Глава 3. Все, что тебе не нравится в людях, есть в тебе!

Как обычно звучит. Тебя раздражают гомосексуалисты? Все! Ты латентный гей. Ты осуждаешь легкое поведение? Ты просто не хочешь признаться себе, но на самом деле это ты хочешь изменять своему мужу направо и налево, дорогая.

Как обычно понимается в поп-психологии. Ключевая фраза – «все и всегда». Если вас что-то раздражает в людях – ищите проблему в себе.

Как следует понимать на самом деле. Далеко не все и не всегда. Есть случаи, когда это так, но их можно разобрать, чтобы отличать. А есть случаи, когда это не есть ваши тайные желания.


Ну что же, друзья мои, на самом деле нет дыма без огня, но и утверждение, что если вас что-то в ком-то бесит, если вас в людях что-то раздражает, какая-то черта, то это стопудово то, что есть в вас, – чушь собачья. Откуда растут ноги такого суждения? Когда это так, а когда это совсем даже не так? Давайте разбираться.

Это так, когда человек применяет психологическую защиту «проекция». Суть ее в том, что не выраженные словами, неосознанные желания, которые идут изнутри нас (наша часть личности, которую Зигмунд Фрейд называл ID, или ОНО), мы по каким-то причинам не можем в себе признать, и чтобы этого не делать, мы приписываем эти желания всем снаружи. То есть мы приписываем то, что идет изнутри нас, окружающим нас людям. Вот тут-то я и прошу обратить внимание на Приложение 1. «Модель личности З. Фрейда». Оно нам здесь же и понадобится. Почему мы не можем признать в себе эти неосознанные желания? Чаще всего потому, что возникает внутриличностный конфликт между желаниями нашей древней, неосознаваемой части личности, с которой мы родились, – того самого ID, и нашими весьма осознаваемыми убеждениями и запретами, с которыми нас воспитали родители и общество, – Зигмунд Фрейд назвал эту часть личности SUPER EGO, или СВЕРХ-Я.

Я приведу пример: юноша, который воспитывался в строгих религиозных традициях нетерпимости к гомосексуализму. Весь спектр правил и предубеждений против гомосексуалистов хранится в СВЕРХ-Я и вполне осознается человеком. А вот ID сознанию не подконтрольно, оно – источник импульсов и желаний. И вот этот юноша вдруг начинает испытывать влечение к мужчинам. Он пытается не замечать, подавлять это – но получается плохо. А вот признаться себе, что он гей, он не может, потому что тогда его же собственное СВЕРХ-Я обрушится на него и уничтожит осуждением. Возникает внутриличностный конфликт: одной части личности (ID) на запреты и воспитание плевать, и она требует удовлетворения своих желаний, а вот та, которой не плевать (СВЕРХ-Я), не дает признать, что это желания изнутри самого юноши. Да, да, все подробно описано в Приложении 1 – «Модель личности З. Фрейда».

Чтобы убрать это чудовищное напряжение, психика может запустить механизм проекции – юноша начинает считать, что это не его желания, а извне. Это не его влечет к мужчине, а все кругом содомиты. А уж он – истинный христианин и будет воевать с этим, как его и воспитали, до конца!

Подробно о причинах, механизмах возникновения проекции и о том, почему возможен перенос изнутри во внешнее, а также о том, какие виды проекции бывают (атрибутивная, комплементарная, аутистическая, рационализационная), как бороться с такой психологической защитой, вы можете прочитать в книге «Быть нельзя казаться» на с. 148. А в этой книге я лишь констатирую факт ее наличия и привожу примеры.

Обратите внимание на главу «Принять себя» (c. 21). Вот представьте, легко ли такому юноше принять факт того, что он гей, когда всю жизнь его воспитывали, что это дорога в ад и геи – нелюди?

Это принять в себе очень трудно. Если и приходит этот юноша в кабинет психолога, то обычно с проблемами адаптации в обществе и говорит, что его мучает ненависть к гомосексуалистам. Ведь признать свою ориентацию он пока не может – СВЕРХ-Я не дает. Поп-психология настаивает, что принять себя – это, к примеру, потакать гомофобии, раз уж ты такой, какой есть. Специалист будет настаивать на принятии своего ID через перепрошивку СВЕРХ-Я (СВЕРХ-Я можно перепрошить, а вот ID – нельзя). Видите разницу? Термин «принятие себя» один и тот же – а вот трактовка у специалиста и поп-психолога будет разной.

Итак, проекция – это один из случаев, когда то, что бесит человека в людях, на самом деле есть в нем самом. Отличительным маркером проекции является то, что у такого человека все вокруг будут обладать негативными чертами, которые его бесят. Почему? Потому что он будет проецировать свои желания или импульсы на любого и любой другой будет играть роль зеркала. Стоит только обнаружить у кого угодно малейший признак (Карл Юнг называет такие признаки крючками – hooks), который намекает проецирующему на его же желания, он тут же повесит на этот крючок проекцию.

