Горноград

Первое сентября, школьная пора, – ряды разноцветных цветов и детские лица, не вполне понимающие всю торжественность момента, но уже осознающие грядущие изменения, которые уготовила им жизнь. В глазах искра, радость, страх – всё вперемешку. Как будто в одно мгновение исчезло беззаботное детство, а впереди школа, знания, учебники, учителя, уроки, классная доска, чтение, правописание, школьная форма, указка, пенал, ручка, карандаш, линейка и ещё то многое, что до этого было знакомо так мало. Ну а после перемена, за ней другая, а потом последний урок и – домой; а ещё: выходные и двор, куда ты выходишь гулять, новые друзья и – вот оно детство. Никуда не делось, лишь обогатилось школой.

Школа Прокла находилась на небольшой горе, а гора эта была вблизи городского пруда. Часть окон школы выходила на сам пруд, – вода в нём была чистейшая, и по нему, от одного берега к другому, ходил речной трамвайчик, а ещё катались на лодках и катамаранах. Посередине пруда был небольшой островок, и на нём рос маленький лесок с забавными деревцами, несвойственно для осенней поры усыпанными распустившимися цветками. Прокл любил те уроки, что проходили в классах с выходящими на пруд окнами. Он сидел на заднем ряду, прямо у окна. Сам урок проходил мимо ушей, зато островок и речной трамвайчик были в его мыслях. Он представлял себе, как играет на острове, лазит по деревьям, дожидается у берега прихода трамвайчика и садится на него, плывёт по пруду, а потом обратно на островок. Эти фантазии быстро разлетались, прерываясь очередным звонком на перемену.

После учебного дня Прокл шёл домой вместе с одноклассниками, живущими с ним в одном дворе. Его дом находился далеко от пруда, ближе к центру Горнограда, так что путь его совсем не проходил мимо водоёма, находившегося в черте города. Придя домой Прокл обедал, и потом выходил во двор. Там он ещё мало кого знал, но стоило дождаться хотя бы одного из одноклассников, как начинались игры; случались и знакомства с другими детьми во дворе. Так пролетела осень, и наступила зима. Все оставалось по прежнему: школа, двор… Вот, только, видневшийся из школьных окон пруд заледенел, и покрылся снегом; по нему уже не ходил речной трамвайчик, не катались на лодках и катамаранах, а островок стал лишь еле заметной снежной горкой.

Зима, холодная и снежная, прошла в валенках, в толстом зимнем пальтишке и шапке ушанке; не то, что в Уркмантуре, – там такое одеяние было бы экзотикой. Была и новогодняя ёлка, как в школе, так и дома, а также куча сластей и мандаринов. Потом – живительная весна со звонкой капелью, журчанием ручейков, щебетом прибывших с зимовки птиц. А за ней и зелёное лето, последний урок и – на каникулы, ура!

Прокл вприпрыжку бежал домой, размахивая портфелем. Был солнечный и тёплый день. Сегодня они договорились с друзьями, что пойдут на пруд. Поэтому Прокл спешил; забежав домой, он быстро поглотил все, что было на обед, переоделся и выбежал во двор.

Он был первым, остальных ещё не было; мальчик уселся на качели, с нетерпением оглядываясь по сторонам: так где же приятели, обещавшие поход на пруд?.. Наконец они появились: Лёха, Саня по кличке Мятый, – из-за фамилии, и Андрей-Ходуля; а Ходуля потому, что его походка в действительности напоминала ход на больших цирковых ходулях. Впрочем, как и его рост – мальчик был на голову выше своих товарищей.

– Привет Прокл!

– Здорово Мятый, Лёха!

– Привет!

– Ну, что пойдём?

– А куда?

– На пруд конечно!

– Понятно и так, Мятый. На какое место?

– Пошли на Бабьи Титьки.

– Какие-какие титьки?

– Увидишь, Прокл. Так там одно место называется.

– Да пошли уже!

И дружная четвёртка отправился в путь. Всю дорогу они рассказывали друг другу байки, шутили и смеялись, радовались наконец-то начавшимся каникулам. Показывали Проклу город и те места в нём, где он ещё не бывал.

И вот потянуло свежим воздухом – пруд был уже рядом. Впереди болотце, с болотной травой и каштанами, а прямо по нему протоптана тропинка, кое-где местами, где особенно сыро, обложенная досками. Друзья резво вышли на тропинку и, преодолев болотце и небольшой лесок из кустарников и деревьев за ним, вышли на полянку прямо вблизи водоёма.

– Вот тебе и Бабьи Титьки! – чуть не хором сказали друзья Проклу.

– Вот видишь эти два холмика, они и есть…

– Похоже.

Действительно, здесь вдоль берега стояли два практически одинаковых холмика, уходя в воду лишь краешком. Сильно бросающимся отличием было то, что верхушка одного холмика была с затоптанной залысиной, без растительности, другая же была полностью покрыта травой.

– Ну, и как вода?

– Ещё холодная!

– Сейчас посмотрим… Раков ловить пойдёт, по колено зайти можно!

Прокл подошёл к воде и посмотрел на друзей, которые, закутав штанины до колен, стояли в воде.

– Прокл, заходи! Научим раков ловить!

– Сейчас!

