Латеранский дворец был с IV до начала XIV века, то есть до Авиньонского пленения пап (1309–1377), резиденцией римских понтификов. Свое название дворец (как и Латеранская базилика) получил от Латеранского холма, располагавшегося вне стен античного Рима. Название «Латеран» связано с древним родом Плавтиев-Латеранов, чьи владения, расположенные на холме Целий, были конфискованы при Нероне. (Здесь и далее – Прим. науч. ред., если не указано иное.)
Сокращения имен древних авторов и названий их трудов основаны на спецификациях нового издания энциклопедии Паули (Der Neue Pauly).
Императорская хроника 4115–4154.
Раздел о Нероне включает стихи 4083–4300. Источником эпизода с ребенком Нерона является несколько более древняя Historia apocrypha, которую Иаков Ворагинский, писавший после создания «Императорской хроники», также упоминает в своем сочинении «Золотая легенда» (Legenda Aurea); рожающий Нерон также встречается у Иакова (ЗЛ 376–377). Так что история была довольно распространенной. О Historia apocrypha и «Золотой легенде» см. Knape (1985) 113 и далее. Об «Императорской хронике» см. Dickhut-Bielsky (2015) 49–95.
Династия римских императоров (27 г. до н. э. – 68 г. н. э.).
О рецепции Александра см. Müller (2019) 213–220 и Boardman (2019). В качестве примера образа Цезаря см. Schlange-Schöningen (2021) 91–96.
Twitter (X) заблокирован в Российской Федерации по требованию Генеральной прокуратуры. – Прим. изд.
https://www.washingtonpost.com/nation/2020/03/09/trump-coronavirusnero-qanon/ (дата доступа: 01.10.2022).
Например, Sonnabend (2016); Malitz (2013); Gotter (2011); Meier (2008): Нерон как «правитель, который позиционировал себя не столько как принцепс, сколько как артист» (603), см. также Champlin (2003), который фокусируется на разнообразных, целенаправленных самостилизациях Нерона. Другие, более поздние, биографии Нерона, также ориентированные на более широкую аудиторию, включают Krüger (2012); Elbern (2010); Waldherr (2005). Новейшая историография, посвященная этой теме, выдвигает тезис о том, что Нерон практически вовсе не участвовал в государственных делах на протяжении бо́льшего периода своего правления, что неизбежно снимает с него все обвинения, выдвинутые против него в античной литературе, см. Drinkwater (2019) и по этому тезису Drinkwater (2013) 160. Обзор исследований по отношению к Нерону в античной историографии дает Ronning (2011) 269–274. Witschel (2006) предлагает краткое систематическое сравнение Нерона с другими «безумными» императорами.
Этот термин получил известность благодаря работе историка и публициста Людвига Квидде «Калигула: исследование имперского безумия» (1894). Тот факт, что Квидде в своей статье стремился не столько к психопатологической оценке римских правителей, сколько к созданию портрета презираемого им кайзера Вильгельма II, не помешал распространению его тезиса и прежде всего его вхождению в «каноническую» историографию. Подробно о «безумии Цезаря» см. Blank (2021); Sittig (2018).
О современной теории и методе научного исследования (ранней) Римской империи см. Michels (2021) 589–601; Schößler (2021) 10–12; Winterling (2011) 8–11.
Об этом методологическом требовании см. Schulz / Walter (2018) 239.
Марциал 7,34,4–5.
Bätz (2016) 398 и далее.
Об официальных надписях нероновского периода см. Witschel (2016).
См. Šterbenc Erker (2013) 131 и Scheid (2002).
То же самое относится к выставке «Нерон: человек, стоящий за мифом», открытой для публики с мая по октябрь 2021 года в Британском музее в Лондоне, см. Opper (2021).
Литературная традиция, посвященная Нерону, в частности образ, созданный Тацитом, Светонием и Кассием Дионом, является предметом многочисленных публикаций, см. Schulz (2019); Grau (2017); Lefebvre (2017).
Тацит. Анналы. 1,1,6.
Тацит. Анналы. 11,27,1.
