Если из-за страха перед неизвестным мы отгораживаемся от общения друг с другом, мы теряем себя как личности, как компании и как учреждения. Когда мы становимся открытыми, у нас появляются новые возможности учиться, знакомиться и сотрудничать.
Секрет жизни состоит в том, чтобы найти для себя правильное освещение. Для кого-то это бродвейский прожектор; для другого – настольная лампа.
Понимая нетворкинг как необходимость быть «включенным» – пожать каждую руку, захватить внимание каждого (хотя бы на минуту), – мы склонны полагать, что экстраверты преуспевают в этом больше, чем интроверты. Но если мы увидим, что сутью нетворкинга является развитие отношений, то поймем, что у интровертов здесь может быть преимущество. На самом деле интровертам нет необходимости ломать себя или быть неискренними, чтобы легче обзаводиться связями.
Давайте рассмотрим, что такое интроверсия. В 1920-х годах швейцарский психолог Карл Юнг разработал собственную теорию психологических типов, отметив, что, «по всей видимости, каждый человек получает больше энергии либо от внешнего мира (экстраверсия), либо от внутреннего мира (интроверсия)». Гораздо позже в онлайн-словаре Urban Dictionary появилось определение, построенное на этой идее: «Вопреки распространенному мнению, не все интроверты стеснительные. Некоторые могут вести отличную социальную жизнь и любят общаться со своими друзьями, но им просто нужно некоторое время наедине с собой, чтобы “зарядиться” после этого».
Эта часть о перезарядке является ключевой. Как заметил Юнг, экстраверты обычно получают энергию, находясь в толпе – на вечеринке, на матче, концерте, перескакивая с одного мероприятия на другое. Тем же из нас, кто находится на другом конце шкалы, необходимо проводить время в тишине, чтобы перезагрузиться, подумать, построить планы и помечтать. Я уверена, что не одинока в том, что мысленно считаю минуты до того момента, когда, наконец, смогу побыть одна. Неважно, насколько приятно я провожу время на мероприятии, я всегда с нетерпением жду возвращения домой.
Другим признаком интроверта является молчаливость, в которой он чувствует себя вполне комфортно. Часто это истолковывают неверно. Я была задумчивым, созерцательным подростком. Я обожала наблюдать за взрослыми и слушать их разговоры. Когда к моим родителям приходили гости, я внимательно следила за ними. Мне было интересно разгадывать намеки и замечания, сделанные вполголоса, с помощью которых они говорили о неприятностях – своих и друзей. Конечно, напрямую ничего не обсуждалось. Так я осознала, что человеческие переживания намного глубже, чем можно показать в приличном обществе. Я начала чувствовать себя антропологом, изучающим некую социальную группу со стороны, никогда всецело не присоединяясь к ней.
Я уверена, что эти качества – которые, по-видимому, объединяют интровертов: ощущение себя посторонним наблюдателем, интерес к историям и жизненным ситуациям других людей, – объясняют то, как я прошла свой жизненный путь. (Как говорилось в одном научном исследовании, «интроверт, который молчит в компании, может быть очень занят, переваривая сказанное и ожидая своей очереди, чтобы высказаться».) Я считаю эти способности к наблюдению и анализу одними из лучших своих активов. Возможно, и из ваших тоже.
Если вы застенчивый, скромный человек, предпочитаете держаться в тени, не уверены в себе или просто ненавидите нетворкинг в его стереотипном представлении, я призываю вас максимально использовать свою собственную личность, чтобы создать прочную сеть социальных связей. Моя теория состоит в том, что интроверты особенно хорошо подходят для этого ввиду следующих отличительных характеристик, которые нас объединяют:
• Мы хорошие слушатели. Когда я впервые общаюсь с кем-либо, я превращаю знакомство в игру. Моя цель – заставить собеседника говорить первым и выдать больше личной информации, чем даю я. Это может прозвучать цинично, и все же мне необходимо больше времени, чтобы оценить человека, прикинуть, можно ли ему доверять, прежде чем я буду готова поделиться. Если у меня хорошее предчувствие, я открываюсь (немного). Это ключевая тактика: сначала задавайте вопросы. Так вы научитесь определять, стоит ли инвестировать в того, с кем вы говорите. Очень важно использовать свою способность слушать, она едва ли не важнее способности говорить. После того как вы выслушаете человека, у вас появится выбор, куда направить разговор и насколько далеко в нем зайти.
