Моя стройная подруга ест гораздо больше, чем я!

Люди с избыточным весом не единственные, кто ошибается в подсчете калорий: худые порой ошибаются гораздо чаще. Однако, как правило, в противоположную сторону. В основе таких ошибок лежат, на самом деле, наши желания: люди, желающие похудеть, обычно недооценивают количество потребляемых калорий, а те, кто хочет набрать вес – их переоценивают. Так утверждает в своей работе 1998 года доктор Йохансон.

Я часто встречала стройных людей, которые уверяли, что едят очень много. Они были одержимы желанием взвешивать всю еду и протоколировать любые результаты и данные. Выглядело это немного забавно, но прежде, чем написать эту главу, я сделала такой комментарий в своем блоге: «Я всегда думала, что ем, как сумасшедшая (и это ненормально), но этот форум вдохновил меня считать потребляемые килокалории. И тогда я открыла для себя некоторые удивительные факты. Например, если я планирую купить и съесть плитку шоколада, то должна буду потратить 8000 кДж (это примерно 2000 ккал)[1]. Теперь я учитываю, сколько я уже съела в этот день и сколько мне еще можно съесть, исходя из суточной потребности моего организма (разумеется, принимая во внимание тот факт, что двигаюсь я немного). После окончательного подсчета получается, что мой энергетический баланс, к моему глубокому удивлению, вполне нормальный, и даже чуть ниже суточной нормы. Вот так, на личном примере, я готова признать, что тоже немного переоцениваю количество потребляемой пищи».

На сегодняшний день я не знаю ни одного человека, который рассказал бы мне что-то другое о своем опыте.

В недавнем исследовании, проведенном профессором Кунле (Kuhnle, 2015), приведена статистика потребления сахара среди полных людей и людей с нормальным весом. При этом ученые учитывали как дневниковые записи, самостоятельно сделанные испытуемыми, так и объективные данные. Среди тех, кто действительно ел больше сахара, вероятность располнеть до избыточного веса была на 54 % больше, что совсем не удивительно. С точностью наоборот получается с данными самонаблюдения: те, кто фиксировал в дневнике, что ест много сахара, в 44 % случаев НЕ поправлялись. Худые участники исследования искренне полагали, что они потребляют сахара (и вообще любой другой еды) гораздо больше, чем те, кто имел избыточный вес. На самом же деле наоборот, они ели меньше, потому и сохраняли нормальный вес.

Еще один пример искаженного восприятия причины избыточного веса я нашла на одном интернет-форуме: «Здравствуйте! Я разыскиваю людей, у которых та же проблема, что и у меня. Дело в том, что я очень худая! Я могу есть что угодно в любых количествах, но я не поправляюсь. Я прошла тщательный медицинский осмотр, и оказалось, что со мной все в порядке. Мне кажется, что мне надо изменить свои пищевые привычки. Вчера мой гинеколог поинтересовалась, есть ли у меня расстройства пищевого поведения, и я поняла – пора что-то делать. Сегодня целый день сижу в своей комнате и ем: орехи, овсяные хлопья, мюсли… у меня уже живот болит, но я всё равно уверена, что не смогу съесть больше 900 ккал за день. Есть ли среди вас те, кто хочет потолстеть, и что вы делаете для этого? Что в вашем питании не так, как у всех? Я очень устала от этой проблемы и хочу скорее поправиться».

Она может «есть все, что хочет», но этого очевидно очень мало, раз за целый день она с трудом набирает 900 ккал.

Так что вот опять тот же эффект неправильного восприятия своего пищевого поведения – людям со сниженным аппетитом небольшие порции еды кажутся огромными и поэтому они говорят: «Я опять стооолько многоооо съел!»

Проблему неверного восприятия ситуации у полных людей можно отчасти объяснить тем, что им на глаза повсюду попадаются жующие люди – в ресторане, в кино, на вечеринках, в гостях на дне рождения и т. д. В таких случаях даже худые часто переедают.

