Покаявшиеся разбойники

«Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4: 16). Так пишет евангелист Матфей о пребывании Христа в языческой Галилее, в стране, где люди не знали истинного Бога и отличались порочностью жизни. Господь пришел туда и поселился там. Он пожелал в этой стране совершать Свое служение, потому что «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 13). И галилеяне «увидели свет великий», и многие из них уверовали во Христа всем сердцем.

Подобное произошло и сейчас в местах, где отбывают пожизненный срок заключения люди, совершившие особо тяжкие преступления. К этим людям, «сидящим в стране и тени смертной», пришел Христос. Он пришел и пребывает с ними. И некоторые из пожизненников обрели глубокую веру в Него. Безусловно, жесткие условия заключения, изоляция от общества, отсутствие соблазнов – все это сохраняет многих верующих узников от действий по страстям, весьма еще сильным у них, совершивших тяжкие преступления. Да и вера многих заключенных весьма поверхностна. Однако, я уверен, есть среди узников такие, кто, получив свободу, уже никогда не вернется к прежней преступной жизни. И даже более того – ничуть не ослабеет в своем стремлении жить по Евангелию. Так будет не потому, что более у них решимости и силы воли. А потому, что благодать Божия преобразила души этих людей, потому что эти люди действительно близки ко Христу.

Для верующего человека не удивительно, что в душе преступника могут произойти такие изменения. Даже из собственного опыта каждый верующий знает, как Господь может изменить внутреннее состояние, ослабить страсти, преобразить душу. И сколь бы печальным ни было состояние души человека, сколь бы ни была она поражена страстями, может Господь преобразить ее до состояния святости. Пример евангельского благоразумного разбойника, без сомнения, убийцы, первым вошедшего в рай, – главное тому подтверждение.[4] В великих страданиях этот разбойник явил раскаяние, смирение и веру. И его душе, преображенной Господом, открылся вход в ту область святости, в которую ничто нечистое никогда войти не сможет.

О покаявшихся разбойниках, после достигших святости, нам известно и из житий святых. Один из них – святой Варвар, память которого совершается Церковью 19 мая (н. ст.).[5]

Прежде этот человек был солдатом мусульманской армии и в 828 году участвовал в походе на Никополь. Чудом оставшись в живых после одного из сражений, Варвар оказался в тылу неприятеля, на христианской территории. Он начал промышлять разбоем, убивая и грабя одиноких путников-христиан, наводя страх на всю округу.

Однажды он набрел на христианский храм, задумал убить священника и ограбить церковь. В храме совершалось богослужение, и разбойник решил подождать, пока служба закончится и прихожане разойдутся. Побыв некоторое время на службе, он вдруг увидел двух светоносных ангелов, сослужащих священнику. Потрясенный, разбойник упал на колени и по окончании богослужения принес священнику покаяние во всех своих страшных грехах.

Приняв таинство Крещения, Варвар удалился в горы и стал подвизаться в посте и молитве в полном уединении. В качестве епитимьи он возложил на шею, руки и ноги железные цепи и передвигался, ходя или ползая по-звериному.

Так он прожил три года, претерпевая зной и холод и питаясь одними растениями. Однажды поздним вечером охотники, приняв передвигавшегося на четвереньках святого за зверя, застрелили его из лука. Святой совершенно спокойно и мирно встретил свою кончину. Он простил убийц, горько оплакивавших свою ошибку.

Мощи святого Варвара были перенесены в храм, где он когда-то принес покаяние, и через некоторое время начали обильно источать благовонное миро. При помазании этим миром многие больные исцелялись. Получила исцеление от тяжкого недуга и маленькая дочь Константина Акрополита. В благодарность за исцеление своей дочери он и составил житие святого.

Другой праведник, бывший прежде разбойником и убийцей, – преподобный Давид Ермопольский.

До поступления в монастырь он был предводителем шайки разбойников в Египте, в Ермопольской пустыне, и совершил много убийств и других злодеяний. Достигнув старости, он задумался над своей жизнью и ужаснулся своим делам. Оставив шайку разбойников, он ушел в монастырь и попросил игумена принять его в число братии. Игумен поначалу отказывался, объясняя Давиду, что жизнь иноков очень сурова и ему она будет не по силам. Но Давид настаивал и, наконец, открыл игумену, что он известный всем разбойник. При этом он пригрозил, что, если его откажутся принять, он вернется к прежнему образу жизни, разорит монастырь и перебьет иноков. Тогда игумен принял его в число братии, и, ко всеобщему удивлению, Давид стал примерным монахом. Своими суровыми подвигами покаявшийся разбойник превзошел всю братию.

Через некоторое время к Давиду был послан Архангел Гавриил с извещением, что Господь его простил. Однако преподобный Давид не сразу поверил, что такому великому грешнику, как он, Господь столь скоро даровал прощение. Лишь чудо – Давид с тех пор стал немым – окончательно убедило его в истинности возвещенного Архангелом.

