Великолепное начало

Если ваш ребенок освоит хорошие манеры, это пригодится ему в жизни. Принципы, заложенные в основу этикета, базируются на чуткости и уважении к другим людям. Они научат ребенка относиться к людям по-доброму, принимать в расчет их чувства. К ребенку придет уверенность, потому что он будет знать, что поступает правильно.

Все хотят знать, как надо себя вести. По мере того как будет расти самооценка ребенка, он научится думать не только о себе и строить счастливые взаимоотношения.

Как родитель вы увидите, что это небыстрый процесс. Пока ваши дети будут практиковаться в хороших манерах, вам часто придется напоминать им о чувствах других людей. Начните с основ и вместе наслаждайтесь путешествием по дороге вежливости!

1 января С какого возраста следует обучать ребенка манерам?

Родители начинают учить ребенка манерам сразу, как только малыш родится, – на своем примере. Хотя дети должны делать то, что вы им говорите, они, скорее, склонны повторять то, что вы делаете. Родители могут с удивлением обнаружить собственные промахи в поведении, которые повторяет их чадо. Нравится вам это или нет, обучение манерам происходит обычно через подражание.

Хорошая идея – учить ребенка одному новому действию в день. Если к трем годам ребенок может застилать кровать, то в четыре года он способен выбрасывать мусор, а в пять лет – накрывать на стол или убирать посуду после еды.

Попробуйте тот же подход при обучении манерам. Научите вашего ребенка некоторым из них. Как только он их освоит, знакомьте его со следующими. Заложите фундамент и начинайте строить на нем здание.

Пятилетний малыш должен уяснить базовые вещи, от десятилетнего ребенка можно ожидать большего. Вы удивитесь количеству комплиментов, которые услышите к тому времени, когда ваш ребенок достигнет подросткового возраста.

Трехлетнему ребенку следует уметь:

смотреть человеку в глаза при разговоре;

здороваться;

мыть руки перед едой;

спокойно сидеть за столом во время еды;

пользоваться столовыми приборами;

говорить «пожалуйста» и «спасибо».

Десятилетнему ребенку следует уметь:

поддерживать разговор со взрослыми;

правильно вести себя за столом;

правильно отвечать по телефону и передавать сообщения;

уметь контролировать себя в общественных местах;

самому содержать в чистоте свою комнату;

приходить вовремя.

Пятнадцатилетнему подростку следует уметь:

начинать разговор со взрослыми и проявлять интерес;

убирать дома за собой и своими друзьями;

шуметь ровно настолько, насколько это приемлемо для семьи;

защищать и по-доброму относиться к младшим братьям и сестрам;

выражать одобрение родителям и другим людям.

2 января С домом ничто не сравнится

Некоторые семьи идеально ведут себя на людях, а дома «отрываются». Этой же философии они придерживаются и в области манер. Сара Фергюсон, герцогиня Йоркская, однажды рассказала репортеру о своей формуле для хороших манер за столом. Она и ее дочери пользуются манерами классов А, Б и В. Когда они обедают с королевой в Букингемском дворце, они используют свои самые лучшие манеры (класс А). В ресторане они могут позволить себе немного расслабиться, поэтому используют манеры класса Б. А дома? Для дома подойдут манеры класса В.

Сравните философию герцогини с тем, что еще до Гражданской войны в США говорила писательница Элиза Фаррар. В ее книге «Друг юных леди» (1834) сказано: «Не будет ли более изысканным и честным жить чуть лучше каждый день и чуть меньше щеголять перед знакомыми?»

Конечно, дома неплохо расслабиться, но какой ценой? Одна из ваших целей как родителя – это научить ребенка хорошим манерам, чтобы они вошли у него в привычку. Если жевать с закрытым ртом необходимо только на публике, но не дома, скорее всего, ребенок будет чавкать везде – и дома, и при посторонних. Разные кодексы поведения только запутают вашего ребенка, и это непрактично в долгосрочной перспективе. Это все равно что сказать пианисту: не важно, как ты играешь дома, если ты хорошо выступаешь на концерте.

Родители могут избавить себя от головной боли и внушить детям, что семья заслуживает того, чтобы видеть их наилучшее поведение.

Вот несколько способов, которыми родители могут помочь детям принять участие в создании приятной атмосферы дома. Предложите детям:

разговаривать со своими родителями, говорить им «Доброе утро!» и «Спокойной ночи!»;

уважать личную жизнь других – не слушать телефонные разговоры, не читать чужие письма и не рыться в чужих шкафах;

негромко стучать в дверь перед тем, как войти;

помнить о хороших манерах за столом;

брать чужие вещи, только спросив разрешение владельца; возвращать вещи в хорошем состоянии;

проводить время с братьями и сестрами; не сидеть все время в своей комнате;

спрашивать членов семьи о том, как у них дела;

говорить негромко, находясь в доме;

убирать за собой;

не говорить грубостей.

НА ПРАКТИКЕ

Напечатайте этот список и повесьте его на холодильник. Хвалите ребенка, когда он применяет одно из правил на практике. Если ребенку нравится рисовать, пусть он сам придумает дизайн для этого списка.

3 января «Пожалуйста» и «спасибо»

Практикуя хорошие манеры, ребенок постепенно начинает думать о других. Он учится контролировать себя и осознавать, как его слова и поступки действуют на людей вокруг. В какой-то момент при достаточных тренировках такое поведение становится второй натурой. Это определенно относится к словам «пожалуйста» и «спасибо».

Как только малыш способен протянуть свою крошечную пухлую ручку и попросить печенье, вам следует поощрять его, чтобы он говорил «пожалуйста». Как только он достаточно вырастет, чтобы принимать подарки, учите его говорить «спасибо».

Слово «пожалуйста» должно стать частью любой просьбы. Настаивайте на том, чтобы ребенок говорил: «Дай мне попить, пожалуйста». Если ребенок совсем маленький, достаточно будет и: «Пить, пожалуйста». Словом «спасибо» всегда следует благодарить за переданную вещь, оказанную услугу или доброту. Дети должны говорить «спасибо», получив печенье или подарок, а также после визита в гости.

НА ПРАКТИКЕ

Чтобы слова из этого урока вошли в привычку, используйте метод обучения и поощрения. Когда вы с ребенком наедине, учите его говорить «спасибо» и «пожалуйста» и обязательно хвалите, когда он это делает.

4 января Извинения

Слова «Прости меня» или «Извини» (а не «Я не хотел!») могут успокоить бурную вспышку, сгладить обиду и дать возможность начать взаимодействие сначала. Дети должны говорить это, сломав чужую игрушку, обидев другого ребенка или забыв выполнить поручение, к примеру.

Если ребенок случайно налетел на другого ребенка в школьном коридоре, правильно будет сказать «извини». Если ребенок взял второе печенье, хотя еще не все это печенье попробовали, достаточно сказать «извините», чтобы выглядеть воспитанным. Если ребенок опоздал, забыл принести форму или позволил домашнему питомцу вырыть яму в соседском саду, то извинение показывает, что он может нести ответственность за свои поступки. Мелкие обиды таковыми и останутся, если ребенок их признает и извинится. Если ребенок промолчит, то может испортить дружбу.

Иногда извинения следует принести в письменном виде. За мелкие обиды ребенку не нужно извиняться письменно, если у него есть возможность сделать это устно. И не следует извиняться слишком усердно, если он не сделал ничего плохого.

Но если ваш ребенок что-то сломал или предал друга, рассказав его секрет, короткую записку с извинениями можно приложить к той вещи, которая заменит сломанную, или к пакетику со сладостями для обиженного друга.

Записка с извинениями может выглядеть следующим образом:

«Дорогая Элис!

Прости меня, что я рассказала Келси о том, что ты будешь носить очки. Ты просила меня никому об этом не говорить, а я все равно все разболтала. Я знаю, ты беспокоишься о том, как будешь выглядеть в очках, а я только еще больше огорчила тебя. Пожалуйста, прости меня. Ты моя лучшая подруга, и я чувствую себя ужасно, потому что обидела тебя.

Дженна».

