K XXI веку человечество достигло высокого материально-технического прогресса. Жизнь людей уже трудно представить без автомобилей, телефонов, компьютеров и различных гаджетов. Но могут ли эти предметы сделать нас счастливыми? Что такое «я», о котором мы так заботимся? Это остается для нас загадкой на протяжении всей жизни. Наш ум постоянно занят чем угодно, но только не раскрытием своей подлинной природы.
Действительной ценностью в наше время является возможность выбора между религиями, благодаря которой люди с разными способностями и наклонностями могут найти наиболее подходящий для них метод. Не так важно, какая это религия: буддийская, христианская, мусульманская или другая – важно, что с ее помощью появляется шанс раскрыть природу ума и те позитивные качества, которые изначально в нем заложены.
Если человек развивает доброту, относится с уважением к окружающим, старается помогать другим, честен, то ему совершенно необязательно причислять себя к какой-либо религии. Важно, чтобы представители различных религий не делили людей на «своих» и «чужих» и относились с уважением друг к другу.
Мы же подробно рассмотрим учение Будды, в котором объясняется, что такое «я», описывается множество методов для умиротворения и успокоения ума, борьбы с деструктивными эмоциями, раскрытия природы ума, развития сострадания, мудрости и других благих качеств.
С раннего детства мы привыкли говорить «я», но что же на самом деле мы имеем в виду?
Когда наше тело идет, мы говорим «я иду», когда наш мозг обрабатывает информацию, мы говорим «я решаю задачу», когда мы испытываем удовольствие, мы говорим «я счастлив» и т. д. Это разные действия, но мы говорим, что их выполняет наше «я». Получается, что под этим «я» мы чаще всего подразумеваем наши тело и ум.
В буддизме то, что наблюдает внешние явления, испытывает различные чувства, называется умом. Мы говорим «я наблюдаю», но на самом деле наблюдателем является ум. И этот наблюдатель исследует различные объекты, переживает разнообразные состояния, то есть постоянно меняется. Меняется ли наше «я» при этом? То «я», о котором мы говорили, когда нам было шесть лет, и то «я», о котором мы говорим, когда нам шестьдесят лет, – одно и то же? Если мы счастливы, где находится «я» в этот момент? Счастье в теле или в уме? Когда мы счастливы, «я» – это и тело, и ум одновременно?
Попробуйте ответить на эти вопросы. Во время аналитических медитаций мы исследуем, где же это «я» находится в конкретный момент. Более подробно медитацию на отсутствие самости мы рассмотрим в главе, посвященной випашьяне, а пока давайте разберем типичные ошибочные представления относительно собственного «я».
В некоторых учениях утверждается, что «я» пронизывает все, однако в повседневной жизни мы так не считаем. Когда мы идем, то говорим «я иду». Мы же не говорим: «Всепронизывающее „я“ перемещается в каждой точке пространства». Одно дело, как мы понимаем «я», и другое дело, как мы привыкли ощущать «я». Заблуждением и корнем наших страданий является именно то «я», которое мы обычно воспринимаем в силу привычки, а не то «я», определение которого мы где-то вычитали или осознали через медитацию.
В некоторых индуистских традициях считается, что «я» существует с безначальных времен, оно постоянно и не имеет ни начала, ни конца. В буддизме считается, что у «я» есть конец и эту концепцию «я» можно разрушить, так как она ложна. Именно для этого мы и применяем медитацию. Только обретя мудрость, мы действительно постигнем природу «я» и освободимся от круговорота страданий сансары. Пока присутствует концепция «я», цепляние за его существование, мы не сможем обрести подлинное счастье.
То, что пронизывает все явления, безгранично, подобно пространству, называется в тибетской школе Джонанг татхагатагарбхой, или природой будды. Она существует на абсолютном уровне и обладает присущими ей изначально и неотделимыми от нее качествами будды. В индуизме же «я», связанное с неведением и цеплянием за самость, не имеет подобных качеств.