Это неверно. Тацит, как здравомыслящий человек и глубокий аналитик, прекрасно отдавал себе отчет в том, что единовластие в Риме было неизбежно; для него это была цена спасения res publica от грозившей ей неминуемой гибели. По мнению Тацита, «в интересах спокойствия и безопасности всю власть пришлось сосредоточить в руках одного человека» (Tac. Hist. I. 1. Пер. Г. С. Кнабе). Так он смотрел на причину создания принципата. Точно так же расценивал ситуацию Светоний, для которого возникновение принципата означало «установление гражданского мира» (Suet. Claud. 41. 2. Пер. М. Л. Гаспарова). Во времена Нерона и позже никто из римских интеллектуалов всерьез и не помышлял о реставрации сенатской республики, памятуя о трагикомичном эпизоде 41 года с нелепой попыткой «восстановления республики» после убийства Калигулы. Быть или не быть императору во главе res publica – так вопрос давно не стоял. Вопрос ставился иначе: кто именно будет стоять во главе державы? В этих условиях и возникла тема идеального властителя, о чем так много писал Сенека, не преуспевший, кстати сказать, в практическом плане (как воспитатель Нерона). Наконец, безусловно, Тацит не был мизантропом. Пессимистом и скептиком – да, но не мизантропом.
Об источниках Тацита см. Schößler (2021) 29–37; Syme (1958) 178 и далее; 289–294.
Нерон как hostis generis humani: Плиний. Естественная история. 7,46; terris venenum: 22,92. Об образе Нерона у Плиния см. Sordi (2002).
Будучи профессиональным ритором, Ливий некритически пересказывал свои источники и далеко не всегда разрешал противоречия между ними.
Тацит. Анналы. 4,53,3; Плиний также знал автобиографию Агриппины, ср. Естественная история. 7,46.
В императорском Риме архив государственных актов был оборудован в Табуларии на склоне Капитолия (часть современного Дворца сенаторов). Само здание Табулария было построено в 78 году до н. э. рядом с храмом Сатурна.
Тацит. Анналы. 14,2,2. Другим примером взвешенного подхода является описание смерти второй жены Нерона Поппеи Сабины, которая, как говорят, умерла в 65 году от руки императора: хотя есть авторы, сообщающие, что Поппея была коварно отравлена Нероном, он, Тацит, верит в убийство в состоянии аффекта (Анналы. 16,6,1).
О биографии Светония см. Wallace-Hadrill (1983) 2–8.
Не совсем так: до Светония в римской литературе в этом жанре с большим или меньшим успехом отметились Корнелий Непот и Валерий Максим (I в. до н. э. – I в. н. э.).
О значимости и восприятии Светония как «изобретателя» биографии императоров см. Schulz (2019) 271.
Schulz (2019) 271–273.
Об отношении и намерениях Светония см. Gascou (1984) 801–803.
О биографии Кассия Диона см. Madsen / Lange (2021) 8–14.
Императорская династия, правившая в Риме в 193–235 годах с небольшим перерывом: в 217–218 годах императорами считались узурпатор Макрин и его сын Диадумениан (оба были свергнуты и убиты в 218-м).
Об этом см. Simpson (2021).
Malik (2021) 158 и далее.
Lange / Madsen (2016) 2–4.
Rodgers (2021) 244.
Боудикка – жена Прасутага, правителя британского племени иценов. После смерти мужа римские войска заняли ее земли, а император Нерон лишил ее титула, что побудило Боудикку возглавить антиримское восстание в 61 году. По сведениям Тацита, потерпев поражение, Боудикка приняла яд, по данным Кассия Диона – заболела и вскоре умерла.
Кассий Дион 62,6,3; 62,6,5.
Марк Аврелий 3,16.
Так называемый «Хронограф 354 года» представляет собой кодекс IV века, содержащий среди прочего хронику города Рима. Здесь каждому императору посвящена короткая запись; о Нероне см. Pfund (2021) 22 и далее.
Евтропий. 7,14.
Орозий. 7,7,9. В общем об образе Нерона IV и V веков: Jakob-Sonnabend (1990) 3–83.
Иосиф Флавий. Иудейские древности. 20,154–156. Тацит также кратко сообщает в первой книге «Анналов», что деяния Тиберия, Калигулы, Клавдия и Нерона были искажены из страха при их жизни и записаны под влиянием ещё свежей ненависти (recentibus odiis) после их смерти (Анналы. 1,1,5).
Кальпурний. Эклоги. 1,37–73; 4,84–146; 7,73–84.
Carmina Einsidlensia. 1,32–49 и 2,23–38.
