Очень просто о том, в чем сущность православной Веры (взгляд верующего)

Многие люди, которые еще не пришли к Богу, да и некоторые верующие порой задают один и тот же вопрос: чем православие отличается от других религий? В чем его особенность не только по отношению к другим религиозным учениям, но и к другим христианским деноминациям?

Как я понимаю православную веру, так постараюсь и объяснить, в чем ее принципиальная неповторимость и притягательность. Причем я особо хотел бы выделить православие русское, поскольку оно не только сумело вобрать все лучшее из православия греческого и византийского, но и привнесло кое-что свое, очень важное и ценное для каждого верующего.

Итак, начнем с того, в чем же суть православного христианства как вероисповедания.

Самой важной ценностью христианства и, по существу, сердцевиной православной Веры является любовь.

Любовь безусловная всеобъемлющая и всепрощающая. Любовь человека к человеку, человека к Богу и Бога к людям. Самым высшим проявлением любви Бога к людям, которое мы знаем, является крестная жертва, принесенная Иисусом Христом за грехи людей.

Всесильный Господь, способный создавать и в мгновение ока разрушать целые миры, послал «Сына своего возлюбленного», чтобы принести людям новое понимание жизни, добра и зла, чтобы дать людям свой Новый Завет.

Христос, являясь Богочеловеком, был наделен всеми силами Господними и самим Духом Святым. Именно поэтому Он мог исцелять больных и даже оживлять умерших, мог пройти сквозь желающих схватить Его – нетронутым. Но Иисус Христос пришел не карать и наказывать, хотя и выгнал торгующих из Храма, что было для них уроком, – Христос пришел дать новые заповеди и учить людей. Он принес с собой знание о пути спасения человеческой души. Самым главным, что лежало в основе всего Его учения, была любовь. Он любил всех людей, даже самых плохих и даже того, кто Его впоследствии предал. Он показал пример того, как люди должны относиться друг к другу.

Но не только это, – Христос показал такую силу и жертвенность любви, которую ни один из Его последователей не смог проявить не только к другим, но даже и к Нему самому. Вспомним, как трижды отрекся от Христа сам апостол Петр.

В этом великая сила и новый взгляд на отношения человека и Бога. Ни в одной религии мира, ни в одном вероисповедании нет ничего подобного. В Ветхом Завете Господь проявляет любовь к людям, но эта любовь воплощается иначе, и сами люди не понимают ее. Они больше боятся Бога Отца, чем по-настоящему искренне любят Его. И даже если любят, то их любовь несовершенна, поскольку омрачена страхом и неспособностью охватить своим умом и своими чувствами хотя бы часть широты и величия Божиих замыслов.

Христианская любовь к Богу – иная. Мы любим Бога не за Его силу и величие, не потому, что боимся Его гнева и кары за наши грехи, – мы любим Бога потому, что Он Сам дал нам пример того, как можно любить, показал свою любовь, и она отозвалась в наших сердцах слабым, но искренним ответом. Христос зажег пламя любви в душах верных, и они понесли его дальше. Вот уже более двух тысяч лет верующие христиане своими сердцами раздувают этот живой прекрасный огонь. И настоящая любовь к Богу не может не объять собой и других людей, своих ближних.

Именно такой всепроникающий круг любви и дает надежду на спасение всего человечества. Не в религиозном смысле, а в самом простом и понятном. Стать единым целым, жить со своими соседями и близкими в добре и любви – разве может быть что-то важнее этого в нашем истерзанном ненавистью, насилием и разрушительными страстями мире?..

Не имея силы и возможности объять Бога своим небольшим и ограниченным умом, человек становится способным понять Божий замысел через свои чувства, через любовь. И это делает человека богоподобным не только и не столько в плане физическом, но духовно и душевно.

Красота мира всегда рождается в любви, творчестве и созидании. Да и сам мир существует только благодаря этому. В свое время Господь долго терпел существование Содома и Гоморры только потому, что там жил праведник Лот со своей семьей, искренне любивший Бога.

Видимо, и наш мир еще существует только благодаря молитвам живущих в нем праведников и тех, кто способен искренне возлюбить нашего Создателя.


Другим, очень важным для каждого верующего христианина, отличием христианской Веры от любой другой является постоянная связь с Богом через Святое причастие. В христианстве вообще, а в православии особенно причастие играет важнейшую роль в духовной жизни каждого верного. Во время тайной вечери, когда Иисус собрался с учениками праздновать Пасху, Он разломил хлеб и, обмакнув его в вино, подал им. При этом Он сказал, что хлеб этот – плоть Его, а вино – кровь. И это не просто метафора или какой-то символ. Каждый христианин, живущий полноценной духовной жизнью, обязательно участвует в литургии, важнейшим элементом которой является причастие. И сегодня, как и две тысячи лет назад, верующие получают специальный, приготовленный с молитвой и освященный во время литургии, хлеб, смешанный с церковным вином. Это называется Святыми Дарами – в память о том, что Господь оставил это людям именно в виде дара. Физически, принимая внутрь себя эти Святые Дары, каждый верующий в это время воссоединяется с Богом и телесно и душевно.

