Психолог Джин Мерсер
Психолог Джин Мерсер пишет, что теории Аврама Ноама Хомского для NLP «кажутся нерелевантными».
Лингвист Карен Штольцнов
Лингвист Карен Штольцнов описывает упоминание Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером таких экспертов как Аврам Ноам Хомский как хвастовство. За исключением Вирджинии Сатир, люди, которых они цитируют в качестве источников вдохновения, не сотрудничали с Р. Бэндлером или Д. Гриндером. Сам А. Н. Хомский не имеет никакого отношения к NLP, его работа носит теоретический характер и не содержит терапевтического элемента.
Штольцнов пишет [1]:
«кроме заимствования терминологии, NLP не имеет подлинного сходства ни с одной из теорий или философий Хомского – лингвистической, когнитивной или политической».
Исследователь в области гипноза Андре Мюллер Вайценхоффер
По словам исследователя в области гипноза Андре Мюллера Вайценхоффера [1]:
«главная слабость лингвистического анализа Бэндлера и Гриндера заключается в том, что большая его часть построена на непроверенных гипотезах и подкреплена совершенно неадекватными данными».
Вайценхоффер добавляет, что [1]:
Бэндлер и Гриндер неправильно используют формальную логику и математику, переопределяют или неправильно понимают термины из лингвистического лексикона (например, номинализация), создают научный фасад, без необходимости усложняя концепции Эриксона необоснованными утверждениями, допускают фактические ошибки, и игнорируют или путают концепции, являющиеся центральными для подхода Эриксона.
Философ Роберт Тодд Кэрролл
Философ Роберт Тодд Кэрролл сказал, что Гриндер не понял текст Куна по истории и философии науки « Структура научных революций». Кэрролл отвечает [1]:
(a) отдельные ученые никогда не могли и не могут создавать сдвиги парадигмы по своей воле, и Кун не утверждает обратного; (b) текст Куна не содержит идеи о том, что некомпетентность в области науки является предпосылкой для получения результата, который требует смены парадигмы в этой области, и (c) «Структура научных революций» – это прежде всего работа по истории, а не поучительный текст о создании сдвигов парадигмы, и такой текст невозможен – экстраординарное открытие не является шаблонной процедурой.
Кэрролл объясняет, что [1]:
смена парадигмы – это не запланированная деятельность, а скорее результат научных усилий в рамках доминирующей парадигмы, которая производит данные, которые не могут быть адекватно объяснены в рамках текущей парадигмы – отсюда и смена парадигмы, т. е. принятие новой парадигмы.
Кэрролл утверждает [1]:
Разрабатывая NLP, Бэндлер и Гриндер не реагировали на парадигматический кризис в психологии и не производили никаких данных, которые бы вызывали парадигматический кризис в психологии. Нет никакого смысла в том, что Бэндлер и Гриндер вызвали или участвовали в смене парадигмы. «Что сделали Гриндер и Бэндлер, что делает невозможным продолжать заниматься психологией… без принятия их идей? Ничего»,.
NLP можно рассматривать с точки зрения трех основных компонентов: субъективности, сознания и обучения.
Субъективность
Согласно Бэндлеру и Гриндеру, люди воспринимают мир субъективно, создавая внутренние представления своего опыта. Эти представления включают пять чувств и язык.
Другими словами, наш сознательный опыт принимает форму образов, звуков, ощущений, запахов и вкусов.
Когда мы что-то представляем, вспоминаем событие или думаем о будущем, мы используем эти же сенсорные системы в нашем сознании Кроме того, утверждается, что эти субъективные представления опыта имеют различимую структуру, шаблон.
Сознание
Бэндлер и Гриндер утверждают, что поведение (как наше собственное, так и других людей) можно осознать через внутренние представления, базирующиеся на ощущениях.
Поведение здесь включает вербальную и невербальную коммуникацию, а также эффективное или адаптивное поведение и менее полезное или «патологическое».
Они также утверждают, что поведение как свое, так и других людей можно изменить, манипулируя основанными на ощущениях этими субъективными представлениями..
NLP утверждает, что сознание можно разделить на сознательные и бессознательные компоненты. Часть наших внутренних представлений, действующих за пределами нашего непосредственного осознания, называется «бессознательным умом».
Обучение
Наконец, при NLP-подходе используется метод обучения, называемый «моделированием», разработанный для воспроизведения опыта в любой области. По словам Бэндлера и Гриндера, анализируя последовательность сенсорных и языковых представлений, используемых экспертом при выполнении навыка, возможно создание ментальной модели, которую могут изучить другие.