Возможно, для кого-то это плохая новость, но сценарий надо все таки не только придумать, но еще и записать.
Даже, если вы уверены, что он удержится в вашей голове в неизменном виде, а участники вашей будущей съемочной группы сумеют прочитать ваши мысли.
Забегая вперед, кино – это исключительно командная работа, как командный вид спорта. О команде подробно поговорим далее.
Ваша задача – донести до всей съемочной группы основную информацию, и её надо воплотить в письменном виде.
Бестелесная идея должна быть организована в нечто осязаемое, а именно – в текст.
Сценарии бывают разными.
Например, может быть литературный сценарий. Обычно он достаточно длинный и объемный.
Или уже готовый сценарий, пока оформленный в виде идеи.
Или роман, повесть, рассказ, который вы хотите экранизировать.
Если у вас есть литературная основа, переведите ее на кино-язык.
И это нужно сделать в краткой форме. Текст составляется в настоящем времени, последовательно. То есть так, как действие происходит на экране.
Есть хорошая новость: для производства фильма в малом формате достаточно синопсиса.
Синопсис – сценарий, пересказанный максимально кратко.
Например, синопсис музыкального проморолика может быть таким: «В концертном зале на сцену выходят музыканты, готовятся к концерту. Звучат фрагменты трех песен. Музыканты спускаются со сцены к зрителям, раздают автографы».
Что уже понятно из такого синопсиса?
В фильме есть:
– концертный зал со сценой;
– музыканты данной муз. группы;
– музыкальные инструменты и весь антураж (как минимум, микрофоны);
– три исполняемые песни;
– зрители (массовка).
Вы лишь написали синопсис, а уже есть информация, на основе которой можно начать подготовку.
Но мы начнем подготовку с теории.
В любом кино-производственном процессе есть три периода: подготовительный, съемочный, монтажный (пост-продакшн).
Древняя кинематографическая поговорка гласит: чем дольше длится подготовительный период, тем быстрее и легче проходят съемочный и монтажный периоды.
Эта поговорка справедлива абсолютно и безоговорочно.
При возникновении намерения снять фильм, внесите в свой план достаточный срок для подготовки.
Даже больший срок, чем достаточный, оставляя, как минимум день на возможные форс-мажорные обстоятельства.
Например, клип будете снимать в течение всего лишь одного дня. Значит на подготовительный период нужно закладывать от 4-х дней до нескольких недель, в зависимости от совокупности факторов.
Сколько времени понадобится в реальности, вы пока не знаете, но стоит понимать, что «на следующий день» кино вы не снимите. Особенно, если в процессе заняты другие люди.
Например, в моем случае на подготовку к съемкам музыкального клипа обычно уходит 3—9 дней. И это при том, что работаю с очень хорошо знакомыми музыкантами, и человек я «специально подготовленный».
Всегда что-то случается: то время не можем выбрать, которое удобно всем, то какой-то элемент костюма или реквизита не можем найти и так далее.
Был случай, когда актриса могла приехать на съемку только к шести утра, и вся съемочная группа была вынуждена просыпаться в четыре утра, чтобы успеть к началу. Это реалии «любительского» кино.
Вернемся к сценарию.
Что получилось на данный момент:
а) уже на уровне синопсиса вы примерно представляете – что и кто будет в кадре;
б) прикидываете примерное время на подготовительный период;
в) возможно начинаете предварительные переговоры.
Дальше – углубляетесь, даже не отходя от синопсиса.
В каком зале будет проходить съемка?
«Живьем» музыку для клипа или проморолика вы не запишите, поэтому надо напомнить музыкантам, чтобы они успели сделать студийные записи.
Где вы возьмете людей для массовки?
Пока зреют ответы на эти важные вопросы, беритесь за съемочно-монтажный план.