См. Сенека. Отыквление божественного Клавдия. 4,1–2.
Об упоминаниях Нерона в «Латинской Илиаде» см. Falcone / Schubert (2022) 3–6; «Латинская Илиада» 876–891: Нерон как миротворец.
Плутарх. Тит Фламинин. 12,8.
Плутарх. Антоний. 87,4.
Malik (2020) подробно это объясняет.
См. Meier (2021) и в целом по теме также Leppin (2018) 361–363; неоспоримо то, что во времена Нерона «христиане» еще не считались гонимыми и предполагалось преследование отколовшейся от иудаизма секты.
Тертуллиан. К язычникам. 1,7,8; Апологетик. 5,3.
Всего известно три Лже-Нерона. Первый самозванец появился в Греции еще в 68 году, второй – несколько позже в Парфии, третий – уже при Домициане и тоже в Парфии. Такое количество самозванцев свидетельствует о популярности Нерона на Востоке. Второй Лже-Нерон (Теренций Максим) является главным героем романа Лиона Фейхтвангера «Лже-Нерон» (1936).
Тацит. История. 2,8–9; Светоний. Нерон. 57,2.
Откровение. 13,18; Malik (2020) 2 и далее.
Подробный обзор рецепции Нерона от средневековья до наших дней можно найти у Kugelmeier (2013) 696–705, у которого взяты некоторые из следующих примеров. См. также Gotter (2011) 27–37 и вводные мысли у Walde (2013) 1–4.
«Злобный зверь» (лат.).
Так описывал Нерона отец Церкви Лактанций в своем сочинении «О смертях гонителей» (De mortibus persecutorum 2,7), написанном на фоне последнего крупного гонения на христиан в Римской империи в 303 году при Диоклетиане (284–305).
Император Генрих IV (1056–1106) в ходе борьбы с папством за инвеституру был отлучен от церкви папой Григорием VII (1073–1085). Собственные подданные подняли восстание против Генриха, которому пришлось отправиться в Каноссу к папе, чтобы после немыслимых для императора унижений вымолить прощение понтифика (1077). С тех пор выражение «идти в Каноссу» стало означать унижение, акт покорности и покаяния. Фридрих II Гогенштауфен (1212–1250), прозванный современниками Чудом Мира, – один из самых значительных государственных деятелей европейского Средневековья, тонкий политик и меценат, враг папства, ославленный Ватиканом как «антихрист во плоти», тиран и еретик.
Впервые Римская империя была реанимирована Карлом I Великим на Рождество 800 года, когда его короновал в Риме папа Лев III. Вторично эта акция имела место в 962 году, когда Оттон I Великий опять-таки в Риме принял императорскую корону из рук папы Иоанна XII, в миру Октавиана, что символично, поскольку напоминает об основателе Римской империи Октавиане Августе. Юридически империя перестала существовать лишь в 1806 году, когда ее ликвидировал Наполеон Бонапарт. Официальный термин «Священная Римская империя германской нации» впервые засвидетельствован в 1512 году. До этого она именовалась просто Римской империей, а с XII века, со времен Фридриха I Барбароссы, – Священной Римской империей.
Kugelmeier (2013) 697.
О характере произведения см. Eberl (1994) 7 и далее.
Досл. «больший Нерон, чем сам Нерон» (лат.).
Ronnick (1994).
«Дорогой саксонец» (ит.).
Mainwaring (1760) 52–54; совершенно в манере Нерона: «Гендель казался таким же великим и величественным, как Аполлон» (54).
Craievich (2005) 136 и далее; картина висит в Картинной галерее старых мастеров в Касселе (дворец Вильгельмсхёэ).
Gotter (2011) 33 и далее.
Введение в произведение и его рецепция: Woźniak / Wyke (2020).
Другими плодами увлечения Нероном в Польше в этот период являются романы Юзефа Игнацы Крашевского, напр. Rzym za Nerona 1866 года; см. Rostropowicz (2013).
См. Тацит. Анналы. 15,44,6. Картина Семирадского находится в Национальном музее Кракова, см. Miziołek (2017) 97–116.
О романе см.: Böhm (2021) 257–273 и Müller-Salget (2004).
https://www.nero-grillen.de/ (дата доступа: 26.09.2022).
Традиционно считается, что это был аспид.
Смерть Антония и Клеопатры: Плутарх. Антоний. 76,4–77,4 и 85; Кассий Дион. 51,10,6–14,3.
