Психология заказчика

• Описание портрета заказчика.

• Иррациональные фобии.

• Рациональные страхи.

Перед тем как искать специалистов, выстраивать отношения с командой, руководителю стоит разобраться в себе и навести порядок в собственной голове. Начинается ли многолетний проект либо это разовая задача на аутсорс, руководитель должен четко понимать, как действовать. Отсутствие опыта и навыков формирования команды – причина неуверенности начинающих руководителей. Более того, некоторые считают способность находить нужных специалистов талантом, однако это обычный навык, который быстро развивается с каждым новым заказом.


Многим свойственно придумывать проблемы там, где их нет, – и у заказчиков существует огромное количество параной, связанных с фрилансерами. Многие классические офисные компании до сих пор сторонятся услуг фрилансеров, как чего-то «нечистого». А начинающие предприниматели до сих пор предпочитают по старинке максимально использовать знакомых и услуги студий вместо прицельного подбора специалистов.

Я только закончил институт, когда нанял первого исполнителя. Рой ненужных мыслей разрывал мою голову, но мне везло со специалистами, и постепенно я выработал навыки поиска людей, коммуникации и безопасного приятного взаимодействия с ними. Лишь практика и опыт формируют навыки и уверенность, руководитель проекта растет с каждой новой решенной задачей.

Заказчиком могут выступать и крупная корпорация, и физическое лицо, и индивидуальный предприниматель. Независимо от статусов и регалий всех заказчиков объединяют типовые опасения удаленного сотрудничества. Страх – это то, что требует понимания и контроля. Разделяйте свои страхи и опасения на рациональные страхи, связанные с реальными рисками, и иррациональные фобии и предрассудки, живущие исключительно в нашей голове.


Иррациональные фобии:

• личные комплексы и комплексы, связанные с проектом;

• паранойи предоставления доступов и материалов.

Рациональные страхи:

• мошенники;

• получение результата, не соответствующего ожиданиям.

Иррациональные фобии

«Никто не откликнется на мой проект».

Сперва очень трудно поверить, что кто-то вообще возьмется за заказ студента без юридического лица, без логотипа и репутации, без офиса, без юридического адреса и договора, а главное – с весьма скромным бюджетом. Но это только сначала. Чем дольше варишься в среде аутсорсинга, фриланса и деловых отношений, тем яснее понимаешь: все эти регалии, за исключением лишь репутации, не значат ничего в мире удаленной работы. Государственный заказ или заказ от крупного бренда – не гарантия добросовестности заказчика и не гарантия своевременных выплат.

В итоге для специалиста решающим является, интересно ли само задание в рамках поставленного бюджета или нет. Понимание и принятие данного факта позволяет освободить голову от любых комплексов и сомнений относительно своей личности и масштабов проекта. Когда вы сами верите, что делаете настоящий проект, в это верят и ваши коллеги, и партнеры, и клиенты, и проект становится настоящим.

«Фрилансеры – это несерьезно».

Я надеюсь, сегодня уже не придется доказывать обратное – количество проектов, построенных международными удаленными командами, превышает количество инхаусных разработок. Компания, способная работать с удаленным коллективом, является хищником в своей бизнес среде: она тратит меньше ресурсов и получает лучшие результаты.

Фриланс-разработка эффективней не только с точки зрения финансовых результатов, но и с точки зрения качества конечного продукта. Открытые продукты, созданные мировыми специалистами, всегда превосходят по качеству своих закрытых корпоративных собратьев.

«Фрилансер не является сотрудником компании».

На бумаге, вероятно, не так, однако фактически фрилансер – больше сотрудник компании, чем его среднестатистический офисный коллега. Согласно исследованиям, типичный офисный работник уделяет нерабочим делам от полутора до трех часов ежедневно, что составляет более 25 % в среднем! Фрилансер работает со 100 %-ной эффективностью, и на то время, которое вы оплатили, он полностью «принадлежит» вашему проекту. Многим компаниям спокойнее, когда коллега сидит в одном помещении с руководством, однако нет ни одной рациональной причины или аргумента заставлять специалиста просиживать с вами время. Абсолютное большинство аргументов HR за привлечение сотрудника в офис сводится к нежеланию брать на себя ответственность за взаимодействие с фрилансерами.

«Они украдут мою идею».

Боязнь кражи идеи или данных – это очередная паранойя, связанная с предоставлением доступов корпорации третьим лицам. Я встречал людей, которые серьезно верили, что кто-то из фрилансеров захочет украсть их бизнес, получив полные доступы, или украсть коммерческую тайну. Тут надо запомнить очень простую мысль: ни одному специалисту не интересен ваш проект дальше поставленной перед ним задачи. Единственная цель исполнителя – максимально быстро закрыть все пункты технического задания и приступить к следующему заказу. Однако если вы замечали столь иррациональные страхи за собой, задумайтесь – стоит ли заниматься бизнесом? Многие отношения, и не только с фрилансерами, придется начинать с доверия, это неизбежно и нормально. В главе «Ведение заказа» изложен метод, который позволяет контролировать риски с предоставлением доступов, что обезопасит любой заказ.

Рациональные страхи

«Я в этом ничего не понимаю, меня обманут».

Боязнь получить результат, не соответствующий ожиданиям – единственный рациональный страх заказчика. Как и в любой другой сфере, во фрилансе хватает мошенников и различных схем одурачивания наивных и беспечных заказчиков. Это реальные риски, и именно поэтому многие предпочитают размещать заказы в студии или заводить собственный коллектив. Однако серьезный предприниматель не должен бояться ничего; волков бояться – в лес не ходить. В главе «Выбор исполнителя» подробно описано, как гарантированно избежать мошенников и найти добропорядочного специалиста под свои нужды, полностью избежав каких-либо рисков.

Второй смысл данной фобии может означать: «Мне сделают не то, что я хочу». И это тоже рациональный страх. Каждый человек – отдельная вселенная со своими мышлением, генетикой, культурным наследием, воспитанием, образованием и так далее, в итоге между всеми нами есть огромная пропасть в восприятии, через которую мы перебрасываем вербальные мостики, пытаясь словами найти контакты понимания. Точно такая же пропасть в понимании всегда будет между заказчиком и исполнителем. Исполнитель, как дьявол, станет реализовывать то, что вы попросите, но это всегда будет немного отличаться от ваших ожиданий. И, как бы вы ни старались, всегда останется разница между ожиданиями и результатами, однако до тех пор, пока эта разница лежит в рамках допустимой погрешности, – мы можем работать.

Одним из важнейших навыков руководителя удаленной команды является умение составлять качественные технические задания. В главе про написание ТЗ имеются все необходимые рекомендации, которые позволят вам быть на высоте! Любые знания обретают силу только при постоянной практике, становясь навыками. Постоянно совершенствуйтесь в своем мастерстве ставить задачи – и вы станете ценным заказчиком на рынке удаленного труда.

Загрузка...