В конце жизни преподобный Давид получил от Бога дар чудотворений: он исцелял больных и изгонял из одержимых духов зла.[6]

И еще одна удивительная история – уже о разбойнике нашего времени, незадолго до смерти принявшего монашеский постриг.

Об этом человеке, возможно, многим известно. Его мирское имя – Андрей. Фамилия – Головко. В 2011 году о нем вышел фильм «Разбойник», снятый студией «Красотагоре». Автором фильма является иеромонах Игорь (Васильев), духовно окормлявший колонию, в которой отбывал срок Андрей, и совершивший его монашеский постриг. В фильме Андрей сам рассказывает о своей жизни, о своих преступлениях и обращении к Богу. Многие, посмотрев этот фильм, не могут сдержать слез…

В прошлом Андрей Головко служил в войсках специального назначения, принимал участие в боевых действиях в Чечне. После демобилизации начал увлекаться алкоголем и анашой. Деньги стал добывать разбоем. «Я каждый вечер шел на преступление, вооруженный и готовый убить любого, кто станет на моем пути. Я обворовал все магазины в городе, где жил, аптеки, детсады, взломал сберкассу. А частные дома, ограбленные мной, вообще не поддаются пересчету. Я до такой степени обнаглел от безнаказанности, что, подойдя к дому, который хотел ограбить, и не находя способа войти туда, попросту взрывал дверь… Походы эти стали обыденными. Я уже не ходил на дело для того, чтобы обогатиться, а лишь для того, чтобы ощутить свое всемогущество и чувство, что могу попрать все человеческие законы и делать все, что мне заблагорассудится. Я считал себя способным решать – жить человеку или умереть. Жизнь и смерть находятся в моих руках, и всех окружающих я просто презирал».

Помимо грабежа и разбоя, Андрей начал торговать боеприпасами. Однажды во время одной из сделок в руках у «покупателя» взорвалась граната. Все, кто находились рядом, погибли или были ранены, только Андрей не получил ни одной царапины.

Через некоторое время Головко познакомился с человеком, еще более страшным, чем он сам. Тот начал спаивать Андрея, а затем, после очередной попойки, толкнул его на убийство. «Я убивал людей с такой яростью, словно они были виноваты во всех моих бедах», – говорил Андрей.

За свои преступления Головко был осужден на 20 лет лишения свободы. После оглашения приговора с дерзостью заявил, что «нет таких стен, которые могут меня удержать». И действительно, он задумал совершить вооруженный побег, подговорив нескольких осужденных. О побеге узнали, и Андрея осудили на год камерного заключения.

Тогда враг рода человеческого начал прельщать несчастного «выйти из тела», т. е. совершить самоубийство. Как говорил Андрей, «он внушал мне, что есть мир, в котором меня оценят, в котором я займу достойное для меня место. Но мне мешает моя телесная оболочка. Он рисовал в моей голове лживые, фантастические иллюзии, что я убью свое тело – и он сразу же меня перенесет туда». Будучи прельщенным, Андрей предпринял попытку покончить с собой – принял яд, который ему каким-то образом удалось раздобыть. Чудом его спасли из клинической смерти. Однако Андрей был очень зол на врачей, помешавших ему осуществить задуманное.

В 2005 году Головко тяжело заболел. У него был обнаружен сахарный диабет, а кроме того, на плече появилась злокачественная опухоль. «Боли не отпускали ни днем ни ночью. И от безвыходности я воззвал к Тебе, Отче, не ожидая, что после стольких лет бесчинств и стольких преступлений Ты ответишь мне, Господь мой и Создатель, Ты услышишь меня, Сердцеведец…»

Как свидетельствовал отец Игорь, духовно окормлявший узников колонии, у Андрея было глубокое искреннее раскаяние. Свою страшную болезнь он принял не только со смирением, но и с любовью. «Терпение болезни – это мой шанс, который дал мне Господь, чтобы я смог хоть что-то сделать для Царствия Небесного», – писал Андрей в своем дневнике.[7]

Опухоль на плече начала быстро расти. Боли были страшные. Из обезболивающих средств Андрею могли предложить только анальгин и темпалгин. С Божией помощью он терпел, находясь иногда на грани потери сознания. «Я чувствую, как раковая опухоль, которая находится в суставной сумочке левого плечевого сустава, выросла и разламывает сустав», – пишет он 11 августа 2009 года.

Вскоре Андрей не мог уже ходить, и даже сидеть ему было тяжело. На богослужения в храм колонии его носили на носилках. Но, несмотря на постоянные сильные боли, Андрей неопустительно исполнял утреннее и вечернее правила, а также совершал пятисотницу. «Как дыхание для моего тела, так молитва нужна для моего внутреннего человека», – писал он.

Чем мог, Андрей старался помочь своим товарищам по заключению, раздавал свои передачи. Передарив доставшиеся ему в день рождения «фирменные трусы» уходящему на волю некоему Казику, Андрей пишет: «Его благодарность – это мое сокровище, которое не ест ржа и не сворует вор. Прочитал пятисотницу вечером и потихоньку готовлю Казику одежду, в чем ему освобождаться. У него никого нет, и никто не думает о нем. А мне бы больше думать о своем внутреннем человеке».