Согласно исследованиям, присутствие других людей во время приема пищи увеличивает массу съедаемого на 72 % (Guyenet, 2014). Создается впечатление, что те другие вокруг съели гораздо больше, чем ты. В то время как если есть небольшими порциями и осознанно, то других людей будешь воспринимать только в социальном контексте, и иллюзия, что они только и делают, что едят, исчезнет.

В отличие от полного человека, худой в следующие дни после застолья ест немного. Как правило, делает он это неосознанно и ненамеренно – просто потому, что не имеет особого аппетита.

Таким образом он как бы выравнивает ситуацию, и съеденное в больших количествах днем раньше не откладывается лишними килограммами в его организме. К тому же худые люди обычно больше занимаются спортом. Наличие или отсутствие перекусов тоже существенно.

Конечно же, есть такие заболевания, при которых некоторые продукты не усваиваются организмом и выводятся из него не переработанными – непереносимость фруктозы, лактозы, глютена. Способствуют этому и такие заболевания, как диабет, болезнь Крона, наличие паразитов или хирургическое укорочение кишечника. В большинстве случаев такие болезни сопровождаются серьезными проблемами и редко остаются незамеченными. (Сюда же относится слишком быстрый обмен веществ – тот же гипертиреоз – случай, к которому мы позже вернемся и рассмотрим подробнее. А также случаи, которые сопровождаются такими серьезными симптомами, что их просто нельзя не заметить – когда в нормальных, обычных обстоятельствах расход калорий становится гигантским).

Пожалуй, восприятие – это решающий фактор. Тот, у кого от природы низкий аппетит, воспринимает порцию еды совсем не так, как это делает человек с хорошим аппетитом. Мы все это хорошо знаем на собственном опыте: когда есть не хочется или невкусно, количество еды в тарелке кажется огромным. И наоборот, если аппетит зверский, то буквально сметаешь с тарелки все, что на ней лежит, и, только съев добавку, мы успокаиваемся, и в мозг поступает сигнал о насыщении. Отсюда следует, что у людей, которые часто едят большие порции желудок растянут по сравнению с теми, кто привык есть понемногу.

Люди, которые едят все, что им хочется и не толстеют, на самом деле попросту хотят и могут съесть значительно меньше, и им не нужно при этом мучительно ограничивать себя. Однако в их сознании сидит мысль, что они всегда едят много и столько, сколько хочется, в то время как их знакомые, имеющие лишние килограммы, жалуются, что им приходится контролировать себя.

Стройным людям порой достаточно одной только мысли о том, что они могут спокойно позволить себе безудержное чревоугодие, а на самом деле они часто забывают позавтракать или поесть в течение всего рабочего дня, довольствуясь только завтраком и, спустя восемь часов, ужином.

Люди же с избыточным весом, напротив, более склонны видеть большие порции еды маленькими и не обращать внимания на ситуации, когда «я только откусил чуть-чуть». Даже кусочек сыра на дегустации в супермаркете или горстка орехов, которой угостил коллега, часто в сумме выдают много калорий, но совершенно не остаются в памяти. Единственный разумный способ получить реальную картину своего пищевого поведения – взвешивать и записывать действительно каждый съеденный кусок. Подсчет калорий из-за ненадежности этого способа лучше отложить и применять только тогда, когда понимаешь, что действительно слишком толстый или худой и хочешь это изменить.

Пока я писала эту книгу, на CBC News (2015) появилась статья, в которой говорилось: «Не являются ли все исследования питания, на самом деле карточным домиком? В основе изучения питания лежит готовность людей говорить правду. Однако они этого не делают». Далее рассказывалось о том, что в течение многих лет ученые получали и публиковали множество запутанных и ошибочных показателей, которые были основаны на самонаблюдениях испытуемых. Так, несколько десятилетий подряд они исследовали мнимый факт, что тучные люди едят якобы меньше людей с нормальным весом, изучали всевозможные теории про обмен веществ, генетику и искали другие объяснения.

