«Вы что, с ума сошли?! Сценариус читать! Нет, дорогой мой! Кругом враги, шпионы! Сюжеты воруют. Нет, дорогой мой, так не пойдёт. На таланте, голубчик, на таланте!», из к/ф «Раба любви», 1975
Про СМП можно рассказывать бесконечно. К сожалению, про такие планы сегодня мало, кто знает, а еще меньше – умеют их составлять.
Вам повезло, у вас есть я, которая научит составлять столь важный документ.
СМП по сути – паспорт и содержание фильма, это Сцилла и Харибда, Начало и Конец всего сущего.
Съемочно-монтажный план и по задаче, и по содержанию – это и есть ваш фильм полностью, только на бумаге.
У СМП есть и довольно милая функция – на вашем экземпляре распишутся все участники съемочной группы, актеры, массовка, вы сохраните СМП в вашем архиве и потом будете показывать его вашим внукам.
Есть множество вполне приземленных функций. В том числе, например, для внезапного выяснения того, что нечаянно убежало от вашего внимания.
Вроде бы у меня достаточный опыт для того, чтобы не выпускать из внимания нечто важное. Но и у меня бывает так…
Уже составила список реквизита и уверена, что он полный. Начинаю писать СМП и в процессе обнаруживаю, что в какой-то сцене нужен какой-то элемент реквизита, вроде свечки, про которую я забыла или вообще не предполагала, что свечка нужна именно в этой сцене.
Без составления СМП ошибку я обнаружила бы только в момент съемок, когда уже поздно искать свечку.
Даже, если вы выполняете функции и режиссера, и оператора, и монтажера…
Точнее так: тем более, если вы выполняете несколько функций – пишите СМП.
СМП убережет вас от множества досадных недоразумений. У вас будет план, и вы будете его придерживаться.
Страшное: если снимете без СМП, тем более – впервые, то просто потонете на монтаже в тоннах «исходников», не понимая – как теперь всё собирать воедино.
В общем, поверьте на слово, СМП надо сделать.
Съемочно-монтажный план понадобится:
– вам, как режиссеру;
– вашему ассистенту на площадке, если он будет;
– оператору, два раза – перед съемкой и во время съемки;
– монтажеру.
Съемочно-монтажный план не понадобится:
– актерам;
– заказчику.
Если, конечно, актеры и заказчик не являются вашими полноправными со-авторами.
У актеров свои задачи. С актерами работает режиссер. Своих задач, и отношений между ними вполне достаточно для успешности процесса.
С заказчиком дело может обстоять несколько сложнее.
Дело в том, что СМП пишется на «птичьем языке», который понятен режиссеру, оператору, монтажеру.
А заказчику чаще не понятен, но он может захотеть понять.
Мало того – захочет внести свои правки и предложения.
Считайте, что на вникании заказчика в содержание СМП процесс остановится.
С заказчиком разумеется и в полной мере нужно тщательно обсудить идею, сценарий, план съемки, но не давайте ему в руки СМП.
Покажите СМП издалека, скажите «У меня всё готово!» и уберите СМП с глаз долой.
Забегу вперед, так как есть важные моменты, о которых надо понимать сразу.
1. СМП надо распечатать на бумаге. Да, по-старинке.
Находясь в съемочном процессе, пользоваться гаджетами и неудобно, и невозможно.
2. Количество распечатанных экземпляров надо посчитать заранее и распечатать ровно столько, сколько нужно, ни больше и не меньше.