НА ПРАКТИКЕ

Расскажите ребенку о том, как вы сами за что-то извинялись. Объясните, как вы себя при этом чувствовали и что из этого вышло. И обязательно говорите ребенку «Прости меня», если вы в чем-то не правы.

5 января Как правильно обращаться к другим

Дети должны обращаться к взрослым по имени и отчеству[1], если взрослые не просят их обращаться к ним иначе. «Здравствуйте, Анна Павловна», «Спасибо, Николай Иванович».

Такое обращение выгодно выделяет ребенка из толпы и намного превосходит манеру привлекать внимание взрослого простым «А скажите…», обращаться к нему по имени или вообще никак не называть взрослого при разговоре.

По правилам этикета, ребенок будет считаться взрослым, когда ему исполнится восемнадцать лет. До этого времени он должен обращаться к соседу по имени и отчеству, называть брата своего отца дядей и не обращаться по имени к людям старше восемнадцати лет. Как родителю вам следует в разговоре с ребенком называть других взрослых по имени и отчеству.

Всегда есть взрослые, которые хотят, чтобы ваш ребенок называл их по имени. Хотя это может запутать ребенка, как правило, дети отлично с этим справляются и помнят тех, к кому они могут обратиться по имени.

НА ПРАКТИКЕ

Попросите вашего ребенка сказать вам, как правильно обращаться к людям:

взрослая соседка (Анна Павловна);

дядя (дядя Коля);

бабушка (бабушка или бабушка Аня);

воспитательница (Марина Петровна).

6 января Поклон, поцелуй или рукопожатие?

Если вы найдете книгу по этикету, предписывающую маленьким девочкам делать книксен, а мальчикам кланяться, то, скорее всего, ее страницы пожелтели. В прошлом это было принято для хорошо воспитанных детей, но в наши дни вместо этого используют рукопожатие или кивок и улыбку.

При встрече со взрослым ребенок может протянуть правую руку для рукопожатия. Рука должна быть свободной, чистой и сухой (можно быстро провести рукой по одежде на всякий случай). Объясните ребенку, что руку следует пожимать уверенно, но не сдавливать пальцы или не слишком сильно сжимать руку; рукопожатие должно быть коротким. Ваш ребенок проявит удивительную уверенность в себе, если без колебаний протянет руку.

Если ребенок слишком застенчив, ему достаточно просто кивнуть, улыбнуться и посмотреть в глаза. Это тоже очень вежливо. Таков современный вариант поклона.

В некоторых обстоятельствах старомодный поклон просто необходим. Вы можете подготовить ребенка к такой ситуации – например, после выступления на концерте. Мальчики кланяются, слегка сгибаясь в поясе, держа руки по бокам. Девочки слегка наклоняют голову и туловище, держа руки по бокам. Книксены хороши только для девочек младше четырех лет.

Совет

Если ребенок выберет что-то одно из этого урока, то пусть это будет зрительный контакт. Это самый важный способ признать присутствие другого человека. На самом деле, если ребенок пожимает руку или кланяется, но не смотрит на человека, то никакой связи он не устанавливает.

Что касается поцелуев, некоторые дети охотно целуют близких взрослых, таких как любимые бабушки и дедушки. Но никогда не следует заставлять детей целовать тех людей, к которым они не чувствуют никакой нежности.

НА ПРАКТИКЕ

Потренируйте с ребенком рукопожатие, подскажите ему, что не следует хватать ваши пальцы или подавать вялую руку. Крепко возьмите его руку так, чтобы ладони располагались симметрично. Подскажите ребенку, чтобы он смотрел вам в глаза. Вы можете сделать тренировку более забавной, если используете плюшевого мишку. Попросите ребенка пожать мишке лапу и сказать: «Здравствуйте, Михаил Потапович». Сами ответьте за медведя: «Здравствуйте, Александр».

7 января Как принимать комплименты

Комплименты получать приятно. Самый лучший ответ ребенка – улыбнуться и поблагодарить человека, который сделал ему комплимент. Не стоит опровергать добрые слова. Их следует принимать как искренние.

Ребенку незачем уточнять, что его спортивная команда победила только потому, что команда соперников была не слишком сильной. Если ребенок утверждает, что не заслужил комплимент, другой человек может почувствовать себя неловко. Подскажите ребенку, что он может и сам добавить несколько слов к полученному комплименту.

Ребенок, свободно принимающий комплименты и делающий комплименты другим людям, показывает, что он принимает самого себя, а другие люди ему нравятся. Следите за тем, чтобы вы как родитель подавали правильный пример.

НА ПРАКТИКЕ

Прочтите эти диалоги вместе с ребенком и обсудите с ним, почему только два из них соответствуют хорошим манерам.

Разговор № 1

Хизер: «По-моему, ты очень красиво сыграл песню на концерте».

Джейми: «Все прошло ужасно. Я так нервничал, что забыл третий куплет, и мне пришлось закончить песню вторым куплетом. Мне было очень нелегко. Мне вообще не стоило ее играть».

Хизер: «Ну, я никаких ошибок не услышала. Мне показалось, что мелодия звучала очень хорошо. Мне бы тоже хотелось уметь так играть на фортепьяно».

Джейми: «Я вообще не понимаю, зачем я согласился ходить на уроки игры на фортепьяно».

Разговор № 2

Кристи: «Мне нравится твоя новая стрижка. Она тебе очень идет».

Кэрри: «Спасибо. Такую короткую стрижку легче укладывать. Ты тоже очень хорошо выглядишь. Красный цвет тебе к лицу».

Разговор № 3

Келси: «Мне нравится твоя блузка».

Бриттани: «А мне нет. Она такая старая и совершенно не стильная. Раньше ее носила моя сестра».

Разговор № 4

Джон: «Я думаю, ты великолепно сыграл в школьном спектакле. Ты был очень выразительным, и твой голос был хорошо слышен во всем зале».

Тим: «Большое тебе спасибо за эти слова. Ты очень добр. Это был мой первый выход на сцену, но мне понравилось играть. И спасибо тебе за то, что ты пришел посмотреть спектакль. Зрители очень хорошо нас принимали, поэтому нам было намного легче играть».

8 января Как говорить искренние комплименты

Сделать комплимент непросто, поэтому маленьких детей просто поощряйте за то, что они держат при себе свои комментарии по поводу личных качеств или действий других людей. Родители, которые призывают детей высказать бабушке свое мнение о ее рождественском обеде, рискуют услышать: «От этой брюссельской капусты меня едва не вырвало», а вовсе не: «Бабуля, ты печешь такие вкусные пироги».

По мере того как ребенок становится старше, учите его говорить приятные вещи о своих друзьях. Правило простое: быть искренним и правдивым.

Возможно, стоит посоветовать ребенку сосредоточиться на чем-то одном. Например, если дочка восхищается свитером подруги, она может сказать: «По-моему, этот свитер очень хорошо на тебе смотрится». Не стоит говорить: «Ты всегда выглядишь потрясающе», это прозвучит неправдоподобно. И девочка не должна спрашивать, где ее подруга купила этот свитер.

Комплименты и похвалы звучат искренне, если они начинаются с местоимения «я» или «мне» и оценивают конкретные действия: «Мне понравилась история, которую ты написал. Я так смеялась». Хвалебные фразы, которые начинаются с местоимения «ты», больше похожи на лесть («Ты такой талантливый» или «Ты пишешь лучше всех в классе»). Людям нравится слушать похвалы своим конкретным поступкам, а не общие позитивные фразы, которые, как они знают, не могут быть правдой постоянно.

Дети должны помнить и о тех, кто еще может услышать комплимент. Если одну из подруг только что выбрали в команду девушек-болельщиц, а вторую, которая тоже хотела попасть в команду, туда не взяли, и она стоит рядом, стоит приберечь поздравления до другого времени. Или по крайней мере поздравления должны быть краткими, чтобы вторая девочка не ощутила острее свою неудачу.

Поощряйте ребенка, чтобы он начал с комплиментов своим ровесникам. Не стоит адресовать комплименты взрослым, если только взрослый не сделал что-то хорошее для ребенка. Например, можно сказать взрослому: «Я думаю, что праздник, который вы устроили для всех нас, получился очень веселым». Но не стоит говорить: «Вы как будто похудели».