Между тем абсолютно ясно, что люди с избыточным весом действительно едят больше, чем люди с нормальным весом, а их собственные наблюдения за весом и едой просто не были достаточно перепроверены.

Группа исследователей под руководством доктора Арчера (Archer, 2013) проанализировала данные клинических исследований, собранных на протяжении нескольких десятков лет у более чем 60 000 респондентов, и пришла к выводу, что две трети женщин и почти 60 % мужчин не могут дать достоверную информацию о калорийности своего питания. В последнем опросе участники, имеющие нормальный вес, недооценили свой рацион примерно на 150 ккал, люди с избыточным весом на 180 ккал, а страдающие ожирением указали цифру на 590 ккал ниже реальной. Если учитывать показания опрошенных, и вправду складывается впечатление, что толстые люди едят меньше, чем люди с нормальным весом.

На самом деле ситуация с таким количеством заблуждений и мистификации вокруг темы еды и веса довольно абсурдна. Из приведенного примера совершенно ясно, что, исследуя систему питания и все, что с ней связано, необходимо очень внимательно следить, откуда берутся те или иные данные, обозначены они как личные наблюдения или заявлены как объективные показатели.

Упомянутые до сих пор исследования о сахаре, если бы они основывались только на опросах, в средствах массовой информации хорошо смотрелись бы со следующими заголовками: «От сахара худеют! Ученые обнаружили, что если есть много сахара, то вы точно будете худым и стройным». Это было бы вдвойне враньем, потому что, с одной стороны, приведенные цифры неверны, а с другой стороны средства массовой информации склонны следствие выдавать за причину. Примерно так: «От сахара худеют!» вместо «Худые говорят, что едят больше сахара».

Похожие высказывания мне попадаются в последнее время все чаще. Если погуглить «От шоколада худеют», найдется огромное количество повествующих об этом докладов и научных работ. Например, на странице SPIEGEL ONLINE в одном докладе 2012 года как раз ясно видно, что связь между причиной и следствием едва проглядывается, однако говорится следующее: «Команда Беатрис Голобм для своего исследования о пищевых привычках опросила около тысячи людей (…). В результате можно сделать вывод, что регулярное потребление шоколада связано с низким индексом массы тела (ИМТ)». Ключевое слово здесь «опросила» – ясно же, что это были необъективные, непроверенные данные опрошенных. Далее следует рассуждение о причинах: «Любители полакомиться шоколадом двигались немного и потребляли в среднем даже больше калорий, чем другие испытуемые». В статье строятся догадки о том, что в какао могут содержаться вещества, влияющие на обмен веществ. Первая же страница в гугл-поиске выдаст массу высказываний на эту тему со всевозможных новостных сайтов, которые очевидно поддержат результаты этого опроса:

«Новое исследование: от шоколада худеют»
«…американские ученые обнаружили, что регулярное потребление шоколада способствует похуданию»
«Согласно данным недавнего исследования, проведенного в США, ваш вес не увеличивается, когда вы едите шоколад. Наоборот, он уменьшается, если есть его регулярно»
«Шоколад делает стройнее. Кто постоянно ест шоколад, худеет».

Так что, кто не знает, что субъективные сведения в вопросах питания могут быть полной и совершенной глупостью, прислушивается к поразительным результатам исследований в области питания и, конечно же, приходит к выводу, что секрет стройности именно в том, чтобы целыми днями пихать в свой организм калорийные сладости.

Резюме

Люди с избыточным весом и люди с недостаточной массой тела, как правило, по-разному оценивают съеденные порции еды. Первым они кажутся крохотными (хотя на самом деле они очень большие), а вторым – наоборот, маленькие порции кажутся огромными. Вот и весь секрет «стройной подруги».

Загрузка...