Когда Андрей находился в палате тюремной больницы, ему пришлось претерпеть скорби еще и от находившихся там заключенных, исповедавших ислам.[8] Андрей писал: «Не стал обращать внимание на то, что мусульмане агрессивно настроены ко мне и к вере православной. Мне их, конечно, жаль, но я и благодарен им. Своим злым отношением ко мне они помогают мне попасть в рай. Спасибо, Спасе мой, что посылаешь это мне, грешному. Между собой они постоянно разговаривают обо мне, обзывают неверной собакой и говорят, что Аллах наказал меня страшными болезнями за то, что я стал христианином. Может, Господи, Отец мой Небесный, это во мне говорит гордыня и тщеславие, но на все их нападки в душе у меня только возникает радость и веселие. Я счастлив, что сподобился хоть в очень малой доле претерпевать то, что ранее претерпевали святые угодники Божии.

Я вижу, как они, вдоволь насыщаясь, говорят: „Крошки хлеба не давайте этому неверному, так заповедал нам Аллах, а мы исполняем его волю”. А я счастлив, и мне хочется сделать им много добра за их великую помощь мне. Все, за чем они обращаются ко мне, даю. Даже когда просят лекарство обезболивающее, отдаю им свое».

Господь принял покаяние Андрея, Он укреплял и утешал его в страданиях, вдохновлял его с терпением нести свой крест. И Андрей терпел, ощущая иногда необыкновенную радость, источником которой был Сам Господь. Эта радость была для него благовестницей нескончаемой ликующей радости будущей жизни. Она развеивала мрак отчаяния и страха перед скорой неизбежной смертью. «Чувство будущего счастья переполняет меня, исполняет радостью, – писал Андрей. – Казалось бы, это бред – радоваться своей смерти. Но я верю, что лучше в муках умереть здесь, но жить вечно, созерцая Господа. Эта жизнь в вечности только миг. И я, грешный, тешу себя надеждой, что Господь не оставит меня и простит. Я, Господь, весь перед Тобой. Болезнь убивает меня и мучает, но я не перестаю славить и благодарить Господа за помощь».

19 мая 2009 года Андрей написал в своем дневнике: «Странно себя чувствую сейчас: хоть и хожу кое-как, а боли очень сильно усилились. Как будто не касаюсь земли, летаю и думаю: „Если сподобит Господь мне освободиться, если буду в состоянии что-то делать сам, то буду просить Батюшку[9] о моем монашестве"». И Господь исполнил желание Андрея. По благословению преосвященного Феофана, епископа Ставропольского и Владикавказского, он был пострижен в монашество 12 января 2010 года в храме великомученика Георгия Победоносца в городе Тырныаузе. За две недели до этого Андрей был освобожден из места заключения как больной с четвертой стадией рака.

Уже давно не встававший с постели, всю службу Андрей смог продержаться на ногах. «О боли я не думал, – говорил он, – только молился, чтобы Господь сподобил меня принять постриг. Это великий дар, не заслуженный мной… Настолько низко я пал в своей жизни, и Господь не погнушался мной».

Андрей был пострижен с именем Фаддей – в честь священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Именем этого святого называлось православное братство, основанное в колонии строгого режима ИК-3 в 2005 году. Этому святому Андрей все эти годы усердно молился. И именно накануне его памяти – 31 декабря – Андрей был освобожден из колонии по болезни.

Монах Фаддей отошел ко Господу 1 марта 2010 года. К сожалению, его родственники, будучи людьми неверующими, отказались признать в нем монаха. Кроме того, мама покойного не разрешила отпевать сына в храме. Отпевание по монашескому чину было совершено отцом Игорем в морге. После отпевания монашеские одежды с усопшего были сняты и тайно положены в гроб.

«Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю», – сказал Господь благоразумному разбойнику (Лк. 23: 43). Не скажет ли Господь то же и монаху Фаддею, который, как и тот разбойник, безропотно принял из Его рук спасительную чашу великих страданий?

***

Отец, прости седого сына!

Отец, я столько перенес.

Мой взгляд – остывший словно льдина.

Я тяжкий крест годами нес.

Даруй, Господь, глоток свободы.

Пусть я умру в желанный день.

Пусть неба голубые своды,

А не колючки злобной тень.

Господь, Ты мучился, распятый,

Ты к покаянию взывал.

Да, может, я людьми проклятый,

Но год за годом я страдал.

И громко в камере холодной

Молил Тебя: прости, Отец!

И сколько раз я был голодный,

Что думал: вот и мой конец.

И сколько раз душа тянулась

Зубами вены разорвать.

Но сердце болью встрепенулось:

Не смей же сын Отца предать!

И я терплю, ты видишь, Отче!

Прости меня – взываю я.

Слеза туманит мои очи.

За что, скажи, судьба моя?

Я молча встану на колени.

Лишь пред Тобой я так стою.

И от свечи мерцают стены.

Услышь молитву Ты мою!

Александр, ИК-5


Сергей, ИК-18


Загрузка...