Часть I. Терапия

Внутренняя эволюция человека с момента зачатия проходит через следующие стадии:

1. «Есть», то есть проживание бытийности, соматическое блаженство. Отношение к жизни и смерти в целом. Обычно проживается до момента рождения.

2. «Я есть», то есть обнаружение границ своей бытийности, деление на «я» и «не-я». Первичные ощущения.

2а. «Какой я есть (для других)», первичная или ложная самоидентификация (через других). Является суммой воспринятых чужих суждений о том, каким они видят «меня».

3. «Чего я хочу». Желания – как стремление к удовольствию и избегание боли.

3а. Первичные чувства – как ожидание (предвидение) удовольствия или боли; защита своих границ. Первичная эмпатия.

4. «Что я чувствую». Эмоции – как потребность поделиться своими ожиданиями и тем самым повлиять на ход событий. Недвойственность и ритмичность. Глубокая эмпатия.

5. «Что я делаю» и «что я говорю». Инструменты самовыражения. Способность противопоставить себя окружающему миру, несмотря на возможное отвержение и непринятие.

6. Истинная самоидентификация через наблюдение себя и осознание фактических результатов своих действий. «Кто я есть для себя». Обратная связь с пунктами 2–5. Осознание.

7. Связь с высшим «Я». Сверхсознание.


На стадиях 1–4 ребенок нуждается в любви и заботе, в ощущении нужности и ценности. Он нуждается в том, чтобы получать любовь от родителей, и в том, чтобы они принимали его ответную любовь. Проходя стадию 4, которая завершается переходным возрастом, ребенок должен полностью сепарироваться от родителей (стадия 5, ломается голос). Тогда потребность в родительской любви сменяется любовью к себе.

Но так бывает в идеале. В реальности же прохождение перечисленных стадий затягивается на многие годы. В частности, фактический переход с внешне-референтной самоидентификации на внутренне-референтную происходит в лучшем случае после 30 – ближе к 40 годам. В этот период вновь активизируются и перепроживаются все установки «кто я есть» с тем, чтобы отделить чужие проекции от собственного опыта и фактических ощущений. В более раннем возрасте мы, по большей части, еще не имеем достаточного личного опыта, чтобы противопоставить его чужим суждениям и внешним авторитетам.

Таким образом, перечисленные этапы переживаются неоднократно. Или, если точнее, соответствующие функции последовательно активируются в детстве, затем какое-то время развиваются и окончательно закрепляются в результате возрастных «кризисов смысла жизни».

К наиболее известным возрастным кризисам можно отнести следующие:

• первичная сепарация от родителей в 12–14 лет;

• завершение формирования телесности примерно в 17–18 лет;

• завершение формирования эмоциональности в 27–28 лет;

• завершение формирования ментальности, то есть интеллекта и осознанности, в 33–40 лет (возможно, в несколько этапов).

Как правило, в процессе самоисследования мы движемся от хорошо осознаваемых процессов к менее осознаваемым, то есть от верхних центров к нижним. Однако терапию эффективнее проводить в той последовательности, которая отображает этапы формирования нервной системы, от нижних центров к верхним. Именно в этом порядке я буду строить свое изложение.

Первичная диагностика чакр. Управление вниманием

Данное упражнение приведено также в моей книге «Резонансный психосоматический не-массаж». Я частично повторяю его здесь, обращая внимание на другие аспекты.

Упражнение 1
Энергия восприятия

Фокусируем зрение на некотором удаленном объекте. Удерживаем фиксацию объекта в течение минуты-двух. Можно заметить, как по мере пристального созерцания возникает ощущение, как будто часть внутреннего психического пространства устремляется (через глаза?) к объекту созерцания и начинает уплотняться вокруг него. В какой-то момент позволяем психической субстанции вернуться назад, в нас, не прекращая воспринимать объект.

Мы можем обнаружить, что существует два способа восприятия и между ними есть разница, заметная в ощущениях. После возврата психической субстанции назад в тело восприятие становится спокойно-безоценочным, очень ровным и легким. Кроме того, по умолчанию используется первый тип восприятия, при котором психическая субстанция (энергия?) перетекает к объекту. Получается, что восприятие как таковое – не пассивно; мы не только принимаем энергию и информацию, но также излучаем ее. Когда мы смотрим, направляем внимание, то подсознательно пытаемся понять и оценить происходящее, и предугадать, что будет происходить дальше. То есть мы проецируем вовне свою попытку понять свои ожидания и вероятные механизмы реагирования. Фактически восприятие – вполне конкретная совершаемая работа, требующая определенных внутренних усилий, энергии. В этом смысле наше восприятие по умолчанию не пассивно – оно активно. Мы не только смотрим, но и создаем.