• Мы увлеченные наблюдатели. Иногда это может перерасти в ощущение отчужденности, изолированности от остальных. И все же привычка интровертов не занимать собой все социальное пространство (как могут делать некоторые из наших друзей-экстравертов) и больше слушать позволяет другим раскрыться. У меня всю жизнь была привычка наблюдать за людьми, не только при личной встрече, но и, например, сидя напротив в метро. Кто выглядит взволнованным, уверенным в себе, злым, подавленным – и почему? При знакомстве с человеком я обычно сразу запоминаю несколько его отличительных черт – интересы, родной город, альма-матер, индивидуальный стиль, – что впоследствии помогает мне правильно к нему обращаться. Наблюдательность – очень полезный навык. Вы как бы становитесь на место другого человека, благодаря чему он чувствует себя более непринужденно, и вам оказывается проще установить контакт.
• Мы любознательны. Все мы время от времени кажемся себе аутсайдерами, считая, что другие поняли жизнь – как общаться с людьми, как делать выбор и следовать своему пути, – не то что мы. Но проницательные наблюдатели склонны применять увиденное на практике. Будучи тихим ребенком, я всегда интересовалась тем, как другие люди ориентируются в мире, и особенно тем, как они вливаются в коллектив, куда я, как мне казалось, абсолютно не вписываюсь. (Своего рода благословение взрослой жизни заключается в том, что вы узнаете истину: на самом деле очень немногие чувствуют, что они отлично вписались).
Эти навыки – слушать, наблюдать, интересоваться – представляют собой прекрасные инструменты общения. И вот что примечательно: ни один из них не требует от вас быть в центре внимания. При этом они действительно способны помочь вам построить успешную карьеру.
Более двадцати лет Джуди Верт возглавляла собственную фирму в Нью-Йорке, занимавшуюся поиском творческих руководителей для различных компаний. Если вы считаете, что успешный рекрутер должен быть суперобщительным, познакомьтесь с Джуди – она считает себя настоящим интровертом. Кадровики и агенты по найму обязаны все время знакомиться с новыми людьми, чтобы иметь их в виду для будущих запросов клиентов. Джуди считает себя профессиональным игроком на длинную дистанцию. Ее компания совсем невелика, потому что использует индивидуальный подход и строится исключительно на личных связях Джуди по всему миру.
По образованию Джуди визуальный дизайнер. Используя инструменты дизайна, она организовала новую «среду людей», которая и стала Wert&Co, «историей людей и разговоров». Задолго до появления LinkedIn или Salesforce Джуди создала специальную сеть, ставшую хранилищем данных тысяч людей, которых она когда-либо встречала. Оставаясь на расстоянии, она могла узнавать об изменениях в жизни того или иного человека. Для нее нет ничего необычного в том, чтобы спустя годы разузнать о возможности сотрудничества с кем-то, кого она видела только раз.
Работа Джуди строится вокруг тех качеств, о которых я писала выше: любопытства, наблюдения, активного слушания. Процесс подбора людей на должности она называет «стратегически интуитивным». Все происходит благодаря чувствительности и умению калибровать людей по внутренним и внешним признакам, что очень хорошо знакомо всем интровертам. Здесь я допускаю некую свою пристрастность, и все же я действительно думаю, что интроверты более других настроены на постоянный поток человеческих потребностей, желаний, секретов и проблем. В свою очередь, подобная осведомленность помогает нам лучше понимать окружающих.
В результате интроверт способен быстрее и точнее понять, кто является самым подходящим кандидатом на открытую вакансию, а также кто даст ему наиболее ценный совет по поводу резюме, исполнит просьбу, составит идеальную компанию для просмотра боевика или похода в бар, поможет развить бизнес-концепцию фудтрака – и сделать тысячи других вещей. У вас наверняка уже есть представления о том, кто из знакомых подойдет для этих целей, благодаря рекомендациям друзей или собственному опыту. Тот же принцип работает, когда вы применяете его к более широкому спектру контактов и задач. На протяжении всей вашей карьеры и даже на протяжении всей жизни вы можете находить подходящих людей, которые будут оказывать вам поддержку.
Интроверсия в сочетании с наблюдательностью дает человеку великий дар – умение видеть людей. Обладая им, мы довольно быстро можем почувствовать, что представляет из себя тот или иной человек: нуждается ли он в деньгах, невежественен ли, хвастлив, тревожен? Или его присутствие вызывает ощущение гармонии, любопытство, хорошее настроение? А умея распознавать подобные черты, вы будете точно знать, как начать знакомство, что спросить и чего ожидать от человека. Согласитесь, полезный навык для последующего построения вашей сети.
Вот три упражнения, которые помогут вам понять, как использовать свои способности для развития сети связей. Испробуйте их! Я думаю, что вы обнаружите, что в результате ваших усилий людям станет лучше, а позже вы сможете научиться полезным вещам у них или у кого-нибудь еще.
Вначале задавайте вопросы
В следующий раз, когда вы останетесь наедине с тем, кого не очень хорошо знаете (с коллегой, с другом друга, с посетителем конференции), побудите его рассказать вам о себе. Данная тактика хорошо работает и во время беседы по телефону.
Начните разговор с каких-нибудь простых реплик:
• «Как вам нравится работа в компании X?»
или
• «На чем вы специализируетесь?»
или
• «Я все не перестаю думать об этой конференции / о докладчике. Что вам запомнилось из той речи?»
Если вы пытаетесь найти работу в фирме, где трудоустроен собеседник, или в его отрасли, пригласите его к разговору, задав такие вопросы:
• «Как вы попали в компанию X?»,
• «Как долго вы работаете на Y?»,
• «Вам нравится профессия Z?»
Заставьте свое любопытство работать на вас
Любознательность – умственный навык, который можно активировать независимо от того, встречаетесь ли вы с человеком лично или нет. Подготовьтесь к информационной встрече (в том числе по телефону или в видеочате) заранее, чтобы наилучшим образом использовать свое и чужое время. После первоначального обмена любезностями сразу переходите к теме, которая вас интересует. Например, так:
• «Каково было работать в Google в первые годы его существования?» (Вы узнали об этом из профиля собеседника в LinkedIn.)
• «Вам нравится регулярно писать?» (Вы читаете его сайт, новостную рассылку или блог.)
• «Как же вы все-таки вытащили кота из дымохода?!» (Вы видели ленту собеседника в Instagram).
Эти вопросы непременно растопят лед, показав вашу внимательность к тому, что человек собой представляет.
Наблюдайте и анализируйте
Если любопытство – навык в основном ментальный, то наблюдательность более физиологична. Лучше всего она работает при личном контакте. Данное качество имеет большую ценность, когда вы знакомитесь с кем-то новым. Проницательный человек способен быстро расположить к себе собеседника (хотя и не может гарантировать возникновения прочной связи), а также легко составить собственное впечатление о нем или о ней.
Вот как можно использовать свою наблюдательность во время разговора:
• «У вас такие классные очки, вы их коллекционируете?» (Предметы одежды – слишком личная тема для обсуждения при первой встрече. Лучше сделайте комплимент очкам или обуви.)
• «Какой чехол для телефона / аккумулятор / блокнот / ручка вам нравится?»(То, какие аксессуары люди предпочитают, может многое о них рассказать.)
При общении следует учитывать и кое-что еще:
• Как чувствует себя человек? Выглядит ли он обеспокоенным, словно ощущает себя не в своей тарелке, или, напротив, расслабленным, так, будто ему действительно комфортно?
• Говорит ли он исключительно о бизнесе или немного рассказывает также и о себе, о своих привычках или причудах?
Наблюдательность пригодится вам и на групповых совещаниях:
• Кто из коллег всегда настроен скептически или вечно всех перебивает? А кто любит начать допрос после того, как брифинг завершился?
• У кого всегда есть время дать личный дружеский совет, а у кого нет?
• Ваши наблюдения помогут вам лучше понять других, и это может заставить ваши связи работать более слаженно – только лишь на основании того, как люди себя проявляют при вас.
Просто потому, что, работая в тандеме с остальным миром, вы сможете сделать гораздо больше.
В предисловии я упоминала о том, что американцы часто меняют работу, часто переезжают в течение жизни и что большинство этих изменений происходит с ними после тридцати лет. Помимо этого наблюдается рост самозанятости, а также того, что в некоторых источниках называется «микрозанятостью» или экономикой свободного заработка, когда человек берется за несколько проектов по разным направлениям, чтобы иметь больше денег, времени или и того и другого. В пророческом эссе 2007 года писатель и предприниматель Пенелопа Транк называет хорошей практикой смену деятельности каждые три года: «Часто меняя работу, вы нарабатываете адаптируемый набор навыков и широкую сеть контактов, таким образом приобретая ключ к возможности найти работу в любое время».
