Колдун Петра Великого

В потешные полки Петра I записывались не только русские дворяне, но и иностранцы. Так, под знамёна молодого царя встали два потомка шотландских королей братья Яков и Роман Брюсы. Их дед перебрался в Россию ещё в середине XVII века, спасаясь от гонений во времена Английской революции Кромвеля. С тех пор род Брюсов стал преданно служить России. Отец мальчишек Виллим (Уильям) Брюс дослужился до чина полковника и погиб при осаде Азова.

При поступлении в потешные младшему – Якову Брюсу было всего шестнадцать лет. Но к тому времени он уже свободно говорил на трёх языках, прекрасно знал математику, физику и астрономию. Молодой царь, сам тяготевший к различным наукам, сразу заметил толкового юношу. Тот сопровождал монарха в составе Великого посольства, во время которого изучал организацию артиллерийского дела в европейских странах. Брюс быстро стал сподвижником монарха и к 30 годам уже возглавлял всю русскую артиллерию.

Вместе с царём Брюс прошёл едва ли не все сражения Северной войны, но даже в боевых походах не расставался с книгами. Его прекрасная библиотека считалась тогда одной из лучших в России. Вполне доверяя широким познаниям и деловой экономности Брюса, Пётр отправил его в Берлин «для найму мастеровых людей знатных художеств, которые у нас потребны». В сопроводительной грамоте царь писал: «Что генерал наш им в контрактах пообещает и заключит, то от нас всё сдержано будет без умаления».



В 1701 году в Москве открылась Школа пушкарского приказа, ставшая вскоре Школой математических и навигацких наук. Располагалась она в Сухаревой башне. Учебное заведение было предтечей всей системы инженерно-технического образования в России. Здесь обучали не только элиту российской армии и флота. По существу, в башне находился первый в стране научный центр, в котором проводились регулярные астрономические наблюдения, ставились физические и химические опыты, чертились карты, переводились иностранные и писались свои учебные пособия. Первым руководителем школы был Яков Виллимович Брюс. Ориентироваться по звёздам будущих мореходов он учил лично.

С тех пор с Сухаревой башней его имя было связано неразрывно. Здесь у Брюса имелся свой кабинет, но застать начальника в нём удавалось редко. Всё своё время он проводил или в обсерватории, или в физико-химической лаборатории. Даже по ночам там нередко горел свет. Вскоре по Москве поползли слухи, что любимец царя не только наблюдает в трубу за звёздами, но и занимается колдовством и чародейством.



И стоит ли сегодня этому удивляться? Ведь грамоту тогда знали лишь немногие. Окончательно москвичи убедились, что Брюс колдун, когда было опубликовано сообщение о предстоящем солнечном затмении. Всем было совершенно ясно: тот, кто знал о том, что затмение будет, тот его и устроил. А для этого наверняка нужно знаться с дьяволом. Сухареву башню горожане теперь старались обходить стороной.

С годами слухи только множились. Из слухов родилось множество легенд. Москвичи были уверены, что Брюс точно знает, сколько звёзд на небе и сколько раз повернётся колесо, пока повозка доедет, например, до Киева, что он создал эликсир бессмертия и вовсю экспериментирует с живой и мёртвой водой. Смаковались рассказы о том, что царский любимец построил железную птицу и летает на ней в гости к царю в Петербург или по делам в другие города, а также, что колдун сам может превращаться в птицу. Причём имелась масса людей, которые всё это «видели» своими глазами. Много легенд ходило и о библиотеке учёного. По преданию, в ней имелась «волшебная книга», принадлежавшая ранее самому царю Соломону, позволяющая чернокнижнику предсказывать всё, что произойдёт в мире, включая и судьбы конкретных людей.

В последний раз Яков Брюс служил своему державному другу в конце января 1725 года. Он был главным распорядителем на похоронах монарха. После смерти Петра Великого далёкий от придворных интриг потомок шотландских королей предпочёл уйти в отставку. Он поселился в своём подмосковном имении Глинки, где разбил регулярный парк и построил дом с обсерваторией. Занимаясь наукой, Брюс жил здесь практически безвыездно до самой своей смерти.

А в Сухаревой башне москвичи ещё долго искали клад чернокнижника. Ведь не мог же колдун чего-то в ней не припрятать! Однако в 1933 году башню снесли, поскольку она стала мешать автомобильному и трамвайному движению. Сегодня на её месте стоит памятный гранитный камень.

Загрузка...