Каждый человек, вступивший на путь Веры, задает себе один и тот же вопрос: как жить в соответствии с принципами и ценностями избранного вероучения? В православии имеется много книг, написанных Святыми Отцами Церкви на эту тему. Но, конечно, нельзя почерпнуть ответы на все вопросы только из книг. Личный жизненный опыт, общение с другими верующими людьми и наставления своего духовного пастыря (духовника) дают более четкие представления о том, как поступать в той или иной ситуации.
В Евангелии Иисус Христос не только дает новые заповеди жизни, но и в Своих притчах объясняет, как нужно поступать в тех или иных обстоятельствах.
Важнейшим жизненным принципом для каждого христианина является сострадание – не только больным, нищим, людям, попавшим в тяжелую ситуацию, но сострадание вообще всем, каждому, кто встретился на жизненном пути. Сострадание – это, по сути, сопереживание, способность разделить и горе и радость того, кому сострадаешь. На некоторое время ты как бы перестаешь быть только самим собой, но становишься немножко и тем человеком, которому сочувствуешь. Душа одного человека входит в своеобразный резонанс с душой другого, и это в одних случаях приносит облегчение в горе, как бы уменьшает его, а в других – усиливает радость и ощущение счастья. Иногда достаточно нескольких слов или даже способности выслушать другого человека, чтобы ему стало легче. Порою же требуются не только слова, но и дела, реальная помощь, которую нужно оказать. Однако даже малая помощь может быть значительной и ценной, если она оказана не формально, а с искренним желанием помочь и тем душевным теплом, которое само по себе увеличивает значение любого сделанного для кого-то дела.
Не каждый человек готов по-евангельски раздать все свое имущество и пойти за своим Богом и верой, – на это способны единицы. Да этого от большинства людей и не требуется. Нужно лишь любить своих ближних, как самого себя, и принимать близко к сердцу их радость и боль, поддерживая их по мере своих скромных сил.
Но как же тогда быть с плохими людьми? Как сопереживать им? И что в таком случае является таким сопереживанием, когда человек творит зло?..
Сначала нужно понять и принять для себя одну простую, но сложную для понимания истину: безнадежно плохих людей не бывает. Каждый человек, даже совершивший очень плохой поступок, способен к покаянию – и в этом случае заслуживает прощения. Но ведь существуют закоренелые преступники, на совести которых многие людские жизни; настоящие злодеи, не щадящие никого, способные к самым мерзким и страшным преступлениям. Да, наш мир не совершенен, каждый день и час в нем происходит борьба добра и зла, света и тьмы. Как же можно сострадать злодею? Оказывается, можно. Только в этом случае сострадание обращено не к его злому разуму, желаниям и действиям, а к его бессмертной душе, которая осталась забытой и брошенной ее носителем во тьму небытия при его многогрешной жизни. Иисус Христос силой Святого Духа мог показать истину самому закоренелому разбойнику и призвать его к покаянию.
Безусловно, большинство из нас не сумеет усовестить закоренелого рецидивиста, поскольку Вера наша слаба и нетверда. Но в таком случае есть иной способ сопереживания душе, гибнущего во зле, человека. Мы не должны судить других людей, однако обличать людские грехи – прямая обязанность каждого христианина. И если мы видим неправедность и совершаемое зло, то должны смело и честно обличать их; если же слов недостаточно, чтобы остановить совершаемое зло, следует пресекать его всеми данными нам Богом силами.
Мне хотелось бы рассказать об одном случае, когда преступник с оружием в руках напал на верующих в Храме на Сахалине и убил, и ранил нескольких из них.
Я читал, что нищий, просивший подаяние у Храма, встал и пошел, как он сказал «защищать» и стал выводить людей, и пытался образумить осатаневшего преступника, даже раненный им, и погиб, приняв на себя четыре пули. Четыре, не доставшиеся кому-то, но принятые им. Я верю, что именно такие люди и попадают в рай. И что может быть всем великим смыслом жизни этого человека, было однажды встать и пойти защищать свою веру и людей, – защищать без оружия, только силой своего Духа.
В такие моменты чувствуешь одновременно умиление и раскаяние. Умиление от красоты и силы души человеческой, а раскаяние от того, что ты сам, к сожалению не такой, а много хуже: слабый, жалкий, трусливый… Но, именно в такие мгновения в душе и появляется решимость изменить самого себя, подняться над своей слабостью и трусостью, своей мелочностью и ничтожностью, и тоже, вослед за ним, пойти «защищать»…
При этом, даже когда мы должны остановить преступника силой, важно не возненавидеть его. Фактически, пресекая преступление, мы спасаем преступника от совершаемого им зла. Это и есть в данном случае способ нашего сопереживания. Христианин никогда не должен проходить мимо совершаемого злодеяния. Он должен сделать все от него зависящее, чтобы остановить зло или не допустить его.
Часто многие не знают, как поступить в следующей ситуации. Если злодей убивает или насилует кого-то, а я вступлю с ним в схватку, то могу поранить либо убить его – или он это сделает со мной. Но ведь насилие и убийство – зло, страшный грех. Как же тогда правильно поступать? Насилие и убийство – безусловное, ничем не оправдываемое зло, но жизненная ситуация, в которую вы попадаете, такова, что в ней просто нет другого пути, чем совершить зло – меньшее или большее.
В данном случае, если вы пройдете мимо насилия, вы совершите зло большее, чем сам насильник или убийца. Во-первых, вы становитесь соучастником этого преступления, поскольку могли, но не предотвратили или не остановили его. Во-вторых, проявляете безразличие к жертве преступления, которая нуждалась в вашей помощи и поддержке. И, в-третьих, делаете шаг к уничтожению и забвению собственной души, поскольку ваш страх и желание уберечь себя физически от столкновения со злодеем, чем бы этот страх ни оправдывался и ни объяснялся, разрушает вас как личность, отвращает от веры в Бога. А Господь, возможно, и послал вам это испытание именно для проверки силы вашего духа и для укрепления вас в Вере. Ну и, кроме всего прочего, своим бездействием вы позволяете преступнику действовать безнаказанно, поэтому губите и его душу, не оказываете и ему сострадание, которое в данном случае состоит в том, чтобы не дать этому человеку совершить страшный грех – а значит, спасти и его душу.
Итак, идите смело на борьбу со злом, если не хотите стать большим злодеем, чем тот, кто вам встретился. Если грабят и убивают лично вас, то драться или попустить злодеям совершить преступление – ваш выбор. В этом случае только вы сами можете оценить, как вам поступить. Но в ситуации, когда речь идет о жизни и здоровье других людей, нужно сделать все, чтобы остановить преступника. И даже если вы при этом совершите грех и прервете его жизнь (если не будет иного способа предотвратить преступление), то вы при этом спасете жизнь другому, не дадите преступнику совершить злодеяние, спасая и его душу (а может, еще и свою). Ваш грех останется грехом, требующим искреннего покаяния и долгой духовной работы, но это будет значительно меньший грех, чем, если бы вы прошли мимо преступления, тем самым погубив и душу преступника, и свою, и жизнь жертвы.
Особым случаем является профессиональная деятельность по защите правопорядка, безопасности и суверенитета своей страны. В этом случае православный христианин должен понимать, что его служение всегда будет сопряжено с определенным моральным выбором и его главная задача именно в противодействии злу и защите жизни и спокойствия своих ближних. Главное здесь – не уподобиться самому преступнику или врагам своего Отечества, не допустить зла в свою душу. Нужно учиться любить даже врагов, которых должен поразить, хотя это и очень трудно.
Вообще за своих врагов, недругов или недоброжелателей, если они у вас есть, нужно научиться молиться – молиться с любовью об их вразумлении, спасении душ и умягчении сердец, об их покаянии и обращении к Богу. Это очень сложно, но сила такой молитвы велика. Случается, что искренняя молитва оказывается сильнее самого мощного оружия и прекращает самую тяжелую ссору.
Часто бывает и так, что сострадать чужому горю для многих гораздо легче, чем радоваться счастью или успехам другого человека. Зависть – страшное чувство, которое, как рана, ноет в душе. Человек думает: «А почему не я? Ведь я был хорошим христианином: отдавал в храм десятину и помогал нуждающимся, регулярно молился и постился. А он (сосед, к примеру) часто грешил и десятину в храм не давал, а ему вот такое счастье привалило (новый дом или квартира, хорошая работа, дорогой подарок, удачная свадьба дочери…)». Возникает чувство несправедливости по отношению к самому себе. Это и есть самая настоящая черная зависть, разрушающая человека. Если такое чувство посетило вас, нужно просто понять, что это испытание, данное Богом для того, чтобы укрепить вашу веру. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Не праведников пришел Я призвать к покаянию, но грешников», – говорит Христос, когда Его спрашивают, почему Он уделяет столько внимания людям недостойным и неправедным, по мнению Его учеников: мытарям и блудницам. Зависть, если ей не противостоять, может заставить доброго и порядочного человека совершать недостойные и некрасивые поступки (я уж не говорю о мыслях и чувствах).
