Когда утро вечера не мудренее

Интересно, что сразу же после пробуждения от полноценного сна мозг работает даже хуже, чем после целых суток проведенных без сна. Что уж говорить о том, как плоха будет ситуация с пробуждением, если вы до этого сутки не спали, а потом вздремнули минут так на 20 – вы рискуете получить сильную заторможенность. И все по причине этого загадочного проявления инерции сна. Парадоксальный феномен наихудшей работоспособности мозга, при пробуждении, который показывает результаты после пробуждения даже хуже, чем после целого дня бодрствования без сна, изучается с далеких 1930-х годов. Именно с тех пор стало ясно, что инерция сна – явление нормальное, но все же в профессиональном плане и в повседневной жизни она может приводить к опасным последствиям.


Например, сотрудники экстренных служб, ложатся вздремнуть между вызовами, но при этом, по долгу своей службы, им необходимо по тревоге внезапно проснуться ночью на вызов и в первые минуты после сна сразу же принимать жизненно важные решения, требующие серьезных умственных и физических усилий А если учесть, что эффективность выполнения задач сразу же после пробуждения от 8-часового сна значительно хуже, чем даже производительность после суток полного лишения сна, то предполагается, в таких экстремальных профессиях первые 10 минут после пробуждения имеют критически важное значение для безопасности.

Эти критичные 20 минут после пробуждения

В нашей реальной жизни еще не проснувшийся толком мозг из-за инерции сна может создать высокие риски даже в повседневных делах, которые мы обычно спешим сделать сразу же после пробуждения (например, вождение автомобиля, езда на велосипеде), что уж говорить о том, как инерция опасна для персонала, работающего в условиях экстренного реагирования, например, полиция, скорая помощь и пожарная служба, и логистика, будь то воздушная, автомобильная или морская. Состояние инертности мозга во время выполнения сложных задач при выполнении служебного долга может и вовсе привести к катастрофам.


Действительно, инерция сна стала известным фактором, из-за которого произошли несколько крупных аварий. Например, ужасная авиакатастрофа, в которой погибли 158 человек, случилась из-за неправильных решений, принятых капитаном, который только что пробудился от сна в полете. В другом случае столкновение между судами снабжения произошло после того, как старший помощник проспал и прибыл на капитанский мостик всего через несколько минут после пробуждения.


В американской авиации пилоту разрешается, и даже рекомендуется, вздремнуть во время полета, для этого существует специальный протокол «NASA Nap», чтобы избежать угрозы безопасности из-за инерции сна. По этому протоколу авиационным операторам разрешен 40-минутный период отдыха, но пилот имеет право поспать только половину этого времени. А все потому, что после того как он вздремнет, пилот должен воздержаться от возвращения к работе не меньше чем на 20 минут, чтобы за это время успела рассеяться инерция сна. Да и само время сна специально ограничено, чтобы пилот не успел впасть в глубокий сон, от которого эффект инерции сна значительно усиливается. Но стоит помнить, что инерция сна проявляется в любом случае, даже если сон был поверхностным и быстрым, поэтому пилот может вернуться к работе только выждав 20 минут после того как проснулся. Время бездействия после сна жизненно необходимо для того, чтобы инерция сна рассеялась, и все пассажиры самолета оставались в безопасности.


Обычные автомобилисты на земле также подвергаются риску, когда садятся за руль слишком рано после пробуждения, например, если следуют популярным рекомендациям вздремнуть во время длительной поездки, а как только проснулись, то сразу же стремятся продолжить свой путь, не выждав ни минуты, ведь у них нет предписаний «NASA Nap». Сейчас стремительно развивающаяся автомобильная промышленность предлагает водителю автоматизированные системы управления, системы поддержки водителей различных уровней. От уровня 0, когда в автомобиле нет ничего, что может помочь водителю в управлении, до 5, когда автомобиль будет иметь возможность переключаться на автопилот. А напряженное внимание исследователей сна уже привлекают даже частично автоматизированные системы вождения (уровень автоматизации 2 по SAE) и условно автоматизированные системы вождения (уровень SAE 3).

Чего опасаются ученые, так это того, что при уровне высокой автоматизации управления автомобилем водители будут склонны воспользоваться ситуацией и вздремнуть, пока за них рулит машина. Разумно предположить, что сон станет новым желанным состоянием для водителя при автоматизированном вождении. И такие ролики со спящими водителями, уютно укрывшихся пледиками в сладком сне на водительском сидении, уже набирают свою популярность в социальных сетях. Да, сон может быть очень полезен для восстановления внимания и реакций утомленного водителя, но важно понимать, что работоспособность сразу же после сна резко ухудшается из-за инерции сна, на рассеивание которой уйдет до 30 минут, а что может водитель натворить спросонок даже в первые секунды после пробуждения от сна непредсказуемо. Уже сейчас исследования таких ситуаций на симуляторах вождения в лабораториях показывают, что первые 15 секунд после пробуждения все характеристики управления машиной провально ухудшаются, что приводит к опаснейшим ошибкам, в частности, в первые 3 минуты после сна значительно ухудшается способность удерживать полосу движения, а в первые 10 минут нарушено удержание скорости.


Может это и хорошо, что автоматизированные транспортные средства 4-го уровня еще недоступны для покупки, ведь было обнаружено, что даже водители, использующие частично автоматизированные системы, злоупотребляют системой автоматизации, и беспечно укладываются спать во время поездки. Но самыми впечатляющими примерами являются видеоролики, снятые пассажирами других транспортных средств, на которых видно, как пользователи систем автоматизации даже 2 уровня спят за рулем. Как видим, что даже на таком уровне автоматизации, который требует от водителя постоянной внимательности, водители могут злоупотреблять использованием системы.


Теперь становится понятно, что знания об инерции сна очень важны для безопасности каждого. Ведь управление любым вашим, пусть даже совсем не автоматизированным транспортным средством, будь то автомобиль, мотоцикл или велосипед, потребует от вас не меньшей точности движений, осведомленности о ситуации, скоростной обработки информации, быстрого принятия решений, работы памяти и быстрого реагирования, чем от пилота сложного самолета.


Изучение поведения человека с помощью специальных психомоторных задач, которые имитируют действия в реальном мире, показали, что все наши действия в первые минуты после пробуждения от сна подвержены воздействию инерции. Опросы медсестер, сотрудников служб экстренной помощи выявили, что инерция сна является распространенной проблемой на работе среди сотрудников дежурных и ночных смен. Анализ происшествий показал, что несчастные случаи, связанные с ошибками персонала, чаще всего происходили в течение первого часа после пробуждения, что указывает на потенциальный эффект инерции сна, которые привели к несчастным случаям.


Опросы водителей службы экстренной медицинской помощи показывают, что инерция сна иногда ставит под угрозу безопасность вызовов, а некоторые медсестры интенсивной терапии сообщают, что специально не спят всю ночную смену из-за опасений, что работоспособность после пробуждения даже от небольшого перерыва на сон резко ухудшится. Все это свидетельствует, что существует потенциальный риск для безопасности, связанный с инерцией сна, или, по крайней мере, что в этой области инерция сна воспринимается как проблема безопасности.


Загрузка...