На диком и высоком берегу Иртыша стоит могучий богатырь, закованный в латы с золотым двуглавым орлом на груди, объятый думами. Именно таким знаменитый казачий атаман предстает в скульптуре М. Антокольского и в поэтическом произведении К. Рылеева «Смерть Ермака».
Образ Ермака в нашем сознании навсегда связан с великим освоением необъятных просторов Зауралья. После его смерти вокруг имени и дел покорителя Сибири возникло великое множество красивых легенд и преданий, часть из которых даже была взята на вооружение официальной российской историографией. И, пожалуй, только в XX веке нам начала приоткрываться истинная картина завоевания Сибири, и то, кем же был на самом деле атаман Ермак.
Так, до середины прошлого века историки были уверены в том, что поход Ермака продолжался с 1578 по 1579 годы и представлял собой трудное, наполненное постоянными сражениями и вооруженными стычками с туземцами, завоевание региона. Однако после длительного изучения архивных документов и казацких летописей в конце семидесятых годов XX века ленинградский ученый Р. Скрынников выдвинул предположение, что на самом деле никакого завоевания и не было. Был молниеносный двухмесячный набег казаков на быстрых челнах от Чусовой до Искера, который начался и закончился в 1582 году.
Великий хан Кучум, каким он описывается во многих исторических трудах, на самом деле не был царем Сибири, а являлся одним из множества степных феодалов, расплодившихся на сибирских просторах после развала империи Тамерлана. Именно татары – воины побежденного хана Кучума и их соседи степняки калмыки – и создали тот образ великого и могучего русского богатыря, овеянный ореолом мистических легенд и преданий.
Одна из первых легенд гласит о том, как воины Кучума и Маметкула до рассвета расстреливали из луков тело Ермака, вынутое из вод Вагая, где он утонул, спасаясь бегством от внезапно напавших на казацкий лагерь туземцев. К ужасу татар все это время кровь из него лилась, словно из живого человека. Оставленное лежать в степи на три дня тело атамана не подверглось тлению, а хищные птицы не смели клевать кровоточащий труп. Напуганные небывалым зрелищем, татары похоронили Ермака согласно своим древним обычаям под высоким курганом на старинном Бегишевом кладбище. Однако, как повествуют предания, и на этом поверженное грозное божество, каким считали туземцы Ермака, продолжало насылать на них свои кары. Так будто бы на протяжении многих ночей над курганом стоял яркий огненный столб, и всякий, кто приближался к нему, падал замертво. В один из дней после погребения Ермака по преданию в тех местах случилось страшное землетрясение. Из разверзнувшейся земной тверди хлынула огненная река, от которой местному населению пришлось спасаться бегством. Чтобы успокоить дух грозного божества, старейшины племен устроили богатую тризну у Епанчинских юрт, на которой было принесено в жертву, как следует из древних летописей, «тридцать быков, десять баранов, десять скакунов и пять рабынь чадобской чуди».
Вплоть до конца XVIII века не только у татар, кайсаков, калмыков и прочих коренных народов Сибири, но и у русских поселенцев большой удачей считалось заполучить землю со знаменитого Ермакова кургана у Епанчинских юрт. В тобольской казачьей летописи говорится: «Егда же аз мал и утробою болен и даша мне земли с его могилы пить здрав явихся до ныне». В те времена землю со знаменитого кургана подсыпали в постель роженицам и больным, вешали амулеты с землей на шею детям. Чудотворный глинозем брали с собой охотники и торговцы, путешественники и воины, считавшие, что сила и удача великого атамана в этом случае пребудут с ними.
