§ 1. Понятие источника налогового права с. 52. – § 2. Конституционные основы налогового права с. 56. – § 3. Международные договоры Российской Федерации с. 59. – § 4. Законодательство о налогах и сборах с. 62. – § 5. Подзаконные акты, регулирующие налоговые отношения с. 74.
Нормы, составляющие содержание налогового права, должны быть формализованы и закреплены в официальных актах – формальных[23] источниках права, фиксирующих установленные правила поведения в налоговой сфере. Иными словами, источники объективного налогового права представляют собой правовые формы, в которых находят свое внешнее выражение налоговые нормы[24].
Обращаясь к таким источникам, участники налоговых правоотношений могут найти нормы, которыми урегулированы их права, обязанности и ответственность. Органы, осуществляющие нормотворческую деятельность в сфере налогообложения, уясняют из текстов источников принципы законодательства о налогах и сборах и формируют на их основе внутренне непротиворечивую систему нормативных правовых актов. Суды же с помощью этих источников обеспечивают соблюдение режима законности, выстраивая последовательную и единообразную практику по налоговым спорам.
Основными видами источников налогового права выступают нормативный правовой акт и нормативный договор.
Нормативный правовой акт принимается органами, наделенными соответствующими полномочиями (реже – на референдуме), и содержит, как это следует из самого названия, правовые нормы – правила общего характера, предназначенные для их многократного применения. Нормы, регулирующие налоговые отношения, могут содержаться в конституциях (уставах), законах, а также подзаконных актах, которые принимаются во исполнение законов и в соответствии с нормами законодательных актов на федеральном, региональном и местном уровнях.
Нормативные правовые акты следует отличать от индивидуальных актов применения налоговых норм. Примерами таковых являются налоговые уведомления, требования об уплате налогов, а также различного рода решения налоговых органов и их должностных лиц: об изменении срока уплаты налогов и сборов, о наложении ареста на имущество налогоплательщика, о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и т. д. В отличие от нормативных правовых актов, индивидуальные правовые акты, как это следует из самого названия, содержат не правовые нормы, отличающиеся общеобязательностью, а правовые предписания, адресованные конкретным лицам и на других субъектов не распространяющиеся. Они носят индивидуально-определенный казуальный характер, выступают, как правило, в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения, и применяются однократно.
Нормативные договоры, регулирующие налоговые отношения, – это международные договоры РФ (межгосударственные договоры, межправительственные соглашения, конвенции, протоколы и т. п.) по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам (например, об избежании двойного налогообложения, обмене финансовой информацией).
Нормативные договоры следует отличать от договоров ненормативного характера, заключение которых предусмотрено в НК РФ (например, договор инвестиционного налогового кредита, соглашение о ценообразовании для целей налогообложения, договор о залоге, договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков). Как и индивидуальные правовые акты, ненормативные договоры не содержат общеобязательных предписаний, заключаются между индивидуализированными участниками налоговых правоотношений и выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные налоговые правоотношения.
Формы объективного налогового права – нормативные правовые акты и нормативные договоры, содержащие налоговые нормы, образуют целостную систему, формируемую в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции РФ.
Прежде всего Конституция РФ ранжирует источники налогового права с учетом их юридической силы. Высшую юридическую силу имеют конституционные нормы, регулирующие отношения в сфере налогообложения. Далее следуют международные договоры РФ, которые по своей юридической силе уступают конституционным нормам, но превосходят нормы федеральных законов. За международными договорами РФ в системе источников налогового права, согласно критерию убывания юридической силы, идут федеральные законы, содержащие налоговые нормы.
Если международным договором РФ установлены иные налоговые правила, чем те, что предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, то применяются налоговые нормы международного договора. Принцип примата международного права закреплен в Конституции РФ (ст. 15). Он был воспроизведен также в НК РФ (ст. 7).
Замыкают систему источников налогового права подзаконные акты, принимаемые в соответствии с актами законодательства о налогах и сборах и в рамках нормотворческих полномочий, которыми НК РФ наделяет органы публичной власти.
Помимо ранжирования источников налогового права по их юридической силе, Конституция РФ, в соответствии с установленными ею основами государственного устройства РФ и местного самоуправления, выделяет три уровня нормативно-правового регулирования налоговых отношений – федеральный, региональный (уровень субъекта РФ) и местный (уровень муниципального образования), закрепляя за каждым из них предмет регулирования в сфере налогообложения.
