Сергей Морозов
В 2006 году мы с дочей вместе перегнали яхту из Форт Лоудердейла, США на Азоры. Переход получился замечательным, интересным, познавательным и даже где-то захватывающе-темпераментным! Мне он запомнился прежде всего из-за судовладельца, – Антона Иванова, да, того самого, кто в журнале «Капитан Клуб» № 1, 2007. в статье «Через Атлантику», под псевдонимом (?) Антон Васильев скромно рассказал, как он героически, в одиночку боролся с трудностями перехода. Замечательный, очень интересный персонаж, многому меня и Сашку научил. Мы ему искренне признательны за это! Не сомневаюсь, что эта история будет интересна и поучительна так же и для вас. Она у меня ассоциируется прежде всего с одним из любимейших четверостиший Омара Хайяма, помните? -
Общаясь с дураком, не оберешься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама.
А произошло это летом 2006 года и вот как все было на самом деле, слушайте.
Как обычно, проведя зиму в южных Штатах Америки и вернувшись в Канаду, я начал подыскивать работу на приближающийся сезон. Обновил объявления в инете, позвонил в давно знакомые агенства и уже через несколько недель имел пару-тройку интересных предложений из Европы и Америки. Первым же позвонил клиент из Нью-Йорка, с приятным голосом, хорошими манерами, на русском без какого-либо акцента и попросил помочь перегнать его яхту из Форт Лоудердейла, Флорида до ближайшего Европейского порта в Испании или Португалии. После недолгого торга, войдя в положение заказчика, убедительно рассказавшего о некоторых… трудностях, мы ударили по рукам::$3500 – за перегон, с поэтапной выплатой наличными (50 %+%25+%25), $300/чел. в месяц на питание да все дорожные расходы, как принято в этом маленьком парусном мире – билеты туда/обратно, да душ/стирка во время заходов. Оплата за Транс-Атлантик была, мягко говоря не велика но меня устраивало то, что с собой я брал дочь, для которой этот перегон будет хорошим отдыхом после школы. Кроме того, молодой человек явно торопился побыстрей оказаться в Европе, что меня так же устраивало и я успевал к другому перегону примерно через месяц.
Сборы были недолгими, мы помогли нашему судовладельцу заказать самые дешевые билеты, помня его “некоторые трудности” и уже через несколько дней, 23 мая мы вылетели в Форт Лоудердейл, Флорида к полностью готовой к Трансатлантическому переходу яхте, как нас заверил Антон, наш новый знакомый а может и друг, ведь парусный Мир так мал и прозрачен и отдав ему всю свою жизнь, я не так часто встречался с обманом и негативом.
Ветер Странствий вновь позвал нас с доченькой и полные энтузиазма и радости новых встреч мы двинулись навстречу приключениям и еще одному Транс-Атлантику в нашем послужном списке.
“Ничто не предвещало бури”, как часто пользуются этим штампом в морских романах. Но тогда и в самом деле ничто не предвещало… и интуиция моя мирно посапывала где-то очень глубоко свернувшись калачиком.
Антон, – руку протягивал приятного вида, худощавый мужчина средних лет с голубоглазым взглядом покорителя женских сердец, но никак не морей и океанов. Что ж, мне приходилось видеть разных судовладельцев и заказчиков. Внешность бывает так обманчива!..
Встретив нас в аэропорту, Антон отвез нас на яхту, заехав по пути в универмаг и купив нам еды на пару дней, ведь с этого момента, согласно нашей договоренности, и только договоренности, так как я не прихватил с собой отработанный годами работы договор, успокоенный предварительным разговором с соотечественником, незначительностью суммы и простотой маршрута, мы поступали в его полное распоряжение как и на полное его содержание. Оставив нас на яхте, он извинившись, совершенно для нас неожиданно улетел. в Нью-Йорк, пообещав вернуться на следующий день, убедив, что выходим в тот же день, – “ведь яхта полностью готова”, еще раз заверил он нас. Что ж, у нас есть пару дней на знакомство с яхтой и городом, в котором моя дочь была впервые.
Яхта,”Morgan 50” 1984 года выглядела крепким для ее лет судном но “уставшим” от долгих лет работы в чартере.
Концы намотанные на лебедки, рундуки забитые сырыми, вонючими спасательными жилетами образца 1974 года, гора немытой посуды, бак питьевой воды с зацветшей до вони водой и холодильник с заплесневелыми остатками еды красноречиво говорили о том, что владелец не “оттопыренный” профессионал и не очень утруждал себя последние годы уходом за лодкой. Что ж, я тоже порой не имею достаточно времени для ухода за нашей яхтой, объяснимо – все мы люди и заняты иногда сверх всякой меры. Быстрый осмотр такелажа, корпуса, машины, камбуза показал. хм. – ехать можно, но. никто эту лодку не готовил к 3000-мильному переходу.
ОК, мне и не такое приходилось видеть! Наведя относительный порядок и разместившись в двух разных каютах по правому борту, поужинав мы, еще мирно, заснули.
На следующий день, тщательная проверка лодки показала без иллюзий, что даже если наш заказчик вернется прямо сейчас, шансы невелики, что мы сегодня уйдем. Не было многого! Антон вернулся поздно вечером. На мой вопрос: – Антон, когда будем закупать продукты на переход? Последовал удивленный ответ:-Зачем? У меня полная лодка еды! – ОК, значит я что-то пропустил. Покажи мне, пожалуйста, что у нас есть? С энтузиазмом он спускается в салон и радостно открыв ящики, коих множество на яхте, со снисходительным видом демонстрирует нам. полки забитые консервированным кокосовым молоком, давленными помидорами в томатном соке и. спагетти. Та же участь постигла и карты, как электронные так и обычные. Была только Флорида да Карибы от Виргинских островов, откуда лодка похоже и была перегнана. ОК, видели мы и не такое!
Наконец, 28 мая мы выходим! С незначительным запасом провизии, как было снова обещано – “лишь до Бермуд, а там всё и купим”, странноватая тактика для экономии денег. На Бермудах, как известно, цены запредельные на все! И без карт! Хорошо, что еще прихватил свою старенькую генералку Северной Атлантики и атлас ветров/течений. Антон решил на “ерунду” денег не тратить. Как и решил заплатить нам. половину от обещанного, – “на Бермудах” снова пообещал он. Результатом почти недельного общения так же был “договор ответственности сторон” быстро составленный от руки и отказ Антона встретить нас в Европе. Я предложил ему улететь самолётом, убедившись в том, что у нашего заказчика и судовладельца яхты, без сомнения, серьёзные проблемы с психикой. А от психически нездорового пассажира в море можно ожидать чего угодно!
– “Я тоже хочу”, обиженно ответил он на наше предложение перегнать лодку только нашими силами. Моя интуиция давно проснувшись сидела на краю сознания и. нервно подергивала ножкой.
Наконец мы вышли! Оставив Бермудский Треугольник южнее, как всем известно, его углы находятся: Бермуды – Майами (Флорида) и Пуэрто-Рико мы старались держать курс как можно ближе к Бермудам, что не всегда удавалась из-за гуляющих в этом районе ветров. Океанская рыбалка, наше с дочерью любимейшее занятие, скрашивала однообразие перехода и кормила нас сильными, красивыми махи-махи, излишек которых мы засаливали, ведь иногда нам приходилось брать по две-три штуки в день. К сожалению, как это чаще всего и бывает в морской практике, автопилот и электроника начали барахлить почти с первого дня и открытие, что Антон не может рулить как и следить за парусами в ночное время совсем меня не удивило но расстроило, ибо ночные вахты отныне были нашей с Александрой ответственностью. К обоюдостороннему согласию, мы решили, что будет для всех проще, если Антон будет присматривать за двигателем и электроникой, что даст ему возможность спать ночью, мы же берем на себя паруса и штурвал, когда сие будет необходимо. С тем до Бермуд и доехали.
05 июня утром, на восьмые сутки мы зашли в порт Сент Джорджес. В ночь, без карт я не взял на себя смелость заходить, помня узкий, вырубленный в скалах проход по нашему первому с дочерью Транс-Атлантику 2003 года. Что-ж, мы снова в этом маленьком раю! И как три года назад на причале таможни нас встречал наш давний друг Бернард Отли, так здорово нам помогавший, когда мы в середине сентября – самый пик ураганов, на третий день после знаменитого урагана Фэбиан здесь ошвартовались.
Разрушенные дома почти все отстроены заново, новые крыши и убранные вырванные с корнем вековые деревья не напоминали более о трагедии трехлетней давности, когда ветер просто унес в море четырех, так и не найденных человек. Здравствуй Бернард, ты как всегда прекрасно выглядишь для своих семидесяти лет! Постарел только я…
Три дня в маленьком раю! Взяли солярки, с трудом убедили Антона купить достаточно продуктов как минимум на две недели перехода до Азор. Как выяснилось, он не – “планировал тратить 600 баксов на жратву”. Вновь не получили всех обещанных, уже оговоренных в договоре денег. Вновь знакомое – “на Азорах, все на Азорах”. И последнее, от чего подпрыгнула не только моя интуиция но и я. – доктор Питер Оутбридж, возле дома которого мы ошвартовались после штормовой ночи, когда Антон рассорился со всеми в клубе и на утро просто сбежал так и не заплатив за стоянку, отведя меня в сторону предупредил: – “ аккуратней Сергей с владельцем. он всем здесь рассказал, что это он вас везет как пассажиров, не знай я тебя столько лет может и поверил бы. Похоже он. не совсем здоров.” ОК. Вот такого мы еще не видели в своей практике мореплавания!
Вечером 8 июня мы вышли в сторону Азорского архипелага.
Почти две тысячи морских миль будничной работы с учетом субординации и уважения к судовладельцу. Что-ж, мне и не такое приходилось видеть еще в бытность работы на “Крузенштерне”, когда Олег Седов, сегодняшний капитан барка был третьим, я – четёртым а Сергей Шишков – старпомом. Господи, когда это было? Но Антон превзошел все мои ожидания! Решения, как и поведение, менялись по нескольку раз за день, в зависимости от. силы ветра и планов на будущее, о которых знал только он, как показало время. Чем сильнее был ветер, тем реже мы видели его на палубе, но куда можно “пропасть” на 50 футах? Мы нашли его в каюте моей дочери мертвецки пьяным, он приговорил весь старый запас спиртного и мирно спал. Что ж, у каждого свои способы общения со страхом. Уж лучше пусть будет пьяным в каюте дочери, чем трезвым на палубе!
Мы с дочерью так и ехали не зная конечного пункта назначения. То остров Фаял, то Сан-Мигель, то Ибиза, а то и Флореш. Помогало мне справляться с разнообразным букетом эмоций относительно судовладельца моё отношение к нему как к. человеку больному, что он постоянно и подтверждал своим поведением.
23 июня, на 16 день перехода, отмахав последние триста миль вручную, 12 через 12, как мы с Александрой рулили не раз в экстремальных ситуациях, так как автопилот, как мы думали, приказал долго жить, но позже выяснилось, что его просто Антон отключил, сказав нам, что он сломался и запретив его попробовать отремонтировать, мы наконец были у самого северо-западного острова Азорского архипелага – Флореш. Заходить по генералке – удовольствие малоприятное. Тут же и сюрприз – стоянка только на якоре. Антона никак не убедить дойти до Фаяла, всего то 130 миль и цивилизованная марина! Устал?… боится?… соскучился по бифштексу и горячему душу? Я буксую, не находя ответа его решениям, даже не догадываясь, что ответы на все вопросы ждут нас всего на расстоянии в 130 миль юго-восточнее. Новый сюрприз – наш “первооткрыватель” не может заплатить за стирку, обед, душ и продукты. Его Visa “не работает”. ОК, зато работает моя и я спокойно даю ему 200 евро до Фаяла на наши текущие расходы. Лишь после этого я обратил внимание на свою интуицию, которая грустно сидела у меня на плече и почесывала у виска. Три дня на Флореш, что значит” Цветочный” с португальского. Остров красив, но если бы не наши новые знакомые, с которыми мы познакомились в ресторане, Лена с мужем живут и работают на острове уже четыре года и устроившие нам с традиционным русским гостеприимством ужин а на следующий день, экскурсию по острову, нам было бы абсолютно нечем себя занять. Высасываем из пальца программу своего пребывания. Чем быстрее мы сделаем свою работу, тем быстрее заработаем и вернемся к следующему заказу, ведь сезон так короток а так многое хочется успеть.
27 июня наконец выходим на Фаял, 130 миль – сутки перехода. Сказывается накопившаяся усталость, я ложусь вздремнуть перед ночной вахтой и просыпаюсь, за двадцать миль до острова Фаял. – Александра отрулила более ста миль, всю ночь. Мне есть чем гордиться, я вырастил настоящего моряка!
28 июня. Швартуемся вторым бортом, стенок не хватает, яхт и флагов достаточно много, ведь это время года наиболее благоприятно для круизов по Европе. Поднимаем с Антоном по рюмке за достаточно быстрый да и в основном беспроблемный переход, ведь мы уже в Европе. Осталось каких-то 700–900 миль, в зависимости от того, куда ехать. – “Ну, так куда мы двинем после Хорты, родный? Где ты надумал финишировать?… – невольно задаю я вопрос, от которого зависит, когда и где мы закончим нашу работу и, соответственно общение. – “А вот здесь и закончим моё плавание”, отвечает Антон, и по его лицу явно скользит ухмылка.
– “Так вот ГДЕ собака зарылась!”. кричит, чуть не падая с плеча моя интуиция. Но. собака, похоже, уже зарылась.
“Хорошо, Антон.” После некоторого раздумья, отвечаю я.
– “Решил закончить? ОК! Мы в Европе, работу сделали, заплати нам оставшееся, купи билеты обратно до Канады и спокойно попрощаемся”.
– “Работу вы до конца не сделали, за сделанное я вам уже заплатил. Так что, мне осталось лишь купить вам билеты”, отвечает Антон, с тем же голубоглазым взглядом покорителя женских сердец, но никак не порядочного мореплавателя.
– “Опа!.. Моя интуиция смачно шмякнулась с моего плеча!.. я аж вздрогнул!.. и зарытая собака зашевелилась!..
Описывать последние сутки нашего с дочерью пребывания на Азорах, – сюжет для Агаты Кристи или Александры Марининой. Но больше всего мне запомнилось, когда Антошка. орал мне в лицо: – “Почему ты мне не веришь? Здоровьем матери, жизнью сына клянусь, что не думал и не думаю вас “кидать”. Возьми чеки на оставшуюся сумму и билеты и. закончим”.
–“ Хорошо, Антон!», я взял чеки на оставшуюся сумму почти в две тысячи и билеты, хоть моя интуиция и корчилась у моих ног.
29 июня, рано утром мы улетели с Сашенькой с Фаял на Сан-Мигель. Вроде все в полном порядке – в кармане чеки на оставшиеся две тысячи, билеты до Канады. Но мне всю дорогу до аэропорта и после, до остова Сан-Мигель не давала покоя моя интуиция, так и корчившаяся у моих ног.
На Сан-Мигель, мы попросили проверить наши билеты до Канады, и нисколько не удивились, узнав, что наши “e-ticket” не более, чем. – неоплаченная бронь. Выхода у нас не было, Антоша его просто для нас не предусмотрел, и мы сразу же связались с эмиграционными властями на Хорте. Только благодаря их усилиям, наши билеты до Канады были все же оплачены Антоном Ивановым, что избавило нас от встречи с ним, а я ведь так хотел вернуться, но он предпочел еще одной встрече – оплату билетов. Кроме того, как нас уведомили власти, к моменту нашего ультиматума на борту яхты с названием “Flash Verde” уже был. новый экипаж. Так вот зачем он нас так срочно выгнал с борта якобы завершив перегон!
Аналогичная с билетами участь постигла и наши чеки на оставшуюся сумму. Они просто не были акцептированы выданным Bank of America, за подписью: Иванов/Тимофеевская. копии с которых мы предусмотрительно сняли.
Только в Канаде, отчасти успокоившись и… “взяв на грудь” свои 350 грамм Смирнова Blue Label, я с доченькой решили, что недополученные две тысячи баксов за Транс-Атлантик можно (с натягом) считать платой за приобретенный опыт. – “В яхтенном мире, по-моему, вообще не бывает плохих людей”… как “скромно” заметил наш герой Антоша Иванов. Не смею с ним не согласиться! Но бывают и досадные, увы, исключения.
Но на этом история не закончилась, как вы можете подумать. И продолжилась она уже совсем иначе, и вот что произошло!
Совершенно неожиданно для себя я узнал о том, что Антон Иванов, наш заказчик и судовладелец яхты Morgan 50’ со звучным названием “Flash Verde” опубликовал в журнале «Капитан Клуб» № 1, 2007 под псевдонимом Антон Васильев статью, с героическим названием «Через Атлантику». В ней он рассказывает, как он самоотверженно сражался с трудностями перехода через океан в одиночку. Ну, помня, что Антон явно нуждается в помощи психиатра, я этому факту не особо удивился. Но и оставить сие безобразие как есть мне не позволило самолюбие. Я связался с администрацией журнала «Капитан Клуб», где главным редактором в тот момент был мой старый знакомый по журналу «Катера и яхты», Зарий Черняк и потребовал опровержения этой статьи Иванова. Так же я написал и фельетон, под названием «Через Атлантику или Осторожно, судовладелец!». Через два месяца, одновременно, журнал «Капитан Клуб» опубликовал опровержение а журнал «Катера и яхты» опубликовал мой рассказ об истинных событиях и участниках нашего перехода через Атлантику с больным мальчиком на борту. Казалось бы всё, порядок, правда восторжествовала, верно? Но нет, и это не конец истории. Лишь через семь лет, уже во время моей одиночной кругосветки на яхте Hikari, один из читателей моего блога на портале Живого Журнала сообщил мне, что помнит эту историю, поскольку в тот момент он работал в одном из яхт-клубов Москвы, куда был взят на работу ярдформаном (!) наш старый знакомый Антон Иванов. К нему отнеслись как к порядочному, опытному моряку, но после моих публикаций в двух основных русскоязычных яхтенных изданиях он был немедленно уволен! И вот здесь история и заканчивается, с чувством моего глубочайшего удовлетворения! Ведь мой Мир – Океан не терпит в своих водах мерзавцев, воров и подлецов. Рано или поздно выбрасывая их на берег как мусор или как экскременты.
Как говорится, – в историю трудно войти, но легко вляпаться!
Вот такая забавная история, дорогой читатель. Надеюсь, она послужит для тебя хорошим примером в общении с судовладельцами, будь бдителен!
Мистическая история, прекрасно демонстрирующая, что морские традиции и приметы были придуманы и им следовали не случайно. Как например, – не выходить в море в пятницу и уж тем более в пятницу, 13-го!
Много было интересного в той моей яхтенной жизни. Но наиболее мне запал в память один летний день 1997 года, в Эстонии, в Таллинне, где я прожил счастливо пятнадцать лет и где я владел своей второй в жизни лодкой – Carter 30’.
Как и большинство людей имеющих прямое отношение к морю, я – суеверен. Потому, заказ на выход в море, да еще на целый день в пятницу тринадцатого несколько меня озадачил, если не сказать больше. Но делать было нечего, ибо «лихие девяностые» плавно перешли в «сытые», но кушать от этого хотелось не меньше и чартер в сезон неплохо меня подкармливал.
Эстония, на территории которой я имел сомнительное счастье оказаться после развала Советского Союза радостно плескалась в волнах независимости. И русскоговорящие, и совсем не говорящие по русски выживали как могли. Не долго думая, я принял заказ, и мы договорились встретиться возле лодки в десять часов утра.
Итак: место действия – Эстония, 13 июня 1997 года, пятница…
Заказчиками на чартер на целый день по Таллиннскому заливу оказалась русская семья – папа, мама и сын лет двенадцати. Будучи примерно одного возраста с родителями, мы быстро нашли общий язык, загрузились и бережно относясь к каждому часу прекрасной солнечной погоды, не так часто баловавшей нас в начале лета – отдали швартовы.
Уже из устья реки Пирита была видна спокойная гладь залива, иногда поеживающаяся от легкого утреннего бриза. На небе ни облачка и рука невольно потянулась к бутылке истекающего холодной слезой пива. Первой генуи было вполне достаточно, грот я даже не стал разбирать и под легкими взмахами ветерка мы заскользили по заливу в сторону острова Аэгна. Впереди беззаботно маячил день любимой работы в идеальных условиях. Пятница не торопилась, она набирала силы.
К полудню совсем стихло. Парус повис усталым крылом и даже не трепыхал. Мы остановились где-то между Таллинном и Аэгна, задрейфовав в полумиле от берега. Пассажирам нравилось к великой моей радости – все! И ленивое движение, и глубокомысленное молчание момента, которое мы не решились нарушить к обоюдостороннему согласию звуком работающего двигателя.
Только вот как-то душновато стало, в один момент легла тяжелая, высокая дымка и воздух остановился. Остановилось, казалось все… и воздух, и Солнце и время. Ребята спустились в каюту приготовить легкий перекус, я же остался наверху с интересом наблюдая за полным штилем, столь редким для этих мест. Не было слышно ни привычного плеска воды у борта, ни крика чаек. В придачу к этому заморосил мелкий дождь, скорее даже морось из неба лишь слегка подернутого тяжелой, вязкой дымкой, что было еще более странно. Но штиль молчал и я закутавшись в толстый реглан с капюшоном даже не задумался а стал как бы одним целым с моментом… без мыслей, желаний, движения.
– «Я еще не успела испить свою осень,
А уже снегопад сторожит у ворот»,
– замурлыкал я полюбившийся еще в курсантские годы романс непревзойденной Нани Брегвадзе…
…Удар пришелся в левый борт и был такой силы, что лодка накренившись, вантами и краспицами подветренного борта ушла в воду. Внизу, в каюте шум падающей посуды перемешался со звуком падающих тел. Зацепившись левой рукой за леера ограждения, я рефлекторно взял румпель на себя выводя лодку из брочинга. Мои старенькие шкоты, которые, о-Счастье!.. я так и не заменил на новые, скупердяйски решив отработать еще сезончик, лопнули как шнурки от видавших виды щиблет и лодка наконец встала на ровный киль. Подвернув и поставив лодку «на фордака» я попытался оглянуться и понять, – что же произошло? Но ветер был такой силы, что легкие раздувшись отказались работать. Да и вода летевшая прямо горизонтально не давала шанса увидеть что-либо на расстоянии нескольких метров. Воды было столь много, что самоотливной кокпит не справлялся.
Дождь-ли это, верхушки сорванных ветром волн – было не ясно. Похоже, что это было все вместе, вперемешку со слезами и соплями обильно истекавшими из меня, и я стоя по щиколотку в воде только что и мог – держать под ветер.
Генуя, освободившись от шкотов, вытянувшись во всю длину на форштаге, трепеща как женщина в гневе, лупила себя по бокам шкотовым углом, разрывая саму себя. Я, будучи бессильным свидетелем подобного безобразия случайно скользнул взглядом по лагу… 7… 7,5… 8 узлов?… Опаньки!.. Под одним рангоутом?… Интересно, – как долго? Ведь впереди Финляндия, меньше сорока миль и когда надо вертеть?… и куда?… влево или вправо?…
И тут я вспомнил о пассажирах! Скорее всего потому, что внизу было очень тихо, – ни звука! Неужели?… я боялся даже представить, ведь на мне, как на владельце и капитане была ВСЯ ответственность за них! Я откинул крышку люка и заглянул внутрь…
То, что я увидел превзошло все мои ожидания!
Три пары огромных, застывших, казалось занимавших весь объем каюты… глаз! Я им что-то сказал (интересно, что?) и они, ожив заморгали. – О, слава Богу!.. Я задвинул крышку на место. Ощущая всем телом тяжесть намокшей одежды и уже мокрый до трусов, я приготовился к худшему – рулить в этих условиях долго. Кстати, а где Аэгна?.. Оставляю я его «чисто» правым бортом или уже лучше начать подворачивать?…
И тут, – извините за этот надоевший уже всем штамп, ибо «и вдруг» уже было и звучит еще более банально, но то, что произошло в следующую минуту случилось именно как «и тут»…
И тут, у того, кто все это придумал – закончился керосин, или порох или еще что-то… В один момент ветер ослаб настолько, что генуя или то, что от нее осталось, ухнув упала на штаг, воду выключили и развиднелось. Лишь лодка продолжала катиться по инерции. Заклокотав, ушла последняя вода из кокпита и я выпрямился, осторожно оглядываясь.
Впереди справа показались очертания острова Аэгна, сзади, собственно где ему и следовало быть появился контур Парусного центра. Все на месте, даже до Аэгна не доехал, – подумал я и затрясся. Меня начало колотить так, как казалось не колотило никогда! Похоже, впрыснутый в кровь страхом адреналин начал работать. Уличные драчуны знают этот финт, – когда к вам пристают на улице и вечер перестает быть томным, опытные бойцы, зная, как работает инстинкт самосохранения – начинают первыми, тем самым выигрывая у адреналинового шока важнейшую первую минуту, которая собственно, все и решает. Они разбираются с противником хладнокровно, видя и оценивая все трезво. Нападающая же сторона уже находилась под адреналиновым опъянением. А так как я был застигнут врасплох, следовательно испугаться не успел, посему и реагировал трезво. Теперь адреналин в системе, плюс – мокрый до трусов, плюс – все вроде закончилось.