Другая легенда о Ермаке связана со знаменитым панцирем атамана, под тяжестью которого он и ушел в пучины вод Вагая. Предание гласит, что после похорон Ермака один из панцирей, находившихся на теле атамана, достался сподвижнику Кучума Кайдаулу, другой же нечестным путем перешел к «неясачной – воровской – самоеди», где и бесследно пропал. По мнению татар панцирь Ермака обладал чудодейственной силой, оберегавшей в бою, придавал невероятные силы и звериную храбрость. По словам одного из поздних обладателей панциря калмыцкого тайши Аблая «Бе бо Ермакова тела и от платья чудотворение, болезненным исцеление, родительницам и младенцам на отогнание недугов, на войне и в промыслах удачу». Со знаменитым панцирем Ермака связано много кровавых историй. Многие воеводы сибирских народов желали обладать им, готовые заплатить за кольчугу любую цену. Известно, что у Кайдаула, перешедшего на русскую службу и оказавшегося в начале XVII века в Томске, панцирь Ермака был украден, после чего оказался у калмыцкого тайши Байбагула. Вскоре Байбагул был предательски убит и на некоторое время следы Ермаковой кольчуги затерялись. Затем в тридцатых годах XVII века разразилась война между племенами западной и восточной самоеди, оспаривавших право обладания панцирем Ермака. Незадолго до военного похода на Казахскую орду панцирь оказался у калмыцкого воеводы Аблая, который, как он считал, помог ему одержать победу над превосходящим во много раз войском киргиз-кайсаков. Позже кольчуга попала в руки томского воеводы, затем оказалась в Москве у князя П.И. Шуйского. В настоящее время это удивительное творение русских мастеров-оружейников, дарованное царем Иваном IV Ермаку перед знаменитым походом, хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Еще одна легендарная история связана с кольчужной рукавицей Ермака. По преданию, прыгая в воды Вагая, Ермак взмахнул рукой, боевая рукавица слетела с его длани и попала в самую гущу наступавших татар, «побив зело много народу». Долгое время о кольчужной рукавице ничего не было известно, пока в 1963 году ее не принес иркутскому историку и археологу Т.С. Бровкину житель Иркутска Д. Ганин. Ганин сообщил, что эта старинная вещь появилась в его семье от деда, воевавшего в армии адмирала Колчака и расстрелянного большевиками в 1924 году. Он же поведал ученому семейное предание о том, как рукавица Ермака появилась у белогвардейского адмирала. В 1919 году в одной из деревень Омской губернии, где остановился белогвардейский штаб, Колчаку вдруг явился седой старец в белых одеждах. Он будто бы вручил адмиралу довольно странную металлическую рукавицу, ослепительно сверкавшую в лучах утреннего солнца, и велел беречь «пуще собственной жизни оберег Ермаковой десницы», после чего вдруг исчез, словно провалившись сквозь землю. О странной встрече Колчак рассказал своей жене и нескольким военачальникам. Как гласила семейная легенда, с этого времени отступавшая армия адмирала вдруг стала одерживать победы одну за другой. В короткий срок им удалось захватить огромную территорию Сибири от Томска и юга Алтайского уезда до самого Иркутска. По воспоминаниям, Колчак никогда не расставался с кольчужной рукавицей Ермака. Частенько случалось выходил, надевая ее на руку, на соколиную охоту. Незадолго до своей гибели Колчак передал рукавицу деду Д. Ганина, который оставив ее жене, попытался прорваться с отступавшими частями армии на восток.
Археолог Т.С. Бровкин очень заинтересовался редкой вещицей. Он сделал попытку по архивам найти какие-нибудь сведения о кольчужной рукавице, однако ее прошлое так и осталось для него тайной. А однажды, примерно через год после встречи ученого с Д. Ганиным, рукавица, хранившаяся все это время в квартире Бровкина, бесследно пропала. Незадолго до этого ему во сне привиделся седой старик в сверкающих белоснежных одеждах, на руку которому была надета как раз та самая Ермакова рукавица…
Через тридцать шесть лет после тризны по Ермаку у Епанчинских юрт первый сибирский митрополит Киприан созвал в Тобольске первый сход казаков, среди которых были и те, кто ходил со своим покойным атаманом на Кучума. По повелению митрополита с тех далеких лет в соборной церкви Тобольска стали петь вечную память павшим в боях за Сибирь, а в сибирских городах начали вести собственные сибирские летописи, за четыре столетия придавшие образу смелого казацкого атамана ореол величия, легендарной силы и благородства.
Есть в Тюменской области небольшой районный центр, который по праву зовется «отцом городов сибирских». Ведь именно с него – с Тобольска – более четырех столетий тому назад пошла «Сибирь русская», и именно с этим старинным городом связано немало легенд и преданий, ставших неотъемлемой частью истории Государства российского.
