На разных берегах… Судьба братьев Макаренко. /Составление и комментарии Г. Хиллига. – М.: Издательский центр «Витязь», 1998. С. 24.
Там же. С. 167.
Там же. С. 25.
Там же. С. 29.
Там же. С. 25.
Там же. С. 31.
Там же.
Там же.
Там же.
Там же. С. 32.
Там же. С. 32.
Степанченко Л. Антон Семенович Макаренко в моей жизни. // Жизнь и педагогическая деятельность А. С. Макаренко в дореволюционной России. Серия «Неизвестный Макаренко». Вып. 7. / Составитель и автор вступительной статьи С. С. Невская. – М.: НИИ Семьи, 1988. С. 21–22, 26–27.
На разных берегах… Судьба братьев Макаренко. /Составление и комментарии Г. Хиллига. – М.: Издательский центр «Витязь», 1998. С. 63.
Воспитание гражданина в педагогике А. С. Макаренко: В 2 ч. / Автор монографии, примечаний, редактор-составитель С. С. Невская – М.: Академический Проект, Альма Матер. 2006. Ч.2. С. 443–445.
Лукин Ю. А. С. Макаренко. – М.: Советский писатель, 1954. С. 54–55.
Свидетельства искренней дружбы: Воспоминания К. С. Кононенко о А. С. Макаренко. – Марбург, 1997. С.2.
Ты научила меня плакать… (переписка А. С. Макаренко с женой. 1927–1939). В 2 т. – Т. 1 / Составление и комментарии Г. Хиллига и С. Невской. – М.: Издательский центр «Витязь», 1994. С. 120–122.
Там же. С. 137.
Там же. С. 17–20.
Там же.
Там же. С. 21–22.
Там же. С. 66–67.
Макаренко А. С. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., коммент. С. Невская. – М.:ИТРК, 2003. С. 686.
Там же. С. 686–689.
Там же. С. 686–690.
Там же. С. 690.
Там же. С. 689.
Переписка А. С. Макаренко с М. Горьким. Академ. издание / Под ред. Г. Хиллига при участии С. С. Невской, Марбург, 1990. С. 152–153.
Архив Горького, ПГ-рл 21а 1 148.
Архив Горького. ПГ-рл-48-15-26.
Переписка А. С. Макаренко с М. Горьким. Академ. издание /Под ред. Г. Хиллига при участии С. С. Невской, Марбург, 1990. С. 66.
Переписка А. С. Макаренко с М. Горьким. Академ. издание / Под ред. Г. Хиллига при участии С. С. Невской, Марбург, 1990. С. 75.
Архив Горького. Кк-рл 10 2 8.
Переписка А. С. Макаренко с М. Горьким. Академическое издание, Марбург, 1990. С. 75.
Там же. С. 77–79.
Там же. С. 80.
Архив Горького. Кк-рп 10-2-5.
Переписка А. С. Макаренко с М. Горьким. Академическое издание, Марбург, 1990. С. 83–84.
Там же. С. 85–88.
Там же. С. 89–90.
Там же. С. 93–95.
Там же. С. 95–96.
Архив Горького. Пг-рл 20-9-1.
Макаренко А. С. Педагогическая поэма» / Сост., вступ. ст., примеч., коммент. С. Невская. М.: ИТРК, 2003.
Губнаробраз – Губернский отдел народного образования.
Речь идет о втором городском начальном училище им. Куракина в г. Полтаве (школа размещалась в здании губернского отдела народного хозяйства на Соборной площади, 10; занятия проходили во второй половине дня), которым заведовал А. С. Макаренко с августа 1919 г. до перехода на работу в колонию в Трибах.
Реформаторумы – детские тюрьмы, учреждения для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей.
Социальное воспитание (Соцвос) – имеется в виду концепция общественного воспитания для всех детей.
Сто пятьдесят миллионов – имеются в виду денежные знаки 1920 г.
Пан – в греческой мифологии бог лугов, полей, покровитель пастухов, охотников и рыболовов. А. С. Макаренко имеет в виду картину М. А. Врубеля (1856–1919) с изображением Пана, написанную художником в 1899 г. («Пан»).
Речь идет об особой продовольственной комиссии по снабжению Первой запасной армии во время Гражданской войны.
Соцвосовский – речь идет о «выговоре» (проникновенной речи), типичном для сотрудников соцвоса (социальное воспитание).
Речь идет о Кие, первом легендарном правителе г. Киева, и его братьях Щеке и Хориве. По преданию, они основали город.
Рятуйте (укр.) – помогите, спасите, караул.
Врангель Петр Николаевич (1878–1928) – барон, российский генерал-лейтенант (1918 г.); с апреля 1920 г. возглавлял Добровольческую (белую) армию на Юге России. В конце 1920 г. эмигрировал.
Имеются в виду националистические настроения среди украинских кулаков; желто-блакитное (желто-голубое) знамя (символ петлюровцев) было у контрреволюционных националистов на Украине.
Допр – дом принудительных работ – закрытое учреждение для заключенных Наркомюста УССР; в РСФСР – исправительно-трудовой дом.
Бурса – в дореволюционной России название общежития при духовных училищах и семинариях с казенным содержанием.
Имеется в виду Комиссия по делам несовершеннолетних правонарушителей при отделах народного образования. Эти комиссии, организованные на основании Декрета СНК РСФСР от 9 (22) января 1918 г. и состоящие из председателя в лице педагога, юриста и врача, занимались разбором дел несовершеннолетних правонарушителей.
Утермарковские печи – печи из кирпича в форме вертикальных цилиндров, обшитые железом.
Опера Александра Сергеевича Даргомыжского (1813–1869) «Русалка» (1855 г.).
Губпродком губюротдела – продовольственная комиссия губернского юридического отдела.
Подорвать – убежать.
Урки, уркаганы (блатн., жарг.) – воры.
Сявки (блатн., жарг.) – мелкий воришка, низкий, трусливый, лишенный достоинства человек.
Мак-Кинли, Уильям (1843–1901) – 25-й президент США (1897–1901 гг.).
Завкол – заведующий колонией.
Рижен – колышек на краю саней.
Цитата из Библии (Матфей, 7, 7; Лука, 11, 9).
Цитата (речь Луки) из пьесы Максима Горького «На дне» (1902 г.).
Комнезам – Комитет незаможних (неимущих) крестьян-бедняков (в РСФСР – комбеды).
Анархизм – общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти.
Имеется в виду голод в Поволжье и на Юге России в 1921–1922 гг.
Речь идет о «полках» украинских политических деятелей: Симона Васильевича Петлюры (1879–1926), с февраля 1919 г. глава Директории (правительства Украины), в 1920 г. был выслан в Польшу; и Нестора Ивановича Махно (1889–1934) – анархист, в 1921 г. эмигрировал в Румынию.