Нетворкинг больше похож на ведение сельского хозяйства, чем на охоту.
Нетворкинг[1] относится к занятиям, которые большинство из нас воспринимают как тяжкий труд, неприятную задачу, которую необходимо выполнить, чтобы получить то, что нам нужно: новую работу, лучшую квалификацию, дополнительное образование и тому подобное. Когда я разрабатывала идею этой книги, практически все, кому я о ней рассказывала, говорили одно и то же: «Как я ненавижу нетворкинг! Было бы здорово, если что-нибудь помогло мне этого избежать – или хотя бы пережить». Когда я спросила друзей в Twitter и Facebook, чем конкретно их не устраивает нетворкинг, ответы были такими:
«Каждый пытается притвориться кем-то, кем он не является».
«Искусственность, ориентированная на достижение целей. Разговоры ведутся ради чего-то, а не просто из-за человеческой потребности в близости, общении. Чувствуешь себя обманщиком».
«Я ненавижу вести поверхностные беседы с людьми, которых я, вероятно, забуду в самое ближайшее время, и все это с единственной целью: попытаться использовать социальные связи в своих интересах».
Поскольку я всю жизнь относила себя к интровертам, сама мысль о том, что придется много говорить о себе или даже просто просить визитку, внушает мне ужас. Я начинаю нервничать, если мой ежедневник переполнен встречами, звонками и другими обязательствами, требующими вести светские беседы или находиться в толпе.
И все же, несмотря на потребность в одиночестве и защищенном личном пространстве, за шестьдесят семь лет я накопила несколько тысяч контактов по всему миру. Нет, я не стала заводилой и душой компании. Но я довольно легко могу начать разговор с кем бы то ни было. На протяжении моей долгой и разнообразной карьеры созданная мной сеть контактов ежедневно обогащала мою жизнь. Друзья и знакомые (и их знакомые, и так далее) регулярно обращаются ко мне за идеями, поддержкой, связями и знакомствами. И я делаю то же самое.
Не имеет значения, в каком месте на шкале экстравертности-интровертности вы расположились. Необходимость развитой сети социальных связей невозможно переоценить, кем бы вы ни были. И вот некоторые доказательства:
• Мы часто меняем работу. Люди поколения беби-бумеров[2] за свою трудовую жизнь сменили десятки различных профессий, а поколение миллениалов[3] (по прогнозам Бюро статистики труда) сменит еще больше.
• Частая смена мест работы начинается с юных лет. Свежеиспеченные выпускники колледжей в первые пять лет после окончания обучения меняют вдвое больше компаний, чем в прежние времена (по данным LinkedIn).
• Мы много переезжаем. В Соединенных Штатах люди в среднем меняют место жительства более одиннадцати раз за свою жизнь (данные FiveftirtyEight.com).
• Многие из нас работают на себя. Существует около 41 миллиона самозанятых американцев в возрасте от 21 года и старше, и это число растет (по данным MBO Partners, Nation1099.com).
По всем этим причинам – смена работы, фриланс, географические перемещения – нетворкинг для большинства из нас стал обязательной регулярной практикой. Какова бы ни была наша жизнь, мы нуждаемся в постоянно меняющемся и неизменно растущем разнообразии людей, к которым можно было бы обратиться. Современное определение «нетворкинга» включает, в частности, получение полезной информации. Звучит не так уж плохо, верно?
Но почему? Все дело в расхожих представлениях о нетворкинге. Для кого-то он – попытка подсунуть визитную карточку любому, кто окажется в поле зрения. Других страшат встречи с незнакомцами ради попытки заполучить новую работу, обыграв систему найма. А кто-то видит в нем стремление раздобыть инсайдерские сведения. Все это кажется фальшивым и откровенно продажным. Кроме того, многие уверены, что нетворкингом нужно заниматься лишь тогда, когда мы почувствуем наибольшую потребность в связях. Но ведь если дела обстоят хуже некуда (надвигается увольнение, должность бесперспективна или на работе сложилась невыносимая обстановка), мы чувствуем себя уязвимыми, иногда даже отчаявшимися. Разве можно показать себя с лучшей стороны в таких обстоятельствах?
Вместе с тем есть и те, кто просто не верит, что им нужны связи. В конце концов, говорят они, у нас есть стабильная работа (до поры до времени). Есть те, кто смирился со своей нынешней ситуацией, потому что, говоря откровенно, не может представить себе что-то лучшее или считает, что по ряду причин (стаж, должность, зарплата, транспортная доступность и т. д.) не может себе позволить сменить ее. Мой друг как-то сказал о вечном парадоксе нетворкинга: «Нас с детства учат не важничать, не обсуждать свои достижения и работу в обществе, не расхваливать себя, не использовать друзей – а затем, став взрослыми профессионалами, мы должны как-то увязать это с необходимостью продавать себя. Кажется, не существует более нелепого противоречия».
Что касается интровертов, их неприязнь к нетворкингу может быть в разы сильнее, ведь она тесно связана со страхом перед необходимостью общаться с незнакомцами. Карл Юнг описал интроверта как человека, которому нужно проводить время в одиночестве, чтобы восстановить энергию, в то время как экстраверты получают подзарядку, находясь в толпе и общаясь с людьми. Исходя из собственного опыта и из того, что я слышала от близких по духу людей, нам – тем, кто себя относит скорее к интровертам, – больше нравится находиться дома, наедине со своими мыслями, а не в болтливой толпе. Для нас необходимость вступить в разговор или зайти в шумную комнату – едва ли не худшее, что можно себе представить. После такого опыта мне требуется много времени, чтобы собраться с мыслями и восстановить силы. Вам тоже?
В общем и целом все эти негативные представления о нетворкинге могут привести к развитию магического мышления. Когда человек сталкивается с важными переменами в карьере или просто осознает необходимость каких-то изменений в жизни, он начинает ошибочно полагать, что неким волшебным образом все сложится само собой: он сам узнает о превосходной новой должности; его резюме окажется первым в стопке; в первый же день на новом месте у него появится друг, который поможет во всем разобраться. Магическое мышление может проявиться и противоположным образом. Мы убеждаем себя, что нам хорошо там, где мы есть, что необходимости предпринимать что-то нет, по крайней мере сейчас, а может, и вообще никогда (ведь развивать сеть социальных связей слишком страшно!). Как вы, наверное, понимаете, все это – путь в никуда.
Факты говорят о том, что для многих из нас построение карьеры и принятие других важных жизненных решений происходит скачками, а не по плавно восходящей траектории, соответствующей грандиозным планам. В качестве подтверждения я предлагаю вам мою собственную долгую и абсолютно незапланированную карьеру в Силиконовой долине. По сегодняшним меркам моя деятельность в сфере технологий началась поздно: мне было тридцать пять, когда в середине 1980-х я попала в тогда еще «живой» мир научно-технической прессы. Давняя страсть к писательству и редактированию сподвигла меня стать журналистом в области потребительских технологий, затем (с неохотой) пиарщиком, редактором и руководителем проектов в стартапах и креативных рекламных агентствах. Другими словами, путь был извилист.
В 2000 году в Силиконовой долине начался серьезный экономический спад. В том же году я стала частью стартапа с командой из восемнадцати человек под названием Violet.com, который одним из первых начал заниматься персональными подарками в сфере электронной коммерции. Четыре бурных месяца спустя мы закрылись насовсем; второго раунда финансирования не было. Я устроилась в известное креативное агентство, которое открывало офис в Сан-Франциско. Оказалось, что времена для этого были не лучшими (экономические кризисы появлению клиентов не способствуют), и вскоре фирма сбежала в свой офис в Лос-Анджелесе – без меня. Вакансий на бирже труда было очень мало, а работы по контракту еще меньше. Устроиться было практически невозможно, и в течение следующих пятнадцати месяцев я боролась с нехваткой работы и денег. Я создала неофициальную группу поддержки для своих друзей, которые оказались в той же ситуации. Каждую неделю мы встречались, чтобы подбодрить друг друга и обменяться потенциальными клиентами. Я подняла множество контактов, чтобы узнать, не нужны ли кому-нибудь услуги копирайтера. Один из таких звонков был подруге, с которой я работала дважды. Она как раз устроилась в недавно появившийся стартап под названием Google. Я спросила, не требуется ли им помощь по части написания текстов; она сказала, что они недавно наняли маркетолога, но пообещала иметь меня в виду.
Через пару месяцев она перезвонила и предложила мне зайти познакомиться с командой. Она подчеркнула, что не может просто нанять меня напрямую; моя работа (и я сама) должны были понравиться остальным. Должно быть, у них накопилось действительно много задач, потому что сразу, во время той самой первой встречи, они попросили меня присоединиться. Разумеется, я с радостью согласилась.
Я начала работать из дома, однако через пару недель стало ясно, что мне стоит проводить больше времени в офисе, чтобы быть с командой. Я начала ездить каждый день в Google HQ – по 100 километров туда и обратно. Став постоянным участником проектов, я бралась за каждое задание. Я желала, чтобы меня считали как можно более незаменимой, потому что видела Google тем местом, где хотела бы остаться надолго. Хотя по натуре я не большая тусовщица, я даже устраивала коктейльные вечеринки в своей квартире для команды – команды, частью которой я еще не была. Моей целью было стать такой же привычной, как кресла-мешки, стоящие по всему офису. Люди должны были знать, что могут положиться на меня и что я прекрасно подхожу на роль сотрудника Google. Через пятнадцать месяцев все звезды, наконец, сошлись и меня взяли на должность старшего редактора на полный рабочий день (кстати, название этой должности придумала я). А потом я проработала в Google восемь замечательных лет, изменивших мою жизнь.