Однако реальность не особо нуждается в нашем понимании, ожидании и предсказывании. Теоретически это означает, что усилие не обязательно и его можно исключить. Мы получим пассивное восприятие.

Упражнение 2
Способы восприятия

Продолжаем фокусировать зрение на выбранном предмете. Попытайтесь обнаружить источник внимания внутри себя – образно говоря, то место, откуда «светит фонарик внимания». Попробуем перемещать его в объеме тела.

Сначала переместим источник внимания в затылок. Как при этом изменился луч внимания? Как изменилось ощущение себя и восприятие внешнего мира? Наблюдайте все изменения в восприятии: яркость, контрастность, четкость, объемность… Теперь давайте переместим источник внимания чуть ниже, в основание черепа. Зафиксируем те же параметры: качество луча внимания, ощущение себя, восприятие внешнего мира. Насколько комфортно или некомфортно смотреть на мир таким способом?

Попытайтесь обнаружить то усилие, с которым вы воспринимаете внешний мир. Если оно есть – отпустите это усилие. Постарайтесь уловить разницу в ощущениях.

Теперь сделайте паузу, осознайте свои ощущения. Удалось ли заметить разницу между активным и пассивным восприятием? Что именно транслирует активное восприятие – мысли, образы, что-то еще? Если ощущения пока не понятны – не расстраивайтесь, просто продолжайте. В зависимости от положения источника внимания результаты могут различаться. Повторите упражнение 2 со следующими положениями источника внимания:

• в горле или чуть ниже (проекция вишудхи, горловой чакры);

• в центре груди (проекция сердечной чакры, или среднего дан-тяня);

• в животе в области пупка (манипура);

• в области верхнего края лобковой кости, на 4–6 см в глубь тела (у женщин там находится матка).

Обращайте внимание на те же моменты. Удалось ли почувствовать разницу между активным и пассивным восприятием? Что транслирует активное восприятие – мысли, образы, эмоции? При некоторой чувствительности вы можете обнаружить, как в режиме активного внимания вы передаете в пространство различные эмоции или состояния, например обиду, страх, напряженность, раздражение, злость. Вы можете заметить, что транслируете собственную готовность или неготовность к тем или иным процессам реальности, собственные претензии и ожидания.

Возможно также, что в некоторых перечисленных точках внимания вы почувствуете сжатие, напряжение и дискомфорт. В некоторых позициях упражнение выполняется легче, в других – труднее. Поскольку позиции источника внимания примерно соответствуют чакрам (от аджны до свадхистаны), мы имеем возможность диагностировать работу этих чакр. А также определить в них доминирующие процессы в данный момент. Ведь фактически активное внимание непрерывно излучает энергию из тела вовне. Все наши проекции, ожидания, попытки предугадать сопровождаются потерей энергии, и именно они формируют активное внимание. Таким образом, на контрасте мы можем увидеть психические процессы, вызывающие утечку энергии на каждом уровне.

Как-то раз, выполняя упражнение с группой, я заметил, что при смещении центра внимания в область второй чакры (свадхистана), примерно в области верхнего края лобковой кости и немного в глубину тела, сам акт восприятия сопровождается легким ощущением наподобие сексуального. Причем я не работал с фантазиями о сексе. Это было спокойное восприятия всего окружающего, без оценок и называний, объектов, после чего я перешел с активного восприятия на пассивное. И пережил возврат энергии, не отличимый от клеточного оргазма (то есть всем телом).

Таким образом, напрашивается вывод, что сексуальное возбуждение в значительной степени – это непрерывное транслирование в мир или в другого человека своей энергии, своих ожиданий, при котором мы теряем энергию. А оргазм – это возврат отданной энергии. То есть секс вообще – не обязательно обмен энергией с партнером. Мы сливаем в партнера энергию своих ожиданий, а потом с нею же и соединяемся. Если повезет, конечно, ведь до секса может и не дойти.

Дальше просто. У мужчины, увидевшего красивую женщину, сразу же возникает мысль, что ее нужно затащить в постель. Кстати, сама привычка хотеть «затащить в постель» каждую красивую женщину – 100 % галлюцинация и социальный импринт. Затащил в постель красавицу – значит, мужик. Затащил в постель всех красавиц – значит, сверхмужик. В результате мужик для поддержания своей самооценки заставляет себя хотеть женщину даже в том случае, если на самом деле не хочет. Без этого импринта окажется, что у него есть влечение к одной женщине из ста в лучшем случае. И хотя для души это как раз нормально, для эго это травма. Понижение самооценки.