Нет недостатка в исследованиях истории поздней Римской республики, этот период всегда был (в том числе из-за сравнительно хорошего обеспечения источниками) одним из центральных направлений в антиковедении: Maschek (2018); Osgood (2018); Meier (2017); Bringmann (2003); представлено также у Thommen (2021) 138–225; Blösel (2015) 155–265.
В литературной традиции это полулегендарное событие датировано 510/509 годом до н. э.
Пара консулов (в архаическую эпоху они именовались преторами, то есть «шествующими впереди»), в сущности, заменила собой царя. В принципе коллегиальности высшей магистратуры сенат видел гарантию от возможных узурпаций власти в государстве. Во времена империи звание консула стало почетным, утратив прежние властные прерогативы.
Право вето с самого момента возникновения этой исключительно плебейской магистратуры (494 год до н. э.) стало эффективным инструментом политической борьбы плебса с нобилитетом. Однако для этого требовалось полное единодушие всех членов коллегии, которых с 457 года до н. э. было уже 10, ведь каждый из них имел право наложить вето не только на действия патрицианских магистратов, но и на любую инициативу своих коллег. Последнее обстоятельство было использовано сенатской олигархией для того, чтобы воспрепятствовать аграрной реформе трибуна Тиберия Гракха в 133 году до н. э.: коллегу Гракха Марка Октавия сенаторы убедили наложить вето на его законопроект, что привело к невиданному по масштабам и последствиям конфликту в общественно-политической жизни Древнего Рима.
Имеются в виду цензовые классы, выставлявшие для участия в комициях – народном собрании – определенное количество центурий, то есть сотен – первичных ячеек римской военной организации, или полисного ополчения. Количество центурий оставалось неравномерным вплоть до реформы III века до н. э., когда произошла демократизация центуриатных комиций: каждый из пяти имущественных классов отныне выставлял одинаковое число центурий (по 50 от каждого класса плюс 18 центурий всадников, центурия пролетариев – беднейших граждан Рима, а также четыре центурии ремесленников и музыкантов, итого 373 центурии).
Полибий. 6,11–18.
Полибий (ок. 200–120 гг. до н. э.) назвал такой строй «смешанной политией» и считал именно его залогом относительной политической стабильности Римской республики.
Сами римляне называли свой город-государство civitas – аналог греческого полиса на италийской почве.
Две войны Рима с Карфагеном – это Первая Пуническая (264–241 гг. до н. э.) и Вторая Пуническая (218–201 гг. до н. э.).
Азия (133 г. до н. э.), Киликия (102 г. до н. э.), Вифиния и Понт (63 г. до н. э.).
Левант – общее название стран Восточного Средиземноморья, в более узком смысле – Сирии, Палестины, Израиля и Ливана. Термин «Левант» (от фр. «восходящий») впервые появился в 1497 году и первоначально обозначал Восток в целом.
В 63 году до н. э. Помпей образовал провинцию в Сирии и установил римский протекторат над Иудеей, во главе которой был поставлен этнарх Иоанн Гиркан II, представитель династии Хасмонеев. Цезарь, начав в 58 году до н. э. завоевание Трансальпинской, или Косматой, Галлии, полностью покорил и замирил ее население к 50 году до н. э.
Значение испанских рудников для экономики Рима легче всего определить с помощью цифр. Только на одном серебряном руднике близ Нового Карфагена (современная Картахена) за 50 лет было добыто серебра на сумму 438 миллионов денариев. Для сравнения: в качестве контрибуции после проигранных войн карфагеняне, македонцы и сирийские Селевкиды выплатили Риму в общей сложности за тот же 50-летний период «всего» 162 миллиона денариев. Таким образом, с одного из нескольких серебряных рудников, расположенных в Испании, в Рим поступило в три раза больше драгоценного металла, чем было получено в результате мирных договоров с поверженными великими державами в виде контрибуций, ср. Bringmann (2003) 26 и далее; Полибий. 34,9,8–9: 40 000 шахтеров добывали в Новом Карфагене серебра на 25 000 драхм в день.