Комплимент – это словесные объятия. Говоря их чаще, дети научатся делать это искренне и от души.

НА ПРАКТИКЕ

Лучше всего начать делать комплименты дома. Сыграйте в игру: «Кому этот комплимент?» Кто-то из членов семьи делает комплимент: «Я под огромным впечатлением от того, как аккуратно ты написал доклад» или «Когда ты вешаешь куртку в стенной шкаф, вся семья в выигрыше, потому что в доме чисто». Остальные члены семьи пытаются угадать, кому предназначен этот комплимент. Кто угадает первым, тот делает следующий комплимент.

9 января Приходить вовремя

Наше время ограничено. Мы не можем замедлить его ход, не можем сделать день длиннее. Поэтому так важно правильно использовать отведенное нам время. Но не менее важно, чтобы ребенок не крал время у других. Опоздание – это именно кража времени у другого человека, лишение его ценной вещи, которую невозможно возместить.

Опоздание может быть результатом плохого планирования. Вы недостаточно рано начали собираться или оставили себе мало времени на дорогу. Но вы можете опоздать и потому, что вы не беспокоитесь из-за опоздания – вам все равно или вы намеренно невежливы. Другие люди могут не сказать вам сразу, насколько им мешают ваши опоздания, но вскоре они перестанут строить с вами совместные планы.

Как вы можете приучить вашего ребенка приходить вовремя.

1. Дайте ребенку больше времени, чем, по вашему мнению, ему требуется на сборы. Если вы обычно даете ему полчаса, пусть он начинает собираться за час до предполагаемого выхода из дома.

2. Помогите ребенку сложить вещи так, чтобы все необходимое было под рукой и ему не приходилось бегать по дому, вспоминая, где он оставил свой рюкзак.

3. Начинайте сборы накануне вечером: пусть ребенок заранее сложит учебники и тетради. Убедитесь, что одежда подготовлена.

4. Некоторым детям помладше нужна организационная помощь. Пусть ребенок запишет на листке бумаги все, что необходимо сделать, чтобы пойти куда-то. Отметьте время, необходимое для каждого действия.

5. Разумеется, все иногда опаздывают. Если ребенок опаздывает больше чем на пятнадцать минут, он должен позвонить и объясниться.

10 января Открывать двери

Мальчику следует пропустить девочку или женщину вперед в открытую дверь. Если дверь закрыта, мальчик должен открыть ее и придержать, пока проходит девочка или женщина. Не стоит обгонять девочку, чтобы первым оказаться возле двери. Если дверь тяжелая и открывается от себя, мальчик может открыть дверь, пройти первым и придержать дверь для тех, кто идет следом.

Когда открываются двери лифта, девочка входит и выходит первой, потом очередь мальчика. Мальчик может нажимать на кнопки нужных этажей. Если в кабине много людей, первым выходит тот, кто стоит ближе к дверям, будь то девочка или мальчик.

Мальчик первым входит во вращающиеся двери, чтобы начать их движение. Если двери уже вращаются, девочка проходит первой.

Девочки могут придержать дверь для другого человека, особенно если у него руки заняты покупками или прогулочной коляской, или это человек с ограниченными возможностями.

В конце концов, придержать дверь для другого – не важно, какого пола человек, – это просто хорошие манеры.

11 января Проявлять предупредительность

Многие взрослые уже по привычке предупредительно относятся к желаниям других людей, будь то требования босса, просьбы клиента или нужды ребенка или друга. Детей же придется учить, и на это требуется время. Вы можете заметить подобную доброту в детях только к подростковому возрасту.

Если ваш ребенок предупредителен, он сумеет предвидеть, что потребуется другому человеку в той или иной ситуации, и поведет себя соответственно. Ваш ребенок может:

открыть дверь для других, отойти на шаг в сторону и придержать дверь;

предложить свою помощь родителю, который с покупками возвращается из продуктового магазина;

принести в комнату дополнительные стулья, если в доме гостят бабушка и дедушка;

предложить напитки другу, зашедшему в гости;

предложить помощь человеку, который в этом нуждается;

уступить место в общественном транспорте пожилому человеку или женщине с маленькими детьми.

