Возможно, вы впервые столкнулись с системой Монтессори, а может, слышали о ней раньше, но не знали, что ее можно применять дома или в отношении младенцев. А может быть, вам уже известно и о самой Монтессори, и о ее принципах воспитания. Этот раздел содержит вводную информацию для начинающих или поможет освежить в памяти информацию тем, кто уже знаком с темой. Мы вкратце расскажем, что такое система Монтессори и каким образом она применима к младенцам.
Воспитание по Монтессори происходит не только в классной комнате и не ограничено традиционным подходом, где наставник обучает ребенка. Оно включает все, чем мы занимаемся с детьми, и все, что они испытывают с первых мгновений жизни.
Монтессори – это философия, направленная на поддержку естественного развития каждого ребенка до его максимального потенциала. Она рассматривает воспитание как инструмент, помогающий этому процессу, и считает, что обучение может начинаться с самого рождения. Это означает, что она применима и к малюткам.
«Час рождения ребенка становится первым часом его обучения. С момента, когда органы чувств новорожденного начинают воспринимать впечатления от природы, природа обучает его. Требуется большая сила, чтобы спокойно ждать, пока он вырастет».
Доктор Мария Монтессори была итальянским врачом и ученым в области антропологии. Система воспитания по Монтессори возникла на базе ее работы с детьми с особенностями развития. Доктор Монтессори была убеждена, что детям необходимо питать не только тело, но и разум. Она понимала, что они нуждаются в дополнительной стимуляции, и поэтому использовала материалы и техники, разработанные французскими врачами Жан Марком Гаспаром Итаром и Эдуардом Сегеном. Поработав с этими детьми некоторое время, она записала их на сдачу государственного экзамена. Результаты были вдохновляющими. Подопечные справились очень хорошо, и Мария Монтессори предположила, что ее метод может работать и с другими детьми.
Возможность испытать свои идеи на детях без особенностей развития предоставилась доктору Монтессори, когда разработчики жилищного проекта в римском районе Сан-Лоренцо предложили ей организовать школу для детей, которые будут там жить. Она назвала это заведение Casa dei Bambini, то есть «Дом детей».
Доктор Монтессори наблюдала за детьми, как ученые наблюдают за ходом эксперимента. На основании этих наблюдений она внесла изменения в свои методы, и результаты ее поразили. Доктор обнаружила, что существует множество ложных представлений о детях и что, если создать правильную среду, они расцветают так, как раньше считалось невозможным. Что они способные, внимательные, добрые, бескорыстные и могут обучать сами себя, если им предоставлена богатая образовательная среда. Люди с разных концов мира приезжали в Дом детей в Сан-Лоренцо, чтобы изучить программу и пройти курс. После они возвращались в свои страны и организовывали собственные школы и учебные программы.
Ее курсы часто посещали молодые мамы, которые приходили туда со своими младенцами. Доктор Монтессори наблюдала за малютками и замечала, что на самом деле они более сознательные и способные, чем считало большинство. Это заинтересовало ее. Она продолжила наблюдать за младенцами и записывала свои идеи. Позже начала работать с сотрудниками перинатальных центров, а затем организовала свой центр по подготовке к рождению, школу для младенцев и подготовительные курсы «Ассистентов раннего детства» в Риме.
Доктор Монтессори пришла к выводу, что обучение должно начинаться с момента рождения ребенка.
Монтессори отличается от традиционного образования с нисходящим подходом, в котором учитель стоит у доски и рассказывает ученикам то, что они должны знать. Вместо этого Монтессори смотрит на каждого ребенка (и младенца) как на уникальную личность с индивидуальными способностями, интересами и темпом развития.
Монтессори-педагог обустраивает классную комнату, превращая ее в богатую образовательную среду. Ребенок может сам выбрать, чем он хочет сегодня заниматься (самостоятельно, с другим ребенком или в группах), а учитель следит, не нужно ли кому-то помочь или кто хочет перейти к следующему уроку. В смешанных классах старшие дети показывают младшим, как выполнять задание, помогают им. Это усиливает эффект от обучения для старших, а младшие естественным образом учатся очень многим вещам, наблюдая за старшими.
Когда впервые наблюдаешь за классной комнатой Монтессори, сложно поверить, что никто не говорит детям, что делать, и что они по своей инициативе стремятся получать новые навыки и знания.
Таким же образом мы можем обустроить прекрасные пространства в наших домах для наших малюток, с привлекательными предметами и занятиями для ребенка, можем наблюдать, не нужна ли наша помощь, и позволять ему совершать собственные открытия.
Философия Монтессори опирается на несколько основополагающих принципов, которые затрагивают понимание природных особенностей ребенка, его характерных черт и потребностей. Понимание этих принципов является ключевым для применения системы Монтессори при воспитании детей.
Впитывающий разум – это особое состояние ума, которым ребенок обладает с рождения и примерно до возраста шести лет. Оно позволяет ребенку с легкостью выхватывать характеристики и культурные элементы из среды, непосредственно окружающей его. Ребенок делает это неосознанно и безо всяких усилий. Слышит и видит вещи вокруг, воспринимает их, а затем однажды, не прилагая никаких усилий, воспроизводит то, что усвоил. Именно впитывающий разум дает возможность детям легко выучить язык, на котором говорят окружающие. Вот почему дети перенимают жесты людей, с которыми проводят время, или легко учатся танцевать, если их окружают танцовщики. Каждый аспект среды – ощутимый (например, язык) или неощутимый (наши привычки) – усваивается самыми маленькими детьми.
Существует один простой эксперимент, который часто проводят в начальной школе: дети ставят растение в стакан с водой и добавляют туда пищевой краситель, а затем наблюдают, как листья и лепестки меняют цвет. Точно так же работает впитывающий разум ребенка – он усваивает характеристики окружающей среды, и они становятся неотделимы от него.
Впитывающий разум – это великолепный механизм, но, как в случае с большинством отличных инструментов, его преимущества зависят от использования. Это невероятная возможность, но вместе с тем и огромная ответственность.
«Он впитывает жизнь, происходящую вокруг, и становится ее неотъемлемой частью».
Понимание этого сильно помогает нам, родителям. Мы можем скорректировать свои поведение и установки, которые бы, мы хотели, перенял наш ребенок, окружить его красотой и природой, разговаривать с ним, используя богатый язык, дарить ему разнообразный опыт, помня, что с самого рождения дети впитывают все, и это становится их неотъемлемой частью.
Люди рождаются с определенными природными инстинктами или задатками. Человеческие наклонности управляют нашим поведением, восприятием и реакцией на происходящее.
Понимая, что управляет поведением наших малышей – их стандартные естественные предрасположенности, – мы сможем лучше воспринимать и распознавать их потребности и реагировать соответствующим образом.
Вот некоторые наклонности, проявляющиеся в младенчестве.
Это желание знать, где мы находимся, освоиться в среде, иметь представление о том, что происходит. Когда мы, взрослые, отправляемся в новое место, то часто стараемся наметить для себя какие-то ориентиры. Или мы можем найти знающего это место человека, который покажет дорогу. Эта потребность есть и у младенцев. Им тоже нужно иметь представление об окружающем их пространстве. Мы можем помочь им в этом, предоставив определенные ориентиры или создав необходимые связи.
Когда младенец только рождается, весь мир для него – это абсолютно новая среда без всяких «опорных точек». Но голос и стук сердца матери – и то и другое ребенок уже слышал в утробе – это знакомые ориентиры, опорные точки, которые могут помочь ему осознать свое положение в новом окружающем его пространстве. Руки ребенка – еще один ориентир. Он трогал свое лицо и двигал руками и ногами, когда находился в утробе, и теперь чувствует спокойствие, ощущая эти уже знакомые, дружелюбные части тела. Часто мы неосознанно отнимаем у младенца эти ориентиры, когда надеваем на него рукавички-царапки, одеваем или укутываем его так, что его руки больше не могут беспрепятственно двигаться.
Вскоре подвесной мобиль, картина в детской, предметы мебели или места для определенных занятий смогут стать новыми ориентирами. По мере взросления он будет находить все больше таких вещей, но присутствие родителя или опекуна[5] и звуки его голоса продолжат служить для малютки маяком на протяжении всего периода младенчества.
Нам, людям, необходимо постоянство. То же и с младенцами. Порядок и постоянство – вот что помогает ориентироваться и чувствовать себя в безопасности. В окружающей обстановке должно быть место для всего, и каждая вещь должна быть на своем месте. Распорядок дня и занятия должны быть предсказуемы. Мы можем помочь с этим, создав организованное пространство и введя привычки и сигналы, которые будут для ребенка подсказками, где он находится и что будет дальше. Мы для всего можем найти место – начиная с зоны для кормления, зоны для сна, зоны для физического ухода и зоны для движения и игр. Можно пойти еще дальше и определить места для отдельных предметов.
Коммуникация – это то, как мы делимся своими чувствами, опытом, мыслями и потребностями. Люди способны к коммуникации с рождения. Младенцы общаются при помощи жестов, языка тела, криков (да, так они сообщают нам, что в чем-то нуждаются), лепета и в итоге при помощи слов. Точно так же они обращают внимание, впитывают и в конце концов начинают понимать, что мы им говорим. С самого начала мы запрограммированы на двустороннюю коммуникацию.
Значит, мы можем общаться со своим малюткой, разговаривая с ним, улыбаясь, жестикулируя, обращая внимание на наш язык тела. Даже то, как мы прикасаемся к младенцу, – это уже форма коммуникации и сообщение для него. Нам следует быть внимательными, слушать и стараться понять, что ребенок хочет сказать, и таким образом удовлетворять его потребности.
Люди – исследователи. Мы взаимодействуем с окружающим миром, чтобы понять его и приспособиться. Младенцы смотрят на вещи, пробуют их на вкус, нюхают, трогают, передвигают, бьют, бросают и вообще исследуют. Так они выясняют, как все работает. Нужно предоставлять детям возможность исследовать. Мы можем давать ребенку предметы для изучения, время для этих опытов и сделать среду безопасной для новых открытий.
Мы, люди, обожаем решать задачи, используя свой математический ум. При этом мы часто неосознанно лишаем малюток возможности удовлетворить эту потребность. Вы спросите меня, как младенцы могут решать задачи. Даже просто необходимость самостоятельно дотянуться до игрушки, а не ждать, пока тебе ее дадут, уже может стать таким вызовом. Или, например, ребенок может использовать обоняние и зрение, чтобы самостоятельно отыскать сосок матери или бутылочку, вместо того чтобы ждать, пока их поднесут ко рту. Или проползти до мяча вместо того, чтобы ждать, пока его принесут. Или самостоятельно выяснить, как высвободить руку, если она застряла под его телом.
Эти небольшие возможности позволяют младенцу рассчитывать расстояние до предметов, оценивать варианты и решать проблемы, таким образом удовлетворяя природную склонность к математическому мышлению. Мы можем поддерживать это, предоставляя ребенку возможности свободно играть и исследовать.
Посмотрите на младенца, который учится сидеть, стоять или ходить. Часто он поднимается на ноги, опираясь на что-то, садится или опускается на колени, а потом тут же встает опять. Если его не прерывать, ребенок делает это снова и снова. Повторение – это человеческая склонность, которая помогает нам отрабатывать навыки.
Наблюдая за тем, как младенцы повторяют какое-то действие вместо того, чтобы считать, что им сложно, требуется помощь или, возможно, слишком скучно, мы можем дать им возможность и время.
Абстрактное мышление – это способность видеть за рамками конкретного, интерпретировать и обобщать. Это значит представлять идеи, концепции или вещи, которых нет перед глазами. С самого раннего возраста мы способны рисовать в воображении то, чего нет рядом в данный момент, и мысленно находить способы удовлетворять наши потребности. Младенец понимает, что у него есть мама или папа, даже в моменты, когда их нет рядом. Он ищет вещи, которые не находятся перед глазами.
Эта необходимость и умение представлять также помогает нам решать проблемы и удовлетворять потребности.
Воображение и абстрактное мышление требуют знания, как работает реальность. Малыш способен понимать, что такое кружка и для чего она нужна, потому что видел ее, пользовался ей сам и видел, как ей пользуется кто-то другой. Семимесячный ребенок, который ранее уже пользовался кружкой, увидев похожий на нее предмет, попытается попить из него. С самого раннего возраста мы будем наблюдать, как дети пытаются использовать пульт в качестве телефона.
Хотя эта предрасположенность усиливается и все больше проявляется по мере взросления ребенка, она существует с самого рождения. Поэтому младенцы нуждаются в практическом опыте, ведь именно благодаря ему развивается их способность представлять и мыслить абстрактно.
Сенситивный период – это момент времени, когда у ребенка развивается непреодолимое влечение или интерес к чему-либо. Это может быть действие, навык или определенный аспект окружающей среды. Обычно мы понимаем, что у ребенка наступил сенситивный период, потому что он постоянно проявляет сильный интерес к той или иной деятельности. Сенситивные периоды подобны свету от прожекторов, которые фокусируют впитывающий разум ребенка на определенных аспектах окружающего пространства.
