На экскурсию отправилось пятьдесят человек студентов с нашего потока и два преподавателя в качестве сопровождения – Быков и Смирнов. Удивительно, что желание изъявили не все студенты, а собирать желающих пришлось из других групп. Неужели не хотят своими глазами увидеть как всё устроено? Понимаю, что многие выберут другое направление, но я лично хотел посмотреть что меня ждёт после академии.
Академия предоставила нам шикарный автобус для поездки. Вечером пятницы мы выехали в сторону Ростова-на-Дону, а уже оттуда в шесть часов утра субботы пассажирским рейсом вылетели в Архангельск. На этом наше путешествие не заканчивалось, ведь нам предстояло ещё три с половиной часа тащиться на автобусе до Мирного.
– Мы больше времени в дороге проведём, чем на космодром посмотрим! – жаловался Артём.
– Меня больше волнует, что никто не даст нам поблажек на парах, – поделился я своими опасениями. – А ведь мы приедем аккурат вечером воскресенья и подготовиться к парам просто не успеем.
– Брось, в нашем случае нужно уделять больше внимания таким вещам, а не циферкам в приложении к диплому. Подумаешь, будет у тебя по русскому языку на пять баллов меньше, или по материаловедению будет четыре, а не пять. Главное, что у тебя в голове и как ты себя зарекомендовал.
– Ну, не скажи! – решил я поспорить с другом. – Встречают по диплому, а провожают действительно по знаниям и умении их использовать на практике. Так что с плохими баллами даже беседовать не станут.
Тема была действительно неоднозначная. В чём-то Абрамов был прав, в чём-то правда была за мной, поэтому мы не решили прекратить спор и обратить внимание на более важные вещи. Как раз в это время вдалеке показались очертания Мирного и космодрома.
Проехать просто так было невозможно. Город имел закрытый статус, и нам пришлось выйти из автобуса для проверки документов. Приглашения на закрытую территорию уже были у Быкова, поэтому вся процедура была чистой формальностью.
К тому времени, как мы добрались до территории космодрома, начало темнеть и слегка похолодало. Сейчас я искренне жалел о том, что не прихватил с собой шапку, потому как к концу вечера уши точно замёрзнут. Пришлось хоть ненадолго накинуть капюшон, чтобы не заболеть.
У пропускного пункта нас снова остановили для проверки документов, а затем пропустили дальше. Высокие стройные сосны закрывали от нас постройку, а ехать до самого места запуска приходилось ещё пару километров. Но меня поразило другое – на месте запуска стояла ракета.
– Небольшой сюрприз! – произнёс Быков, когда ребята принялись шептаться между собой и делиться догадками. – Нас пригласили на космодром не просто ради экскурсии. Вам выпала превосходная возможность увидеть запуск ракеты собственными глазами. Буквально через пару часов на орбиту отправится ракета с полезным грузом на борту, предназначенным для наших космонавтов.
– И нам дадут посмотреть? – удивилась Федосеева.
– Да, но с безопасного расстояния, – пообещал Быков. – А вот и наши сопровождающие!
Нас встретил мужчина в форме сотрудника космодрома, который представился Алексеем и предложил проехать до самой ракеты. Дорога была хорошая и прямая, без поворотов. Нас провели в цех, где работали заправщики. Здесь специалисты поделились тонкостями работы с заправочным материалом, а затем мы смогли поближе увидеть главную виновницу сегодняшнего мероприятия, которая заставила суетиться десятки сотрудников космодрома.
– Мы с вами находимся у нулевой отметки, – объяснил Алексей. – На стартовую площадку нас не пустят, потому как это слишком опасно, да и нельзя там находиться никому, кроме персонала. Сами понимаете, насколько большие риски что-то повредить или нарушить. Сейчас с безопасного расстояния в три сотни метров вы – можете наблюдать как ракету заправляют топливом из цистерн с кислородом и азотом.
Рабочие не торопились, а делали всё плавно и спокойно. В их слаженных и отточенных действиях чувствовался опыт и профессионализм. Интересно, сколько ракет они уже запустили в космос? Ведь только за этот год это второй запуск с этого космодрома.
– А её здесь строили? – поинтересовался один из одногруппников Абрамова, возвращая меня к разговору.
– Нет, здесь место запуска. Сюда ракету доставляли с помощью специального грузового самолёта. Без топлива, разумеется. А заправляют её уже непосредственно перед запуском, потому как до заправки ракета весит всего двадцать семь тонн, а вот после заправки вес увеличивается более чем в десять раз – до трёхсот пятнадцати тонн.
– А космонавты полетят? Можно с ними пообщаться? – неожиданно поинтересовался Артём.
– Нет, в этот раз производится запуск непилотируемой ракеты, но уже в начале следующего года мы планируем запустить ракету с тремя космонавтами на борту, которые заменят экипаж международной космической станции.
