На самом деле: были и другие версии основания города
Легенда об основании Рима – одна из самых известных легенд в истории. И легенда эта – довольно кровавая. Вспомним ее классический вариант, тот, что рассказывали сами римляне.
Троянские беженцы и аборигины жили вместе в мире и процветании. После смерти царя Латина Эней, его зять, принял бразды правления. Сын Энея Асканий[21] основал другой город у подножия Альбанской горы и назвал его Альба Лонга, дословно – «Белая длинная»[22]. Потомки Аскания правили в Альба Лонге многие поколения, пока царем не стал персонаж по имени Нумитор. У Нумитора был младший брат Амулий, который жаждал власти. Он сверг Нумитора и истребил его сыновей, чтобы избавиться от конкурентов. В живых осталась лишь дочь Нумитора, Рея Сильвия. Но и ее Амулий обезвредил, записав в жрицы-весталки[23], которые были обязаны хранить невинность, а значит, Рея Сильвия не могла иметь детей.
Но случилось неслыханное. Весталка забеременела. Более того, она заявила, что отец ее детей – сам бог Марс, «то ли веря в это сама, то ли потому, что прегрешенье, виновник которому бог, – меньшее бесчестье»[24]. Рею Сильвию это, правда, не спасло. По одной версии она была казнена. По другой – ее заточили в темницу, и, спустя годы, ее сыновья освободили ее. Мальчиков-близнецов, которых она родила, дядя-узурпатор приказал утопить в Тибре. Как раз в это время Тибр разлился, берега были затоплены, и течение возле суши было не очень бурным. Поэтому дети не утонули. Их прибило к подножию Палатинского холма: «Они лежали в образовавшемся болоте, хныча, но тут появилась недавно ощенившаяся волчица с налитыми млеком сосцами и вложила их в уста младенцев, принявшись слизывать языком грязь, в которой они полностью вымазались»[25]. Вскоре младенцев нашел пастух по имени Фаустул. Он взял детей в свой дом и поручил заботам своей жены, Акки Ларенции. Та как раз только что родила, но ребенок не выжил. Потому она с радостью приняла найденышей и вскормила их. В доме Фаустула близнецы и получили имена – Ромул и Рем.
Когда близнецы выросли и узнали о своем истинном происхождении, они свергли узурпатора Амулия и вернули власть своему деду Нумитору. Сами же они не остались жить в Альба Лонге, а решили основать свой город. Это и был Рим.
Выбирая место для будущего города, Ромул и Рем поссорились. Этот спор не был чисто географическим. Братья решали, кто из них будет главным и чьим именем город будет назван. Они были близнецами, так что преимуществом старшинства не обладал ни один из них. В конце концов, они обратились к богам.
«По августейшем гаданьи основан был Рим знаменитый», – писал знаменитый римский поэт Энний[26]. Ромул выбрал Палатин, тот самый холм, где близнецы выросли. Рем – соседний холм Авентин. Оба они уселись ждать божественных знамений. Вскоре Рем увидел 6 коршунов. Он обрадовался и отправился к Ромулу сказать о том, что победа за ним. Но Ромулу явились 12 коршунов. Рем не признал свое поражение. В конце концов, ему коршуны явились раньше. Зато у Ромула коршунов было больше. И тогда между братьями и их сторонниками произошла кровавая стычка, в ходе которой был убит не только Рем, но и Фаустул, тот самый пастух, что нашел и вырастил близнецов. По другой версии, Ромул уже наметил план стен будущего города. И тогда Рем, как бы в издевку, перескочил через эти границы, Ромул в гневе убил его, воскликнув: «Так да погибнет всякий, кто перескочит через мои стены»[27].
Этот кровавый эпизод занимает центрально место в легенде об основании Рима. Не самый лицеприятный поступок отца-основателя римляне не пытались скрыть. Наоборот, убийство Рема описывается большинством античных авторов. В чем же дело? Может, это действительно означало, что гражданские распри «были зашиты в программу политической жизни Рима»[28]? А может, это убийство должно было каждый раз напоминать римлянам: нет ничего важнее Рима.
Согласно преданию, первые границы города были очерчены с соблюдением священных обрядов: «Вложив в плуг медный сошник и запрягши вместе быка и корову, основатель сам пропахал глубокую борозду по намеченной черте, а люди, которые шли за ним, весь поднятый плугом пласт отворачивали внутрь, по направлению к городу, не давая ни одному комку лечь по другую сторону борозды… Там же, где думают устроить ворота, сошник вытаскивают из его гнезда, плуг приподнимают над землей, и борозда прерывается. Поэтому вся стена считается священной, кроме ворот: если бы священными считались и ворота, неизбежный и необходимый ввоз и вывоз некоторых нечистых предметов был бы кощунством»[29]. Не здесь ли кроется объяснение убийства Ромула? Границы города – священны! Любой, осквернивший их, должен быть наказан. Ни родственные связи, ни личные симпатии не могут быть превыше Города. Эти священные границы Города римляне называли «померий» – от «post moerium» – буквально, «за стеной» или «после стены». Вероятно, первый померий опоясывал Палатинский холм – это и был древнейший Рим.[30]
По легенде, убив брата, Ромул дал городу свое имя. Однако, в действительности, все ровно наоборот – это имя мифического героя Ромула образовано от названия города, «Ромул – это просто архетипичный «мистер Рим».[31] Это такой же эпонимный персонаж, как царь Латин, давший название племени латинов, или царь Пелоп, с именем которого греки связывали происхождение названия полуострова Пелопоннес.
