Человек начинал говорить!..
И, не в силах бороться с искусом,
Обнаружил великую прыть
Во владении этим искусством.
Он придумывал тысячу тем,
Упиваясь минутным реваншем.
Говори-и-ть! – А о чём и зачем —
Человеку казалось не важным.
Сначала совет, который сам не раз получал от редакторов и литературных критиков:
Прежде чем высказаться или писать на какую-то тему, посмотрите, что до вас по этому поводу сказали мудрые и великие.
Вот я и покопался по теме нашего общения. Начал с известных и великих:
Гибок язык человека; речей в нем край непочатый. Гомер
Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык. Пифагор Самосский
А вот что думали о русском языке наши великие:
Язык – это история народа. А. Куприн
Как ни говори, а родной язык всегда останется родным.
Где же ты нужное слово…
Думаю, все вышесказанное просто необходимо принять во внимание тем, кто берется «за перо» и пытается «осчастливить» читателей. А еще и учесть предупреждение Омара Хайяма:
Хоть и не ново, я напомню снова:
Перед лицом и друга и врага
Ты – господин несказанного слова,
А сказанного слова – ты слуга.
ЯЗЫК НАШ ДРУГ ИЛИ ВРАГ?
Широко известное выражение дарвинистов: «Труд сделал из обезьяны человека», я бы хотел оспорить. Если уж мы допускаем такой ход эволюции, то я бы сказал совсем по-другому:
Язык сделал из обезьяны человека!
Сначала гастрономическая функция языка, заставила человека встать на ноги, для того чтобы достать самые спелые и сочные плоды.
Потом язык стал предметом жестикуляционного эмоционального общения, и его демонстрация означала:
– Я твоего друга не ел!
Или наоборот:
– Уже съел!
Такое лицедейство успокаивало или раззадоривало оппонента и потому, при втором варианте информатору надо было не только твердо стоять на ногах, а и хорошо бегать.
Вот так с расширением функций этого придатка человек прогрессировал на глазах. Дальше – больше.
Кроме вкусовых и показательных функций язык стали использовать для получения устрашающих и оповещающих звуков. Именно звуковая передача информации с помощью этого отростка без костей сделала из человека прошлого цивилизованного человека. Правда до сих пор сохранились индивиды, для которых вкусовая функция языка по-прежнему стоит на первом месте.
Его демонстрация с возбуждением оппонента осталась лишь на ранних стадиях общения в детских коллективах как дразнилка, типа:
– Я конфету съел, а тебе не оставил.
А нет конфетки!
Когда подрабатывал в культмассовом секторе, меня часто спрашивали:
– Что лучше – хорошо выпить или хорошо поесть?
Я отвечал:
– Хорошо поешь – тянет в сон, хорошо выпьешь – тянет на умные разговоры.
И всегда выбирал второе, хотя для этого не обязательно пить.
И уверен, что мне подобных в мире большинство. Ведь общаясь мы становимся богаче, как информацией, так и впечатлениями. Кто-то умно сказал:
Мозг работает по заказу эмоций.
и это именно так. Отдели его из человека получится робот или как сейчас модно – искусственный интеллект в кубышке.
А пока мы еще не искуственные, у нас есть еще и театральный эффект в довесок. Можно ведь информацию переработать, сделать выводы, пересказать в свойственной вам манере. А это уже индивидуальное мастерство!
Наши люди подметили совершенство нашего языка, и мастерство которым наделены отдельные наши соотечественники. У меня был знакомый, он так культурно вставлял запрещенные слова и выражения, что это пришлось увековечить:
Нет, вежливые люди не пропали,
Они встречаются на жизненном пути.
Вчера меня так ласково послали,
Что неудобно было не пойти!
Подмечено: когда человек в совершенстве овладевает искусством общения, то подбадриваемый вниманием окружения, он начинает задумываться: А как со своими достижениями познакомить ту часть общества, с которой он лично не знаком?
К ним присоединяются и их антиподы не имеющие достижений по части языкового трепа. И люди начинают писать…
Хотя вкусовая функция для меня все же второстепенна, но гимн ему я все же воспел:
Благословенен наш язык —
Наш инструмент общенья:
Им можно запросто убить
И вымолить прощенье,
Им можно о любви сказать,
Ему подвластна лесть,
Коварно можно им предать,
Из-за него же сесть,
Часами можно воду лить
Или стихи читать,
Им можно правду говорить
И беспрестанно лгать,
Им можно многое творить…
Добавлю лишь немножко:
Мы вкус им можем ощутить
Разваренной картошки
И, прожевав,
ей гимн воспеть:
«Ну, хороша!
Ну, обалдеть!»
Как же это так получается, что главной функцией языка становится общение и когда?
Все прекрасно знают, что младенцы начинают познания мира просто – все тянут в рот.
Хотя однажды услышал такое мнение молодых родителей:
Они, просто тренируют свой язык для будущих деяний на политическом поприще.
Возможно. Быть политологом или аналитиком становится все моднее. Каждый может ощутить себя творцом на просторах Интернета. Понравилась пуговица и ее можно воспеть. Сообщить о хорошем или плохом настроении своего кота.
Хорошо это или плохо?
Я считаю плохо – при больших количествах таких «умников» местного пошиба плодятся демагоги (в поэзии – графоманы) и идет захламление информационного поля где должны всходить ростки мысли. А там уже все засыпано бумажными цветами.
Вот тут недавно один из политологов-демагогов предложил для повышения рождаемости в стране разрешить Амурчикам стрелять из лука. А еще каждому получить сертификат на желудочный сок для его предъявления в пунктах общественного питания.
Компостирование (запудривание) мозгов людям началось давно, еще во времена фараонов.
Сначала жрецы, потом пророки и лжепророки.
И в нашей истории их тоже хватало: волхвы, колдуны, блаженные, духовники-священнослужители.
Следом пошли революционеры, агитаторы, комиссары, политруки. А теперь вот аналитики-обозреватели.
Ну а демагоги и пустомели были всегда.
Много говорит значит много знает! – но это вряд ли когда не станет аксиомой. Ведь говорить можно обо всем что видим и чувствуем.
И здесь можно вспомнить анекдот про древнего философа:
В воде увидишь лишь свое лицо, в вине же и друзей и подлецов!
Философ говорил о смысле жизни.
Ему дали кусок хлеба, он съел и стал рассуждать о хлебе насущном.
Потом философ попросил слушателей обождать, сходил в отхожее место и, вернувшись, стал рассуждать о том, что же мы после себя оставляем на земле.
Сами политики, иногда подшучивают над собой:
Язык – это наше орудие; пуская его в ход, следует позаботиться, чтобы пружины в нем не скрипели.
Но больше мне нравиться строка из восточной поэзии, которую хотел сделать эпиграфом ко всему, что вы здесь прочтете:
Одно и то же слово иль совет
На пользу мудрецу,
глупцу же лишь во вред.
Надеюсь, что эта книга привлечет внимание читателей, желающих определится в этом мире. Им это все пойдет на пользу, и они по-другому взглянут на наш прекрасный мир:
Поэзия – во всем:
в любви, в свободе,
В трудах великих
и сезонной моде,
В надеждах, помыслах
и розовых мечтах,
В младенчестве и старческих летах,
В терзаниях души,
в ее стремленьях,
В природе,
что нам дарит вдохновенье.
И тот, кто сотворил для нас все это,
Был гениальнейшим из всех поэтов!