Согласно историческим хроникам в конце октября 1582 года казачий отряд под командованием атамана Ермака, совершив многокилометровый переход на стругах по сибирским рекам Тура и Тобол, высадился на берег Иртыша, где вступил в сражение, известное, как битва за город Бицик-Туру, с войсками хана Кучума. Этот населенный пункт Сибирского ханства имел важное стратегическое значение, также в нем были сосредоточены несметные богатства ханской казны. По этой причине Кучум бросил против Ермака все свои силы, которые в результате трехдневного боя были почти полностью уничтожены. Видя свое неминуемое поражение, хан под покровом ночи сумел улизнуть с поля боя, прихватив с собой большую часть ценностей. Как гласит предание, к исходу сражения сразу после полуночи яркая вспышка вдруг озарила небо, на котором затем появился огненный шар. От столь необычного зрелища остатки Кучумова войска стали в панике разбегаться. Огненный шар, тем временем, очертив по небу дугу, упал на один из холмов. Именно на этом холме пять лет спустя воеводой Данилой Чулковым была основана крепость, давшая начало городу Тобольску…
А той памятной октябрьской ночью Ермак направил небольшую группу казаков в погоню за бежавшим ханом. Казаки вернулись лишь на шестой день, сообщив, что Кучум бесследно пропал со своей свитой и казной на острове Золотой Рог, окруженном непроходимыми болотами. Они также рассказали, что в той мрачной местности водится в большом количестве всякая нечисть, и потому истинному христианину там делать нечего…
На протяжении последующих четырехсот лет ученые, смельчаки и авантюристы пытались раскрыть тайну клада хана Кучума. Уже в XVII веке было установлено, что на острове Золотой Рог, находящемся неподалеку от Тобольска, имеется несколько (предположительно семь) подземных ходов, уходящих в неизвестном направлении. Старожилы из числа местного населения хантов и мансей уверяли власти, что до завоевания Сибири Ермаком на этом острове находились ханские оружейные мастерские, в которых под землей трудились обреченные на смерть пленники и рабы. А еще раньше на Золотом Роге будто бы располагалось языческое святилище с подземными галереями, которые вели в потусторонний мир. Поэтому Кучуму удалось бесследно пропасть на острове, и именно по этой причине ни один смертный человек не может проникнуть в тайну островных подземелий, которые охраняют могущественные духи…
И действительно, сохранилось немало свидетельств о странных явлениях, происходящих на затерянном среди болот острове. Так в 1864 году за ханским кладом на остров отправился тобольский кузнец Федор Мохначев с сыновьями Петром и Иваном. Через несколько дней в город вернулся один лишь Петр. Несмотря на то, что он тронулся рассудком, парень смог рассказать соседям, что едва он с братом и отцом оказался на Золотом Роге, как из-под земли появились какие-то черные люди, которые набросились на них. Федора и Ивана Мохначевых они утащили с собой в подземелья, а Петру удалось спастись.
В 1913 году на острове побывал житель деревеньки Тахтаир по имени Арлам. Мужчине удалось не только вернуться живым и невредимым, но и принести с собой огромное медное кольцо, висевшее, якобы, на массивной, окованной металлическими пластинами двери, которая вела в подземелья острова. Со слов Арлама из-за двери доносились человеческие стоны и жуткий вой. Именно по этой причине он не рискнул отворить таинственную дверь…
В начале XVIII века известный русский картограф и архитектор С. Ремезов писал о Тобольске: «Подобен сибирский град Тоболеск – ангелу! Правая его рука – палатный разряд. На длани (ладони) имущий нижний посад, левая рука – соборная церковь и стена каменного столпа, правый бок – яр до Иртыша, левый – увал и река Курдюмка, правое крыло – Тобол до степи, левое – Иртыш. Этот ангел является всей Сибири радожителем и изрядное украшение, и с иноземниками мир и тишина» С тобольской «Дланью ангела» связано немало городских легенд. В частности одна из самых старых гласит о том, что сразу после образования Тобольской и Сибирской Епархии осенью 1620 года в Тобольск Епископом был направлен Преподобный Киприан. При подъезде к городу священник задремал и ему во сне явился сверкающий ангел, который опустил свою ладонь на затянутый серым туманом Тобольск, после чего повелел построить в городе церкви таким образом, чтобы они повторяли контуры ангельской длани. Вскоре, во исполнение сна Епископа Киприана в Тобольске были сооруженыКрестовоздвиженская, Пятницкая, Рождественская, Благовещенская и Богоявленская церкви, а также Церковь Захария и Елизаветы и Церковь Михаила Архангела. А сразу после этого среди сметливых горожан поползли слухи, что в каждой из семи церквей имеются потайные ходы, которые ведут в подземелья острова Золотой Рог. Небывалое же великолепие церквей и изысканное богатство церковной утвари объяснялось тобольчанами тем, что священнослужители сумели поживиться знаменитым кладом хана Кучума. Постепенно среди горожан получило распространение поверье о том, что тот, кто проберется в потайной ход, будет проклят и сгинет в «геенне огненной». Долгие годы существовал и негласный запрет на посещение подземелий Тобольского кремля, интерес к которым с новой силой возник лишь во второй половине XX века. Так в 1992 году группа из четырех местных диггеров сумела проникнуть в подземный ход, который вел из северной части Кремля по направлению к епархиальной гостинице. Однако уже через несколько десятков метров энтузиасты наткнулись на кирпичную стену, преградившую им дальнейший путь…
В течение последующего года четверо смельчаков-диггеров, принимавших участие в этой акции, скоропостижно скончались…
Немало давних преданий Тобольска связано с известными личностями, судьба которых в той или иной мере была близка этому сибирскому городу. Это и опальный протопоп Аввакум, и ссыльные декабристы И.Анненков и В. Кюхельбекер. В Тобольске жили русский землепроходец С.Дежнев и поэт П.Ершов. В разное время через Тобольскую пересыльную тюрьму этапом следовали Ф.Достоевский, В.Короленко и А.Солженицын. Однако, как это ни парадоксально, самая первая легенда подобного рода касается… угличского колокола, сосланного в Тобольск за то, что он поднял на восстание народ после загадочной смерти младшего сына царя Ивана Грозного царевича Дмитрия. Согласно старинному преданию едва опальный колокол въехал на подводе через ворота в город, как на нем проступили отчетливые кровавые пятна, которые горожане восприняли, как весьма нехорошее предзнаменование. И действительно, в течение последующих двух столетий (колокол был возвращен из ссылки в XIX веке) Тобольск четыре раза горел, восемь раз в городе вспыхивали эпидемии болезней, уносившие сотни жизней. Подтверждением дурного влияния опального колокола на судьбу Тобольска его жители также считали то обстоятельство, что место, где он хранился, было облюбовано воронами, и их пронзительные трескучие голоса приводили горожан в мистический трепет…
Еще одна легенда была связана с императором Николаем II и его семьей, которых после февральской революции 1917 года перевезли в Тобольск. По свидетельствам очевидцев тогда в городе замироточило множество икон, будто предвещая страшный конец царствующей династии. Также ходили слухи, что последнему российскому императору явился к тому времени давно почивший монах Авель, известный своими предсказаниями, и открыл Николаю II его последующую судьбу, а также судьбу России на сто лет вперед, чем несказанно огорчил самодержца…
В наши дни Тобольск является одним из туристических центров Сибири с неповторимыми памятниками деревянного и каменного зодчества, уникальными святынями и самобытными легендами и преданиями о славном прошлом этого удивительного сибирского города.