Таким образом, можно сказать, что «я» – всего лишь иллюзия, наименование, которое мы в силу неведения и кармы присваиваем нашим телу и уму, цепляемся за него и верим в истинность его существования. На самом деле, хотя в это и трудно поверить, природа нашего «я» – пустота, то есть такого «я» никогда не существовало, не существует и не будет существовать.
Как уже говорилось выше, под «я» мы подразумеваем наши тело и ум. Но при более подробном рассмотрении переживаний нашего «я» мы сможем выделить пять совокупностей (санскр. скандх). В зависимости от условий восприятие «я» может быть различным: в подавляющем большинстве случаев оно где-то внутри нас, порой мы приписываем его конкретной скандхе, а иногда не связываем ни с одной из них.
Рассмотрим каждую из скандх.
1. СКАНДХА ФОРМЫ
Под ней понимается пятнадцать различных форм, разделенных на две группы:
1) четыре формы-причины (четыре основных элемента):
• земля,
• вода,
• огонь,
• ветер;
2) одиннадцать форм-следствий, которые подразделяются на три части:
• пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание;
• пять объектов чувственного восприятия: цвет и форма, звуки, запахи, вкусы, тактильные объекты;
• одиннадцатая форма, к которой относятся пустые формы, воображаемые формы, формы, возникающие с принятием обетов.
2. СКАНДХА ОЩУЩЕНИЯ
Ощущения бывают приятными, неприятными и нейтральными и подразделяются на физические и ментальные.
3. СКАНДХА РАЗЛИЧЕНИЯ
Скандха различения подразделяется на две составляющие:
• функция распознавания объекта;
• функция различения специфических характеристик объекта: большой, маленький, красивый, ужасный и пр.
4. СКАНДХА ФОРМИРУЮЩИХ (МЕНТАЛЬНЫХ) ФАКТОРОВ
Пятьдесят один ментальный фактор – это различные эмоции, которым мы подвержены (гнев, алчность и др.). Подробнее пятьдесят один ментальный фактор мы рассмотрим ниже.
5. СКАНДХА СОЗНАНИЯ
Сознание подразделяется на восемь видов:
• зрительное,
• обонятельное,
• слуховое,
• вкусовое,
• осязательное,
• ментальное,
• омраченное,
• базовое.
Более подробно эти виды сознаний мы также разберем позже.
Важно знать, что сутью нашего сознания являются безграничные ясность и пустота. Распознав природу сознания, мы избавимся от всех иллюзий, отсечем цепляние за истинность существования своего «я». Сейчас мы живем в полной уверенности, что «я» – это наши тело и ум, мы полностью отождествляем себя с пятью скандхами, поэтому нам необходим глубокий анализ, чтобы искоренить эту привязанность. Именно для этого мы используем методы випашьяны и махамудры.
Наше физическое тело состоит из пяти элементов: земли, воды, огня, ветра и пространства, а точнее из четырех основных, находящихся в пятом элементе – пространстве. Можно провести следующее соответствие: элемент земли – это кожа, кости, мышцы; элемент воды – кровь и различные жидкости; элемент огня – теплота тела; элемент ветра – дыхание; элемент пространства – пространство внутри тела.
В тибетской медицине также используется взаимосвязь основных органов с элементами: печень соотносится с элементом дерева, сердце – с огнем, легкие – с металлом, почки – с водой, селезенка – с землей. Как видите, здесь говорится про другие элементы, более грубые, чем те первоэлементы, которые мы рассматриваем.
На самом деле все окружающие нас предметы – это комбинация пяти элементов. Допустим, видя палочку, мы относим ее к элементу земли, так как она является чем-то плотным, но это не совсем так. Эта палочка – соединение пяти элементов. При трении палочек возникает тепло, огонь. В палочке также за счет движения частиц присутствуют элементы ветра и пространства, в ней есть и элемент воды, так как она состоит из клеток с элементами жидкости. Металлическая чашечка для подношений тоже является комбинацией пяти элементов. Можно сказать, что в твердых предметах доминирует элемент земли, в жидких – элемент воды, в горячих – элемент огня, в движущихся – элемент ветра. И все они находятся в элементе пространства.