Сказание об основателе Рима складывалось постепенно, формируясь на протяжении столетий. Но в трудах античных авторов хранятся отголоски иных древних преданий. По одной из ранних версий, Рим был основан одним из сыновей Энея по имени Ром[32]. Другая интересная версия связывает основание города не с мужчиной по имени «мистер Рим», а с женщиной, «леди Рим», по имени Рома. Рома была одной и тех, кто спасся из горящей Трои и отправился странствовать с Энеем в поисках нового дома. Троянки тяжело переносили скитания. Когда беглецы в очередной раз причалили к берегу, Рома подала своим спутницам идею просто-напросто сжечь все корабли и покончить с этим! Эту идею женщины с большим энтузиазмом воплотили в жизнь. Мужчины были вне себя от злости, но поделать уже ничего не могли. Им пришлось обосноваться в тех местах. Выяснилось, что они оказались в долине Тибра. Земля здесь оказалась плодородной, соседи не проявляли признаков агрессии, климат приятный, все сложилось как нельзя более удачно. Троянцы основали здесь город и назвали его в честь Ромы, которую теперь почитали за мудрость[33]. В этом варианте название Рима (на латыни «Roma») – и есть имя основательницы без каких-либо искажений. Ответвление этой легенды гласило, что Рома вышла замуж за царя аборигинов Латина. Ее детьми были Ромул и Ром, которые и основали Рим, назвав его в честь своей матери[34].
По этим ранним легендам получалось, что Рим возник во втором или третьем поколении после разрушения Трои, то есть примерно в XII в. до н. э. Но уже в III в. до н. э. римские авторы уверенно относили основание города к VIII в. до н. э.[35] Между разрушением Трои и путешествием Энея с одной стороны и основанием Рима с другой образовался промежуток в примерно 400 лет, и было очевидно, что ни сам Эней, ни его прямые потомки не могли претендовать на роль основателя. При этом, присутствие Энея и троянского компонента у истоков Рима было имело для римлян очень большое значение. Тогда появилась династия царей Альба Лонги, заполнившая этот промежуток. Эта династия вела свое происхождение от Энея через его сына Аскания, к ней принадлежала и мать Ромула и Рема.
История любви весталки и бога Марса тоже не была единственной версией того, как Ромул и Рем появились на свет. Любопытное предание передает нам античный автор Плутарх[36]. Царю Альба Лонги было явлено божественное знамение: «из очага в его доме восстал мужской член и не исчезал много дней подряд»[37]. Это знамение было истолковано буквально: видение в очаге явно ждет подходящую женщину, чтобы зачать сына, который станет выдающимся человеком. Царь отправил к очагу одну из своих дочерей. Но та не захотела такой «близости». Она ослушалась отца и вместо себя послала рабыню. Видение сочло рабыню достойной и оплодотворило ее. Именно она родила двойню. Царь был разгневан и приказал утопить детей в реке. Дальше – чудесное спасение, волчица и основание Рима. Интересно то, что в этой версии матерью основателей является не женщина царского рода, а простая служанка, следовательно, теряется связь с родом Энея. Но отцом близнецов снова выступает божественная сила – само пламя.
Годом основания Рима считается 753 г. до н. э. Но откуда взялась эта дата?
Римские антиквары были согласны, что город был основан в VIII в. до н. э., но вот по конкретной дате были разногласия. Кто-то датировал основание Рима 748 г. до н. э., кто-то – 751 г. до н. э., кто-то и вовсе 728 г. до н. э. Вариант 753 г. до н. э. был предложен авторитетным знатоком древностей Рима Варроном. Каким образом Варрон пришел к этой дате, описывает Плутарх: «Одним из друзей философа Варрона… был Тарутий, философ и математик; из любви к умозрениям он составлял гороскопы и считался замечательным астрологом. Варрон предложил ему вычислить день и час рождения Ромула по его судьбе, в которой отразилось влияние созвездий, подобно тому как решают геометрические задачи, ибо, рассуждал Варрон, то же учение, что позволяет, зная время, когда человек появился на свет, предсказать события его жизни, должно по событиям жизни определить время рождения»[38]. Тарутий с энтузиазмом взялся за интересную задачку, тщательно изучил все сведения о жизни Ромула, и пришел к такому выводу:
Ромул был зачат в декабре 772 г. до н. э.
Родился в сентябре 771 г. до н. э.
Основал Рим в апреле 753 г. до н. э. (в возрасте 18 лет).
Благодаря авторитету Варрона, эта дата и стала общепринятой.
Интересно, что археологи действительно нашли на Палатине основания трех хижин, которые датируют VIII в. до н. э. Это доказывает, что здесь существовало поселение, и датировка вполне согласуется с рассказами античных авторов. Реконструкции этих хижин можно увидеть в музее на Палатине. Это зрелище не содержит и намека на будущее великолепие города. Неказистые жилища были слеплены, вероятно, из смеси глины и соломы и покрыты крышей из тростника. Крышу поддерживал столб, устанавливавшийся прямо в центре хижины. В каменных полах были канавки для стока воды. Вот и весь нехитрый быт обитателей холма той эпохи. И может, в одной из таких хижин и жил кто-то, ставший прообразом мифического Ромула?