Совсем другое дело, когда какие-то черты бесят, но этими чертами обладают далеко не все окружающие. Приведу абсурдный и гротескный пример. Меня жутко бесят те, кто харкается при всех прямо на пол. Просто омерзительно. Но самое страшное – все это делают. От детей до стариков. А те, кто при мне этого не делает, я уверен, только и ждут, чтобы нахаркать на пол! Я вот прям вижу по их движению челюстей – они мечтают смачно плюнуть. Твари!

Вот такая смешная проекция. А вот если я терпеть не могу тех немногих некультурных особей, которые это делают, но, к счастью, вижу их раз в год? Поп-«психолух» тут же скажет: «Если тебе не все равно, значит, причина в тебе. Это твои тайные желания». Надеюсь, сейчас вам смешно от абсурда? А я однажды видел и такое мнение якобы «специалиста».

Давайте для закрепления я приведу еще парочку примеров проекций.

Есть такой англицизм – буллинг (bullying). Термин устоявшийся и означающий, что один ученик в школе или группа учеников кого-то травят – задирают, насмехаются, оскорбляют, иногда применяют физическое насилие. Каков бывает механизм развития буллинга? Бывает так, что главный задира воспитан отцом и окружением так, что нельзя быть слабым. Нельзя быть неконфликтным. Ты должен драться за место под солнцем. Как вы понимаете, воспитание – это его СВЕРХ-Я. А вот ID (ОНО) у этого парня неконфликтное. Ну не любит он конфликтовать. Однако признаться себе в неконфликтности не может – это означает, согласно его СВЕРХ-Я, что он тряпка, размазня и баба. И тогда этот задира решает уничтожить ненавистную неконфликтность. А поскольку признать ее в себе он не может, он уничтожает ее в… другом. Выбирает неконфликтного скромного ученика и травит его.

«Ненавижу слабаков и сопляков, – часто говорит такой задира. – Я его задирал, чтобы он научился постоять за себя». Вот вам пример того, когда проекция заставляет ненавидеть неконфликтность в других, потому что этот задира не может признать неконфликтность в себе.

Второй случай комплементарной проекции – это дорожная агрессия, те самые сюжеты по телеку про ярость на дороге и дорожные конфликты, дорожные войны. Одно дело, когда раз в год вас кто-то подрезал, – это случается со всеми. Но есть водитель, который постоянно, по несколько раз на дню выскакивает из автомобиля, показывает всем «фак» в окно, матерится, иногда выходит с монтировкой, устраивает драки. Как так получается? Он что, особенный? Да нет, его внутри машины чаще всего не видно, и другие участники движения ведут себя по отношению к нему так же, как и всегда. Но вот он уверен, что они ведут себя агрессивно и он прямо-таки вынужден защищаться!

На самом деле чаще всего такой водитель на дороге испытывает страх и тревогу, что вполне нормально и о чем мы в одной из глав поговорим, но он не готов себе признаться в том, что он боится. Ничего страшного в этом нет, но, поскольку воспитали его, скорее всего, с мыслью, что бояться – «это не по-мужски», он не готов себя идентифицировать с трусливым человеком и любое движение на дороге, любой маневр идентифицирует как попытку его унизить, нагнуть, поэтому, соответственно, вынужден защищаться от агрессивных людей. То есть не уничтожает ни в себе, ни в других, как в случае буллинга, трусость, а везде видит агрессию и с этой агрессией воюет. Ему необходимо доказать всем, и самому себе в первую очередь, что он не трус.

Это еще один случай комплементарной проекции – когда мы видим проблему вовне и ненавидим это в других, но на самом деле оно внутри нас. О таких случаях писали Герман Гессе и Фредерик Перлз. И к их цитатам апеллируют авторы пабликов и приверженцы поп-психологии.



Кстати, цитирование известных авторов, используемое как доказательство, – это прием демагогии. Основывается он на когнитивном искажении «эффект ореола». Подробно о причинах, механизмах возникновения этого искажения и о том, как с ним бороться, вы можете прочитать в книге «Как начать думать в понедельник и не перестать во вторник» на с. 80.

При каких еще условиях проблема действительно может оказаться внутри нас? Например, когда мы себе не позволяем что-то, что позволяет другой. Притом причина, по которой мы не позволяем себе что-то, также кроется в СВЕРХ-Я. Давайте я про себя расскажу.

Я патологически точный человек, и я знаю, откуда растут ноги этой моей особенности. И поэтому сейчас, когда я опаздываю или кто-то опаздывает, я чувствую, как меня накрывают тревога и гнев. И я сейчас честно могу сказать, что меня раздражают люди, которые могут опоздать. Почему? Потому что, даже если бы я и хотел опоздать, я не позволю себе этого, так как в моей системе ценностей, в моем СВЕРХ-Я, в моих тараканах, которые существуют в моей голове, опоздание неприемлемо. И когда я вижу людей, которые опаздывают, позволяют себе то, что я себе не позволяю, меня это раздражает и бесит. Но, раз я знаю эту особенность и ее первопричины, справляться мне с этим гораздо проще.

Так вот то же самое может быть и в вашем случае.