И поэтому, если у кого-то случилось что-то хорошее, порадуйтесь за него искренне: значит, Господь обратил на него Свое внимание; значит, этот грешный и слабый человек нуждается в поддержке Господа больше, чем вы – более праведный и сильный (если вы таковым себя считаете).
И все же главное – не судить о других, кто выше и кто ниже, кто заслужил, а кто не заслужил помощи Божией. Судить, нужно прежде всего себя и свои грехи.
Что такое «жить по-христиански»? Каждый понимает это по-своему. И, тем не менее, существуют какие-то общие вещи, с которыми трудно не согласиться.
Христианин должен посещать храм и регулярно исповедоваться и причащаться. Так учит нас наша Церковь. Но если одни действительно делают это регулярно (хотя иногда скорее автоматически, чем с душой), то другие или просто ленятся, или находят обоснование своему игнорированию литургии. В этом храме священник «не тот», а до другого далеко добираться, или «я молюсь дома, Бог в моей душе, а в Церкви стало много сребролюбия и показухи, поэтому я туда хожу редко». Очень грустно слышать такие объяснения, так же, как грустно, когда люди регулярно ходят на службу, но в своей повседневной жизни не следуют заповедям Господним.
Безусловно, нужно посещать храм, как можно чаще, но не формально, «для галочки», а для совместной молитвы с другими верующими и очищения своей души через церковные таинства.
Если же получается формально и мысли заняты не службой, а посторонними вещами, может быть, имеет смысл ходить в храм несколько реже, но подготовившись дома, настроившись на службу и молитву.
Конечно, наша Православная Церковь – плоть от плоти нашего народа, поэтому все проблемы, с которыми мы сталкиваемся, существуют и внутри Церкви. Священник и даже монах – такие же грешные люди, как и все мы. Святые рождаются очень редко, и потому в отличие от Церкви Небесной, чистой и безгрешной, Церковь земная такова, каковы сами верующие. Не стоит ждать, что за спиной сельского батюшки или архиепископа (и даже – да простит меня Господь! – у Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси) вырастут вдруг ангельские крылья. И тем не менее Церковь каждый день и час во всех своих храмах, на всех службах прославляет Святое Имя Господне, возносит общие молитвы ко Господу нашему и совершает церковные таинства и обряды.
Так как же относиться к тому, что конкретный священник – такой же грешник, как и вы? Ну, во-первых, для священников все же существует ряд ограничений, на которые они согласились добровольно (о монашествующих я уж и не говорю). Если священнослужитель неправильно ведет службу, нарушает ее порядок или вообще делает что-то неподобающее, то в этом случае долг верующих – обратиться к правящему архиерею и просить его заменить нерадивого священнослужителя, ясно изложив все причины своей просьбы.
Если же священник в храме все делает правильно, нужно отделять то, что происходит внутри храма, от того, что случается за его пределами. То есть, в этом случае любой священник свят во время богослужения, и совершенно неважно, что у себя дома он грешит (например, выпивает, или излишне чванится, или даже отягощен сребролюбием). Стоит помолиться о его грешной душе, а возможно, и обличить его грех в частной беседе в то время, когда он не исполняет свои обязанности в храме, но игнорировать из-за этого службу значит впасть в гордыню.
Получается, что вы считаете себя таким хорошим и праведным, что у грешного священника исповедоваться не хотите и даже на службу его ходить считаете зазорным. Вы сами в таком случае ставите себя вне Церкви и в поисках «чистоты» и «праведности» священнослужителей, которые должны быть, по вашему мнению, «достойны вас», на самом деле отворачиваетесь от Бога, начинаете превозносить самого себя, хотя для этого нет никаких причин и оснований. И, в конце концов, центром вашей «веры» становится не Господь, а вы сами, а настоящая вера куда-то уходит…
Христианин не должен бояться унизить себя перед другими. Когда любишь или стремишься к тому, чтобы полюбить своих ближних, какое здесь может быть унижение?..
Конечно, если вам уж совсем невмоготу исповедоваться у определенного священника, и вы не чувствуете в себе сил делиться с ним самым сокровенным, то помолитесь, чтобы Господь послал вам нового пастыря и постарайтесь обрести его, пусть и в новом храме. Главное помнить, что ваши исповеди и раскаяние обращены к Богу, а не к человеку.
Сегодня, когда чрезвычайно возросла роль денег в нашей жизни, практически перед каждым верующим встает вопрос: как можно и должно зарабатывать? Речь идет даже не о том, какой труд более соответствует христианскому образу жизни, а о том, что можно, а что нельзя в этом труде и всякие ли деньги приемлемы для заработка.
