Как же выбраться из этого плена себя привычного? Из этого вечного метания между двумя «выученными» состояниями: детским «хочу, но не получаю» и холодным, безжалостным недовольством и критичностью?
Ответ на этот вопрос – серьезная внутренняя работа, которая ожидает каждого из нас после пересечения невидимого порога – где-то после тридцати пяти… Это как серьезная смена гардероба, который честно отслужил первую часть жизни. В прежних «одеждах» мы были молодыми, наивными, теми, кого вылепила семья и культура; мы уже получили профессию, вышли замуж, родили детей, завели круг друзей, определились с начальным «местом под солнцем». Это были цели, роли, задачи, наше своеобразие характера, составившие первичную адаптацию к жизни… Но рано или поздно мы обнаруживаем, что «одежки» как-то обветшали и стали маловаты, перестали соответствовать нашему вкусу. Привычные пути-дорожки, «троны» на них и «ямы» засижены и истоптаны; мы начинаем ощущать пустоту, неясную тоску, и это – зов в дальнейшее жизненное путешествие, к какому-то неведомому новому Себе…
Очень часто на этом этапе в нашей жизни появляется некий человек – проводник перемен; или он уже был и ранее, но именно теперь попадает в фокус наших эмоций. Причем, как правило, видится он неприятным, мешающим, раздражающим. Это может быть руководитель на работе, с которым ну никак не удается найти общий язык; подчиненный, на которого невозможно оказать влияние и поставить под контроль; собственный ребенок, ставший в каком-то аспекте большой проблемой; предавший друг; мужчина (или женщина), к которому тянет и хочется близости, но ничего не получается; супруг, который вдруг стал неудобным, непредсказуемым, несет в себе угрозу стабильности и отношениям внутри семьи. Этот человек заставляет нас чувствовать бессилие. Мы перебрали все возможные способы воздействия: манипуляции, честные признания, обиды и обвинения, поощрения и наказания… Не работает ничего! И именно этот человек, Богом посланный, требует, чтобы мы вышли за границы себя привычного!
Здесь находится «контрольно-пропускной пункт» нашей судьбы, окно в совершенно новую, неизведанную жизнь. При этом для «перехода» очень часто требуется нарушить какие-то привычные моральные нормы и в этом смысле стать плохим. В большинстве случаев этот шаг потребует какого-то конфликта с родителями: осмелиться поступить так, что они точно не одобрят (выбрать «неподходящего» партнера, перестать быть «бедняжкой», которую или которого они всегда опекали и защищали, а заодно контролировали и копили счет наших им долгов), высказать им некую болезненную правду, отказаться от тех родительских благ, которые создавали в нас чувство безопасности и защищенности. Бесчисленны варианты ситуаций, когда людям приходится решаться на очень страшный шаг, называемый психологической сепарацией. Такие случаи – 90 процентов работы любого психотерапевта.
Конечно, всегда на этом КПП возникают два главных чувства, которые пожирают человека и не дают «занести ногу» за красную пограничную черту. Это страх и вина – неизбежная плата за «билет» в страну собственной свободы. И билеты эти очень дорогие. Приступы тревоги, доходящие до паники, чувство своей бесконечной виновности и нехорошести, почти невыносимое ощущения преступления, совершаемого против родных – вот самые характерные переживания, которые нас сковывают, связывают и… возвращают назад.
Мой опыт показал, что «прекрасные», оптимистичные идеи различных технологических подходов типа НЛП, претендующие на быстрое и радикальное избавление человека от тягостных чувств, – это утопия. Более того, сама идея решительного «избавления» от нежелательных чувств коренным образом неверна. Ведь в любой подобной ситуации мы оказываемся перед дилеммой: «хочу, но боюсь» и «уже не могу, но если не буду делать по-старому, все обидятся, а я буду виноват». А психологические дилеммы – это те ситуации, где ни один из полюсов не должен быть проигнорирован. Это та «растяжка», то противоречие, которое нам нужно как-то вместить и суметь вынести, прожить. Здесь не поможет никакая логика, здравый смысл, «разумные» решения. Здесь должна начать трудиться душа.
Что это означает?
В данном случае уместно вспомнить, что ситуация метания из сторону в сторону – архетипическая, то есть она универсальна для всех человеческих существ, и в этом смысле вынужденная, а значит, от нашей воли и сознания не очень зависит. Мы обязаны, согласно этим архетипическим законам, проживать до поры до времени типовые сюжеты, описанные в мифах и сказках. И в них же в зашифрованном, символическом виде есть ответы, как же выбраться из этих ситуаций.
Так, в частности, известный миф об Амуре и Психее как раз содержит ответы о том, какую именно работу должна совершить наша душа (Психея). Вначале она должна совершить ошибки. Это важно для понимания, дабы идеи безупречности нас не терроризировали. Никто (!) не может этих ошибок избежать, и каждый должен пройти свой стартовый путь по красной дорожке победителя и получить кубок! Ошибками, изъянами, постыдными промахами это называет как раз наш негативный Анимус («прокурор»), на самом же деле – это совершенно необходимый для души собственный опыт.
