Глава 3. Египет: туда и обратно

"Последствия этой экспедиции могли оказаться столь же велики, как счастье и гений того, кто должен был руководить ею". – Наполеон Бонапарт. Египетский поход

Мы уже вспоминали египетскую экспедицию Наполеона. Каким образом французский генерал и его многотысячная армия оказались за тысячи километров от родины, в пустынях Египта? Экспедиция в страну пирамид, в сущности, не была нужна Франции, но обстоятельства складывались так, что власть не могла или, скорее, не захотела помешать его (так и хочется написать – наполеоновским) планам, хотя некоторые историки уверены, что Директория сама была рада спровадить амбициозного молодого генерала, что называется , "с глаз долой", и Египет казался самым подходящим местом для этого. Наполеон действительно грезил востоком, в подтверждение чего иногда приводят такие его слова: «Европа – это кротовая нора! Здесь никогда не было таких великих владений и великих революций, как на Востоке, где живут шестьсот миллионов людей».

Итак, пушки Бонапарта палят по вершинам древних пирамид (которые,заметим, в те времена не выглядели еще столь величественно, будучи засыпаны песками времени). Ридли Скотт заявил, что сценой такого рода бомбардировки он хотел «быстро показать, что Наполеон взял Египет" (или показать, что Наполеон быстро взял Египет?). Известно, что перед началом решающего сражения с мамелюками Наполеон сказал своим войскам, показывая на громады пирамид: «Солдаты, сорок веков смотрят на вас». Возможно ли, чтобы после этих исторических слов он приказал своим пушкарям стрелять в вечность? (тем более, что сами пирамиды в момент сражения находились за пределами дальности стрельбы его артиллерии).

Не исключено, что в основу этой сцены положена получившая распространение на Востоке история о том, что Наполеон якобы велел своим артиллеристам упражняться в стрельбе, используя в качестве цели громадную статую сфинкса, и в результате метких (или не очень?) попаданий у того откололся нос и часть левого уха. Скорее всего, этот рассказ был выдумкой, учитывая что про отсутствие у сфинкса носа писали еще задолго до прибытия в те края армии Наполеона.

В фильме есть еще две живописные сцены египетского похода. Одна из них является, по-сути, видео-иллюстрацией к известному рисунку "Наполеон и мумия".

Приведем фрагмент из книги В. М. Скляренко "Наполеоновские войны" .

"Современники Наполеона из уст в уста передавали…занимательный рассказ, окутанный неким мистическим флером. «Бонапарт потребовал вынести ему саркофаг с телом Рамсеса Великого. “Вам любопытно, мой генерал?” – спросил Жюно. “Я хочу посмотреть на человека, которого даже его враги считали богом, на великого фараона, жившего за пять столетий до Эллады и за тысячу лет до Рима”… Из тайного зала дворца Султана вынесли открытый саркофаг с мумией Рамсеса. Как велел Бонапарт, его поставили, прислонив к полуразрушенной стене древнего храма… Мумия была как живая! “Господи, мне кажется, он дышит!” – произнес Бонапарт… Он встал перед мумией, скрестив руки на груди…под палящим солнцем Востока Бонапарт, не проронив ни слова, смотря прямо в лицо мертвого великого фараона, простоял почти два часа". Было это или не было – неизвестно, – честно добавляет автор.

Последующий эпизод призван пролить свет на то, почему Наполеон внезапно оставил свою армию и отплыл во Франциюс небольшим числом ближайших друзей и сподвижников. Ридли Скотт объясняет это тем, что генерал, узнав от одного из своих друзей (уже упомянутого Жюно) об измене Жозефины, сначала не поверил ему, а потом пришел в бешенство и приказал немедленно готовиться к отплытию.

Конечно, измена Жозефины, говоря современным языком, привела в шок генерала. "Для Бонапарта это было едва ли не самым сильным потрясением. На время оно заслонило все остальное, – пишет биограф Наполеона А. Манфред. -Женщина, которую он больше всего любил, его жена, его Жозефина, через полгода после свадьбы, когда он мысленно был всегда с нею, изменяла ему с каким-то ничтожеством. Кому еще после этого можно верить? Чему верить?"

Загрузка...