Я рассказываю эту историю по двум причинам. Во-первых, она демонстрирует, сколь значительную поддержку оказала мне моя сеть контактов, когда это действительно было нужно. (Стоит отметить, что с этой подругой я оставалась в «свободном касании» – об этой привычке я подробно пишу в главе 3.) Во-вторых, как только я закрепилась в Google, оказалось, что существующая сеть – только начало. Нетворкинг внутри организации был критически важен, тем более компания росла огромными темпами, и вскоре коллектив увеличился с нескольких сотен до нескольких тысяч сотрудников. Я задействовала все свои гибкие навыки[4] – умение общаться, эмпатию, эмоциональный интеллект – чтобы поддерживать теплые отношения со всем многообразием специалистов, которых я встречала: с мужчинами и женщинами, с технарями и гуманитариями, многие из которых были моложе меня.
Сегодня я считаю оба этих этапа важными вехами в становлении моего стиля органичного общения. Я говорю «органичного», потому что все происходит инстинктивно: я веду себя так, когда мне ничего не нужно от человека. В результате я автоматически завожу случайные дружеские знакомства со многими людьми. Друзья иногда говорят, что я «всех знаю». Конечно, это неправда. Однако тех, с кем я знакома, я знаю хорошо. Я помню имена и наши истории; я слежу за их достижениями, сменой работы. Оказывается, все это очень важно для нетворкинга. Это признак интереса к тем, кто еще есть в этом мире, кто делает новости, кто интересен, кто связан с людьми, которых я уже знаю. По моему мнению, такие знания являются ключевой функцией наблюдательности интроверта. Многим покажется это странным, но я уверена, что именно благодаря своей замкнутой натуре я развила ту личностную силу, которая обеспечивает доступ к широкому спектру связей.
Как бы иронично это ни звучало, однако я думаю, что у нас, интровертов, есть качества, которые делают из нас неимоверно эффективных нетворкеров. Например, наш интерес к другим больше, чем наша потребность говорить о себе. Когда я встречаюсь с кем-то, мне гораздо легче сказать: «Что у тебя нового?» или «Расскажи мне о себе», чем поделиться своими мыслями. Этот шаг дает мне больше времени оценить человека. Вместе с тем психолог наверняка сказал бы, что людям нравится моя компания, потому что я даю им возможность высказаться. Правда и в том, что даже будучи интровертом, я хочу нравиться (видимо, это стандартная настройка для девочек, родившихся в 1950-х годах). В любом случае я всегда начинаю знакомство с обсуждения чего угодно, только не себя.
Наблюдательность – еще одно решающее качество для нетворкинга, и это также явное преимущество интровертов. Мне всегда интересно, что люди собой представляют, каков их характер, почему они стали такими, какие есть. Я интересуюсь их историей, отмечаю, что им нравится, а что раздражает, и каким-то образом запоминаю все это, а когда нужно, применяю эти знания.
Не менее важным, но часто недооцениваемым инструментом в арсенале интроверта являются социальные сети. С помощью цифровых посредников вам будет легче разговаривать с людьми тем способом, который большинству кажется более естественным. Особенно это касается взаимодействия с малознакомыми людьми за пределами вашей привычной компании. Не испытывая дискомфорта от того, что вы находитесь в центре внимания, вы сможете строить общение эффективнее. Далее в книге вы увидите, что взяв за правило ежедневное участие в социальных сетях, пусть даже незначительное, интроверт способен ощутить мощную поддержку и вовлеченность в социальную жизнь, при этом находясь на безопасном расстоянии по ту сторону экрана.
Эта книга посвящена тому, как создать и развить свою собственную широкую аутентичную сеть контактов, которая будет служить вам всю дальнейшую жизнь. Я покажу, как заводить важные знакомства и развивать их, как общаться с людьми, которых вы плохо знаете, как обращаться за советами и просить об услуге, как отдавать людям столько же, сколько вы получили, и даже больше. Наконец, как сделать все это, оставаясь верным своему естеству, и почувствовать себя более реализованным и защищенным.
Я постаралась написать эту книгу так, чтобы вдохновить вас отнестись к нетворкингу непредвзято, с чувством любопытства. Вы можете налаживать важные связи со многими людьми по мере развития ваших потребностей и интересов без обязательств постоянно поддерживать отношения. Когда вы научитесь этому, вы также сможете создать свой собственный мозговой трест: сеть контактов, к которой можно обратиться за уникальными идеями, возможностями и опытом.
Если вы скромный и стеснительный человек, если вы собираетесь переехать в новый город или сменить работу, даже если вы просто слишком заняты, чтобы сосредоточиться на необходимости перемен, – я надеюсь, с помощью данной книги вы найдете способ по-другому взглянуть на свои связи с людьми и в профессиональной, и в личной жизни. Эта книга покажет вам, как направить свои природные инстинкты на построение сети контактов таким образом, чтобы это соответствовало вашей натуре. И тогда, если повезет, нетворкинг станет для вас менее обременительной и более естественной, повседневной, а возможно, даже желанной задачей.