Хотя коррумпированные наместники могли быть привлечены к ответственности в ходе так называемых судебных процессов de repetundis (о злоупотреблениях), для жителей провинции это не означало реальной правовой определенности. Исход судебного процесса зависел от многих факторов, в первую очередь от степени влияния вовлеченных лиц и политического климата в Риме. Широкую известность приобрел судебный процесс 70 года до н. э. над бывшим наместником Гаем Верресом, который за три года управления Сицилией нанес местным общинам ущерб на 40 миллионов сестерциев и был осужден благодаря Цицерону.
Таким образом, например, на берега Тибра впервые попала целая библиотека: Луций Эмилий Павел, победивший в Третьей Македонской войне, как говорят, в 168 году до н. э. присвоил собрание книг македонского царя Персея, чтобы его сыновья могли изучать греческую культуру, ср. Плутарх. Эмилий Павел. 28,6, также см. Bätz (2020) 10 и далее.
Это неверно. Наделение безземельных и малоземельных крестьян землей, инициированное братьями Гракхами в ходе так называемого гракханского движения (133–121 гг. до н. э.), привело к существенному увеличению числа римских граждан и на какое-то время разрядило социальную напряженность в Риме и Италии, возникшую как следствие крестьянского малоземелья.
Имеется в виду превращение полисного ополчения в профессиональную армию, что стало результатом начатой в 107 году до н. э. консулом Гаем Марием военной реформы. В считаные годы римская армия стала мощным фактором политической борьбы в Риме, что еще более обострило внутриполитическую ситуацию в I веке до н. э.
Имеется в виду почетная отставка по истечении срока службы (к концу I века до н. э. – 16 лет). Выходя «на пенсию», ветеран получал от «работодателя» солидное денежное пособие и участок земли.
Помпей проиграл битву при Фарсале в Фессалии и вскоре был убит (48 г. до н. э.), Катон Младший продолжил борьбу в Северной Африке, но после разгрома республиканцев в битве при Тапсе покончил с собой (46 г. до н. э.).
На самом деле в феврале 44 года до н. э. Кроме того, Цезарь не мог сам себя провозгласить диктатором: de iure такого рода решения принимались сенатом.
Официальное провозглашение Цезаря царем было намечено на иды марта – 15-е число.
Противоречивая оценка Цезаря в трудах историков в первую очередь связана с его основными политическими целями. По общему мнению, во время своего короткого единоличного правления Цезарь ввел несколько значительных нововведений, реализация которых в условиях республиканского строя, пребывавшего в упадке, могла быть неэффективной или вообще отложена; о Цезаре см.: Morstein-Marx (2021); Dahlheim (2011); Jehne (2009).
На момент гибели Цезаря Антоний был действующим консулом.
Атия, мать Октавиана, была дочерью Юлии, сестры Цезаря, и Марка Атия Бальба, родственника Гнея Помпея Магна.
Имеется в виду Второй триумвират (43–36 гг. до н. э.), в состав которого вошли Октавиан, Антоний и Марк Эмилий Лепид (в последние годы жизни Цезаря он был начальником конницы, то есть заместителем диктатора).
Цицерон был убит в декабре 43 года до н. э. Его голова и кисти рук были прибиты к Рострам (ораторская трибуна) на Римском форуме для всеобщего обозрения. По преданию, в дальнейшем голову Цицерона выставили в триклинии Антония, чтобы он мог за обедом наслаждаться лицезрением поверженного врага; при этом жена Антония, Фульвия, якобы исколола язык мертвого оратора булавкой.
В 2014 году почти весь мир отметил 2000 лет со дня смерти Августа, что привело к появлению множества новых (или переизданных) трудов общего характера: Fündling (2013); Eck (2014); Hoff и др. (2014); Kienast (2014); Pabst (2014); Havener (2016); Le Doze (2020).
Царь (лат.).
Это неверно. К тому времени в римской политической теории и практике уже имелись определенные модели единовластия, спасительного для республики в периоды кризиса: dictator perpetuus (пожизненный диктатор, каковым в 82–79 годах до н. э. являлся Сулла), consul sine collega (консул без коллеги, каковым стал в 52 году до н. э. Помпей, а в 45 году до н. э. – Цезарь), наконец, rector rei publicae, о котором Цицерон пишет в трактате «О государстве» (51 г. до н. э.). В представлении Цицерона rector rei publicae, он же princeps civitatis, – это «первый среди равных», идеальный гражданин, который, оставаясь в рамках республиканской политической традиции, возглавит республику, чтобы спасти ее от внешних угроз и, что важнее, от внутренних неурядиц. По сути, rector rei publicae Цицерона – это в известной степени прототип принцепса в исполнении Октавиана Августа.
