Эмпатия – это не просто чувство, это активное участие в жизни другого человека. Когда я начал осознавать свои эмоции и чувства окружающих, мир вокруг меня стал меняться. Я стал замечать, как важно не только говорить, но и слушать. Слушать не просто формально, а искренне, с желанием понять и поддержать.
Эмпатия, происходящая от греческого слова empatheia, обозначает эмоциональную отзывчивость человека на переживания других. Когда человек сопереживает, он испытывает эмоции, аналогичные тем, что испытывает другой. Это состояние может возникать как в отношении реальных, так и воображаемых чувств, включая переживания героев художественных произведений, фильмов, театра и литературы. Эмпатия играет ключевую социальную роль, способствуя взаимопониманию чувств, потребностей и целей между индивидами. В определённом смысле, её можно рассматривать как элемент понимания чужого сознания, что имеет много общего с подражанием, хотя нейробиология эмпатии существенно отличается от нейробиологии подражания, поскольку в данном случае активируются области мозга, традиционно ассоциируемые с эмоциями.
Эмпатия – это способность ощущать и понимать эмоции других. Эмпатичный человек может поставить себя на место другого и понять его чувства, будь то грусть, радость, печаль или боль. Это качество позволяет проявлять заботу и сочувствие к окружающим, улучшая взаимодействие и налаживание отношений.
Если ваш руководитель внимательно слушает вас, старается понять, что конкретно для вас значит возникшая проблема на когнитивном и эмоциональном уровнях, и делает это с сочувствием, он демонстрирует эмпатию. Например, если вы делитесь своими трудностями, а он перебивает вас, начав говорить о том, как ваши проблемы могут быть связаны с событиями из вашего детства и другими аспектами, о которых он прочитал в психологии, он не проявляет эмпатию, а занимается психологизацией. Увлечение психологизацией зачастую отвлекает от сущности проблемы, не позволяя её по-настоящему понять.
Выражение эмпатии не обязательно подразумевает согласие. Можно сочувственно понимать человека как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровнях, оставаясь при этом с ним в несогласии. Аристотель утверждал: «Отличительная черта образованного человека – умение обдумывать мысль, не принимая её». Это перекликается с концепцией эмпатичного несогласия. Признаваемая умом способность понимать и принимать чувства другого человека, при этом не соглашаясь с ними, является признаком развитого интеллекта.
Эта глубокая идея подразумевает, что возможны жесткие решения, сопровождающиеся проявлением эмпатии. На практике, во многих ситуациях, лучше принимать строгие решения с добротой и сочувствием. В условиях бизнеса, когда необходимо предпринимать действия, ограничивающие чьи-то интересы, легко избавиться от эмпатии, полагая, что это усложнит процесс принятия необходимого решения. Тем не менее, игнорируя эмпатию, мы можем достичь краткосрочных целей, но при этом вызвать недоверие и обиду, что негативно скажется на наших долгосрочных интересах. Проявляя сочувствие к тем, кого затрагивает наше решение, мы можем вызвать доверие и понимание, что создаст возможности для успешных переговоров и разрешения конфликтов. При достаточном уровне доверия и понимания мы можем найти креативные решения проблем или, по крайней мере, значительно смягчить их последствия. Как правило, тяжелые решения неизбежны, однако, если люди продолжают вам доверять и ощущают, что вы с ними на одной волне, они скорее всего останутся на вашей стороне. Доверие становится основой для построения крепких долгосрочных отношений, что позволяет одерживать победу как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Рассмотрим пример закрытия заводов в двух компаниях. В GE работников уведомили о закрытии завода за два года и активно помогали им в поиске новой работы. В то время как другая компания сообщила о закрытии всего за неделю и не предложила никакой помощи. Каков был результат? Почти через год после увольнения большинство бывших сотрудников GE признали, что им нравилось их прежнее место работы, и 93% положительно оценили поддержку в трудоустройстве. В противоположность этому лишь 3% работников второй компании были удовлетворены своим предыдущим местом работы. GE удалось сохранить расположение большинства работников, тогда как вторая компания вызвала недовольство.
Эмпатия усиливается через доброту. Доброта является движущей силой эмпатии, она побуждает заботиться о других и делает нас более восприимчивыми к их переживаниям. Чем больше доброты мы проявляем, тем выше наша способность к эмпатии.
Если вы освоили искусство внимательного разговора, достигнув высоких результатов в слушании, то ваши коллеги восхищаются вашим умением слушать. Пришло время сделать следующий шаг. Усовершенствуйте свои навыки, переходя от внимательного слушания к эмпатичному, и научитесь воспринимать чувства других.
Эмпатичное слушание представляет собой крайне значимый навык. Люди стремятся к тому, чтобы их чувства были поняты, и когда кто-то действительно понимает их переживания, это может затронуть их на глубоком уровне, порой вызывая слезы. Подумайте, какое положительное влияние вы можете оказать на окружающих, овладевая искусством эмпатичного слушания.
Вместо того чтобы сосредотачиваться на содержании слов, вы обращаете внимание на эмоции собеседника. Существует четыре ключевых аспекта, которые усиливают вашу способность к эмпатичному слушанию:
1. Внимательность. Этот элемент делает нас более чуткими и восприимчивыми.
2. Доброта. Проявляя доброту, мы облегчаем себе процесс восприятия чувств другого человека.
3. Любопытство. Старайтесь размышлять о том, какие эмоции может испытывать человек, делясь своей историей.
4. Практика. Регулярно занимаясь эмпатичным слушанием, особенно в сочетании с внимательностью, добротой и любопытством, вы сможете значительно улучшить свои навыки.
Эмпатию также усиливает ощущаемое сходство. Чем больше мы воспринимаем человека как схожего с собой, тем сильнее становится наша эмпатия к нему.
Эмпатия играет важную роль в установлении доверия. Когда вы проявляете эмпатию в общении, это повышает вероятность того, что люди почувствуют себя услышанными и понятыми. В свою очередь, это создает атмосферу безопасности и способствует доверию к тому, кто их понимает.