Существует сенситивный период для овладения навыком движения – от переворачивания до ползания и ходьбы. Также есть сенситивные периоды для развития речи, знакомства с твердой пищей и мелкими деталями. Каждый из этих периодов дает ребенку возможность приобрести новые навыки и становиться самостоятельнее.
Вот некоторые из сенситивных периодов младенчества.
Порядок. Сенситивный период порядка приходится на младенчество. Малютки отчаянно стремятся к порядку во всем, в материальном и нематериальном плане. Младенец, которого всегда кладут на левую сторону кроватки, может заметить изменение и негативно на него отреагировать, если его положат на правую сторону. Мы можем помочь ребенку, подготовив упорядоченную обстановку, где все находится на своих местах. Мы также можем быть максимально последовательными, совершая ежедневные действия и процедуры по уходу за ним. Аналогично тому, как когда мы помогаем ему ориентироваться, мы создаем опорные точки, чтобы помочь усвоить существующий порядок. Они могут быть аудиальными (звук или песня) или даже обонятельными (один запах дает ребенку понять, что пора ложиться спать, другой – что настало время кормления).
Движение. С рождения у детей начинается сенситивный период движения. В первый год жизни они проходят через многие стадии развития этого навыка, совершенствуя его. Они учатся дотягиваться, хватать, переворачиваться, ползать, сидеть, стоять и ходить и еще много чему. Чтобы пройти через каждый этап развития движения, необходимо много практики. Мы можем помочь ребенку максимально использовать этот период, подготовив безопасную среду, в которой он может двигаться, а также предоставляя ему время и возможность для этого.
Речь. С самого момента рождения существует еще один сенситивный период. Он связан с предрасположенностью человека к коммуникации. Из-за нашей потребности в общении, с самого рождения ребенка в центре внимания оказывается навык говорения – так младенец может приобрести необходимые навыки, которые помогут в коммуникации. Если мы понаблюдаем за тем, как взрослый разговаривает даже с трехмесячным младенцем, то увидим, как ребенок сосредотачивается на звуке и следит за движением губ говорящего. Он изо всех сил старается произвести собственные звуки и воспроизвести речь. Большая часть этой работы поначалу не видна, но она активно ведется.
Мы можем помочь, разговаривая с ребенком с его первых дней жизни на богатом, красивом языке. Нет необходимости до абсурда упрощать предложения или использовать несуществующие слова. Вместо этого нам следует использовать самые прекрасные слова, какие подберем, называть предметы, с которыми взаимодействует ребенок, говорить с ним о том, что происходит вокруг, слушать и давать понять, что слушаем, когда младенец общается с нами посредством разнообразных звуков.
С самого начала жизни малютки мы можем выработать привычку беседовать с ним. Например, брать на руки утром и говорить: «Доброе утро, солнышко! Ты хорошо спал(а)?» Подождать ответа. Им может быть улыбка или едва заметное движение, и тогда мы ответим: «Вот и хорошо. Сегодня погуляем в парке, но сначала давай сменим тебе подгузник. Можно я тебя подниму?»
Твердая пища. Сюда входит введение в рацион твердой пищи и изучение ребенком, как работает его тело. Это момент, когда младенец начинает проявлять интерес к еде, тянуться за едой с нашего стола или в прямом смысле пускать слюнки. Примерно в это же время начинают резаться зубы. Это идеальный момент, чтобы постепенно начинать вводить в рацион твердую пищу.
Освоение образов и мелких деталей. С рождения и до трех лет дети проявляют большой интерес к деталям и мелким объектам. Им нравится смотреть на картинки, они могут неотрывно изучать их на протяжении долгого времени. Мы можем подготовить картинки, подходящие возрасту, и давать малышу время насладиться ими. Если мы замечаем, что ребенок долго смотрит на что-то, а мы при этом держим его на руках и двигаемся, то давайте остановимся и дадим ему время. Если ему наскучит, мы сразу это поймем.
Гуляйте не спеша и позволяйте ребенку смотреть. Становясь старше, дети будут с большим интересом рассматривать книжные иллюстрации с разными деталями.
Теперь, когда мы знаем природу ума ребенка, изучили его потребности и склонности и поняли, как работают сенситивные периоды, мы можем применить эти знания, наблюдая за ним.
Мы начнем замечать проявление этих особенностей и улавливать сигналы, что происходит с ребенком. Наблюдение – ключ к применению системы Монтессори в воспитании. Именно оно помогает лучше узнать малыша и реагировать соответствующим образом.
Наблюдение дает возможность нам:
• Понимать процесс развития ребенка и руководствоваться этим. Наблюдая за младенцем, мы можем заметить небольшие перемены в его навыках и обеспечить среду и занятия соответствующего уровня сложности. Через наблюдение мы поймем, находят ли применение естественные наклонности младенца. Есть ли у ребенка возможность свободно изучать мир? Созданы ли условия для повторения действий?
• Отмечать попытки и способности ребенка. Посмотрите, как младенец взаимодействует с окружающей средой. Как он использует органы чувств, чтобы с ней взаимодействовать? Наблюдает? Пробует на вкус? Трогает? Испытывает? Пытается изменить? Его действия осознанные? Какими могут быть его намерения?
• Выявлять сенситивные периоды. На что прямо сейчас направлен интерес малыша и его действия? К чему он постоянно возвращается, что отрабатывает, на чем концентрируется?
• Распознавать и устранять препятствия на пути развития ребенка. Что препятствует его движению, коммуникации и действиям? Что может мешать его независимости?
• Понимать, когда помочь и какую именно помощь предложить. Например, если младенец пытается ползти, но его одежда стесняет движения, мы можем переодеть его или помочь ему высвободить запутавшуюся ногу.
Джуннифа открыла для себя великую силу наблюдения, когда у нее появился первый ребенок.
В первые три месяца жизни сын часто спал днем в ее кровати. Обычно около 2–2,5 часов. Когда ребенку было около трех месяцев, она решила перенести его в напольную кроватку в детской (позже на странице 82 мы подробнее объясним, что это за кровать). Она держала его на руках, пока сын не уснул, а затем уложила. Ей казалось, что дневной сон будет хорошим способом постепенно приучить его спать в своей комнате, а потом уже он начнет спать в собственной кровати и по ночам. Однако мальчик проснулся уже через 40 минут. Это гораздо меньше, чем обычные два часа, и она сразу решила, что дело в напольной кровати. Джуннифа поговорила с одной из своих Монтессори-наставниц, Пилар Бьюли, и та спросила, что она успела заметить, когда наблюдала за сыном. Джуннифа поняла, что вообще не наблюдала за ним.
Поэтому, уложив сына спать в своей комнате на следующий день, она осталась и стала наблюдать. Джуннифа обратила внимание, что он спал около 40 минут, потом проснулся, приподнял голову, огляделся и снова заснул, после чего проспал в общей сложности чуть больше двух часов. На следующий день Джуннифа сделала то же самое, но уже в детской. Она уложила сына, и снова примерно через 40 минут он проснулся, приподнял голову и огляделся, и тут она заметила, как он изменился в лице. Он не узнавал, где находится. Ребенок был дезориентирован! Он начал плакать, Джуннифа взяла его на руки. Теперь она знала, в чем проблема.
В течение следующих нескольких дней, пока сын Джуннифы бодрствовал, они с мамой больше времени проводили в его комнате. Теперь она знала, что во время дневного сна он просыпается через 40 минут, поэтому не уходила далеко, чтобы, проснувшись, он огляделся, увидел ее – свою опорную точку – и снова уснул. Она повесила на спинку кровати их семейную фотографию и постепенно стала наблюдать за сыном издалека. Он просыпался, осматривался, какое-то время смотрел на фотографию и снова засыпал. Спустя пару дней Джуннифа перестала проверять, и теперь сын начинал издавать звуки лишь спустя два часа. Наблюдение помогает нам понять поведение нашего ребенка, его потребности, предрасположенности, и как на них отреагировать.
Имеет смысл вести наблюдение постоянно. Каждый раз, проводя время вместе, смотрите на ребенка с искренним желанием понять его. Также можно специально выделить время, чтобы наблюдать и записывать – изучать движения, звуки, которые он издает, вещи, на которых концентрируется, как ест, как спит, как играет, любые социальные взаимодействия.
ДВИЖЕНИЕ
• физическая реакция на визуальные и звуковые раздражители;
• непроизвольные и преднамеренные движения.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
• как ребенок хватает и держит предметы;
• какими пальцами и какой рукой пользуется;
• каким образом держит погремушку или ложку;
• какие навыки мелкой моторики тренирует, например пинцетный (большим и указательным пальцами) или ладонный захват.