Ещё раз осмотрев всю водную гладь пруда, он не нашёл там ничего, что так восхищало его со школьных окон. Был остров, и, как оказалось, не один; но оба они были пусты, и лишь на одном красовалась пара маленьких кустарников. А где речной трамвайчик? Его в помине нет… А катамараны, лодки? Всего одна какая-то, да и то – скорее всего, на ней кто-то рыбачит.

– А речной трамвайчик, он ещё не ходит?

– Что?

– Трамвайчик!

– Куда ходит? – удивились друзья.

– Да здесь, прямо по пруду?!

– Ты что, с дуба рухнул?

– Ребята, да над ним подшутил кто-то!

– Точно!

– Да у нас в городе вообще трамваев нет!

– Тем более тех, что по воде ходят!

Тут стоящая в воде троица засмеялась хором. Прокл ощутил глупое смущение и покраснел. Больше никаких вопросов; пока – это уж точно.

– Трамваи я видел и катался на них, когда мы ездили в большой город. Но и там они ходили по земле, по рельсам!

– Я тоже видел! А что тебе ещё сказали, Прокл?

– Да ничего. Вон, лодки-то хотя бы плавают!

– Лодки-то конечно.

– А скоро и на катамаранах плавать будут.

– На катамаранах? – произнёс Прокл. – Хоть это мне не показалось…

– Ну, хватит уже о лодках!

– Давай раков ловить.

– Прокл, снимай штиблеты, закатывай штаны и в воду!

– Хорошо, парни!

Прокл быстро стянул обувку, закатал штаны, и по примеру товарищей зашёл в воду.

– У-ух, холодно!

– Ничего, привыкнешь.

– Теперь смотри.

– Смотрю.

– Да не так! Нагнись как я. Смотри – вода прозрачная.

– Вижу.

– И что видишь?

– Да ничего.

– Камни видишь?

– Да.

– Вот под ними и надо смотреть.

– Как?

– Потихоньку.

– Прокл, ты осторожно камень приподними…

– Приподнял.

– И что?

– Пусто!

– Ищи другой.

– Ай, что это там!

– Где? – спросил Ходуля, подойдя к Проклу. – А-а, рак. Сейчас я его!

Нагнувшись, Ходуля достал из воды рака, схватив его за панцирь. Рак извивался хвостом, щупальцами, усами, и всё норовил ущипнуть руку Ходули клешнями.

– А вот и первая добыча!

– Ты раков-то видал?

– Не-а, первый раз. А что мы будем с ним делать?

– Кушать.

– Еще нескольких поймаем, и пожарим на костре, – ответил Ходуля. Махнув рукой, он закинул рака на берег, подальше от воды. – Потом найдём, никуда не денется.

Охота на раков продолжалась. Через полчаса и на счету Прокла был один рак, пойманный собственными руками. Рак изловчился больно ущипнуть руку мальчика, но Прокл всё же удержал его и выкинул на берег. Всё дело было в особенности хвата за панцирь, – этот урок Прокл усвоил. Тем временем Лёха, Ходуля и Мятый успели выкинуть на берег с пяток раков каждый, а то и больше.

– Может, хватит?

– Давай костёр разводить.

– Пора.

Выйдя на сушу, все занялись поисками дров. Дрова нашлись, да и спички тоже. Попытки с двадцать первой костёр всё же разгорелся – опыта в таких делах у юнцов было ещё маловато.

– Ну, наконец-то!

– Да спички просто сырые, и дрова тоже!

– Горит… Раков-то собрать надо.

– Пошли Прокл, соберём! – предложил Лёха.

– Пошли.

Найдя их на полянке, хватая сразу парами, они сносили тех ближе к костру в одну кучу. Раки были еле живые и никуда не расползались. Костёр тем временем хорошенько разгорелся, и дрова перестали добавлять. Через некоторое время раки уже лежали на раскалённых углях, постепенно краснея.

– Доставай, Мятый!

Мятый выталкивал готовых раков из костра палкой. Дав немного поостыть, ребята брали их в руки, вырывая у них съедобные хвосты и клещи.

– Бери, Прокл!

– Ничего сложного нет. Делай, как мы.

Прокл взял рака, и проделал с ним то же, что и ребята. Наконец очистив часть хвоста от оболочки, он вкусил белого мясца.

– Вкусно!

Такого Проклу есть ещё не доводилось.

– Ещё бы!

– Зря мы тут, что ли, мокли!

Закончив трапезу, ребята стали собираться. В костре уже тлели последние угольки, в небе запорхали ночные мотыльки, хотя до ночи ещё было далеко; солнце опустилось, и грело уже не так тепло, как днём.

– Идём, что ли, по домам?..

– Кушать так охота, – добавил Андрей.

– Да уж, это сколько надо раков съесть, чтобы наесться! Особенно тебе, Ходуля.

– Много. Пошли, завтра во дворе встретимся!

– Пошли.

И все направились обратно в город, по домам. Прогулкой и ловлей раков мальчишки нагуляли хороший аппетит, а та горсть крохотного рачьего мяса, что они съели, лишь раззадорила желудок. Дойдя до своего двора ребята быстро распрощались, добравшись до дома пропахнувшими костром и ужасно голодными.

Загрузка...