Диггерство – увлечение исследованием подземных городских магистралей, ходов и тоннелей – в шестидесятые годы прошлого века захватило многие страны Запада. В восьмидесятые годы это увлечение появилось в СССР, получив серьезное развитие в Москве и Ленинграде. С наступлением нового века диггеры добрались и до Зауралья, старинные города которого хранят множество подземных тайн.
Наибольший интерес у сибирских диггеров в последнее десятилетие вызывает Томск – один из старейших сибирских городов, основанный в 1604 году по указу царя Бориса Годунова. Во многом этому способствовало старинное предание о Грустине, или Франкграсионе – древнем городе, некогда располагавшемся на месте современного Томска. Сохранились сведения о том, что еще в XVII веке первые русские поселенцы делали безуспешные попытки найти мифологический город. Однако только лишь во второй половине XX века, после начала активной застройки зданиями современного типа исторического центра города, строители стали наталкиваться на загадочные ходы и подземные сооружения, сведениями о которых несколько десятилетий спустя активно заинтересовались томские диггеры. В частности, в 2002 году под зданием ЦУМа была обнаружена забетонированная комната, наполовину затопленная водой, от которой в разные стороны уходили несколько тоннелей с кирпичными и бревенчатыми перекрытиями. Как считают исследователи подземного мира Томска, подобные тоннели пронизывают всю его центральную часть города и уходят от Воскресенской горы в сторону реки Томь. В 2005 году группа энтузиастов-диггеров под руководством Игоря Домнина через образовавший земляной провал в районе Студгородка сумела пробраться в сводчатую комнату огромных размеров, в которой исследователи наткнулись на… фигуры четырех рыцарей в ржавых латах, за спинами которых угадывались очертания заложенного хорошо обтесанными камнями входа в следующее помещение. Диггеры решили подняться на поверхность, чтобы вооружившись необходимым инструментом, на следующий день продолжить изучение удивительной находки. Однако новое обрушение грунта, случившееся вскоре, не позволило группе И. Домнина завершить работу. В 2007 году в провалившемся подполье одного из старинных домов по улице Розы Люксембург исследователи наткнулись на замурованный камнем вход, находившийся на пятиметровой глубине, который был испещрен загадочными знаками, отдаленно напоминавшими египетские иероглифы. Один из ученых-историков Томского университета выдвинул удивительное предположение, что подобные знаки имеют, возможно, охранное значение и представляют собой текст некоего магического заклятия…
Подобные факты позволили ряду диггеров сделать заключение, что в томских катакомбах вероятнее всего хранятся некие реликвии или клады, принадлежащие к загадочным цивилизациям прошлого, а также, возможно, и знаменитая Золотая Баба, следы которой теряются в этих краях.
Изучение подземелий Владивостока началось в 1997 году после того, как по городу поползли слухи о том, что под самым центом города, там, где пролегает улица Уборевича, живет некая подземная птица, которая ест людей. Владивостокские диггеры, конечно же, никакой птицы не нашли, но сумели сделать ряд интересных, а порой и таинственных находок, связанных с подземельями старинной крепости Владивостока. В частности, исследователи поразились необычной запутанности подземных лабиринтов. Особый интерес у диггеров вызвал тоннель, шедший в сторону моря севернее акватории порта. Метрах в пятистах от береговой линии проход тоннеля был перекрыт странной конструкцией из камней и толстых металлических прутьев. Что находится за ней, до сих пор никому выяснить не удалось, однако в 2009 году диггер Сергей Бураков вместе с двумя товарищами услышал доносящиеся из-за неприступной преграды странные звуки, напоминавшие шум работающих механизмов. Любопытно и то, что в месте, где, предположительно, загадочный тоннель должен выходить к морю, очевидцы время от времени наблюдают странные светящиеся объекты, выныривающие из воды…
Немалый интерес для исследователей представляют подземелья форта № 3 крепости, в которых диггеры наткнулись на весьма древние захоронения людей, тронуть которые до наших дней ни кто не рискнул. Интересно то, что именно с этим фортом связана легенда о Белом дедушке, который, якобы, время от времени появляется в его стенах.