Из этих двоих на роль «легендарного богача» может претендовать разве что Марк Лициний Красс по прозвищу Дивес, то есть Богач.
Так называемое урегулирование 27 года до н. э., с которого и началась история принципата Августа.
Кассий Дион. 53,3–16.
Своего рода политическое завещание основателя принципата, известное как Res Gestae Divi Augusti – «Деяния божественного Августа».
Деяния божественного Августа. 34.
Видимо, автор имеет в виду двух плебейских трибунов авантюристического склада, Клодия и Милона, чьи бандитские шайки терроризировали Рим в середине I веке до н. э.
Здесь следует упомянуть прежде всего Четвертую эклогу Вергилия, в центре которой находится рождение божественного ребенка, который приведет человечество в золотой век, – вероятно, имеется в виду Октавиан Август. Самый важный вклад в празднование нового века (период в 100 или 110 лет), который начался в 17 году до н. э., Гораций внес своим Carmen saeculare («Юбилейный гимн»); центральное место в поэзии Горация занимает Август, связанный с богом Аполлоном.
Едва ли это утверждение справедливо в отношении Тацита, который сознавал неизбежность единовластия и был вовсе не против императора, если тот был «приличным» человеком. В глазах Тацита «хороший» император – это сенатский император вроде Нервы, который правит в полном согласии с сенатом. Считать Тацита «убежденным республиканцем» и врагом принципата было бы наивно и абсолютно неверно.
В 23 году до н. э. Август отказался от консулата, взамен получив от сената проконсульский империй (imperium proconsulare), дававший ему право командования войсками в провинциях, и трибунскую власть (tribunicia potestas), наделявшую императора законодательной инициативой и правом вето. Август не мог стать трибуном: по закону трибуном становился только плебей, а Август по усыновлению принадлежал к патрицианскому роду Юлиев.
Деяния божественного Августа. 34.
В представлении древних римлян auctoritas – это нечто большее, нежели репутация или авторитет, ибо речь идет о некоем сакральном качестве конкретного человека, в данном случае – Августа, то есть «священной» личности, возвеличенной богами. В этом смысле auctoritas сродни греческой харизме.
Об обсуждении возможного дарования принцепсу сенатом imperium proconsulare maius, полномочий, которые с 23 года до н. э. могли стать конституционной основой для вмешательства Августа в дела сенаторских провинций, см. Brandt (2021) 47 и далее, а также Girardet (2000) 189–216.
Точнее, imperium proconsulare.
С начала II века до н. э. на эллинистическом Востоке римляне позиционировали себя как «всеобщих эвергетов», то есть благодетелей. С установлением принципата «всеобщим эвергетом» стал император.
Clauss (1996) 427 и далее; см. также Witschel (2006) 91 и далее.
В качестве введения: McIntyre (2019).
Поэтому, видимо, правильнее было бы говорить об обоготворении императора при жизни и его обожествлении (т. е. об официальном причислении к богам «хорошего» императора) после смерти. К этому последнему акту относятся знаменитые слова Веспасиана, якобы сказанные им на смертном одре: «Горе мне, кажется, я становлюсь богом!»
Šterbenc Erker (2013) 120.
На самом деле коллегия августалов состояла из 25 членов (21 жрец и 4 члена императорской семьи). Впоследствии ее состав был расширен до 28 человек. В провинциальных городах были созданы коллегии севиров-августалов, в составе каждой было шесть жрецов (так называемый севират), отправлявшие за свой счет культ императора.
О роли сената на заре империи см. Blochmann (2017); Heil (2016) 116–119.
Тацит. Анналы. 13,42,6 и Кассий Дион. 61,10,3 (там же упоминаются ценные столешницы).
О состоянии Лентула см. у Сенеки (О благодеяниях. 2,27,1), о состоянии Нарцисса см. у Кассия Диона (61,34,4), см. также Jongman (2007) 598–601; Pekáry (1976) 109.
«Сенаторское сословие» (лат.).
Mann (2013а) 41.
В I веке обычно делалось так: год начинался (как и прежде, 1 января) со вступления в должность двух ординарных консулов, через два месяца их сменяла пара консулов-суффектов, тоже на два месяца, и т. д. В итоге за год побывать консулами успевали как минимум 12 человек – неплохой способ решения проблемы с нехваткой почетных должностей для представителей политической элиты империи.