12 января Взять вещь взаймы

Ведущий психолог страны утверждал, что самая главная причина соперничества между детьми в семье – это отсутствие уважения к вещам другого человека. Это подтвердит любой родитель, у которого не один ребенок. Джуниор берет маркеры Мисси и не возвращает их. Мисси входит в комнату Джуниора без разрешения. Сначала Джуниор просто смотрит на Мисси, потом происходит взрыв. Как прекратить раздор между ними?

Начните с того, что установите некоторые правила для тех, кто одалживает вещь. Эти правила помогут вам избавить детей от взаимных обид.

Никогда ничего не брать, не спросив разрешения. Это относится даже к мелочам, например, к скотчу. Суть в том, что Джуниор дорожит своим скотчем, и Мисси должна это признать.

Возвращать вещь через разумный промежуток времени.

Понятие разумного зависит от ситуации. Книгу в библиотеку можно вернуть через две-четыре недели, диск с фильмом следует вернуть в прокат через день. Ребенок должен спросить брата, когда ему вернуть фотоаппарат, или узнать у сестры, на сколько она дает свой свитер.

Человек, у которого берется взаймы вещь, должен сам дать ее. Мисси не стала бы возражать против того, что младшая сестра воспользуется ее лаком для ногтей, но ей скорее всего не понравится, если девочка сама будет копаться в ее косметичке.

Разрешения следует спрашивать каждый раз. Если Мисси один раз взяла фотоаппарат брата с его разрешения, это не значит, что она может брать его, как только пожелает.

Возвращать вещь в рабочем состоянии. Заменять то, чей срок действия закончился. Или заменять вещь похожей. Если ваш ребенок одолжил плеер и в нем села батарея, его следует подключить к зарядке. Если он съел сладость, добытую братом или сестрой во время Хэллоуина, то следует вернуть такое же лакомство. Если ребенок одолжил у друга несколько долларов в кинотеатре, то он должен либо вернуть деньги, либо сводить друга в кино.

НА ПРАКТИКЕ

Попросите ребенка составить список тех вещей, которые он одолжил у кого-то. Можно ли их вернуть в нынешнем состоянии? Если нельзя, то что следует предпринять? Должен ли он вернуть вещь в определенный срок?

13 января Если что-то было испорчено

Спросите ребенка, случалось ли ему сломать что-нибудь в доме приятеля и спрятать эту вещь. Скорее всего вы увидите на его лице понимающую улыбку. Такое хотя бы раз бывало с каждым. Иногда что-то разбивается, ломается или проливается во время игры. Первая реакция ребенка: отрицать, спрятать или убежать.

Большинство происшествий не настолько серьезны, и ребенку лучше всего сразу признаться. Если он в гостях у друга, возможно, ему будет легче сначала признаться другу. Потом они оба могут рассказать обо всем родителям друга.

Объясните ребенку, как важно извиниться за то, что произошло. Искренние извинения уменьшают естественную негативную реакцию, вызванную неприятным происшествием.

Обещал ли ребенок компенсировать то, что было сломано? Если это возможно, ему следует попытаться это сделать.

14 января Когда непонятно, что делать

Никто не может знать всего, особенно ребенок. Если он оказывается в ситуации, в которой не понимает, как себя вести, можно сделать следующее:

посмотреть по сторонам. Понаблюдать пару минут, чтобы понять, как другие, например, накладывают еду на тарелку;

провести небольшое расследование. Например, если ребенка пригласили на необычный концерт или спортивные соревнования, можно заранее почитать информацию о музыкантах или правила состязаний, чтобы знать, чего ожидать;

спросить кого-нибудь. Нет ничего дурного в том, чтобы сказать: «Эта закуска выглядит восхитительно, но я никак не могу понять, что это такое. Вы не могли бы мне помочь?»

Напомните ребенку, что после любой оплошности ему следует извлечь урок из случившегося, но нет нужды винить и наказывать себя. Достаточно извиниться один раз и забыть об этом.

Загрузка...