С подземельями Омска современные диггеры связывают тайну знаменитого Золотого запаса адмирала Колчака, бесследно исчезнувшего в годы Гражданской войны. В первой трети прошлого века существовало мнение, подтверждаемое информацией Московского географического общества, о том, что под Омском никаких подземных ходов нет. Однако уже в середине тридцатых годов во время рытья котлована строители случайно наткнулись на потайной ход, которым заинтересовались сотрудники местного Управления НКВД. Существуют сведения, что еще тогда чекисты предположили: царское золото могло быть спрятано Колчаком именно в этих тайных подземельях. Вскоре среди горожан стали распространяться слухи, будто в раскопанных подземных тоннелях бесследно пропадают местные ребятишки, охочие до всего тайного. После нескольких месяцев обследования раскопок ходы зарыли, забыв о них на два десятилетия, пока в 1957 году начавшимся ледоходом не срезало часть берега Оми, в результате чего обнажился вход в подземелье…
Всплеск интереса к омским катакомбам произошел в начале XXI века, когда при проведении инженерных изысканий в подвале областной прокуратуры рабочие наткнулись на сводчатую кирпичную кладку. Уже через год появились сообщения о том, что диггерами на территории старейшей в городе ТЭЦ-1, построенной еще в 1910 году, был найден ранее неизвестный подвал с несколькими полутораметровыми в высоту ходами-ответвлениями, в одном из которых был обнаружен закованный в кандалы человеческий скелет с фрагментами истлевшей белогвардейской формы. Данная находка заставила вспомнить предания старожилов о том, что адмирал Колчак осенью 1919 года распорядился уничтожить людей, спрятавших по его указанию ценности царской казны.
В 2003 году во время сноса старого здания, расположенного неподалеку от Серафимо-Алексиевской часовни, рухнули деревянные перекрытия, таившиеся глубоко под землей. В образовавшемся схроне строители нашли несколько армейских ящиков с холодным оружием, ассигнациями и серебряными монетами царской чеканки, что дало повод вновь заговорить о нераскрытой по сей день тайне адмирала Колчака.
Несмотря на свою относительную «молодость», подземные сооружения столицы Сибири города Новосибирска также хранят немало загадок, над которыми исследователи-энтузиасты бьются еще с середины девяностых годов XX века. В частности особый интерес для диггеров представляет загадочное четырехэтажное сооружение под Театром оперы и балета, напоминающее громадный бункер. По свидетельствам историков и краеведов это сооружение было построено в 1943 году по особому приказу из Москвы, и, вполне возможно, являлось одним из многочисленных подземных убежищ, предназначавшихся для высшего руководства СССР. В 2001 году исследователи новосибирских подземелий сумели обнаружить тоннель с проложенной в нем узкоколейкой, которая вела к комплексу сооружений железнодорожной станции Новосибирск и зданию Речного училища. В том же году во время рытья траншеи неподалеку от училища проходчики наткнулись на галерею кирпичной кладки, куда вскоре ради любопытства спустились двое курсантов училища. По словам одного из них, пройдя несколько десятков метров, курсанты увидели, как галерея расширяется, и вскоре они очутились в огромном тоннеле, напоминавшем метро, с электрическими лампочками и железнодорожной колеей. По мнению диггеров, этот тоннель в сороковые-шестидесятые годы прошлого века вел в сторону городского аэропорта, охватывая здания штаба Сибирского военного округа и ВВС, а также школу КГБ на Красном проспекте, являясь одним из наиболее засекреченных подземных объектов Новосибирска. Увы, но с развалом СССР полная информация о данном объекте, как и о многих других аналогичных загадочных сооружениях, в наши дни, к сожалению, оказалась безвозвратно утерянной.
В древней ненецкой легенде рассказывается о том, что один раз в год, когда Великое Солнце воцаряется на небосклоне, из-под мерзлой и безжизненной земли встает Солнечная Баба, которая носит в своем чреве младенца, коему суждено стать духом плодородия. Солнечная Баба озаряет ослепительным светом окрестности, куда стекаются пастухи, охотники, воины и вожди племен для священного поклонения. Наступает день, когда солнечное божество издает громогласный звук, похожий на звук тысяч труб и извергает из своего чрева дух плодородия. И в тот же миг зеленеет земля, дают приплод и дикие звери и домашние твари, а у счастливых матерей рождаются долгожданные дети!
