ТВОРЧЕСКИЕ ПОТУГИ

Человек начинал говорить!..

И, не в силах бороться с искусом,

Обнаружил великую прыть

Во владении этим искусством.

Он придумывал тысячу тем,

Упиваясь минутным реваншем.

Говори-и-ть! – А о чём и зачем —

Человеку казалось не важным.

Леонид Филатов

Сначала совет, который сам не раз получал от редакторов и литературных критиков:


Прежде чем высказаться или писать на какую-то тему, посмотрите, что до вас по этому поводу сказали мудрые и великие.


Вот я и покопался по теме нашего общения. Начал с известных и великих:


Гибок язык человека; речей в нем край непочатый. Гомер


Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык. Пифагор Самосский


А вот что думали о русском языке наши великие:


Язык – это история народа. А. Куприн

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным.

Лев Толстой


Где же ты нужное слово…


Думаю, все вышесказанное просто необходимо принять во внимание тем, кто берется «за перо» и пытается «осчастливить» читателей. А еще и учесть предупреждение Омара Хайяма:

Хоть и не ново, я напомню снова:

Перед лицом и друга и врага

Ты – господин несказанного слова,

А сказанного слова – ты слуга.

ЯЗЫК НАШ ДРУГ ИЛИ ВРАГ?


Широко известное выражение дарвинистов: «Труд сделал из обезьяны человека», я бы хотел оспорить. Если уж мы допускаем такой ход эволюции, то я бы сказал совсем по-другому:


Язык сделал из обезьяны человека!


Сначала гастрономическая функция языка, заставила человека встать на ноги, для того чтобы достать самые спелые и сочные плоды.

Потом язык стал предметом жестикуляционного эмоционального общения, и его демонстрация означала:

– Я твоего друга не ел!

Или наоборот:

– Уже съел!

Такое лицедейство успокаивало или раззадоривало оппонента и потому, при втором варианте информатору надо было не только твердо стоять на ногах, а и хорошо бегать.

Вот так с расширением функций этого придатка человек прогрессировал на глазах. Дальше – больше.

Кроме вкусовых и показательных функций язык стали использовать для получения устрашающих и оповещающих звуков. Именно звуковая передача информации с помощью этого отростка без костей сделала из человека прошлого цивилизованного человека. Правда до сих пор сохранились индивиды, для которых вкусовая функция языка по-прежнему стоит на первом месте.

Его демонстрация с возбуждением оппонента осталась лишь на ранних стадиях общения в детских коллективах как дразнилка, типа:


– Я конфету съел, а тебе не оставил.


А нет конфетки!


Когда подрабатывал в культмассовом секторе, меня часто спрашивали:

– Что лучше – хорошо выпить или хорошо поесть?

Я отвечал:

– Хорошо поешь – тянет в сон, хорошо выпьешь – тянет на умные разговоры.

И всегда выбирал второе, хотя для этого не обязательно пить.

И уверен, что мне подобных в мире большинство. Ведь общаясь мы становимся богаче, как информацией, так и впечатлениями. Кто-то умно сказал:


Мозг работает по заказу эмоций.


и это именно так. Отдели его из человека получится робот или как сейчас модно – искусственный интеллект в кубышке.


А пока мы еще не искуственные, у нас есть еще и театральный эффект в довесок. Можно ведь информацию переработать, сделать выводы, пересказать в свойственной вам манере. А это уже индивидуальное мастерство!

Наши люди подметили совершенство нашего языка, и мастерство которым наделены отдельные наши соотечественники. У меня был знакомый, он так культурно вставлял запрещенные слова и выражения, что это пришлось увековечить:

Нет, вежливые люди не пропали,

Они встречаются на жизненном пути.

Вчера меня так ласково послали,

Что неудобно было не пойти!

Подмечено: когда человек в совершенстве овладевает искусством общения, то подбадриваемый вниманием окружения, он начинает задумываться: А как со своими достижениями познакомить ту часть общества, с которой он лично не знаком?

К ним присоединяются и их антиподы не имеющие достижений по части языкового трепа. И люди начинают писать…

Хотя вкусовая функция для меня все же второстепенна, но гимн ему я все же воспел:

Благословенен наш язык —

Наш инструмент общенья:

Им можно запросто убить

И вымолить прощенье,

Им можно о любви сказать,

Ему подвластна лесть,

Коварно можно им предать,

Из-за него же сесть,

Часами можно воду лить

Или стихи читать,

Им можно правду говорить

И беспрестанно лгать,

Им можно многое творить…

Добавлю лишь немножко:

Мы вкус им можем ощутить

Разваренной картошки

И, прожевав,

ей гимн воспеть:

«Ну, хороша!

Ну, обалдеть!»

Как же это так получается, что главной функцией языка становится общение и когда?

Все прекрасно знают, что младенцы начинают познания мира просто – все тянут в рот.

Хотя однажды услышал такое мнение молодых родителей:

Они, просто тренируют свой язык для будущих деяний на политическом поприще.


Возможно. Быть политологом или аналитиком становится все моднее. Каждый может ощутить себя творцом на просторах Интернета. Понравилась пуговица и ее можно воспеть. Сообщить о хорошем или плохом настроении своего кота.

Хорошо это или плохо?


Я считаю плохо – при больших количествах таких «умников» местного пошиба плодятся демагоги (в поэзии – графоманы) и идет захламление информационного поля где должны всходить ростки мысли. А там уже все засыпано бумажными цветами.

Вот тут недавно один из политологов-демагогов предложил для повышения рождаемости в стране разрешить Амурчикам стрелять из лука. А еще каждому получить сертификат на желудочный сок для его предъявления в пунктах общественного питания.


Компостирование (запудривание) мозгов людям началось давно, еще во времена фараонов.

Сначала жрецы, потом пророки и лжепророки.

И в нашей истории их тоже хватало: волхвы, колдуны, блаженные, духовники-священнослужители.

Следом пошли революционеры, агитаторы, комиссары, политруки. А теперь вот аналитики-обозреватели.

Ну а демагоги и пустомели были всегда.

Много говорит значит много знает! – но это вряд ли когда не станет аксиомой. Ведь говорить можно обо всем что видим и чувствуем.

И здесь можно вспомнить анекдот про древнего философа:


В воде увидишь лишь свое лицо, в вине же и друзей и подлецов!


Философ говорил о смысле жизни.


Ему дали кусок хлеба, он съел и стал рассуждать о хлебе насущном.


Потом философ попросил слушателей обождать, сходил в отхожее место и, вернувшись, стал рассуждать о том, что же мы после себя оставляем на земле.


Сами политики, иногда подшучивают над собой:


Язык – это наше орудие; пуская его в ход, следует позаботиться, чтобы пружины в нем не скрипели.


Но больше мне нравиться строка из восточной поэзии, которую хотел сделать эпиграфом ко всему, что вы здесь прочтете:


Одно и то же слово иль совет

На пользу мудрецу,

глупцу же лишь во вред.


Надеюсь, что эта книга привлечет внимание читателей, желающих определится в этом мире. Им это все пойдет на пользу, и они по-другому взглянут на наш прекрасный мир:

Поэзия – во всем:

в любви, в свободе,

В трудах великих

и сезонной моде,

В надеждах, помыслах

и розовых мечтах,

В младенчестве и старческих летах,

В терзаниях души,

в ее стремленьях,

В природе,

что нам дарит вдохновенье.

И тот, кто сотворил для нас все это,

Был гениальнейшим из всех поэтов!

Загрузка...