Не стоит понимать здесь тело и кровь как человеческие, но силою Святого Духа хлеб и вино, освященные во время литургии, для верующих становятся действительно частицами тела и крови Господних. Вкушая их, мы принимаем в себя частицу Божией сущности.

Сила Святых Даров такова, что они не только могут исцелять болящих и укреплять души поскользнувшихся на жизненном пути; их сила проявляет себя самым очевидным образом. Тысячи лет люди – и больные, и здоровые – употребляют эти Дары из общего сосуда, а священник пользуется одной и той же ложкой. Но пока не известно ни одного случая, чтобы кто-то заразился после причастия какой-нибудь болезнью, хотя и больные и здоровые причащаются вместе.

Кроме причастия Господь дал и другие возможности быть в единстве с Ним. Одна из таких возможностей, безусловно, молитва «Отче наш…». Кроме того, Иисусова молитва, молитва Пресвятой Богородице «Богородице Дево, радуйся…» и многие другие молитвы, данные уже позднее, хотя причастие, безусловно, остается самым прямым и коротким путем соединения с Богом.

Кроме этого, в христианстве есть множество особых знаков, напоминающих нам о постоянном Божественном присутствии. Особенно много их опять же в православии. Это и Священный огонь, сходящий в Иерусалиме в Великую Субботу перед православной Пасхой, и облако, нисходящее на верующих в ночь празднования Преображения Господня на горе Фавор на Святой земле, и мироточивые иконы, которых великое множество, и нетленные мощи святых праведников, и еще многое и многое другое. Эти знаки внимания Господня помогают многим людям укрепляться в своей Вере, а сомневающимся – уверовать. В христианстве такие знаки называют чудом Господним.

Стоит обязательно сказать и о таинстве исповеди, без совершения которого не обходится ни один христианин. Вообще покаяние – очень серьезный этап на пути к духовному самопознанию и очищению своей души от греха. Человек несовершенен. Он постоянно, желая того или не желая, совершает греховные поступки, или говорит не очень хорошие слова, или его посещают греховные мысли и чувства.

Конечно, каждый старается в меру своих сил и возможностей или в силу своего миропонимания, чтобы таких поступков, слов, мыслей и чувств было меньше. Но христианину дана возможность не нести в себе постоянный, все увеличивающийся груз вины за содеянное, сказанное, помысленное или ощущаемое, – груз, который в какой-то момент может стать просто невыносимым для совестливого и стремящегося к добру человека. Такая ноша может просто раздавить самого человека под своей тяжестью и навсегда перечеркнуть его попытки спасти свою душу. Через исповедь и покаяние христианину дана возможность освободиться от этого груза своих грехов и с чистой душой идти по жизни дальше, меняясь самому и изменяя мир вокруг себя.

Итогом истинной исповеди и покаяния является отпущение мирских грехов человека, Право совершать такое отпущение дано священнослужителю. Выслушивать исповедь, призывать к покаянию и отпускать грехи раскаявшимся – не только право, но и святая обязанность священника. Это своеобразная гигиена души, хотя на самом деле это намного больше и важнее для самого человека. Каждый раз, исповедуясь в своих грехах, раскаиваясь в них, верующий становится пусть ненамного, но чище и лучше, чем был до этого. Получив отпущение грехов и разрешение на причастие, христианин получает также мощную духовную поддержку на этом нелегком пути. И священник (через принятие исповеди и отпущение грехов), и Сам Господь (через причащение Святых Таин) помогают верующему не упасть в будущем, делают его духовно сильнее и выше.

Безусловно, не каждый грех может быть так легко отпущен: существуют особо тяжкие нераскаянные грехи, которые священник не имеет силы и власти просто отпустить, а иногда это в силах сделать только иеромонах. И, тем не менее, обрести прощение может каждый искренне раскаивающийся грешник.

Но в основном подавляющее большинство верующих людей, все же не совершает таких ужасных грехов, и для них исповедь, покаяние и причащение являются неотъемлемой частью их духовной жизни.

Если говорить о базовых фундаментальных понятиях православной Веры, то практически все они вмещаются в короткий Символ Веры. Важно понять, что Господь Вседержитель, создатель Неба и Земли, Его единородный Сын Иисус Христос и Дух Святой, исходящий от Бога Отца, соединяются в сознании верующего христианина в Святую Троицу – нераздельное и единосущное целое. Единый Господь, проявляя Себя непосредственно или в Своем Сыне (Богочеловеке), или в Святом Духе (Божественной силе или Божественной энергии), дает человеку возможность более полно и всесторонне почувствовать и воспринять (услышать) Бога.

Загрузка...