Следует отметить, что пять элементов и наш ум взаимозависимы. Природа ума – пустота, которая связана с элементом пространства. В пространстве этого ума возникают различные мысли и концепции – это элемент ветра. Ясность и познающая способность – это элемент огня. Непрерывность и текучесть ума есть проявление элемента воды. Глубокое погружение в объект говорит о наличии элемента земли.
Также у каждого человека можно выделить доминирующий элемент. Так, у людей с преобладающим элементом ветра наблюдается нестабильность ума, их ум постоянно находится в движении, это нервные люди; с преобладающим элементом земли – стабильность ума, но подверженность неведению, тупости; с преобладающим элементом огня – острота ума, но склонность к гневу; у людей с преобладающим элементом воды превалирует жадность. Людей с преобладанием элемента пространства не существует, поэтому обычно говорят про баланс или дисбаланс четырех элементов, которые связаны, согласно тибетской медицине, с тремя дошами (жизненными началами): слизью (элементами воды и земли), желчью (элементом огня) и ветром (элементом ветра).
Процесс зачатия – смешения мужского и женского начал – также пронизан энергией пяти элементов: само слияние происходит за счет элемента воды; образовавшийся плод обладает элементом земли и имеет определенную теплоту за счет элемента огня; движение плода осуществляется за счет ветра; пространство, в котором он развивается, внутри него и сам процесс роста – это элемент пространства.
Таким образом, и живые существа, и явления окружающего мира, и все процессы состоят из пяти элементов.
Эта тема была изложена самим Буддой Шакьямуни в обширной «Сутре сердца», где он дал определение двенадцати опорам восприятия (санскр. аятанам) и восемнадцати составляющим (санскр. дхату).
Будда давал наставления ученикам с высокими, средними и малыми способностями. Ученикам с высшими способностями и чистым умом (бодхисаттвам) достаточно было объяснения пяти скандх. Людям со средними способностями Будда рассказывал о двенадцати опорах восприятия (цветоформы, запахи, тактильные ощущения, вкусовые объекты, звуки и объекты ментального восприятия) и шести видах сознания (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое и ментальное), их функционировании. Людям с низшими способностями Будда объяснял свое учение посредством восемнадцати составляющих: шести объектов, шести видов сознаний и шести способов восприятия.
Позднее известные индийские мыслители Асанга в своем труде «Абхидхарма-самуччая» и его брат Васубандху в «Абхидхармакоше» подробно описали процесс функционирования нашего ума на основе пятидесяти одного ментального фактора, в которые входит несколько групп: пять из них называются вездесущими, следующие пять – определяющими, одиннадцать – благими, шесть – негативными, также выделяют двадцать вторичных и четыре изменчивых.
Далее мы рассмотрим каждую из этих групп.
ВЕЗДЕСУЩИЕ ФАКТОРЫ
1. ОЩУЩЕНИЯ
Ощущения подразделяются на три вида: приятные, неприятные и нейтральные.
2. РАЗЛИЧЕНИЕ
Различение – способность распознавать характеристики объектов: длинное, короткое, красивое, уродливое и т. д.
3. НАМЕРЕНИЕ
Намерение – это внимание, которое ум направляет к объекту.
4. КОНТАКТ
Контакт – это соприкосновение, посредством которого объект воспринимается нашим умом.
5. ВОВЛЕЧЕННОСТЬ
Вовлеченность – полная концентрация на объекте.
Первые два фактора входят в число пяти скандх и считаются базовыми функциями нашего сознания – способностями ощущать и различать.
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ
1. УСТРЕМЛЕНИЕ
Устремление – направление ума к объекту, которое стимулирует усилия по его достижению.
2. ИНТЕРЕС
Означает, что мы получили некую информацию об объекте и придерживаемся ее, то есть не упускаем этот объект из поля зрения.
3. ПАМЯТОВАНИЕ
Памятование подразумевает, что мы не забываем об известном нам объекте. Например, когда мы занимаемся медитацией на дыхании, мы стараемся не забывать о нем.
4. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ
Сосредоточение – полная направленность на интересующий нас объект. Его функцией является правильное познание объекта.
5. МУДРОСТЬ
Мудрость, или высшее знание, означает, что мы полностью распознаем объект, на котором сосредоточены. Мудрость исключает сомнения и неопределенность.
БЛАГИЕ ФАКТОРЫ
1. ВЕРА
Выделяют три вида веры: вера вдохновения, вера уверенности, вера желания.
Вера вдохновения
Например, мы узнаем из истории жизни какого-либо великого учителя, какие достоинства он проявлял, какими необыкновенными качествами обладал, и чувствуем веру вдохновения, устремления к нему.
Вера уверенности
Например, в процессе анализа слов учителя мы понимаем, что это действительно безошибочное учение, которое принесет пользу и нам, и другим, и у нас возникает сильная мотивация следовать этим наставлениям.
Вера желания
Например, во время слушания у нас возникает сильное желание реализовать те же качества, которыми обладает наставник, чтобы, подобно ему, приносить пользу всем живым существам.
2. СОВЕСТЛИВОСТЬ
На основе понимания истинности буддийского учения мы осознаем, что нам нужно принять, а что отбросить. Несмотря на различные привычки и типичные для нас эмоции, такие как желание, гордость и т. д., совестливость помогает помнить о том, что не нужно им следовать.
3. ГИБКОСТЬ
Позволяет не поддаваться негативным влияниям и умело использовать свои тело, речь и ум для совершения добродетелей.
4. РАВНОСТНОСТЬ
Равностность означает, что мы пребываем в состоянии, свободном от привязанности, неприязни и безразличия по отношению к живым существам.
5. СТЫД
Это стремление избегать проступков, связанное с тем, что мы стыдимся неодобрения со стороны других. Необходимо различать стыд и совестливость: совестливости мы следуем исходя из собственных взглядов.
6. СКРОМНОСТЬ
Означает, что мы, не заботясь о собственных потребностях, направляем действия тела, речи и ума на благо других.
7. ОТСУТСТВИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ
Здесь подразумевается отсутствие сильного желания, цепляния за какие-либо объекты в сансаре.
8. НЕЗЛОБЛИВОСТЬ
Означает отсутствие враждебности к существам или объектам, которые доставляют нам трудности или причиняют боль.
9. ОТСУТСТВИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЙ
Означает, что мы с помощью распознавания отбрасываем все заблуждения.
10. НЕПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА
Это сострадательное отношение ко всем живым существам, которое исключает какую бы то ни было агрессию.
11. УСЕРДИЕ
Неукоснительное стремление к осуществлению определенных действий. Есть небольшое различие между гибкостью и усердием: усердие можно направить и на недобродетельные поступки.
НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ – КОРЕННЫЕ ОМРАЧЕНИЯ
1. НЕВЕДЕНИЕ
Первое коренное омрачение – неведение. Это цепляние за истинное существование себя и явлений. Также выделяют другие виды неведения: относительно закона причины и следствия, понимания качеств Трех драгоценностей и т. д.
2. ЖЕЛАНИЕ, ИЛИ ПРИВЯЗАННОСТЬ
Сильное желание получить что-либо.
3. ГНЕВ
Гнев можно определить как желание причинить вред тому, кто вредит нам. Проявление гнева в первую очередь делает несчастными нас, а затем уже других. Это очень беспокойное состояние ума.
4. ГОРДЫНЯ
Это убежденность в том, что мы всегда правы, в силу чего мы не способны видеть качества окружающих.
5. СОМНЕНИЯ
Отсутствие уверенности в чем-либо позитивном.
6. ЛОЖНЫЕ ВЗГЛЯДЫ
Ложные взгляды подразделяются на пять разновидностей:
1) вера в существование своего «я»;
2) впадение в крайности существования и несуществования;
3) извращенные взгляды;
4) вера в исключительную правоту своего воззрения;