В мифе Психея оказывается пронзенной стрелами Эроса, то есть глубоко затронутой собственными чувствами, но не может доверять им, положиться на них, и первая грубая ошибка, которую она допускает, – позволяет внешнему (завистливым сестрам) или внутреннему (своему подозрительному Анимусу) устроить проверки и на этом теряет Эроса (контакт с собственными чувствами). Она выносит свое глубокое, интимное на суд близких, родных – и это тоже ошибка, так как это «интимное» должно быть контейнировано и пережито самостоятельно, внутри, без всяких внешних референций. Именно тогда наши чувства (Анима) становятся проводником к подлинному Я (самости). Если же мы их выносим наружу, то этим опустошаем себя, и возникшую пустоту немедленно стремится заполнить негативный Анимус. Попытка рассмотреть Эроса (взглянуть объективно на свои чувства) совершается неосторожно: масло от лампы капает на лицо Эросу и он исчезает. Неосторожность, неделикатность взгляда – это чрезмерная прямолинейность, обжигающая, критичная, и хрупкое, только-только зародившееся чувство тает, не успев укорениться…
Далее начинается путь искупления Психеей ошибок. И те задания, которые дает ей Афродита для возвращения Эроса (способности любить), содержат в себе тяжелую внутреннюю работу, в процессе которой Психея учится сортировке, дифференциации важного и малозначимого (разбирает зерна). По сути, речь идет о создании устойчивого «внутреннего контейнера» для чувств. Рано или поздно мы осознаем, что никакого идеального партнера не бывает; есть то, что мы получаем от него (чувство нежности, тепла, радости от соприсутствия – «зерна»), а также то, что мы добрым сердцем прощаем ему и делаем второстепенным («плевела»). Здесь нужна необычайная стойкость, чтобы не дать традиционным общепринятым критериям свалить себя с ног: «А почему он не стал добытчиком для семьи? Где его дорогие подарки? Да он же тебя использует!» И этому жестокому и очень мощному голосу мы должны противопоставить внутренние аргументы и выбор своей души.
Другое испытание Психеи – добыть золотое руно бешеных овнов – отражает нашу способность выбирать подходящий момент, то есть, не поддаваясь импульсивным порывам, действовать вовремя. Я полагаю, что речь идет о развитии очень важной чувственной способности, называемой «уместность». Все, наверно, могут припомнить примеры, когда кто-то своими линейными вопросами, слишком «простецким» поведением, лобовыми высказываниями, смехом нарушал ткань общей атмосферы, вторгался в наше, к примеру, романтическое настроение, мечты. В обыденности мы часто даем оценку поведению такого человека как «неадекватный». Вот это как раз пример неуместности, невозможности почувствовать нематериальную, тонкую ткань разговора, подтекстов, интонаций. Нам же нужно уметь беречь такие ценные интимные трепетные состояния, защищая их от эмоционального вреда. Предвидеть, насколько это возможно, кто и когда может занести над ними меч «правды-матки» (очень часто это близкие люди), и умело спрятать их от чужого взора и суждения, надев на себя какую-то подходящую роль, как броню.
Наконец, последнее и самое сложное испытание Психеи заключалось в том, чтобы спуститься в преисподнюю и добыть эликсир молодости для Афродиты. В чем состоит здесь метафора? Преисподняя – это, полагаю, зона самых глубинных страхов, связанных с отношениями. Спуститься в нее – значит отважиться осознать эти страхи и, выдержав это, сохранить отношения.
О каких страхах речь? Два ключевых экзистенциальных чувства такого рода – это быть поглощенным Другим (то есть использованным, присвоенным, глубоко зависимым, рабом) и быть покинутым Другим (если партнер предаст, совершит измену, станет равнодушным, покинет в трудный час). Никаких гарантий, что этого не произойдет, у нас нет и не будет. И с этими страхами придется жить и «идти в отношения» (хотя, конечно, безопасности ради можно остаться и в одиночестве). Психее очень тревожно спускаться в Аид, но все же она добывает волшебный эликсир. И здесь опять совершает ошибку: искушаемая любопытством, а также желанием самой использовать эликсир красоты, она заглядывает внутрь коробочки и засыпает долгим сном, то есть опять погружается в полную бессознательность.
Что такое это неуместное и опасное любопытство в рамках отношений? Это любые варианты нарушения личных интимных границ партнера: исследование содержимого переписок и телефонов, «А расскажи-ка мне, других женщин ты так же любил, как меня?», любого сорта проверки и испытания на тему «а так ли сильно ты меня любишь, чтобы…». И дело здесь не только в этическом аспекте, но и в игре «Я ль на свете всех милее?», то есть в мотиве собственного нарциссического «расширения» за счет партнера… А это – все те же происки негативного Анимуса, в лапах которого наша душа периодически оказывается…
Но Психея по мифу все же оказывается прощенной, и Афродита благословляет ее с Амуром на равный законный брак. Иначе говоря, если «перевести» с символического, великодушная «внутренняя мать» возносит душу, претерпевшую немало страданий во имя любви, и ее чувства на престол собственного Королевства жизни.