Пошел шестой десяток, все самое лучшее уже позади. Большая часть жизни прожита, надвигается старость. Хотя, наверное, правы друзья, которые убеждают меня, что ничего еще не закончилось.
Такие мысли крутились в голове Николая по дороге на работу. Ему казалось, что кто-то специально навязывает их ему.
– Простите, – обратился Николай к мужчине, стоящему на автобусной остановке. – Автобуса давно не было?
– Да вот только ушёл.
Наверно, я медленно шёл, подумал Николай, вроде как обычно вышел из дома. Мысль о том, что можно опоздать на работу его не взволновала, для неё сейчас просто в голове не было места.
Ну что, пора подводить итоги? От такого рода размышлений у Николая по спине побежали мурашки. Стоп! Нет! Здесь как-то по-другому надо.
Он стал правой ногой отбивать на асфальте чечётку, так было легче сконцентрироваться. Стоящие на остановке люди, стали обращать на него внимание. Но Николай не замечал этого. Одна мысль цеплялась за другую.
Как я прожил эти пятьдесят лет? Что было правильно сделано, а что нет? Но как, вспоминая прожитую жизнь, проанализировать каждый свой поступок? Это просто невозможно. Нереально.
Николай посмотрел на часы и понял, что он опаздывает на работу. Автобуса не было и на лицах людей можно было прочитать нарастающее раздражение.
– Маршрутка! – чей-то возглас привёл в движение всех стоящих на остановке.
Со словами «Извините, опаздываю!», Николай двинулся сквозь толпу к двери маршрутного такси и быстро протиснулся в салон. Он сидел у окна и, глядя на мелькавшие за стеклом машины, продолжал размышлять. Вот, отстранив всех, я первым сел в маршрутку. Правильно ли я поступил по отношению к другим или нет? И где критерии оценки моего поступка? А как жизнь оценить? На это нужна ещё одна жизнь…
Страшный удар бросил микроавтобус в сторону. Николай сидел как раз с той стороны, в которую врезался гружёный самосвал.
Свет. А где его источник? Его нет. Просто ровный спокойный свет, заполнивший всё пространство вокруг. Ни верха, ни низа. Ощущение лёгкости, отсутствие тяжести тела. Тела нет. Ну и хорошо, зачем оно. А что произошло? Почему я здесь? А кто я? Где я?
– Ты здесь, – прозвучал голос. И даже не прозвучал, он просто проник в сознание.
Нельзя было понять кому принадлежит этот странный голос, всюду был только свет.
– Кто это? – возник вопрос.
Начало что-то происходить. Свет начал двигаться, напоминая клубящийся пар, и в обозримом пространстве возникло лицо человека. Трудно было разобрать на кого оно похоже. Оно постоянно менялось, то приобретая черты очаровательной женщины, то мудрого старца, то ребёнка, то стройного молодого человека с исключительно правильными чертами лица. Но вот, лицо приняло окончательный вид – мужчина с коротко подстриженными волосами и небольшой бородкой.
– Николай! – он снова услышал голос. – Вспомни, что произошло, и как ты оказался здесь.
Ах да, я Николай. Ехал на работу, потом авария. Я что умер?
– Нет, ты пока здесь.
– Здесь, это где?
– Какая разница где. Важнее где ты будешь.
Это, наверное, Бог или ангел.
– Это как хочешь. Ты ещё сильно связан со своим Я.
– Ты назвал меня Николаем, значит это я.
– Да. Это так. Поэтому скажи мне, ты разобрался как прожил жизнь. Чего больше было в твоей жизни хорошего или плохого? Всегда ли ты правильно поступал? Часто ли ты прибегал ко лжи и обману, предавал? Помогал другим? От твоих ответов будет зависеть, где ты будешь в следующий момент.
– Но для этого надо много времени, чтобы всё вспомнить.
– Время не имеет значения.
И тут Николай понял, что он только что увидел всю свою жизнь до мельчайших подробностей. Не возникло чувство стыда или радости, он воспринял увиденное как судья, словно это была жизнь кого-то другого и он должен сейчас вынести приговор.
– Ты сказал, что у меня ещё сильна связь с моим Я.
– Я знаю, что ты хочешь сказать.
– Ты читаешь мои мысли?
– Нет. Твои мысли это часть моих. И каков твой вывод?
– Это была моя жизнь, с моими удачами и промахами. Это были мои поступки, которые я обдуманно или необдуманно делал. Я жил по совести. Я не нажил себе врагов, и у меня много друзей. Я любил и меня любили. Я надеюсь, что меня будут помнить, и не будут плеваться, произнося моё имя. Не мне давать оценку прожитому. Как считаешь, так и поступай, я согласен с любым твоим решением.
– Мне не надо ничего решать. Ты сам уже всё решил. Путь перед тобой.
После последних возникших в сознании слов образ исчез, одновременно с этим свет забурлил и начал вращаться, как смерч.
Появилось чувство полёта вместе с вращающимися клубами света. Источник света приближался, становился ярче и занимал всё большее пространство.
Вдруг возникло ощущение тяжести. Тяжести чего? Ведь нет тела. Но тяжесть нарастала и… резкое падение вниз…
Свет. А где его источник? Его нет. Ощущение скованности не только тела, но и сознания. Тяжесть, как трясина тянет вниз.
Свет начинает собираться в кучку. Смутно проявляется тень. Тень человека. Нет. Не тень. Мужчина с коротко подстриженными волосами и небольшой бородкой. Белое одеяние. Белый халат.
– Ну, вот и хорошо, – резануло по ушам. – Пришёл в себя. Глаза открыл. Молодец. Выкарабкался. Значит, будем жить.
– Жить, – то ли произнёс Николай, то ли только подумал.
– Да, да, батенька, жить. Вся жизнь ещё впереди.
– Впереди, – отчётливо сказал, вернувшийся к жизни…