В другом предании, бытующем у народа манси, повествуется о том, как золотой идол перебрался через Уральский каменный пояс, но был остановлен стариком-шаманом, считавшим себя его хозяином. Разгневанный золотой истукан зарычал громовым голосом, от которого умерло все живое в округе, а сам дерзкий шаман превратился в камень.
Еще одно повествование, относящее к якутскому героическому эпосу, рассказывает о медной статуе, стоящей посреди непроходимых болот, которая при приближении врагов начинала издавать звук, похожий на стрекот множества сверчков, и излучать в небо голубое сияние…
Эти, как и десятки других похожих легенд северных и сибирских народов связаны с одним из самых загадочных явлений языческой культуры евразийского континента – Золотой Бабой. Первое официально дошедшее до наших дней упоминание о ней относится к «Софийской летописи» 1398 года. В летописи рассказывается о кончине преподобного Стефана Пермского, который нес свет православия народам, живущим в северных лесах и поклоняющимся огню, камню и Золотой Бабе. В следующий раз это название появляется двести лет спустя. В 1595 году была издана одна из карт средневекового картографа Г.Меркатера, на которой в районе устья реки Обь имеется надпись, звучащая в переводе, как «Золотая Баба». В XV веке новгородцы-ушкуйники, активно занимавшиеся торговлей, принесли на Русь сведения о «человецех незнаемых в Восточной стране, ростом малых, друг-друга едяшех и молящихся идолу златому».
Уже в XVI веке в Московии хорошо были известны предания о загадочном золотом идоле. Об этом свидетельствуют воспоминания австрийского посла С. Герберштейна, датированные 1520 годом, в которых описаны слухи о том, что за Уралом в каменном святилище стоит большой золотой истукан в виде беременной женщины, издающей оглушительный рев. В 1578 году итальянский писатель А.Гваньини упоминает о слышанных им рассказах про истукана, стоящего «за холодной и мрачной страной Московией», рев которого, наподобие трубного, бывает слышен среди гор. Потому-то первые казачьи отряды Ермака, пересекшие в 1582 году Каменный пояс, которыми двигала и неистребимая жажда обогащения, помимо освоения загадочных земель Зауралья, также лелеяли мечту найти знаменитую Золотую Бабу. Это косвенно подтверждает сосланный в Сибирь писатель и историк XVII века Ю. Крижанич в своей «Рукописи о Сибири и ее народах». Так, в частности Ю.Крижанич пишет, что доплыв до Иртыша, Ермак Тимофеевич снарядил отряд из двадцати казаков, которым велел двигаться на северо-восток за «златым истуканом». Этот отряд так и не вернулся к своему атаману, который через три месяца по рассказам местного населения узнал, что его посланцы бесследно сгинули в Шаимских болотах.
История происхождения Золотой Бабы столетиями волновала умы историков, географов и путешественников. В своем многотомном академическом труде «История Сибири» историк XVIII века Г.Миллер предполагает, что золотые языческие идолы изготавливались из разных материалов (золота, бронзы, кости, камня) многими народами Сибири, так как упоминания о них присутствуют у хантов, эвенков, якутов, бурятов и хакасов. М.Алексеев уже в XX столетии в исследовании «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей» сделал предположение, что Золотая Баба есть статуя бодхисатвы милосердия Авалокитешвары, получившей в китайском буддизме женский образ богини Гуаньинь. В подтверждение своей гипотезы он упоминает о статуях Гуаньинь в Тибете, которые имеют белую раковину, под воздействием ветра издающую необычные звуки. Новосибирский историк Н.Успенский не без основания считает, что языческий золотой истукан перекочевал в Сибирь из Италии. Когда в 410 году н. э. на Рим напали племена варваров, они вынесли из разграбленного и сожженного города золотую статую богини Юноны, с которой и вернулись на свою родину к Северному Ледовитому океану. С тех времен античная статуя стала идолом северных народов. Ряд же других исследователей выдвигают версию того, что Золотая Баба есть ни что иное, как тот самый гигантский золотой языческий идол, который до крещения Киевской Руси стоял на высоком берегу Днепра, а затем в X веке бесследно пропал. По одной из легенд упорные язычники, спасая свою святыню от Великого князя Владимира, повелевшего пустить золото истукана для украшения строившихся храмов, сумели тайно переправить его за Каменный пояс и схоронить священного идола для будущих потомков.
Некоторые из исследователей склоняются к мысли, что под Золотой Бабой следует понимать не изваяние женщины, выполненное из драгоценного металла, а самый обычный колокол, только гигантских размеров, который выполнял у северных народов функцию, аналогичную Новгородскому вече.