О сословии всадников при Августе см. Davenport (2019) 201–203.
Тацит. История. 1,11,1.
Тацит. Анналы. 2,59,4.
Страбон. 14,5,2.
Christ (2018) 52; Finley (1998) 148 предполагает, что доля рабов в обществе скорее всего была постоянной и составляла 35 % с момента гибели сенатской республики.
Для введения в бесконечную литературу о рабстве в Риме см. Herrmann-Otto (2015) 9–33 и Joshel (2010) 1–27.
Катон. О земледелии. 2,7.
Павел в Дигестах (17,1,26,8).
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 27,6–7. Перечень цен на рабов см. в Szaivert / Wolters (2005) 113–116 и 352–354.
Тацит. Анналы. 14,42–45.
CIL VI,5539 = ILS 1786 и Hemelrijk (2021) 329.
Так называемая Cena Trimalchionis у Петрония 26–78.
Или вольноотпущенником.
Неверно. Площадь в 100 га, или 400 югеров – это латифундия, в которой организовать рентабельное хозяйство было практически невозможно. Иное дело – вилла средних размеров, ориентированная на рынок, размером 100–120 югеров (25–30 га). Катон Старший пишет про нее: персонал в таком поместье насчитывал 13, максимум 16 рабов – оптимальное число невольников, при котором можно было рассчитывать на небольшой годовой доход (что-то в районе 7–10 %).
Варрон. Сельское хозяйство. 1,18,2: один человек может осилить восемь iugera (один iugerum = четверть гектара).
Плиний. Естественная история. 33,135: из 60 миллионов сестерциев своего состояния Исидор, который сам был бывшим рабом, отложил миллион на расходы по его погребению.
Пекулий – это не только деньги, но и любая часть имущества господина (участок земли, корабль, торговое заведение), которая предоставлялась рабу для ведения хозяйства.
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 80,4; Плавт. Канат. 928–929; Вергилий. Эклоги. 1,32.
См. Mouritsen (2011) 36–42.
Тацит. Анналы. 13,26–27.
Гражданский статус вольноотпущенника зависел от гражданского статуса его бывшего господина: раб римского гражданина при освобождении получал римское гражданство, раб латинского гражданина – латинское.
MacLean (2018) 104–106.
Кассий Дион. 61,34,4.
О Клавдии Акте и надписях, относящихся к ней, см. Alexandridis (2016) 69 и далее.
Panella (2016) 241.
«Город» (лат.). Так римляне называли Вечный город, то есть Рим.
Об этой атмосфере в Риме см. Bätz (2020a) 24–26.
О термине plebs urbana см. Flaig (2019) 75: все свободные римляне ниже сенаторов и всадников; Kröss (2017) 66 и далее понимает под plebs urbana все население, помимо правящей элиты (сенаторов и всадников), то есть включая также рабов и иностранцев, постоянно проживавших в Риме.
Так называемое ius Italicum, то есть италийское право, или налоговый иммунитет.
На самом деле с 46 года до н. э., то есть со времен диктатуры Цезаря.
Древний Падус, или Пад. Отсюда такие географические названия, как Циспаданская и Транспаданская Галлии – части Цизальпинской Галлии южнее и севернее Пада.
Panem et circenses; см. Ювенал 10,76–77.
Деяния божественного Августа. 15; Кассий Дион. 55,10,1.
Тацит. Анналы. 12,43,2; Светоний. Клавдий. 18,2; Орозий. 7,6,17.
Flaig (2021) 175–179.
Решение Сената записано на Tabula Siarensis, найденной в Испании (Tab. Siar. Frg. II, col. b, 3–11), о памятной надписи см. ILS 176 и Kröss (2017) 43 и далее.
О важном значении плебса в «системе принятия» имперской эпохи см. Flaig (2019) 75–125.
Bringmann / Schäfer (2002) 71 и далее.
Кассий Дион дает обзор дислокации легионов на территории империи при Августе (правда, не совсем точно, это взгляд на вещи начала III века: 55,23,2–7).
Срок службы был увеличен с 16 (13 год до н. э.) до 20 лет: Кассий Дион. 54,25,5–6 и 55,23,1.
