В физике и других науках иногда объявляют об открытиях, которые преподносятся как эпохальные и даже революционные. Но после их проверки независимыми экспертами оказывается, что авторы или сильно ошиблись, или сознательно исказили факты. Такое бывает, ведь люди не идеальны, многим хочется славы или массовых денежных вливаний в собственные проекты. А как это всё получить, если не создать имидж первопроходцев, гениев или просто незаурядных талантов?
Обман некоторых учёных очень легко раскрыть: в науке принято все важные результаты проверять на практике. Причём в разных лабораториях, институтах и исследовательских центрах. Это принцип воспроизводимости: удачный эксперимент, который принёс неожиданный результат, должен быть заново поставлен другой командой специалистов, и не один раз. Получится сходный итог – ура, мы нашли нечто новое.
В истории физики фальсифицированные открытия, к сожалению, не редкость. В 1999 году лаборатория города Беркли заявила, что в результате ядерных реакций получила новые элементы таблицы Менделеева под номером 116 и 118. Результаты бросились проверять в России, Германии и Японии. Нигде в ходе экспериментов по технологии первооткрывателей новое вещество получено не было. Авторы признались в подлоге данных и навсегда завершили свою карьеру в физике.
Более громкий скандал разразился, когда доктор Мартин Флейшман заявил, что ему удалось провести термоядерный синтез при комнатной температуре. В основе этого процесса – слияние ядер атомов лёгких элементов и преобразование их в тяжёлые. Реакция (синтез) проходит в недрах звёзд при температурах в миллионы градусов и сопровождается невиданным выделением энергии. Однако Флейшман и его соратники уверяли журналистов, что процесс удалось провести чуть ли не в стакане с водой. Воодушевлённые данными, специалисты сотни лабораторий по всему миру весь 1989 год пытались воспроизвести эксперимент доктора. Но ни в одном случае никаких результатов, указывающих на термоядерный синтез, получено не было. Учёный какое-то время вяло парировал критику, даже подавал в суд на одну из газет, но затем ушёл из официальной науки и сменил гражданство. А вот миф о холодном термояде до сих пор имеет своих сторонников.