Но, пожалуй, самой необычной является гипотеза, выдвигаемая рядом уфологов, и утверждающая, что Золотая Баба на самом деле есть объект внеземного происхождения – робот изготовленный из неизвестного металла, внешне напоминающего золото, способный передвигаться и издавать звуки. По мнению уфологов этот объект мог быть оставлен представителями инопланетного разума в качестве некоего информационного автомата, который передавал «священные» знания представителям коренных народов Сибири, перемещаясь по ее огромной территории. Не случайно упоминания о Золотой Бабе встречаются в сказаниях практических всех коренных народностей Севера и Зауралья от верховий рек Камы, Вятки и Северной Двины до озера Байкал. В подтверждение своей фантастической гипотезы уфологи ссылаются на легенды, связанные с небесной колесницей и спустившемся на ней Богом Солнца, который оставил на земле свою мудрую дочь. Когда же в священные земли пришли враги, дочь Бога Солнца превратилась в грозное изваяние, пугавшее своим страшным голосом незваных гостей.
Со временем, считают уфологи, загадочный механизм инопланетного робота вышел из строя и объект исчез под многовековыми наслоениями почвы. Однако и в наши дни есть шанс обнаружить этот таинственный объект, который, вполне возможно, посылает из-под земли на поверхность некие сигналы. Один из загадочных радиосигналов был зафиксирован в середине семидесятых годов прошлого века во время геологоразведочных работ, проводившихся при помощи сверхчувствительной аппаратуры установленной на вертолете, в районе города Салехард. Но сигнал был настолько слаб, что установить место расположения его источника тогда не представилось возможным. В середине восьмидесятых годов группа Томских ученых-энтузиастов выезжала в те глухие северные места и провела исследования при помощи эхо и биолокационной аппаратуры. В результате двухмесячной работы ими было установлено наличие некоего массивного объекта, покоящегося в болотах у слияния рек Обь и Полуй. Однако из-за отсутствия необходимого финансирования исследования были прекращены.
«Славное море – священный Байкал!..» – эти слова из известной народной песни как нельзя лучше характеризуют отношение коренных и пришлых народов Сибири к крупнейшему на планете пресноводному озеру.
С Байкалом связано множество легенд, накопленных коренными народами за тысячелетия их соседства с уникальным озером. Так, в частности не одно столетие бытует предание о том, что Байкал связан неким сакральным тоннелем с Охотским морем, отстоящем от Байкала почти на полторы тысячи километров. Народности, проживающие по берегам Байкала верят в то, что души их праведных умерших сородичей живут в водах озера. И если уплыть далеко от берега, то иногда их бестелесные лики можно наблюдать парящими над водной гладью. С этим преданием тесно связано поверье о том, что ни в коем случае нельзя тревожить гнезда байкальских чаек, ибо считается что эти сильные птицы могут выклевать глаза у умершей души, чьи живые родственники нанесли им вред.
Еще одна легенда имеет отношение к знаменитому Вороньему камню – огромной гранитной глыбе, свисающей с каменистого утеса над прозрачными водами озера. Считается, что когда наступит конец времен, Вороний камень упадет в озеро и его воды неудержимыми потоками начнут затоплять землю. После сильного землетрясения 1926 года старейшины опасались того, что гранитная глыба скатится в Байкал, и тогда неминуемо наступит конец света. К счастью в тот раз Вороний камень устоял. Однако туристы и исследователи, занимающиеся изучением природы Байкала, уже в конце 80-х годов прошлого века заметили у основания Вороньего камня трещины и разломы, что свидетельствовало о начале разрушения подножия камня. Вполне возможно, если в тех краях произойдет очередное землетрясение, гранитный монолит все же упадет в озеро. Вот только что случится на земле после этого – предсказать не берется ни кто.
