Предисловие

Экологическое право – достаточно молодая и активно развивающаяся самостоятельная отрасль права, которая в нормативной форме отражает и закрепляет уровень общественных правовых отношений, достигнутый в экологической сфере, т. е. в системе взаимодействия общества и природы. Оно представляет собой систему законодательных и иных нормативных актов, содержащих нормы права, которые регулируют общественные отношения в экологической сфере с целью рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности.

В современных представлениях экологическое право – это комплексная отрасль права, содержание которой включает самостоятельные нормы и институты регулирования правовых отношений в области рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также правовые нормы и институты иных отраслей права.

Предмет правового регулирования – экологические общественные отношения (экологические отношения), обеспечивающие сохранение природных богатств государства, реализующие конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и гарантии экологической безопасности для настоящего и будущих поколений.

Экологические отношения как новое социальное явление в общественном развитии возникают и развиваются в процессе планирования, реализации и прекращения хозяйственной и иной деятельности, прямо или косвенно связанной с антропогенным воздействием на окружающую среду. Экологическая сфера и экологические отношения как правовые категории охватывают все основные проявления государственно-политической, социально-экономической, культурной и собственно экологической сторон реальной действительности.

Виды экологических отношений определяются их содержанием по основным областям, составляющим экологическую сферу: рациональное природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение гарантий экологической безопасности.

Субъектами экологических отношений выступают: государство, субъекты хозяйственной и иной деятельности бюджетной сферы, субъекты предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности, в том числе физические и юридические лица других государств, общественные организации.

Государство гарантирует предоставление и защиту экологических прав человека и гражданина. В экологических правоотношениях государство выступает как субъект в лице своего компетентного органа. В то же время государство выступает как субъект, защищающий право на существование, сохранение и развитие биологических видов, экосистем, природных, антропогенных и природно-антропогенных объектов окружающей среды. Данное положение способствует интеграции антропоцентрического и экоцентрического подходов к формированию доктрины и концепции экологического права.

Объекты экологических отношений подразделяются на три вида по подотраслям экологического права: рациональное природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение гарантий экологической безопасности.

Институтами экологического права выступают группы правовых норм, регулирующих государственное управление экологическими отношениями, права граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение экологической безопасности, ответственность субъектов экологических отношений за нарушение экологического законодательства, доступность экологической информации, деятельность общественных организаций и международное сотрудничество в экологической сфере.

Источники экологического права по направленности разделяются на материальные и процессуальные. Материальные источники регулируют экологические правовые отношения, непосредственно связанные с конкретными объектами природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Процессуальные источники экологического права определяют процедуры правоприменительной практики в областях: рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. По степени значимости источники экологического права могут быть разделены на основные нормативные правовые акты и вспомогательные.

Норма экологического права – первичный элемент экологического права, регулирующий санкционированное государством правило общего характера, разрешающее, ограничивающее или запрещающее подготовку, проведение или прекращение конкретной хозяйственной или иной деятельности в настоящем и будущем времени. Система норм экологического права сочетает в себе предоставление и ограничение внешней свободы физических и юридических лиц в их взаимных правовых отношениях в экологической сфере. Они используются для регулирования уровней ограничения или стимулирования хозяйственной и иной деятельности в целях рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В них заложена правовая основа практической реализации системы управления устойчивым экологически безопасным социально-экономическим развитием на национальном и международном уровнях. Внутренняя координация предполагает деление норм системы экологического права на материальные и процессуальные.

Материальные нормы экологического права юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность субъектов экологических отношений. Процессуальные нормы экологического права регламентируют процессы государственного управления и регулирования экологических отношений.

Нормы экологического права имеют свою отраслевую специфику и являются частью общей системы права государства. Развитие общей согласованной системы права государства инициирует разработку правовых норм, учитывающих экологические отношения в других отраслях права, регламентирующих иные правовые отношения, а также обусловливает использование в экологическом праве норм других отраслей права, учитывающих его специфику.

В конституциях практически всех государств мира закреплены основополагающие принципы правового регулирования общественных отношений, в том числе – экологических. Концепция и стратегия экологического права строится на основе определяющих принципов конституционного права: приоритета публичных интересов в сфере регулирования экологических отношений и принципа ненанесения ущерба окружающей среде и здоровью населения. Данные принципы, реализованные в нормах конституционного права, ограничивают права собственников в их свободном владении, пользовании и распоряжении землей и другими природными ресурсами. Конституционные нормы, закрепляющие права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду и обеспечение экологической безопасности, имеют определяющее значение для разработки основополагающих норм, регулирующих экологические отношения. Экологическое право использует нормы конституционного права для разграничения компетенции (полномочий) органов государственной власти государства, органов государственной власти субъектов территориального деления государства, а также органов местного самоуправления в сфере государственного регулирования экологических отношений.