Рабочие возле ракеты засуетились, пустые цистерны потащили назад, пришло время и нам отправляться дальше.
– А сейчас, господа, я попрошу вас покинуть зону, потому как до запуска ракеты остаётся чуть больше часа, – попросил наш экскурсовод. – Совсем скоро начнётся этап часовой готовности, когда на стартовой площадке не должно быть никого постороннего.
– А мы увидим запуск? – забеспокоился кто-то из ребят.
– Разумеется! Ведь вы сюда приехали именно ради этого! Обычно мы просим гостей удалиться на шесть километров от места запуска, но для студентов технических вузов, которые планируют посвятить свою жизнь покорению космоса, мы делаем поблажки. Сейчас мы отправимся на наблюдательный пост, который находится всего в тысяче восемьсот метрах от ракеты. Поверьте, этого будет вполне достаточно, чтобы рассмотреть запуск ракеты до мельчайших подробностей и получить яркие эмоции.
Мы заметили группу журналистов, которые записывали репортаж на фоне ракеты. Их тоже попросили удалиться, но перед тем, как покинуть нулевую отметку, они установили камеры, которые должны заснять момент запуска.
Следующий час пролетел, словно одно мгновение. Как только мы добрались до наблюдательной площадки, те же журналисты взяли у нас интервью, а затем сотрудники космодрома поделились своими историями.
– Скоро начнётся! – шепнул нам Алексей за пару минут до запуска.
Уже немного стемнело, но прожекторы ярко освещали ракету, и мы могли наблюдать за процессом. Вот от ракеты убирают опоры, идёт обратный отсчёт, и первые клубы пламени вырываются через сопла. Ракета стоит на месте и словно никуда не торопится. Дым и пламя расползаются в стороны, а потом вздымаются ввысь, полностью закрывая собой ракету. Не видно даже кончика носа, а через несколько минут белая красавица, словно феникс выныривает из яркого пламени и медленно, неспешно поднимается ввысь.
Сначала кажется, что ракета двигается совсем медленно, но затем она набирает скорость и постепенно исчезает вдалеке, оставляя за собой огненный шлейф. Нам здорово повезло с погодой, потому как на ясном небе был отчётливо заметен хвост ракеты и момент, когда она отбросила сначала первую, а затем и вторую ступень.
– А как быстро ракета доберётся до МКС? – поинтересовался Абрамов.
– Наши ракеты долетают всего за пару часов.
– Да ну! Вон, американские «Мантикоры» целые сутки летят, а у нас на порядок быстрее?
– Именно так! – с гордостью в голосе произнёс Алексей. – Суть в этом какая? Долететь до орбиты Земли можно очень быстро. А вот выйти на нужную высоту, на которой находится МКС и состыковаться с ней – совсем другое дело. Тут нужна потрясающая точность. Погрешность допускается не больше половины градуса. Мы можем запускать ракеты с такой точностью, а наши заокеанские коллеги по освоению космоса не хотят рисковать и тратят целые сутки, делая несколько витков вокруг Земли, чтобы сблизиться с космической станцией. Да, так надёжнее, но дело ещё и в том, что им тяжело рассчитать, а главное – добиться такой точности запуска и полёта.
Вот как! Выходит, не все технологии мы растеряли, ещё можем удивить!
– Диспетчеры передают, что запуск прошёл удачно, – произнёс наш экскурсовод, выслушав доклад по рации. – Ракета покинула нижние слои атмосферы, и скоро выйдет на орбиту, – произнёс Алексей, и его последние слова утонули в дружном и искреннем крике «Ура!»
Да, ради этих нескольких часов пребывания на космодроме определённо стоило тащиться в такую даль. Я нисколько не пожалел, что отправился сюда. Надеюсь, вернусь ещё не раз уже в качестве космонавта.
Самолёт до Ростова-на-Дону вылетал завтра утром, поэтому мы заночевали в гостинице. Несмотря на усталость от длинного путешествия, никому не хотелось спать. Все хотели поделиться впечатлениями от увиденного, поэтому мы собрались в холле гостиницы. Отсюда открывался красивейший вид на порт и спокойную гладь устья Северной Двины.
– Я решил, пойду в космонавты! – выпалил Абрамов, прокручивая в голове воспоминания сегодняшнего дня.
– Вместе полетим, Тёма! – с улыбкой ответил я, думая о том, что это вполне может случиться в будущем. Не таком уж и далёком будущем.
Во втором часу ночи Быкову пришлось буквально загонять студентов по комнатам.
– Завтра подъём в шесть утра, – грозился куратор. – А самых буйных я подниму в половине шестого!
– Нормально! Если не в самолёте, так в автобусе выспимся! – отмахнулся Абрамов, но встал с кресла и поплёлся в свою комнату.
Несмотря на позднее время, я ещё долго не мог уснуть, думая о ракете. Интересно, я полечу в космос на такой же?