Конечно, каждый человек должен трудиться и «зарабатывать свой хлеб насущный в поте лица своего». Какой труд будет выбран для этого – очень личное дело, и если у кого-то есть сомнения, идти или не идти на ту или другую работу, можно посоветоваться со священником. Но все же последнее слово останется за тем, кому предстоит трудиться. Другое дело, как выполняемая работа (независимо от того, выполняется ли она по найму или является собственным бизнесом) влияет на жизнь других людей.
Например, если вы продаете продукты питания, то вас, как верующего не может не волновать, качественные ли это продукты, и не отравляете ли вы ими своих близких. В этом случае никакие отговорки, что, мол, продукты привозят поставщики, а продавцы за них не отвечают, не проходят. Если вы видите, что продаваемый товар плохого качества и может навредить людям, вы не должны его продавать даже под угрозой увольнения. Лучше найти работу в магазине, где хозяин такой же христианин, как и вы, или вообще заняться другим делом, чем погубить свою душу, став причиной болезни или гибели кого-то из покупателей. Вы не сможете избежать этого греха, торгуя некачественными продуктами, поскольку будете обманывать людей, которые, покупая у вас, надеются, что все свежее и безвредное. Конечно, некоторое время можно продержаться, сообщая каждому покупателю правду о товаре: «Не стоит брать эту колбасу – она уже испортилась, и ее просто вымыли. А эти яйца лежат уже три месяца…» Но если после этого кто-то не поверит вам и все же купит эти продукты, вы все равно будете виноваты, поскольку не сумели удержать его.
Есть примеры и посложнее. Скажем, вы работаете строителем и замешиваете раствор, который будет скреплять кирпичи в стенах дома. Поставщики не подвезли достаточное количество цемента, и прораб предлагает вам нарушить пропорции смеси, мотивируя это тем, что если не сдать дом вовремя, люди не получат социальное жилье, а раствор и так «нормально ляжет» и будет «держать», поскольку есть определенный запас прочности.
Вы должны принять очень непростое на первый взгляд решение, поскольку, если вы заартачитесь и не станете работать, вас уволят, строительство дома из-за вас затормозится, а люди не получат жилье… Или в итоге вместо вас раствор замесит кто-то другой.
На самом же деле все очень просто: если есть хоть малейшее обоснованное сомнение в том, что стены возводимого дома будут достаточно крепкими, и не дай Бог, однажды обрушатся, то замешивать некачественный раствор ни при каких условиях нельзя. Более того, чтобы не дать совершиться злу и обличить грех того же прораба, необходимо всеми имеющимися силами и средствами помешать замесу этого раствора другими.
Но бывают случаи другого рода. Допустим, православный христианин имеет свой бизнес и собирается выкупить имущество закрывающегося предприятия по дешевке, чтобы впоследствии продать его значительно дороже или использовать самому для собственного дела. Речь идет, например, о станках, компьютерах, автомобилях и т. д. Вроде бы все здесь совершенно нормально: кто-то продает, а кто-то покупает. Бизнес есть бизнес. Но в данном случае речь идет о предприятии, которое прекращает свое существование, закрывает производство, а людей вынужденно увольняют. Возможно, это происходит потому, что клиенты данного предприятия просто с ним не расплатились, а может быть, имеет место сговор конкурентов с целью его обанкротить. Да мало ли, в конце концов, причин?..
Обычного предпринимателя все эти вопросы трогать не будут. Он просто купит все, что ему нужно, и будет рад, что так здорово «наварился». Настоящий православный человек так не поступит никогда. Он обязательно выяснит, что произошло с предприятием, нельзя ли ему чем-нибудь помочь, и уж точно предложит за продаваемое оборудование такую цену, которая для него самого будет приемлема, но, конечно, будет выше той, которую выставило предприятие, находящееся в безвыходном положении.
А как же конкуренция? Ведь по «законам» предпринимательства – «выживает сильнейший». Да и как можно кого-то жалеть в бизнесе? Здесь обычно каждый – сам за себя. И только глупцы действуют по-другому и теряют на этом свои деньги.
Так думают многие люди, которые не нашли в своей жизни Бога или повернулись к Нему спиной. Недаром Иисус Христос говорил, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие»», имея в виду именно алчность, эгоизм и безверие большинства богатых людей. И, тем не менее, на вопрос учеников «кому же тогда можно спастись?» Он ответил, что «то, что невозможно людям, возможно Богу». То есть, и у богатых все же остается возможность покаяться, очистить свою душу и жить праведно, даже не отказываясь от своего богатства, но распоряжаясь им достойно и справедливо.