КРУПНАЯ МОТОРИКА
• как получается стоять или сидеть;
• как ходит – длина шага или движения рук;
• выбирает ли занятия для развития крупной моторики;
• помогает ли среда двигаться или создает помехи.
КОММУНИКАЦИЯ
• при помощи каких звуков общается;
• улыбка;
• плач – сила, громкость, продолжительность;
• язык тела;
• как выражает себя;
• зрительный контакт во время бесед;
• использование речи;
• как мы реагируем на коммуникацию ребенка.
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
• к чему проявляет интерес;
• что отрабатывает, какие навыки совершенствует;
• занятия, с которыми успешно справляется;
• как долго может заниматься одной деятельностью;
• сколько раз повторяет занятие или как долго изучает его другими способами.
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
• взаимодействие с другими людьми – братьями и сестрами, другими детьми и взрослыми;
• наблюдает ли за другими;
• как просит помощи;
• инициирует ли взаимодействие;
• как другие реагируют на эти попытки;
• как реагирует на незнакомых людей.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
• когда младенец плачет, улыбается и смеется;
• от чего лучше всего успокаивается или как успокаивает себя;
• как реагирует на незнакомцев;
• как переносит моменты разлуки;
• как справляется, когда что-то идет не так, как хотелось.
КОРМЛЕНИЕ
• грудью или из бутылочки, как долго ест;
• чем питается и в каких количествах;
• какой установлен (или устанавливается) режим кормления;
• кто кормит младенца;
• каким образом прекращает есть;
• пассивный или активный – разрешает себя кормить или ест самостоятельно;
• подбадриваем, приучаем ли к активному питанию;
• если вводится твердая пища, какую еду даем и как часто;
• реакция взрослых на попытки кормления, попытки коммуникации, позы.
СОН
• режим сна-бодрствования;
• во сколько ложится спать;
• как засыпает;
• качество сна;
• позы во время сна;
• как переходит к бодрствованию, как себя ведет при пробуждении.
НЕЗАВИСИМОСТЬ
• симбиотические отношения с матерью и другими членами семьи;
• что способствует или препятствует росту независимости ребенка.
ОДЕЖДА
• помогает ли одежда двигаться или стесняет движения и ограничивает свободу;
• пытается ли ребенок надевать или снимать с себя одежду;
• выражает ли какие-либо предпочтения в одежде.
САМОНАБЛЮДЕНИЕ
• записываем общение – что говорим и как взаимодействуем с ребенком;
• к каким выводам мы приходим, наблюдая за ним;
• как реагируем, если малыш не ест или не спит;
• что говорим, когда ребенок делает что-то, что нам нравится или не нравится.
Наблюдение ведет к более глубокому пониманию и к увеличению искренней привязанности к малютке, а также учит уважать его способности.
• При активном наблюдении лучше стараться вести себя как можно тише и незаметнее, тогда наше присутствие не будет влиять на действия ребенка.
• Если младенец на чем-то сосредоточен, пусть даже просто рассматривает свои руки или играет с собственными ногами, важно не прерывать процесс. Наблюдение помогает нам узнать о невероятных способностях малютки, поэтому может появиться искушение в этот момент похвалить, но по возможности лучше просто наблюдать и не вмешиваться, чтобы не отвлечь ребенка.
Пространства, которые мы создаем для обучения, доктор Монтессори называла «подготовленной средой». Исходя из потребностей ребенка, мы можем точно определить, что ему нужно для развития, и вносить изменения по мере взросления. Это могут быть пространства дома, на улице, на природе. Даже люди могут выступать такой средой в жизни младенца. Это место с большими возможностями для обучения, где ребенок чувствует себя безопасно и уверенно в процессе исследования.
«Период младенчества, несомненно, самый насыщенный. Это время следует использовать для воспитания всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Возможности, упущенные в этот период, невосполнимы в будущем. Вместо того чтобы игнорировать ранние годы жизни ребенка, мы должны использовать их особенно бережно».
К ПРАКТИКЕ
• Отдаем ли мы себе отчет в том, что будет усваивать ребенок?
• Замечали ли мы, как он отражает то, что видит или испытывает?
• Какие опорные точки мы предоставляем, чтобы помочь ориентироваться?
• Останавливаемся ли мы, чтобы дать малютке время и возможность воспринять элементы окружающей среды?
• Выделяем ли мы время на то, чтобы понаблюдать за младенцем и узнать его лучше?
• Получится ли у нас видеть, какие возможности мы предлагаем ребенку в пространствах – подготовленной нами обстановке?