Так вот, когда мужчина вынудил себя захотеть женщину, источник внимания опускается во вторую чакру, и он начинает проецировать на жертву свои фантазии и претензии, образно говоря, «пускать слюни в ее сторону». В зависимости от уверенности в себе и центрированности женщины такие «слюни» либо осядут в ней в виде бытовой магии типа приворота (привязать к себе) или порчи (сделать жертву невидимой для конкурентов), либо вернутся к хозяину разочаровывающим осознанием, что ему с этой женщиной ничего не «светит».

Тут уже неважно, высветит ему или нет на самом деле. Лучшее, что его ожидает – возврат собственной энергии, энергии своих проекций, фантазий и ожиданий. Так, может, лучше не транслировать свои фантазии навязчиво на всех подряд? Просто потому, что каждая порция пущенных «слюней» – навсегда потерянная энергия.

Чтобы разрушить эту нерадостную картину, мужчине стоит научиться различать истоки своего влечения: ему действительно нравится эта женщина или он заставляет себя верить в то, что она ему нравится, потому что это престижно, или гормоны разыгрались? И если она действительно ему нравится, нужно действовать смело и решительно. «Милая девушка, я очарован вами. Вы мне нравитесь. Меня привлекает в вас вот это, это и вот это. Позвольте пригласить вас на свидание». В случае отказа он, возможно, разочаруется и перестанет о ней фантазировать – тогда его энергия вернется, пусть и через обиду. В случае согласия – энергия вернется через позитивное взаимодействие.

Естественно, есть и другие механизмы сексуального взаимодействия, где присутствует реальное взаимодействие с реальным человеком, а не экстатическое слияние с продуктом своего воображения. Но это тема для другой книги.

Это то, что мне удалось отследить в самом себе, в ощущениях, в результате выполнения одного упражнения!

В общем случае не так уж важно, удалось ли вам с первого раза уловить все тонкости пассивного и активного внимания. Для начала достаточно, если получилось сместить источник внимания в любую часть тела, кроме передней части головы (глаза, лоб), и обнаружить комфортные для вас позиции. Восприятие становится легким и безоценочным, ум больше не пытается классифицировать реальность и выработать какое-то отношение к ней. Это само по себе резко снижает нагрузку на нервную систему, одновременно тренируя альтернативные способы ви́дения. Кроме того, восприятие «из тела» активирует периферическую нервную систему и значительно повышает чувствительность и восприимчивость. Эффект накапливается при регулярной практике. Имеет смысл повторять эти упражнения по мере желания и возможности.

Глава 1 Муладхара

Согласно моему опыту, муладхара соответствует бытийности как таковой, отношению к жизни и смерти. Нарушения функций этой чакры чаще всего формируются в пренатальный период и закрепляются в момент рождения. Точнее, в тот момент, когда нервная система достаточно сформирована для автономной жизни и генерирует импульс к рождению, что соответствует естественным, не стимулированным, родам на нормальных сроках.

Причины нарушения функций муладхары

• Отсутствие эмпатической связи родителей с ребенком до момента рождения формирует у ребенка устойчивый импринт «меня нет».

• Мысли матери об аборте и нежеланности ребенка, особенно со второго триместра, формируют импринт «меня не должно быть». Это может вызывать поведенческую склонность к саморазрушению или врожденные аутоиммунные заболевания.

• Непринятие новорожденного ребенка близкими, в том числе матерью, может формировать установку «я никому не нужен», «меня не должно быть здесь» и «мама, роди меня обратно». Желание исчезнуть, быть невидимым. В некоторых случаях – «папа, роди меня обратно», если отец эмоционально принимает ребенка, а мать по какой-то причине – нет. Тогда вместо стремления к невидимости будет мечта о слиянии с отцом.

• Роды на ранних сроках беременности, когда нервная система еще не сформирована, могут привести к тому, что «внутреннее пространство личности» не формируется и ребенок в принципе не чувствует, что у него может быть своя психическая территория. Соответственно состояние хронической «слитости» с матерью или ее заменителем будет для него единственной комфортной формой существования. Нервная система ведет себя так, будто рождения как физического отделения от матери вообще не было.

• Стимулированные роды на поздних сроках беременности, а также кесарево сечение при отсутствии потуг воспринимается ребенком как принуждение к жизни, когда он еще не готов. Это может сформировать представление об окружающей среде как изначально агрессивной, а также встречную агрессию, склонность к (само)разрушению или более или менее выраженную склонность к аутизму.

Таким образом, нарушения функций муладхары определяются суммой особенностей родового процесса и отношения родителей к ребенку в пренатальный период и первые недели жизни. При достаточной эмпатической и ментальной поддержке родителей последствия трудных родов могут быть практически нивелированы и даже, наоборот, трансформированы в решимость и готовность бороться. Особенно это важно начиная со второго триместра и в стрессовых ситуациях – хотя бы один из родителей должен сохранять эмпатическую связь с ребенком.

Четыре направления терапии

1. При наличии родовой травмы любого типа – моделирование нормального процесса рождения, включая состояние нервной системы на поздних сроках беременности. Огромную работу в этом направлении проделали Станислав и Кристина Грофы[1].

2. Обнаружить страх, в который вылилась родовая травма, и пройти сквозь него, встретив поддержку на выходе. Например, страх быть отверженным, страх высоты, публичности, осуждения и т. д. Для того чтобы правильно смоделировать критическую ситуацию и обеспечить безопасное ее прохождение, необходима поддержка специалиста. Сделать такое самостоятельно можно разве что случайно.

3. Психотерапия, направленная на прояснение отношения родителей к ребенку, его источников и на завершение сепарации.

4. Духовные практики типа самадхи (в индийской терминологии) или любые практики, в которых переживается «смерть личности» без разрушения самого ментального пространства. (См. также раздел «Самадхи» в главе 7.) Нередко установка типа «меня не должно быть» становится сильной мотивацией к духовным исканиям.

Диагностику повреждений первой чакры должен проводить специалист. Самостоятельная диагностика практически невозможна.

Выделив первичную установку, можно разработать особые медитативные упражнения для ее исследования и трансформации. Задача такой медитации – показать, что изначальный ум больше, объемнее любых идей, в которые он верит; выйти за пределы травмы, пережить изначальное «есть», существующее до «я». Однако первичная установка практически сливается с фоном сознания человека и не воспринимается им как отдельный процесс. Поэтому тексты медитаций обычно формируются индивидуально под человека, да и саму медитацию лучше выполнять под наблюдением мастера. Для начинающих практиков такие упражнения могут быть труднодостижимы даже в присутствии мастера. В этом случае рекомендуется предварительно развить способности к концентрации.

Примерные структуры медитаций

• «Меня нет» – кого нет? «Меня нет» – это мысль. Где она существует? Кто думает эту мысль? Тот, кто думает, что «меня нет», – это я или не я?

• «Меня нет / не должно быть здесь» – где именно меня нет / не должно быть? Определить область пространства, где «меня нет». Тот, кто осознает эту область, – кто он?

• «Я никому не нужен» – трансформировать по схеме: не нужен – значит не должен; не должен – значит свободен, не ограничен.

• «Меня не должно быть» – найти того, кого не должно быть, и позволить ему исчезнуть. Что при этом происходит с тем, кто делает упражнение? Исчезает ли он?

Глава 2 Свадхистана

Согласно моему опыту, свадхистана отвечает за следующие функции:

• «я есть отдельно», то есть проживание своей отдельности от внешнего мира, индивидуальности;

• первичные ощущения, сенсорика в целом, сбор информации;

• движение, исследование мира, расширение личного пространства;

• ресурсность, удовольствие, сексуальность, жизненный тонус.

Нарушения перечисленных функций в той или иной мере есть практически у всех. Соответственно каждая из них нуждается в диагностике и терапии.

Функция первичных ощущений обычно нарушается в детстве следующими механизмами:

• Сенсорный голод, изоляция, когда ребенку не хватает ощущений для нормального развития: недостаток игр, общения, «замороженная» эмоциональность родителей. В результате «пропускная способность» нижних центров оказывается низкой, человек как будто ничего не чувствует. Точнее говоря, он не способен замечать свои ощущения и узнавать их. Сенсорная информация не накапливается. Вероятное физическое следствие – общая недоразвитость тазовой области, бедер и ног.

• Игнорирование родителями значимости этих ощущений для ребенка. «Он все равно ничего не понимает»; «что он может чувствовать, ему всего два года». Пренебрежение значимостью чувств ребенка. В результате сенсорная информация накапливается, но что с ней дальше делать – непонятно. Не происходит сублимации жизненной энергии, энергия застаивается в области таза и бедер. Во взрослом состоянии сопровождается воспалительными процессами в поясничном отделе: постоянная боль, грыжи. Способность действовать либо подавлена, либо опирается на некое абстрактное «надо, правильно» и как следствие неэффективна.

• Подмена реальных ощущений ребенка некими «правильными» со ссылкой на внешний «авторитет». Здесь есть два варианта:

– ощущения ребенка агрессивно заменяются родительскими («это же вкусно, почему ты такой упрямый?»), что рождает дуальность «жертва – тиран»;

– ощущения (нравится – не нравится) заменяются некой абстрактной полезностью, целесообразностью, которая не опирается на непосредственные ощущения родителей тоже («невкусно, зато полезно!»). Поскольку проверить истинность абстрактного авторитета не представляется возможным, возникает эффект «заморозки» нижних центров.

Загрузка...