Примечания

1

 Приказ Минобрнауки России от 1 декабря 2016 г. № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» // Официальный интернет-портал правовой информации: . 29.12.2016.

2

 Приведем несколько примеров. В ряде испанских университетов студенты-юристы изучают курс «Финансовое и налоговое право» (Martín Querlat J., Lozano Serrano C., Tejerizo López J.M., Casado Ollero G. Curso de Derecho Financiero y Tributario. 17a ed. Madrid, 2006. 844 p.), во французских университетах читаются, как правило, раздельные курсы по финансовому и по налоговому праву (Trotobas L. Finances publiques. Paris: Dalloz, 1969. 877 p.; Grosclaude J., Marchessou Ph. Droit fiscal général. 3e éd. Paris: Dalloz, 2001. 538 p.). В университетах государств англосаксонской системы права финансовое право обычно не преподается, а вот изучению налогового права уделяется большое внимание (Morse G., Williams D. Davies: Principles of Tax Law. 7th ed. L., 2012. 529 p.).

3

 Объективное право в юридической литературе иногда называют позитивным либо (что то же самое) положительным.

4

 В отдельных случаях злоупотребление субъективным правом может быть признано правонарушением. Это происходит, как правило, когда деяние управомоченного субъекта противоречит его конкретной обязанности (например, ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»).

5

 В НК РФ в аналогичных целях используется понятие «отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах», которое отражает многоплановость и разнообразие отношений, составляющих объект налогово-правового регулирования. К таким отношениям относятся, например, выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым (ст. 131 НК РФ), нарушение банком порядка открытия счета (ст. 132 НК РФ), отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки (ст. 129 НК РФ), международный автоматический обмен страновыми отчетами в соответствии с международными договорами РФ (гл. 20.2 НК РФ) и т. д., напрямую не связанные с исполнением обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов, а значит, в меньшей степени соответствующие понятию «налоговые отношения». Понятие «налоговые правоотношения» точнее отражает суть налогово-правового регулирования и именно поэтому будет использоваться нами для изложения учебного курса налогового права. К тому же оно не только применяется в научной и учебной литературе, но и активно используется в текстах нормативных актов и иных правовых документов (например, постановление КС РФ от 21 декабря 2018 г. № 47-П, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденный Президиумом ВС РФ 19 октября 2016 г., постановление Президиума ВАС РФ от 4 октября 2005 г. № 7445/05, приказ Минфина России от 12 ноября 2015 г. № 435 и др.).

6

 В подобных случаях мы чаще всего имеем дело с бланкетными, отсылочными нормами.

7

 В дальнейшем при рассмотрении методов правового регулирования будет отмечено наличие нетипичных (вспомогательных) видов налоговых отношений, отличающихся не субординацией, а координацией действий их участников (например, налоговые отношения, возникающие при заключении между налоговым органом и налогоплательщиком договоров в случаях, предусмотренных НК РФ).

8

 См., например, решение Совета местного самоуправления городского округа Баксан Кабардино-Балкарской Республики от 27 июня 2017 г. № 16-5 «О стимулировании уплаты физическими лицами налога на имущество и земельного налога» // СПС «КонсультантПлюс: Регионы».

9

 Поэтому специальные нормы иногда называют нетипичными нормами. Встречаются и другие варианты названия таких норм: исходные, учредительные и т. п.

10

 Подобные налоговые нормы нередко становятся камнем преткновения для некоторых студентов, обучающихся в НИУ ВШЭ по магистерской программе «Финансовое, налоговое и таможенное право». Студенты очень «любят» такие нормы-расчеты, в чем они постоянно признаются, когда в рамках студенческих опросов оценивают курс «Природоресурсные платежи», где в магистратуре изучается НДПИ. Спешим успокоить студентов, изучающих «Налоговое право 1»: изучение налогового права в бакалавриате не предполагает освоение норм-расчетов, подобных вышеприведенной формуле.

11

 Иногда встречается понятие «операционная норма».

12

 Иногда встречаются примеры «технических» законов субъектов РФ и актов представительных органов муниципальных образований о признании налоговой нормы утратившей силу (например, Закон Пензенской области от 30 ноября 2018 г. «О признании утратившим силу пункта 2–2 статьи 2–4 Закона Пензенской области “Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций”»).

13

 Подробно коллизионные нормы изучаются в магистратуре в рамках учебного курса «Международное налоговое право».

14

 Рассмотренные варианты классификаций могут пересекаться: например, выделяемые в зависимости от уровня правотворчества региональные и муниципальные налоговые нормы одновременно можно определить и как ограниченные налоговые нормы с точки зрения территории их действия.

15

 В некоторых нормах понятия одновременности и последовательности тесно переплетаются: «Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме» (ст. 75 НК РФ).

16

 Такие оценочные понятия при толковании налоговых норм используются также в решениях КС РФ.