Жизнь вынуждает нас все чаще менять место жительства и работы. И тем ценнее становятся связи с коллегами, бывшими работодателями, знакомыми в профессиональной области. Сеть, которую вы создаете, может служить многим целям: это и проверка любых идей, которые вы вынашиваете, и портал новых возможностей, и ресурс для поиска потенциальных клиентов. Ваши друзья, конечно, также могут относиться к подобным контактам, и все же для успеха нужно нечто большее. Вам необходимо обогатить свою сеть всеми, с кем вы работали в прошлом, знакомыми в профессиональной области, теми, с кем вы встречались на конференциях и семинарах, агентами по найму, а также разнообразными приятелями – людьми, на которых вы подписаны (или они подписаны на вас) в Twitter, в Instagram, вашими контактами в LinkedIn, теми, с кем вы встречались по работе, учились в вузе и даже в школе. Все это ваши «слабые связи», о которых я подробнее расскажу в главе 4.
Традиционный взгляд на построение сети контактов включает в себя представление о том, что человеку необходимо познакомиться с как можно большим числом людей, чтобы до краев заполнить ими базу контактов и впоследствии использовать их в соответствии со своими потребностями и запросами. Честно говоря, не существует закона больших чисел, регулирующего ваши контакты. Нет никакого магического числа людей, которых вы должны знать или утверждать, что знаете. Опытные нетворкеры описывают качество своих контактов, а не их количество.
Мой бывший коллега, а ныне венчурный капиталист Хантер Уолк называет себя интровертом, «который испытывает сильное беспокойство при длительном контакте с обширными группами». По работе Хантер, само собой разумеется, встречается со многими людьми. В неизбежных условиях коллективного взаимодействия (например, во время конференций) он считает успехом, если за день установил контакты с пятью-десятью людьми – хотя мог бы познакомиться с сотнями. Однако в мире Хантера не нужны сотни. Всего несколько человек смогут помочь ему, рассказав о новых перспективных компаниях. Каковы тогда его критерии для таких контактов? Они заключены в том, что он называет «содержательными беседами».
Джуди Верт, исполнительный агент по подбору управленческого персонала, также говорит, что оценивает свой успех в зависимости от того, удалось ли ей соединить людей и возможности благодаря «любознательности и проницательности», которые она проявляет в отношении кандидатов и клиентов. Джуди всегда стремится упрочить связи с людьми, «вдохновившими интересную наполненную беседу, благодаря которой можно дать им прекрасные рекомендации». Она сказала мне, что никогда не считала своей профессией нетворкинг – это слово не резонирует с ней. Вместо этого она говорит: «Я та, кто соединяет людей».
Освоив следующие три принципа, вы сможете устанавливать прочные контакты с людьми всего за двадцать-тридцать минут. Помните, хороший контакт – значимая связь – не измеряется цифрами. Как сказал основатель BNI (Business Network International) Айвен Миснер: «Если ваша сеть шириной в милю, а глубиной всего в дюйм, она никогда не будет успешной». Итак, три способа, с помощью которых вы установите более глубокую связь:
Найдите то, что вас объединяет
Это может быть человек, который представил вас друг другу, или тот факт, что вы посещаете одно и то же мероприятие либо работаете в одной области. Ищите любую точку соприкосновения, пусть и самую незначительную, которая позволит начать разговор. Пример: «Мы с Алисией раньше работали вместе. А вы откуда ее знаете?»
Расскажите немного о себе
Поделитесь с собеседником несколькими фактами своей биографии, и вы сразу станете друг другу чуть ближе. Это может быть самое элементарное, например, как вы получили нынешнюю работу или почему живете там, где живете. Рассказывая о себе, добавьте немного индивидуальности, вместо того чтобы просто декларировать голые факты. То, что кажется вам откровенностью, в действительности упрочняет вашу связь с людьми. Пример: «Я родился в семье военного, мы часто переезжали, и, думаю, именно это привело меня к работе с недвижимостью. Я хочу помочь людям пустить корни».