Программа разработана в соответствии с основными нормативными правовыми документами по дошкольному воспитанию.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13.
При разработке Программы основой послужили некоторые положения теории и методики физического воспитания и развития ребенка, теория и методика музыкального воспитания, врачебно-педагогического контроля, возрастных, физических и психологических особенностей развития детей.
Программа «Музыка в движении, движения в музыке» направлена на организацию совместных действий родителя с ребенком для новых форм родительского общения.
Основная идея программы: обеспечение психолого-педагогической поддержки, повышение компетенции родителей и создание эмоционального фона в семье через совместную музыкально-игровую и двигательную деятельность, которая включает в себя элементы развлечений и занимательности.
Актуальность
Об актуальности данной темы говорят запросы современного общества:
– о сотрудничестве семьи и детского сада в воспитании по законам партнерства, направленного на понимание, взаимоуважение между ребенком и родителем на основе открытия ребенка как индивидуальности;
– создании условий для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.
Программа «Музыка в движении, движения в музыке» может быть интегрирована в образовательную программу ДОО. Также может использоваться как программа дополнительного образования, реализовываясь в массовой практике дошкольного и начального школьного образования и при получении детьми дошкольного образования в форме семейного воспитания, что в итоге повысит качество образовательного процесса в целом. Рекреативная образовательная система, являясь направляемым процессом в совместной организованной образовательной деятельности взрослого и ребенка, имеет все возможности:
– для организации свободного времени семьи;
– активизации социальных механизмов и появления личностной инициативы индивида на основе выбора здорового образа жизни и разнообразных форм деятельности;
– повышения познавательной мотивации на всех ступенях дошкольного образования;
– формирования здоровой социально активной личности ребенка, способной решать любые задачи творчески.
Цели и задачи реализации Программы
Цель: вовлечение семьи в образовательный процесс для воспитания здоровой и социально активной творческой личности средствами нетрадиционных форм работы.
Задачи:
– создавать систему работы по воспитанию здоровой и социально активной личности ребенка;
– формировать у родителей необходимые педагогические знания и умения, направленные на взаимодействие с ребенком;
– поддерживать важные социальные функции семьи: воспитательную, досуговую, коммуникативную;
– содействовать формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье;
– повышать педагогическую компетентность родителей через использование нетрадиционных форм работы;
– развивать творческие способности и социально-психологическое благополучие каждого ребенка;
– выявлять талантливых и одаренных детей;
– активизировать механизм детского саморазвития, в результате которого воспитание здоровой и социально активной личности перейдет на качественно новый уровень.
• Принцип систематичности и последовательности вытекает из закономерностей образования, воспитания и развития, которые приобретают особый смысл в дидактических процессах в физическом воспитании. Эффект обучения обусловлен целостностью педагогического процесса, который обеспечивается логически обоснованной иерархией циклов технологии реализации учебно-воспитательного процесса. В этой иерархии каждый цикл имеет собственную педагогическую систему, базирующуюся на взаимосвязанных и взаимообусловленных целях.
• Принцип единства достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям.
• Принцип интегративного подхода к построению образовательной деятельности рассматривается как взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разных видах детской деятельности, взаимодействие музыки и движения. Интегративный подход используется при формировании содержания обучения и образовательных технологий, а также при проектировании образовательного процесса.
• Принцип сотрудничества семьи и детского сада в воспитании по законам партнерства. Образовательная деятельность педагога направлена на терпеливую поддержку разных форм проявления одаренности дошкольника. Содействует развитию понимания, взаимоуважения между ребенком и его родителями на основе открытия ими ребенка как индивидуальности. Создает условия для продвижения каждого ребенка по своей траектории развития и саморазвития в темпе и на уровне его возможного максимума.
• Принцип гармонии трех начал проявляется в соединении направлений развития ребенка: физического, духовного, интеллектуального.
Программа «Музыка в движении, движения в музыке» формируется с учетом возрастных особенностей развития детей; базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
Отличительная особенность Программы – построение взаимосвязанной работы по пяти направлениям:
1. «Оздоравливаемся вместе» включает в себя мероприятия по формированию у родителей основ физкультурной грамотности.
2. «Сохраняем культурные и семейные традиции» основывается на приобщении к истокам народной культуры и сохранении семейных традиций.
3. «Музыкально-ритмические движения» предполагает реализацию потребности в двигательной активности, развитие грации и выразительности движений под музыку.
4. «Играем, развиваем, воспитываем вместе» — погружение в разнообразную совместную досуговую деятельность семей воспитанников и педагогов.
5. «Взаимопознание и взаимоинформирование» — возможность оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Программа предоставляет возможность каждому педагогу творчески подходить к планированию и организации форм работы, рационально варьировать содержание программы и творчески обеспечивать ее выполнение в ДОО и семье.
Ожидаемые эффекты от использования Программы:
– повышение уровня компетентности родителей через использование нетрадиционных форм работы и формирование у родителей необходимых педагогических знаний и умений, направленных на взаимодействие с ребенком;
– развитие социокультурного образовательного пространства на основе взаимодействия педагогов и родителей;
– позитивная динамика развития творческого потенциала и двигательных способностей на основе разработки и использования технологии музыкально-игрового и двигательного творчества.
Основы диагностики образовательной деятельности на основе взаимодействия
В Программе определены критерии диагностики образовательного процесса на основе взаимодействия педагогов, детей и родителей. Принципы диагностики представлены в виде условий, которые могли бы характеризовать это взаимодействие как успешное. Если: