Меня мало задевают пересуды обо мне парижан: они сродни надоедливым мухам, которые только и делают, что жужжат: мнения их подобны тому, как ежели бы обезьяна взялась судить о метафизике.
С того времени, как я стал во главе государства, я советовался только с самим собой, и это меня вполне устраивало: совершать ошибки я начал только тогда, когда стал прислушиваться к тому, что говорят советники.
Слабость происходит от лени или по недоверию к самому себе: несчастны те, которые слабы по сим двум причинам разом: если речь идет о частном лице, то это – ничтожный человек, если же о монархе, то он ничтожен вдвойне.
Дурак имеет великое преимущество перед человеком образованным: он всегда доволен собой.
Вы хотите узнать, надежны ли ваши друзья? Для сего надобно оказаться в несчастии.
Старые, подновленные штукатуркой, монархии существуют, доколе народ не почувствует в себе силы: в подобных сооружениях порча всегда идет от самого основания.
Самое верное средство остаться бедным – быть честным человеком.
Десяток говорунов производит больше шума, нежели десять тысяч, которые молчат: в этом заключается средство к достижению успеха тех, кто лает с трибун.
В революциях мы сталкиваемся с людьми двух сортов: теми, кто их совершает, и с использующими оные в своих целях.
Я осыпал золотом моих сподвижников: но мне надобно было понимать, что, разбогатев, человеку уже не хочется подвергать себя смертельной опасности.
Победа всегда достойна похвалы, независимо от того, что ведет к ней – удача или талант военачальника.
Самое важное в политике – следовать своей цели: средства ничего не значат.
Надобно править людьми, пользуясь упряжью, которая надета на них сейчас, а не той, что была в прежние времена.
Все в этой жизни есть предмет расчета: нужно держаться середины между добром и злом.
Легче создавать законы, чем следовать им.
Я создал мой век сам для себя, так же, как и я был создан для него.
Совершаемые другими глупости отнюдь не помогают нам стать умнее.
В отречении монарха есть своего рода ирония: он отрекается тогда, когда с властью его уже не считаются.
Государь всегда должен обещать только то, что он намеревается исполнить.
Закон должен быть ясным, точным и единообразным: толковать его – значит допускать искажения.