Одной из древнейших легенд, связанных с Байкалом, является предание об огненном драконе. Согласно нему глубоко в водах озера обитает огнедышащее божество в облике сказочного дракона. Это божество управляет всеми тварями, живущими в Байкале, и от его расположения зависит благополучие и даже жизнь народов, обитающих по берегам озера. Древняя легенда гласит, что едва только на небосводе зажглись первые звезды, а затем великое Солнце впервые взошло над землей, с неба спустилась Золотая колесница, из которой вышел огненный дракон. От первого удара его могучего хвоста расступились скалистые горы и образовалась глубокая расщелина. От второго удара растаял лед на вершинах гор и животворящие воды хлынули в каменистую котловину, образовав великое озеро. От третьего удара окрестности покрылись богатой растительностью и населились живыми существами. После этого всесильный дракон ушел в озеро, ставшее ему новым земным домом. Дальше в этом предании говорится о том, что многие века спустя огненный дракон один раз в сто двадцать лет выходил на сушу и тогда люди, называвшие себя «сынами огненного дракона», устраивали празднества в его честь и приносили обильные жертвы своему божеству. Однако постепенно народы стали забывать о своем благодетеле, и однажды в очередной раз выйдя из вод Байкала, огненный дракон увидел, что от его почитания у людей не осталось и следа. И тогда разгневалось божество. От гнева дракона сотряслась земная твердь, затем ее затопили воды священного озера, губя все живое окрест до самого Великого океана. И исчезли неблагодарные «сыновья огненного дракона» с лица земли. На смену им пришли другие племена, которые уже не имели прежнего величия и былых священных знаний…
Отголоски этой легенды находили свое отражение в ритуальных обрядах бурятов, монголов, агинцев вплоть до первой четверти XX века. Известно, что монгольские армии, двигавшиеся с юга на северо-запад в XII–XIV веках, приносили кровавые жертвы байкальскому божеству, вырезая окрестные селения и сбрасывая трупы их жителей в воды озера. Тем самым монгольские военачальники пытались привлечь на свою сторону ратную удачу. Эвенкийские, ненецкие и якутские царьки до времени окончательного освоения Зауралья Россией в XVII веке, слали послов с богатыми дарами к берегам Байкала, которые, соорудив ладью и поместив на нее жертвенных животных, меха и самоцветы, отправляли ее в плавание по озеру.
Уже в XX веке некоторые ученые выдвинули гипотезу о том, что легенда об огненном драконе имеет под собой реальную основу. В частности сохранилось немало свидетельств встреч рыбаков, путешественников и исследователей-энтузиастов с необычным крупным существом, обитающем в Байкале. Проведенные в конце 80-х годов эхолокационные обследования дна озера зафиксировали некий крупный движущийся объект, длина которого составляла более тридцати метров. Однако до настоящего времени документально подтвердить существование легендарного огненного дракона так и не удалось.
Более пяти столетий назад вместе с традиционными языческими верованиями в байкальской местности начал распространяться буддизм. Во многом этому способствовали кочевые племена маньчжуров, монголов и других народностей Центральной Азии. Именно в это время Байкал становится одним из древних центров буддистской религии. На его многочисленных островах возводились храмы-дацаны, особая энергетика священного озера притягивала к себе монахов и отшельников, искавших просветления среди суровой и одновременно неповторимой природы Байкала. С некоторыми из них связан ряд поздних легенд и преданий. Так на рубеже XIX–XX веков большую известность приобрел буддистский отшельник Хан Будак, живший на Байкале на острове Ольхон. Случайно обнаруженный рыбаками-староверами, этот человек на долгие пятнадцать лет стал объектом поклонения людей разных вероисповеданий. Хан Будак обитал в пещере и его никто и никогда не видел. Лишь только его необычно высокий гортанный голос, вещавший из-за каменной перегородки с узким отверстием, указывал на его существование.
Согласно многочисленным слухам и преданиям, возникшим вокруг Хана Будака, этот отшельник имел не то бурятские, не то эвенкийские корни и говорил на очень древнем наречии, на котором когда-то общались все азиатские народы. Местное население приносило в пещеру к невидимому отшельнику дары – рыбу, пушнину, дичь. Однако, по свидетельству паломников, все принесенные продукты оставались нетронутыми, и потому употреблялись в пищу приезжавшими за помощью к Хану Будаку людьми. Само же общение паломников с таинственным отшельником строилось по следующему принципу: если гость задавал вопрос о каком-либо действии или поступке и не слышал в ответ никакого звука, то этого делать не следовало. Если же на заданный вопрос отшельник начинал что-то бормотать – вопрошавший находился на правильном пути.
В рождественскую ночь 1914 года отшельник вдруг замолчал. Как оказалось, навсегда. Старики стали утверждать, что исчезновение Хана Будака – есть предвестие страшных бедствий. Была вскрыта каменная перегородка, из-за которой вещал отшельник. В небольшом каменном гроте, не имевшем никаких ходов, исследователи наткнулись на деревянные башмаки очень маленького размера. Более ничего не указывало на недавнее присутствие в этой мрачной камере таинственного предсказателя…
Уже в наши дни, отплыв далеко от берега, многие туристы и путешественники становятся свидетелями необычного явления, когда в тумане вдруг появляются очертания скачущей конницы. Местные жители связывают с этим явлением еще одну легенду. Согласно ей несколько столетий назад, когда зима выдалась настолько холодной, что все озеро покрылось толстым слоем льда, грозный и жестокий бурятский правитель Хасан Чосон, собрав несметную армию, двинулся покорять эвенкийские племена. Чтобы сократить путь, конница правителя направилась по льду Байкала к противоположному берегу. Но, видимо, боги разгневались на жестокого бурятского царя. Когда армия Чосона оказалась уже на самом центре озера, лед треснул и тысячи его воинов пошли ко дну. С тех пор, будто бы неупокоенные души воинов этого безрассудного правителя, пытаются сделать то, что им не удалось совершить при жизни – перейти озеро.