Нормы административного права используются при организации и функционировании органов исполнительной власти по регулированию экологических отношений, а также при определении их структуры, задач, прав и обязанностей. Административно-правовые акты являются основанием возникновения, изменения или прекращения экологических отношений, а также определения ответственности за нарушение экологического законодательства.

Развитие экологических отношений, формирование природоохранной отрасли экономики, активизация хозяйственной и иной деятельности в экологической сфере предполагают разработку и практическую реализацию правовых норм, учитывающих антимонопольные требования.

Нормы гражданского права, регулирующие различные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения на основе юридического равенства сторон, используются в экологическом праве в качестве общих источников. Применение гражданско-правовых методов регулирования с учетом специфики экологических отношений является основным инструментом правоприменительной практики в экологической сфере. В то же время именно специфика эколого-имущественного характера экологических отношений отличает их от гражданско-правовых отношений. Так, например, вредные вещества в окружающей среде не могут рассматриваться как объект права собственности, однако источники выброса вредных веществ имеют собственника.

В последние годы получила развитие новая тенденция в развитии экологических отношений, суть которой заключается в закреплении права собственности на выбросы вредных веществ и парниковых газов. Торговля квотами на выброс в значительной степени снимает различия в предметах правового регулирования гражданского и экологического права. Фактически сделана первая попытка закрепления права собственности на отходы производства, каковыми и являются вредные выбросы и сбросы в окружающую среду.

Превышение содержания вредных веществ в окружающей среде представляет угрозу экологической безопасности и предполагает применение норм административного и уголовного права.

Непреднамеренное нанесение вреда окружающей среде характеризует действия субъектов хозяйственной и иной деятельности, в результате которых установлены факты причинения вреда окружающей среде, здоровью населения и убытков физическим и юридическим лицам, и относится к категории экологических правонарушений. Для каждого из видов деятельности, связанных с вероятностью нанесения вреда и возникновения экологических ущербов, устанавливаются уровни приемлемых и предельно допустимых экологических рисков, а также определяются уровни техногенных рисков реализации аварий и катастроф. Угрозы экологической безопасности, которые могут быть следствием непреднамеренных негативных воздействий, в значительной мере прогнозируются и страхуются. В последние годы экологическое страхование – обязательное и добровольное – динамично развивающаяся деятельность в экологической сфере.

Преднамеренное нанесение вреда окружающей среде, в результате которого доказан ущерб и убытки физических и юридических лиц, относится к экологическим преступлениям. Для разработки правовых норм, учитывающих специфику экологической преступности, в качестве общих источников используются нормы уголовного права. Правовое обеспечение профилактики и пресечения экологических правонарушений и экологической преступности в настоящее время – одно из самых актуальных направлений в экологическом праве.

В монографии Б. Б. Тангиева проведен всесторонний анализ такого нового феномена в юриспруденции, как экологическая преступность. Из всех видов преступлений экологические преступления раскрываются труднее всего.

Автор на основе ретроспективного анализа деятельности Российского государства по противодействию правонарушениям в экологической сфере обращает наше внимание на три главные причины экологической преступности: латентность, несовершенство законодательства в области экологической безопасности и недостаточный уровень экологического правосознания в обществе. В то же время с изменением социально-экономических условий в России характер экологических преступлений меняется, изменилась и личность экологического преступника. Как правило, это собственник, который преднамеренно прямо или косвенно оказывает поражающее воздействие на объекты окружающей среды. В силу указанных причин экологический преступник почти уверен в своей безнаказанности.

В монографии выполнен анализ причинного комплекса и дана криминологическая характеристика экологической преступности и личности современного экологического преступника. На примере международного опыта автор рассматривает меры профилактики и противодействия транснациональной экологической преступности в стратегии международного сотрудничества в области обеспечения коллективной экологической безопасности.

Вопросы эколого-криминологических исследований в монографии рассмотрены в постановочном плане и, в основном, отражают представления автора о предмете и методах эколого-криминалистических исследований. Несомненно, заслуживает внимания представленная концепция создания и практического использования информационно-криминологических технологий на базе геоинформационных систем.

Монографию вполне можно рекомендовать в качестве учебного пособия для преподавателей, студентов и аспирантов при изучении курса «Экологической криминологии» в экологическом праве, для специалистов, работающих в области обеспечения гарантий экологической безопасности, а также для читателей, интересующихся проблемами профилактики и пресечения экологической преступности.

Донченко В. К. – доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН, заведующий кафедрой «Экологическая безопасность и устойчивое развитие регионов» факультета географии и геоэкологии СПбГУ

Загрузка...