Какие могут быть примеры?

Предположим, человек, который вынужден по каким-то причинам много работать, очень часто недолюбливает бездельников. Почему? Потому что он хочет отдыха, но не может себе этого позволить. Такие паттерны воспитания.

Очень часто среди мужчин распространена такая агрессия к другим мужчинам как к конкурентам, которые успешны у женщин. «А, чертов бабник! Господи, вчера с этой, сегодня с той!» Он бы и рад пользоваться успехом у девушек, но, увы, неуспешен. И вот такой человек выказывает всяческую агрессию мужчинам, которые с противоположным полом более успешны. Это очень распространенная ситуация. И да, про зависть мы будем говорить позже, в одной из следующих глав.

В данных примерах источник неприязни к кому-либо, пусть и не в чистом виде, как при проекциях, все равно внутри нас. Точно так же, как и когда наш гнев и неприязнь появляются изнутри нас и мы негативно высказываемся, притом громогласно, с целью повысить самооценку. Если кратко, для того чтобы поднять самооценку, есть два пути: работать над собой, повышая свой уровень относительно других членов социума, и обесценивать, критикуя других, чтобы их принизить и за счет этого поднять свой уровень на их фоне. Это называется «обесценивание».

Очень подробно о самооценке и о том, как ее правильно поднять, вы можете прочитать в книге «Быть нельзя казаться» (часть II, со с. 28). Там же подробно про метод психического насилия и психологическую защиту – обесценивание. В данной книге я лишь констатирую факт их наличия и привожу примеры.

Предположим, мы громогласно осуждаем каких-то жадин в нашем окружении. Означает ли это, что мы сами жадины? Поп-«психолух» скажет «однозначно да». Но все не так просто. Мотив осуждения действительно находится внутри нас: обесценивая богатство жадины, мы как бы повышаем свой уровень. Но сами жадинами мы можем и не являться. Так же, например, являемся ли мы такими же карьеристами, если ненавидим карьеристов? Вовсе не факт. Но, понижая других, если это не внутри нас, мы повышаем собственную самооценку. Вот вам второй пример: когда это не находится внутри нас, когда мы не завидуем, когда мы не жаждем стать такими же, как они, когда мы не проецируем ничего на них, но тем не менее действительно кого-то осуждаем.

Когда это не внутри нас

Предположим, мы с вами находимся в компании человека, который энное количество времени провел в местах «не столь отдаленных», то есть в местах заключения. И, соответственно, его СВЕРХ-Я во многом сформировано культурой пенитенциарных заведений. Теперь представьте себе, что вы при всех прилюдно говорите ему: «Ну ты петух. Ты выглядишь как педик. Да ты, наверное, гомосек». Как, вы думаете, он отреагирует? Реакция, скорее всего, будет очень жесткой.

Согласно теории поп-психологии, бурная реакция на шутку «Ну ты петушок» или еще что-то подобное свидетельствует исключительно о том, что человек – латентный гомосексуалист, который не хочет себе в этом признаться. Но вы понимаете прекрасно, что это чушь. И в данном случае получается, что человек резко реагирует на такие обвинения, потому что они очень сильно нарушают его личностные границы, сформированные в той самой среде исправительных учреждений. Кстати, о том, что такое границы личности и сколько мифов вокруг них, мы поговорим в следующей главе. А пока кратко.

Личностные границы, или границы личности, – это совокупность вас как личности, вашего мировоззрения, при помощи которых вы взаимодействуете с окружающим миром. Люди же очень часто, общаясь с вами, не обращают внимания на эти самые границы и задевают их. Реакцией на задетые границы всегда является эмоция гнева – она должна вызвать агрессию для восстановления этих границ.

Так вот, например, в данном конкретном случае, если вы такого человека назвали «петушком», для него это сильнейшее оскорбление, и в его системе ценностей он обязан ответить предельно жестко, вплоть до вашего физического уничтожения. И такая реакция совсем не свидетельствует о том, что человек – латентный гомосексуалист, который просто не хочет себе в этом признаться. Нет. Вы слишком сильно задели его границы.

Кстати, а откуда пошел такой стереотип, что все, кто ненавидит гомосексуалистов, наверняка латентные геи, которые боятся признаться в этом? Вот, например:



Такое мнение пришло к нам с прошлых времен. Действительно, человек, который был ярым гомофобом и постоянно говорил, что ненавидит геев и т. п., чаще всего оказывался латентным гомосексуалистом. Давайте вспомним те времена: никаких гей-парадов нет, никакой пропаганды по телевизору нет, никто об этом не говорил, половина населения даже не знала, что такое бывает. Чего это геи тебе мешают-то? Чего ты на них взъелся и ополчился? Мало того что об этом не говорили – иногда даже за ориентацию было вполне себе реальное уголовное наказание, вспомните хотя бы великого математика Алана Тьюринга, расшифровавшего в годы Второй мировой войны код «Энигма», серьезно повлиявший на ход войны. Несмотря на все заслуги, он был осужден за свою нетрадиционную ориентацию.

Загрузка...