Деяния божественного Августа. 30: exercitus meus.
Eck (2014) 88.
О задачах преторианцев см. De la Bédoyère (2017) 42 и далее; Bingham (2013) 81–114.
Тацит. Анналы. 4,2,1–2; Светоний. Тиберий. 37,1.
Pogorzelski (2014) 41.
Кассий Дион. 53,11,5. О жаловании см. De la Bédoyère (2017) 32 и далее.
Учитывая размеры, Castra Praetoria мог вместить до 15 000 человек, см. De la Bédoyère (2017) 31.
Псевдо-Гигин. Об устройстве военных лагерей. 7.
Примипил – звание центуриона высшего ранга. Его носил центурион, стоявший во главе первой центурии первой когорты легиона. Название происходит от лат. primus pili – «первый пилуса», то есть командир триариев – самых опытных легионеров, стоявших в третьем ряду пехотного строя.
ILS 2701, см. De la Bédoyère (2017) 134.
Brandt (2021) 85; Eck (1995) 1.
Для введения в тему расширения Римской империи при Августе см.: Eck (2014) 90–99; Fündling (2013) 110–123.
О политике по отношению к Германии при Августе и Тиберии см.: Fischer (2020) 36–72; Wolters (2018) 28–60.
Каппадокия была аннексирована Римом после кончины престарелого царя Архелая I Филопатора (36 г. до н. э. – 17 г. н. э.), с которым у злопамятного Тиберия были давние личные счеты. Скорее всего, именно последнее обстоятельство повлияло на решение императора лишить престола наследника покойного, Архелая II.
Meyer-Zwiffelhoffer (2017) 11–13.
Имеются в виду провинции, расположенные на территории Балканского полуострова и Малой Азии.
«Римскость» (лат.), то есть подражание римским обычаям и образу жизни, в результате чего в галльских провинциях со временем стало проживать смешанное романизированное население, так называемые галло-римляне.
Wesch-Klein (2016) 17 и далее; Eck (1995) 1 и далее.
О значении и развитии городов в Римской империи см. Woolf (2020) 364–374.
Шестью древними «мегаполисами» были Рим, Карфаген, Александрия, Мемфис, Птолемаида и Антиохия на реке Оронт, см. Wilson (2011) 181–193.
Надпись датируется временем Тиберия: AE 1976, 653 = SEG 26 (1976–1977) 1392.
Плиний. Естественная история. 30,16–17.
Meyer-Zwiffelhoffer (2017) 63–65.
Это были префекты и прокураторы, отвечавшие лично перед главой фиска – императорской казны. Непосредственно сбором денежных средств занимались представители провинциальных элит (во времена империи именно эта социальная среда стала главным рассадником коррупции на местах).
Лк. 2:1–2.
При царе Ироде I Великом Иудея была вассальным царством, полностью зависимым от Рима. После смерти Ирода в 4 году до н. э. Август разделил владения покойного между его сыновьями Иродом Архелаем, Иродом Антипой и Иродом Филиппом. Старший, этнарх Архелай, оказался в высшей степени неэффективным правителем, поэтому угодил в ссылку, а его бывший удел вместе с Иерусалимом в 6 году по распоряжению Августа отошел под управление наместника Сирии; в Иудее, ставшей провинцией, отныне правили префекты, одним из которых в 26–36 годах и был небезызвестный Понтий Пилат. Земли тетрархов Антипы и Филиппа в состав этой провинции не входили.
Имеется в виду присущая любой империи тенденция к постепенному нивелированию гражданских статусов в государстве.
Абсолютно невероятная цифра. Римская миля равняется почти 1,5 километра. Во времена Августа курьер, мчавшийся со срочной новостью, мог преодолеть максимум 50 миль в сутки, то есть вчетверо меньше.
Воловья повозка: Kolb (2000) 316 и далее (другие современные оценки см. в списке у Graßl [2006] 16 и далее); Тиберий в Германии: Валерий Максим. 5,5,3; Плиний. Естественная история. 7,84 (где, впрочем, говорится о путешествии в повозке, что кажется еще более удивительным), а также Kolb (2000) 315 и далее.
Скорость движения Цезаря: Светоний. Божественный Юлий. 57: 100 000 шагов, что соответствует 100 римским милям, примерно 1,5 километра. О Клавдии и его любимой игре в кости см. Светоний. Клавдий. 33,2.