Моряки в основном были очень большими почитателями табачной продукции, одни предпочитали трубочный табак, другие сигары, третьи нюхательный или жевательный, ну а после появления папирос и ещё позднее сигарет, многие моряки отдают предпочтение данному виду табачной продукции.
Моряки курили всегда, тому объяснений могло быть много, тяжелая работа, необустроенный быт, постоянное нервное напряжение, желание расслабиться и т.д. и т.п. Однако со временем, свет просвещения и пропаганда о вреде табака на организм человека, стали доходить и до ума моряков, многие стали задумываться о своем здоровье и разными способами избавляться от вредной зависимости. Ну а в последние годы благотворное влияние на моряков стали оказывать…, правильно, высокие зарплаты. О, высокая зарплата, это очень хороший мотиватор.
Когда человеку есть, что терять, он неизбежно начинается задумываться о том, как бы поменьше навредить себе любимому. И в этом, надо полагать, нет ничего предосудительного, унизительного, и эгоистичного. Наоборот, человек заслуживает сочувствия и одобрения. Ведь если разобраться, то высказывание, что «бытие определяет сознание», во многом справедлив и оправдан. Это только сидя на мягком диване в теплом, уютном кабинет, с чашкой горячего какао, под потрескивание поленьев в камине, хорошо мудрствовать о всяких там философских концепциях и осуждать нищих и голодных людей, из последних сил борющихся даже не за место под Солнцем, а просто за жизнь, за то, что они вредят своему здоровью, потому что не соблюдают правила гигиены или потому что докуривают подобранный в мусорке обмусоленный окурок. У такого человека, сознание как раз находится в гармонии с его ужасающим бытием и требовать от него другого и несправедливо и не гуманно и даже глупо.
Так что высокая зарплата оказывает очень положительное влияние на человека и на его жизнь. Моряки в последнее время стали меньше курить и чаще стали бросать курить. Ну что же, порадуемся за них и их родных и близких и поведаем один забавный случай, который имел место быть лет так 6 назад.
Заходили мы на контейнеровозе в порт Джебел-Али, это, пожалуй, самый большой порт Персидского залива и находится он в Объединённых Арабских Эмиратах.
Приняли на борт лоцмана и идем себе на заход в порт. Дело было во второй половине дня, светло, погода спокойная, движение судов не значительное, одним словом «тишь, гладь, да Божья благодать». Такая обстановка, после продолжительного океанского перехода, всегда располагает моряков к беседе со «свежим» человеком, а лоцман не только свежий он ещё и знакомым оказался. Сам он выходец одной из стран Ближнего Востока и мне уже доводилось несколько раз иметь с ним дело, когда он осуществлял лоцманскую проводку моего предыдущего контейнеровоза.
Значит ведём мы с ним обычную беседу, какую обычно ведут все моряки в различных портах по всему миру. Прошло некоторое время, и лоцман решил покурить, а курильщик он был заядлый. Собрался он выйти на крыло покурить, однако говорю ему, что кури мол на мостике, одна твоя сигарета всяко меня не убьёт, да и мостик огромный и кондиционер работает, так что дыма от одной сигареты и не заметно будет.
Перекурил наш лоцман у приоткрытой двери и тут я ему говорю: «Слушай, везёт же вам курильщикам.» Он спрашивает: «В чем?» Отвечаю: «Ну как же, вот вы курильщики курите, и тем самым, говорят, травите своё здоровье, однако, как показывает мировая статистика, практически не болеете болезнью Альцгеймера.» Лоцман довольный такой отвечает: «Отлично! Значит курение оказывает не только плохое, но и хорошее воздействие на человека.» В свою очередь спрашиваю его несколько лукаво: «А знаешь почему редко болеют?» Он отвечает, что нет не знает и даже не догадывается. Отвечаю ему: «А они просто не доживают до возраста, в котором начинает развиваться данная болезнь.» Лоцману шутка понравилась, он заулыбался. Судно тем временем подошло уже к входным молам и дальше уже было не особенно до разговоров, подошли портовые буксиры, с бака и юта начали принимать с них буксирные концы, лоцман вел переговоры с капитанами буксиров, отдавал команды рулевому и помощнику на машинном телеграфе, одним словом, обычная работа при маневрировании в порту. Однако, смотрю лоцман как-то стал сникать, на его лице появилась задумчивость. Всё-таки он уже несколько раз был у меня на судне и как он себя ведёт при маневрировании мне было в общем то известно, а тут человек на себя стал не похожим. Дальше больше. Когда судно было ошвартовано, и моряки на палубе устанавливали трап, наш пайлот совсем погрузился в себя, а когда трап был готов, и мы с ним попрощались, то от обычного темперамента, который так свойственен всем Ближневосточным народам, у него и помину не осталось. Сухо попрощавшись, он убыл с борта.
Не думаю, что его обидела шутка насчет болезни Альцгеймера, она была вполне безобидная, дело надо полагать в другом.
Хочется надеяться, что наш лоцман, вполне себе приятный человек, которому желаешь только добра, бросил курить, нет, совсем не для того, чтобы дожить и заболеть болезнью Альцгеймера, а чтобы прожить сколько ему отпущено здоровой жизнью.