17

Дедушкиной оговоркой (Grandfather clause) называется практика защиты иностранного инвестора в случае неблагоприятного изменения законодательства государства, принимающего на своей территории эти иностранные инвестиции. Эта оговорка предполагает применение к продолжающимся проектам и длящимся инвестиционным отношениям принципа lex retro non agit (закон обратной силы не имеет), вследствие чего новые нормы, неблагоприятные для иностранных инвестиций, не используются для регулирования ранее возникших инвестиционных отношений. Само понятие «дедушкина оговорка» пришло из практики конституционного законодательства США конца XIX в.

18

 Развитие международных интеграционных объединений во всем мире приводит к различного рода ограничениям и самоограничениям налогового суверенитета и налоговой юрисдикции иностранных государств. Не обошла стороной эта тенденция и Российскую Федерацию. Развитие Евразийской экономической интеграции породило сложные процессы разграничения налоговой и таможенной юрисдикции Российской Федерации и ЕАЭС. На данном этапе евразийской интеграционной истории мероприятия по унификации и гармонизации фискального законодательства в государствах – членах ЕАЭС затронули только правила косвенного налогообложения и отдельные элементы подоходного налогообложения.

19

Cайменский канал – судоходный канал между озером Сайма в Финляндии и Выборгским заливом в России. Общая протяженность канала с морским фарватером – 57,3 км, из них Финляндии принадлежат 23,3 км, России – 34 км. Финляндия арендует 19,6 км российской части канала и прилегающую территорию. Договор аренды был ратифицирован Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. № 315-ФЗ и вступил в силу 17 февраля 2012 г. Договор действует 50 лет с даты его вступления в силу.

20

 ОЭЗ создаются в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в различных формах (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые). Они могут создаваться также на основе иных федеральных законов. Таковы, например, федеральные законы: от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

21

 Не только юридической, но и экономической, бухгалтерской, а также технической, необходимой для описания объектов и иных элементов налогообложения (прежде всего это касается НДПИ, НДД, земельного, водного налогов и т. д.).

22

 В НК РФ (ст. 32) установлена обязанность налоговых органов следовать разъяснениям только Минфина России, в отношении письменных разъяснений финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований такая обязанность не закреплена.

23

 В теории права, как известно, выделяют материальные источники права (различного рода материальные факторы, общественные отношения, политическая воля законодателя и т. п., ставшие причинами образования права, принятия правовых норм) и формальные источники права (внешнее выражение права, соответствующее признаку формальной определенности правовой нормы, отсюда и другое название формальных источников права – «формы права»). Это разграничение в полной мере применимо и к источникам налогового права. В предмет учебной дисциплины «Налоговое право 1» входит изучение только формальных источников налогового права.

24

 Налоговое право, как уже отмечалось в гл. 1, – это не только отрасль законодательства, регулирующего налоговые отношения (объективное, или позитивное, налоговое право), но и направление юридической науки, изучающей налоговое законодательство, особенности его формирования и развития, применения на практике и т. д. (доктринальное налоговое право). А потому и источники налогового права (как и в случаях с предметом и методом) – это не только форма выражения позитивного права, различных налоговых норм, но и источники знаний о налоговом праве. К источникам науки налогового права относятся монографии и статьи, научно-практическая и учебная литература, акты толкования налоговых норм, комментарии законодательства о налогах и сборах, обзоры правоприменительной практики по налоговым спорам и т. д. В данной главе речь пойдет исключительно об источниках объективного налогового права, т. е. формах выражения налоговых норм. Работа с источниками доктринального налогового права составляет предмет учебных дисциплин «Налоговое право 2» (магистратура) и «Налоговое право 3» (аспирантура).

25

 Значение судебной практики для правового регулирования налоговых отношений различается в зависимости от вида судебного акта: постановления КС РФ играют бóльшую роль, чем определения КС РФ, а постановления Пленума ВАС РФ превосходят постановления Президиума ВАС РФ, за которыми в порядке убывания практического значения следуют информационные письма Президиума ВАС РФ, решения ВАС РФ по первой инстанции. С 2014 г. высшей судебной инстанцией для всех налоговых споров, независимо от их субъектного состава, становится ВС РФ (постановления Пленума ВС РФ, постановления Президиума ВС РФ, решения Экономической коллегии ВС РФ).

Судебная практика представлена также актами ЕСПЧ, который, как правило, не рассматривает споры в сфере налогообложения, за исключением случаев, когда налоговые нормы приобретают дискриминационный характер, когда налогообложение трансформируется в инструмент произвольного лишения собственности или когда предметом спора становятся налоговые санкции. Принимаемые в этих случаях решения ЕСПЧ становятся обязательными для Российской Федерации, даже если наша страна в конкретном деле не участвовала.

26

 В международном налоговом праве в этих целях используется так называемое мягкое право (soft law), положения которого отличаются от традиционных норм «жесткого права» (hard law) тем, что не являются общеобязательными. Корпус soft law представляет собой результат использования авторитетными международными организациями рекомендательного метода правового регулирования, опирающегося на авторитет международного института, от которого исходит «мягкое право» (например, Модельный Налоговый кодекс (Общая часть), принятый 9 декабря 2000 г. на 16-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ; постановление от 19 апреля 2019 г. № 49–11 Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ «О третьей части “Налоговое администрирование” модельного Налогового кодекса для государств – участников СНГ»).

Загрузка...