а потом пил кофе, курил и занимался в кабинете. Потом пошел к Минни и к маленькому, которого приготовляли уже ехать в тот дворец. Я сам уже пошел одеваться в полную форму генерал[а] казач[ьего] в 10ч[асов], и потом смотрели с Минни из окошка весь поезд, в котором везли нашего маленького, в золотой карете и с конвоем линейных казаков. Простившись с моей душкой, я сам отправился в тот дворец. Царское нельзя было узнать, столько было народу на улицах и экипажей, что решительно проезду нет. В ½ 11 началась церемония, и мы все пошли в церковь. Я шел вместе с д. Карлом, а взойдя в церковь, вышел, когда начались крестины. Крестили Папá с т. Еленой[79], и кроме этого были восприемниками Мамá Луиза[80] и Fredy[81]. Во время крестин я сидел в комнатах Владимира[82], куда явился Юрий[83], который опоздал с большим поездом, нарочно заказанным, и поэтому пропасть народу опоздало к выходу. По окончании крестин я вернулся в церковь, где началась уже обедня. Служил митрополит Киевский[84]. Во время обедни Мамá поднесла маленького Николая к причастию, а мы с Папá поддерживали ее. Потом после литургии тем же порядком вернулись обратно, и когда маленького повезли домой, все отправились ко мне завтракать и поздравлять Минни. В карауле стоял 1 бат[альон] Преображенского полка и занял множество постов. Фамильный завтрак удался отлично, и все ели с аппетитом. Минни подарили Папá и Мамá великолепные перлы огромной величины. Когда все разъехались, я пошел принять полкового командира Московского 65[-го] пехотного полка с ротным командиром и фельдфебелем. Новорожденный получил этот полк, и я повел их показать их шефа.


Наследник цесаревич Александр Александрович с женой цесаревной Марией Федоровной и старшим сыном Ники (великим князем Николаем Александровичем). [1870]

Фотораф С. Л. Левицкий


Загрузка...