Федеральный уровень представлен НК РФ, принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах, сборах, страховых взносах, а также подзаконными нормативными правовыми актами, которые принимают органы государственной власти, наделенные соответствующими нормотворческими полномочиями: Правительство РФ и Минфин России – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в налоговой сфере.
Региональный уровень – это законы субъектов РФ о налогах и содержащие налоговые нормы подзаконные акты, издаваемые в соответствии с региональными законами о налогах органами государственной власти субъектов РФ, которые наделены соответствующими нормотворческими полномочиями в сфере налогообложения (высшим должностным лицом субъекта РФ, региональным правительством, финансовым органом субъекта РФ). Региональные источники налогового права действуют только на территории данного субъекта РФ.
Местный уровень нормативно-правового регулирования налоговых отношений представлен муниципальными правовыми актами, содержащими налоговые нормы. Эти акты могут приниматься представительными органами муниципальных образований или исполнительными органами местного самоуправления. Муниципальные правовые акты действуют исключительно на территории данного муниципального образования.
Единство системы источников налогового права обеспечивается закреплением за НК РФ статуса отраслеобразующего источника, от которого в конечном счете производны все иные законодательные и подзаконные акты, принимаемые на федеральном, региональном и местном уровнях.
Нормы, содержащиеся в источниках налогового права трех указанных уровней, должны соответствовать НК РФ и не могут ограничивать права или снижать уровень правовой защиты по сравнению с гарантиями, установленными НК РФ.
Не все теоретически возможные источники налогового права применимы в России. Объясняется это особенностями романо-германской семьи, к которой относится российская правовая система, историческими традициями и некоторыми другими причинами.
В странах общего права (англосаксонская правовая семья) налоговая норма может существовать также в форме судебного прецедента – судебного решения по конкретному юридическому делу, которому придается сила правовой нормы и которому следуют при разрешении аналогичных дел. В российском праве, относящемся к романо-германской правовой семье, судебный прецедент формально не признается источником права. В то же время нельзя не отметить, что судебная практика при регулировании налоговых отношений в Российской Федерации играет особую роль, ставящую ее выше обычных актов правоприменения. При рассмотрении налоговых споров суды, как правило, следуют правовым позициям, оформленным в решениях высших судебных органов, что приводит к формированию представления об их судебной практике как источнике налогового права de facto[25].
Такие формы права, как правовые обычаи и юридическая доктрина, практически не используются в Российской Федерации для регулирования налоговых отношений.
Правовые акты, содержащие различного рода рекомендации, не являясь источниками права, тем не менее могут участвовать в правовом регулировании налоговых отношений. Акты-рекомендации эффективно выполняют ориентационную функцию: формально не имея общеобязательного характера, они воздействуют на участников налоговых правоотношений благодаря авторитету издавших их органов и формируют так называемые лучшие практики (best practice) в области налогового права[26].
Письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которые дают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере налогообложения, таможенного регулирования и управления публичными финансами, также не являются источниками права, но при регулировании налоговых отношений выступают в качестве правовых актов (распространяются чаще всего в форме писем), в которых могут содержаться толкование и интерпретация действующих налоговых норм.
Знакомство с источниками налогового права следует начать с Конституции Российской Федерации – акта высшей юридической силы, закрепляющего основополагающие принципы отраслей российского законодательства, в том числе и законодательства о налогах и сборах.
Конституция РФ устанавливает основы правового регулирования общественных отношений, которые должны использоваться всеми и повсеместно, в том числе применительно к налоговым отношениям. В ней закрепляются, в частности, верховенство конституции, обязанность соблюдать конституцию и законы, принципы гласности нормативно-правового регулирования и примата международно-правовых источников.
«Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», – гласит ст. 15 Конституции РФ.
Кроме того, Конституция РФ содержит ряд положений, непосредственно касающихся регулирования налоговых отношений. Их можно объединить в три основные группы:
1) нормы, ставшие базовыми принципами налогового права: обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы; запрет обратной силы законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57);
2) особенности процедуры принятия актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах: внесение в Государственную Думу законопроектов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты только при наличии заключения Правительства РФ (ст. 104); обязательное рассмотрение в Совете Федерации федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов (ст. 106);
3) распределение полномочий в налоговой сфере между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями