Драккар викингов
Проходили века, и мир менялся. Римская империя ослабела и разделилась. Западная её часть погибла. Её захватили соседние народы – франки, англы, саксы, лангобарды, вандалы. Поделили между собой и основали собственные королевства. Но Восточная Римская империя удержалась. Её население составляли в основном греки. А столицей стал Константинополь, построенный на месте городка Византий – того самого, где раньше побывал Андрей Первозванный. Поэтому империю называют и иначе, Византийской, греческой. А место было очень выгодное. В древности разные страны связывало между собой Средиземное море (его так и назвали, будто оно лежит посредине Земли). Чтобы попасть оттуда в Чёрное море, надо было повернуть на север вдоль берегов Греции – в Эгейское море. А из Эгейского моря в Чёрное дорога ведёт через два узких пролива. Сперва Дарданеллы – и попадаешь в маленькое Мраморное море. А потом пролив Босфор – и выходишь в Чёрное.
Константинополь как раз и стоял на берегу Босфора (сейчас это Стамбул). Получалось – на перекрёстке важнейших дорог. Морской, из Средиземного моря в Чёрное. И сухопутной – из Азии в Европу. Восточный берег Босфора – Азия, западный – Европа. Византийская империя была очень богатой и могущественной. После гибели Западной Римской империи она стала центром мировой культуры. Она была и мировым центром христианской Церкви. А Константинополь был самым большим и самым красивым городом мира.
Византии пришлось вести долгие войны с восточными соседями, арабами. Они создали огромную державу, покорили Северную Африку, Испанию, Сирию, Персию, дошли до Индии. Арабы были прекрасными мореходами. У индусов они переняли новые паруса. До сих пор их делали прямыми, только для попутного ветра. Поперечная штанга на мачте, к которой крепится парус, называется рей. Индусы и арабы заметили: если наклонить рей с верхней частью паруса в одну сторону, получается как бы «кулёк». Если его поворачивать вправо или влево, то можно плыть не только при попутном ветре, но и при боковом. Хотя и не прямо, а зигзагами. У моряков это называется «галсами». Правый галс, потом левый галс. Паруса специально стали делать не прямоугольными, а косыми, с наклонными реями. Чтобы рулить и управлять судном с помощью такого «кулька».
Но и византийцы помнили римскую науку, строили тяжёлые корабли-крепости. Их называли дромоны – окованные металлом, с башенками, метательными машинами, таранами. А ко всему прочему византийские учёные изобрели страшное оружие, «греческий огонь». На кораблях устанавливали особые устройства – сифоны, они выбрасывали струи горючей жидкости на 10–15 метров. Из чего состояла их жидкость, неизвестно до сих пор, это хранилось в строжайшей тайне. Но она сама воспламенялась на воздухе, горела на воде, и потушить её было невозможно. «Греческим огнём» можно было сжечь целые эскадры. С таким оружием греческий флот побеждал арабов.
А северными соседями Византии были славяне. Но они не были едиными, у них было множество племён. Поляне, северяне, радимичи, вятичи, древляне, тиверцы, уличи, словене и другие. У каждого племени было отдельное княжество. Иногда они дружили, иногда враждовали. На землях будущей России жили не только славянские, но и финские племена: чудь, водь, ижора, весь, меря. На Оке – мещёра и мурома, на Волге – мордва, черемисы (марийцы). В те времена наша земля была покрыта дремучими лесами, болотами. Главными дорогами были реки.
Зимой по ним ездили на санях, летом на лодках. Их изготовляли так же, как в древности, из выдолбленного бревна. Но строили и более крупные суда – ладьи, струги. Для этого борта лодки наращивали досками. Длина ладьи составляла 20–25 метров, ширина могла быть до 8 метров. Она могла перевозить 40–60 человек. Там, где разные реки близко подходят друг к другу, существовали волоки. Судно разгружали, подкладывали под него круглые брёвна-катки, как на колёсах, и волокли от одной реки на другую.
Такими водными дорогами можно было попасть в другие страны. Там, где сейчас находится Татарстан, лежала Камская Булгария. В низовьях Волги и на Северном Кавказе раскинулся сильный и воинственный Хазарский каганат. Если спускаться по Днепру или Дону, можно было приплыть в города Крыма. Часть из них принадлежала Византии, а часть Хазарии. Центром греческих владений в Крыму был Херсонес, хазарских – Самкерц (Керчь), и на кавказском берегу у хазар был большой порт Таматарха (Тамань).
Славяне выходили в море на тех же самых ладьях, которые плавали по рекам. Гребли вёслами. При попутном ветре ставили мачту с прямым парусом. Иногда над кораблём натягивали навес – защиту от солнца, дождя. Для этого могли использовать тот же самый парус. Ладьи не различались на военные и гражданские. Ведь на них никакого вооружения не было, они служили только для передвижения. Если нужно, перевозили грузы, купцов с товарами, а если нужно – воинов.
В Византии славяне бывали часто. Приезжали торговать, подрабатывать. Некоторые императоры заключали союзы со славянскими князьями. Те им помогали, присылали на войну флотилии ладей с войском. Но греки были очень заносчивыми. Они только себя считали культурными, цивилизованными, а славян обзывали «дикарями», «варварами». Унижали, обижали. Тех, кто приезжал к ним торговать или работать, обсчитывали и обжуливали. Обманами забирали товары, самих захватывали в рабство. И договоры не выполняли. Славяне им помогли, а за это не получали ничего. Нужно ли выполнять обещания каким-то «варварам»?
Те обижались, и славянские флотилии обрушивались на Византию войной. Хотя это было очень опасно. Если в море лёгкие ладьи и лодки настигнет буря – перетопит или разобьёт о камни. Да и с византийским флотом было лучше не встречаться. Тяжёлые боевые корабли могли запросто раскидать судёнышки славян, сжечь «греческим огнём». Поэтому выбирали момент, когда греки явно не ждут. Быстрые ладьи налетали на какой-нибудь город на берегу. Воины высаживались, разоряли, грабили. Набирали пленных – потом на своих обменять или грекам их выкупать придётся. А пока император пришлёт военную эскадру, славяне уже грузили добычу на суда и уплывали домой.
Одно из племён, словене, жило севернее остальных, на реке Волхов. Столицей племени был город Ладога. Её место тоже получилось очень выгодным, на перекрёстке водных дорог. Через Ладожское озеро и полноводную реку Неву выходили в Балтийское море. А с Волхова через волоки можно было попасть на Днепр – и плыви к Чёрному морю, в Византию (этот путь называли «из варяг в греки»). Через другие реки и волоки дорога вела на Волгу, в Камскую Булгарию, Хазарию и дальше на Каспийское море.
Словене этим пользовались. Скупали у лесных племён меха пушных зверей. Везли их продавать за границу, там они стоили очень дорого. Очень ценными товарами были и мёд, воск. Ведь для освещения людям требовались свечи или светильники. Но свечи из сала или светильники с растопленным жиром коптили и воняли. Восковые свечи были самыми лучшими. И в Европе, и в азиатских странах, и в Византии их покупали за большие деньги.
Словене на своих ладьях регулярно плавали и через Балтийское море. На южном его берегу в те времена тоже жили славянские племена – ободриты, рароги, руяне, вагры, поморяне. У них было свои города, порты. Словене дружили с ними. Через них торговали с европейскими королевствами. Память об этих плаваниях сохранилась в новгородских былинах про удалого купца-морехода Садко. Некоторые смельчаки добирались до каких-то очень далёких стран. В Новгороде были старинные предания, похожие на мифы древних греков. Как мореход Моислав на трёх ладьях доплыл вообще до края света. Видел там райскую землю и другие острова, населённые чудовищами.
Но в VIII веке на Балтийском море появились викинги. Точнее, называли их по-разному. Европейцы – норманнами (людьми севера). Византийцы – ворингами (дружинниками, воинами). Славяне произносили византийское название чуть иначе – варяги. Это была не национальность, а род занятий. Вольные воины, желающие подзаработать своим оружием. Плодородной земли в северных краях было мало, её не хватало. Самые энергичные и буйные молодые люди отправлялись искать удачи. Они собирались ватагами вокруг опытных предводителей. Берега Скандинавского полуострова – Швеции, Норвегии, изрезаны шхерами, многочисленными бухтами. В них устраивали базы, и слово «викинги» произошло от «вик» – бухта. Строили корабли примерно такие же, как славянские ладьи. Только носы часто украшали драконьей мордой, чтобы было страшнее, и эти суда называли «драккары» (драконы).
Иногда викинги целыми отрядами нанимались на службу к каким-нибудь властителям. А часто становились просто пиратами. Действовали так же, как славяне против византийцев. Неожиданно нападали с моря на селения и города на берегах. Или по рекам прорывались вглубь страны. Грабили всё на своём пути. Пока король или князь собирал войско, они уже уплывали. Это были свирепые и отчаянные воины. О нравах викингов красноречиво говорят прозвища их вожаков: Раскалыватель Черепов, Гадюка, Коварный, Кровавая Секира, Брюхотряс, Грабитель, Свинья, Живодер, Вшивая Борода, Поджигатель. Очень много их погибало в морских штормах. Но и добычу привозили богатую, а это привлекало новых желающих.
Варягами становились люди разных национальностей. Шведы, датчане, норвежцы, финны, эстонцы, латыши, славяне. Очень хорошо были известны и варяги-русь. Их главная база была на острове Руян – в русских сказках его называют остров Буян (сейчас это остров Рюген). Там даже языческий храм местного бога Свентовита содержал собственную дружину, снаряжал её в походы. Он имел и долю в пиратских промыслах, все варяги на острове должны были отдавать храму третью часть награбленного добра.
Эскадры викингов нападали и на Францию, и на Англию, и друг на друга. Они пожаловали и на Русь. Разгромили в бою князя словен Буривоя, захватили Ладогу. Отсюда они совершали плавания по рекам, покорили соседние племена – кривичей, чудь, весь, мерю. Грабили их, заставляли платить большую дань. Но эти народы недолго терпели жестоких завоевателей. Около 790 года они восстали, возглавил их сын Буривоя Гостомысл. Варягов побили и прогнали. А племена, сражавшиеся против них, задумались, что жить поодиночке слишком опасно. Решили и дальше оставаться вместе, выбрали Гостомысла общим князем.
Государство стало большим и сильным. Нападать на него варяги больше не осмеливались. Русские купцы по-прежнему плавали и в Западную Европу, и в Византию, и в Хазарию, а оттуда через Каспийское море и в Персию. Своих дочерей Гостомысл выдал замуж за князей других стран. Одна из них, Умила, стала женой Годолюба, князя племени рарогов. Это племя входило в союз ободритов, жило на другом берегу Балтийского моря. Город рарогов Рерик был большим портом, так что дружба с ними была очень полезной для мореплавания, для торговли.
Но на богатый порт посматривали и завистливые соседи. В 808 году на него напал король Дании Готфрид. Рерик взяли штурмом, князь Годолюб погиб. Где и как скрывалась Умила, мы не знаем, но у неё был маленький ребёнок. Его звали Рюрик – в честь захваченного врагами города, в честь священного символа племени – сокола-рарога. Когда Рюрик подрос, он поехал к императору франков Людовику Благочестивому. Просил, чтобы ему помогли возвратить отцовское княжество. Император принял его ласково, окрестил – и даже сам стал крёстным. Обещал поддержать, но своих слов так и не выполнил.
А для бесприютных сирот на Балтийском море открывалась прямая дорога – в варяги. Рюрик присоединился к тем, кто был ближе ему, к варягам-руси. В 844 году его отряд высадился в Испании, лихим штурмом взял крепость Севилью. Потом он вместе с норвежскими викингами захватил несколько городов во Франции, осаждал Париж. Стал одним из самых прославленных пиратских вождей. В 850 году его избрали предводителем в совместном походе нескольких эскадр. Под его началом 20 тысяч варягов на 350 кораблях обрушились на Англию. Но Рюрик мечтал отвоевать родное княжество. На добытые в набегах деньги нанял войско из викингов, начал войну. Затея не удалась, он потерпел поражение и снова покинул родину.
А на Руси умер Гостомысл. Его сыновья погибли раньше отца, княжеский род прервался. Ну а племена, долгое время жившие мирно под властью Гостомысла, уже забыли об угрозах. Принялись вспоминать какие-то обиды, спорить – кто старше. Разделились и даже подрались. Но разрозненные племена, враждующие друг с другом, были просто подарком для завоевателей. С востока начали наступление хазары. Подчинили и заставили платить дань полян, северян, вятичей, радимичей. Покорили и жителей Поволжья, и племя меря в центре нынешней России. А с Балтийского моря возобновились набеги викингов. Словене, кривичи, чудь и весь спохватились, что надо бы снова объединиться.
Тут-то и вспомнили про Рюрика. Ведь он приходился внуком Гостомыслу. Он был прославленным воином. И к тому же, он оказался князем без княжества. Значит, должен был целиком связать себя с новой родиной. Отправили к нему гонцов за море, приглашали править на Руси. Рюрик согласился. В 862 году он прибыл в Ладогу с варяжскими дружинами. А военным он был очень опытным. Сразу оценил, какую опасность представляют хазары, захватывают одну область за другой.
Рюрик начал против них войну. Так же, как всегда действовали викинги. Его ладьи стремительно ринулись на Волгу. Дружины внезапно нагрянули в Ростов, главный город племени меря, отбили его у хазар. Неприятели не успели опомниться, а флотилия Рюрика уже проскочила до Оки. Одним махом взяла город Муром, и ещё одно племя, мурома, перешло под власть нового ладожского князя.
Его держава сразу выросла, и он взялся укреплять границы. И со стороны Хазарии, и со стороны Балтийского моря. Рюрик же сам был пиратом, отлично изучил их приёмы. Викинги в это время разгулялись со страшной силой. Они совершенно замучили постоянными набегами Англию, Францию, Германию. Дания сама была пиратским гнездом, но её напрочь разорили варяги из других стран. И только на Русь после прихода Рюрика не было ни одного нападения! В этом была несомненная заслуга князя. К нему, в безопасную Ладогу, стекались отовсюду купцы, переселялись новые жители. Хотя для большого города место было не слишком удобным. Выбрали другое, и возник «новый город» – Новгород.
После смерти Рюрика у него остался сын Игорь. Он был ещё маленьким, править стал его дядя Олег. Он продолжил дело Рюрика – собирать разрозненные племена в одно государство. Те порядки, которые установились в Северной Руси, людям нравились. Правителей считали хорошими и справедливыми. В 882 году по призыву Олега собрались не только варяжские дружины, но и большое ополчение словен, кривичей, чуди, веси и мерян. Сотни ладей и лодок с воинами отчалили на юг по Волхову и Днепру. Некоторые здешние племена согласились подчиниться Олегу добровольно, с другими пришлось воевать. Но под его власть перешли поляне, древляне, северяне, радимичи. Северная Русь соединилась с Южной. Столицей стал Киев на Днепре.
Хотя тут же выступили могущественные враги. Одним был Хазарский каганат – ведь многие из этих племён раньше платили дань ему. Но и Византии совсем не понравилось, что на севере возникла такая большая держава. Она заключила союз с хазарами, со степными кочевниками мадьярами. Вместе надеялись раздавить Русь. Но и Олег нашёл друзей. Заключил союз с Болгарией – она воевала с Византией. С другими кочевниками, печенегами – они враждовали с мадьярами и хазарами. Нападения неприятелей отбили. Мадьяр разгромили, прогнали вообще за Карпатские горы.
А в 904 году Олег предпринял поход на Византию. Конница двинулась по берегу Чёрного моря, а по воде – 2 тысячи судов. Такой флот мог перевезти 80–100 тысяч человек. Может быть, летописцы преувеличили, и кораблей было всё же меньше. Но ясно, что войско было огромным, собрались все силы Руси. По дороге встретились ещё и с союзниками, армией болгар. Вместе направились к Константинополю. Византийский император Лев VI выслал навстречу флот с огненосными кораблями, пожечь русичей прямо на воде. Но Олег придумал выход. Ладьи вытащили на берег. Там с конницей шёл обоз, множество телег. Их и использовали. Лёгкие русские суда поставили на колёса. А ветер был попутный, подняли паруса, они и покатились.
Византийцы были ошарашены – флот под парусами «плыл» по суше. И достать его «греческим огнём» с кораблей стало невозможно. Сразиться с армией русичей и болгар греки вообще побоялись. Льва VI прозвали Мудрым. Но он придумал победить совсем не мудростью, а коварством. Стал просить о мире и прислал вкусные угощения, бочки с вином в подарок. Хотя, на самом-то деле, всё было отравлено. Однако Олег оказался мудрее. Заподозрил неладное, запретил принимать у неприятеля еду и напитки. Тогда уж императору пришлось признать поражение, и Олег это отметил – прибил свой щит на воротах Константинополя.
Заключили мир. Византия уступила болгарам большую территорию. А с Русью подписала договор, очень выгодный для нашей страны. Признала, что все области, которые присоединил Олег, стали его законными владениями. Русь становилась союзницей императора, обещала помогать ему. Но за это Византия должна была платить дань. А русские купцы получили право свободно приезжать в Константинополь и торговать без всяких пошлин. Им выделили особое подворье, должны были бесплатно кормить полгода, да ещё и на обратную дорогу бесплатно давать еду и корабельные снасти.
Когда с Византией разобрались, то Хазария осталась одна, без союзников. Прикинула, как крепко может ей достаться, и тоже решила мириться. Согласилась, что поляне, северяне, радимичи уже не её подданные, а Олеговы. Согласилась и на льготы для русских купцов. И даже на то, чтобы наши военные корабли плавали через Хазарию в Каспийское море. А Русь честно выполняла договор с Византией. Император продолжал войны с арабами, и русские флотилии стали по Волге выходить на Каспийское море. Наносили удары по арабским владениям в Персии. Вот так возникла Русская держава. Выросла от Балтийского моря и до Чёрного. А Олега, добившегося таких успехов, в народе прозвали Вещим – то есть знающим, всевидящим.