Поскольку каждый имеет определенное суждение о Наполеоне, это жизнеописание никого не сможет удовлетворить полностью. Одинаково трудно удовлетворить читателей, когда пишешь о предметах либо малоинтересных, либо представляющих слишком большой интерес.
Анн-Луи Жироде-Триозон. Портрет Карло Бонапарте. 1805
Неизв. художник. Портрет Марии Летиции Бонапарте. 1780-е гг.
Паскаль Паоли, корсиканский генерал, в военной одежде своей нации. Французская гравюра 1760-х гг.
Жак Мари Гастон Онфруа де Бревилль. Наполеон в Бриеннской школе. 1912
Будущий император родился 4 (15) августа[1] 1769 года на Корсике, в Аяччо, вскоре после того, как остров перешел во владение французов.
В 1765 году, за четыре года до рождения Наполеона, остров посетил шотландский писатель Джеймс Босуэлл. Увиденное привело его в восторг, и он написал: «Аяччо – прекраснейший из городов Корсики. Там множество очень приятных улиц, красивых садов, дворец генуэзского губернатора. В этом городе живут благороднейшие из островитян, имеющие тесные сношения с французами»[2]. А через три года корсиканцам, которых было всего 140 тысяч человек, пришлось иметь с французами, которых было 28 миллионов человек, гораздо более тесные отношения, чем того желало большинство жителей острова (остров был передан Франции «за долги» Генуей, не нашедшей возможности своими силами подавить национальное движение корсиканцев).
Позднее сам Наполеон рассказал о своей матери: «Она возвращалась домой из церкви, когда почувствовала схватки, и она едва успела войти в дом, когда родился я – не на кровати, а на груде ковров».
Договор между Францией и Генуей был заключен 15 мая 1768 года, и юридически остров стал французским. Корсиканцы возмутились, и победить сторонников харизматичного вождя островных националистов Паскуале Паоли французским войскам удалось лишь в мае 1769 года. Иными словами, французская власть утвердилась на Корсике фактически лишь за три месяца до рождения будущего императора.
Наполеон происходил из семьи небогатых аристократов, владельцев дома и нескольких участков земли. Их итальянское происхождение шло из Сарцаны, небольшого городка на территории Генуи, откуда их предок Франческо переехал в Аяччо в 1514 году в качестве простого наемника.
Карло Буонапарте, отец Наполеона, работал судебным заседателем, благодаря чему имел неплохой доход. Высокого положения в обществе Карло смог достичь благодаря женитьбе на дочери корсиканского чиновника Летиции Рамолино. У Карло и Летиции родилось 13 детей, но до зрелого возраста удалось дожить только трем дочерям и четырем сыновьям. Наполеон был вторым из них.
Отец Наполеона сначала стоял на стороне Паскуале Паоли, отстаивавшего независимость родины, но после его поражения изъявил покорность французскому правительству и даже сделался фаворитом французского наместника графа де Марбёфа, получил хорошее место и ездил в качестве депутата от корсиканского дворянства в Версаль.
Одним из бонусов перехода Карло Буонапарте на сторону Франции стало то, что его сын Наполеон был в 1779 году принят на королевский счет в Бриеннскую военную школу. Там он пробыл около пяти лет, а потом был переведен в Парижскую военную школу, где и окончил курс в 1785 году.
Инстинкт и любовь к военным делам бессознательно влекли Наполеона к тем наукам, которые были полезнее для его исключительной карьеры, чем вся латынь, вместе взятая. Математика, стратегия, тактика и особенно история были его любимыми предметами.
Проведя первые десять лет жизни на родине и едва зная французский язык, Наполеон долгое время оставался, как написал его биограф Артюр Шюке, «корсиканцем душой и сердцем, корсиканцем с головы до ног», и он враждебно относился к Франции и благоговел перед своим кумиром Паоли.
То есть что же получается? Наполеон в возрасте неполных десяти лет был привезен в страну, завоевавшую его родину. Он был сыном человека, сражавшегося против французов, и до десяти лет совсем не умел говорить на языке завоевателей. Во всяком случае, чтобы поступить в военное училище, он вынужден был сначала учиться в Отенском коллеже, делая упор на изучение французского. Уже там одноклассники не приняли его. Для них все корсиканцы были рабами и жалкими подданными.
Еще он имел весьма странное для Франции имя. Дразня его, ребята стали называть корсиканца Наполеоне (по-французски звучит как «Напайонэ») «La-paille-au-nez» (Ля-пай-о-нэ), что означало «Соломинка в носу».
И как должен был чувствовать себя маленький корсиканец, из которого насильно хотели сделать француза, да еще среди одноклассников, относившихся к нему свысока и подсмеивавшихся над его выговором и над его странным именем? Да это просто приводило Наполеона в бешенство!
Кроме того, он был беден. Так что было множество поводов, чтобы Наполеон стал лучшей кандидатурой в школьные мальчики для битья. Но не тут-то было…
У немецкого историка Эмиля Людвига читаем:
«Молчаливый мальчик, замкнутый и чурающийся общения со сверстниками. Никакие наказания на него не действуют, и учителя, покачав головой, отступают, говоря: “Этот мальчик сделан из гранита, но внутри у него вулкан”. Он создал свой собственный мир и, болезненно реагируя на всякое нарушение личной свободы, не намерен туда никого пускать»[3].
В Бриеннском военном училище и позднее во время обучения в Парижской военной школе Наполеон окажется среди представителей высшей французской аристократии. И унижения, которым они его подвергнут, не пройдут для него бесследно. Ему постоянно приходилось защищаться – одному против всех. И чтобы быть с ними на равных, ему просто необходимо было быть лучше них. «Мысль, что я не первый ученик в классе, была для меня непереносима» – вспоминал позднее Наполеон.
Обостренное чувство собственного достоинства приведет его после непримиримых школьных драк сначала в ряды борцов за корсиканскую независимость, а затем уже во французскую революцию. В конце концов, он станет великим завоевателем.
Впоследствии он будет с насмешкой, как оно того и заслуживает, относиться к верноподданническим попыткам установить его происхождение от Карла Великого или же от Юлия Цезаря. Он будет отказываться даже от своих безусловных предков, имеющих несомненно благородное происхождение. Все свои достоинства он будет относить к своим личным заслугам. И это было не проявление скромности, такого у Наполеона не было вовсе, а честолюбием, ибо это доминировавшее в нем чувство отражалось во всем его существе.
1 сентября 1785 года Наполеон начал военную службу в чине лейтенанта артиллерии.