Долгое время люди думали, что младенцы не способны понимать, что происходит вокруг. Считалось, что они «ничего не могут». «Только едят, спят и много плачут», – говорили окружающие. К ним относились как к хрупким существам. Нам рекомендовали укутывать их получше, чтобы защитить.
Потом мы выяснили, что на самом деле в первые месяцы жизни младенцы очень быстро учатся, и мы стали слишком их опекать. Заставляли учиться быстрее и в более раннем возрасте. Сравнивали своего ребенка с другими, опасаясь, что наш не так быстро развивается.
Нам советовали покупать для ребенка все самое лучшее: развивающие игрушки, одежду, закрывающую все части тела, приспособления для сна, кресло, чтобы ребенок быстрее научился сидеть, кроватку, которая сама укачивает во сне, всевозможные мониторы и приложения.
Пора остановиться.
Давайте обратим внимание на саму новую жизнь, которую мы привнесли в этот мир. Давайте посмотрим на нашего ребенка и увидим, в чем нуждается именно он, чему он хочет научиться и каким образом мы можем поддержать его, если будем действовать более осознанно и сбавим скорость.
Что, если бы мы относились к малышам с уважением и научились спрашивать у них разрешения, прежде чем брать их на руки?
Что, если бы мы сначала наблюдали за ребенком, а не спешили что-то исправить?
Что, если бы мы видели в наших детях сильных, способных, познающих мир исследователей, которые видят все впервые?
Что, если бы мы поняли, что младенцы с самого рождения (и даже внутриутробно) воспринимают все всеми своими органами чувств?
Что, если бы смена подгузников, кормление и укладывание в кровать стали моментами общения, а не нудными домашними обязанностями? Что, если бы мы стали уделять больше времени речи и разговору даже с новорожденными?
Что, если бы выделили время, чтобы наши дети могли полежать на коврике, растянуться и изучить свое тело?
Что, если бы мы не поддерживали их в позах, к которым они еще не готовы, например не сажали и не держали за руки, чтобы они могли ходить, когда их мышцы еще не готовы к ходьбе?
Что, если бы мы признали существование у младенцев определенных опорных точек – их руки, наши голоса, места, где их кормят, и распорядок дня, – которые помогают ориентироваться?
Что, если бы мы наконец забыли все советы о том, что следует купить, и вместо этого обустроили простое, красивое пространство для нашего ребенка?
Что, если бы мы научились видеть, что каждый ребенок – уникальная душа, осознали, что должны стать их проводниками на этой планете, поддерживать их, пока они растут и становятся лучшей версией себя, не оказывая при этом давления, но и не допуская, чтобы они чувствовали себя брошенными?
Что, если бы мы лежали в лесу, на пляже, в парке, в горах и позволяли им почувствовать восхищение и удивление величием природы?
Симона вспоминает, что, когда у нее родился первый ребенок, она почувствовала глубокое волнение от этой способности создавать новую жизнь. Она старалась наилучшим образом использовать всю имеющуюся информацию, но все стало гораздо яснее, когда она открыла для себя систему Монтессори. Ее сыну тогда было 18 месяцев, и, как многие другие родители, она жалеет, что не познакомилась с этими принципами раньше.
Со вторым ребенком Симона постаралась применить все, что она изучила о Монтессори. С тех пор она прошла тренинг Монтессори (больше 15 лет назад), ее маленькие дети стали молодыми людьми, а сама Симона теперь ведет курсы для родителей и детей в школе Jacaranda Tree Montessori в Амстердаме, где помогает семьям применять принципы Монтессори.
Джуннифа работала менеджером по стратегическому планированию в автомобильной компании в Кентукки, когда случайно узнала о Монтессори. За компанию с матерью, которая работает учительницей, Джуннифа посетила Монтессори-школу и была так растрогана тем, что там увидела, что решила пройти шестинедельный вводный курс Монтессори, чтобы узнать больше.
Джуннифа окончила курс AMI 0–3[1] за неделю до рождения первого ребенка. Она стала использовать на практике все, чему научилась, и была поражена положительным эффектом, который оказывают принципы Монтессори на процесс воспитания и на самого малыша. Джуннифа начала вести блог nduoma.com, в котором делилась опытом. Жажда новых знаний побудила ее продолжить изучать особенности детского развития. Она прошла курсы AMI для детей в возрасте от трех до шести и от шести до двенадцати лет, а также родительские курсы от организации Resources for Infant Educarers (RIE)[2].
Сейчас у Джуннифы своя Монтессори-школа Fruitful Orchard в Абудже, столице Нигерии, где она живет со своим мужем и тремя маленькими детьми. Джуннифа является членом исполнительного совета Международной ассоциации Монтессори (AMI), организации, основанной доктором Монтессори для сохранения и распространения ее деятельности.
Эта книга появилась без особых усилий. Джуннифа приехала из Нигерии в Амстердам, где проходили различные встречи совета AMI, и зашла к Симоне на обед.
Мы планировали просто поболтать, но уже через час поняли, что обе хотим написать книгу о системе Монтессори для младенцев. Джуннифа ушла через несколько часов, и к тому моменту мы поели вкусной еды и набросали план книги, которую вы держите в руках.
Каждый родитель и каждый ребенок может выиграть от применения системы Монтессори в первые недели, дни и даже часы жизни малыша, и даже когда он еще находится в утробе.
Дети с самого рождения начинают естественным образом познавать мир, они вовсе не пустые сосуды, которые нужно наполнить. Они за всем наблюдают. Общаются с помощью гуканья и плача. Все время двигаются.
Как писала доктор Мария Монтессори в своей книге «Впитывающий разум ребенка»[3]:
«[Младенец] ни в коем случае не пассивен. Вне всяких сомнений, получая впечатления, он является активным исследователем собственного мира. Он сам ищет впечатления».
Давайте узнаем из этой книги, как применять принципы Монтессори дома с самого рождения, как реагировать на крики наших детей, как узнать, какие занятия их интересуют, как обустроить дом и выполнять нашу работу родителей таким образом, чтобы воспитать уверенных в своих силах малышей, готовых познавать окружающий мир с уверенностью и уважением к себе, другим и Земле.
Уход за младенцами требует много времени, они будят нас среди ночи, изматывают нас, иногда часами безутешно кричат не умолкая. Так почему мы их любим?
Младенцы напоминают нам, насколько мы невинны, когда приходим в этот мир. Глядя на новорожденного, мы не можем не думать о том, что каждый человек начинает жизнь именно так – без осуждения, без страхов, без багажа.
Мы видим людей такими, какие они на самом деле.
Младенцы дают надежду на будущее. Рождение нового ребенка и наша вера в то, что его жизнь сложится счастливо, заставляют нас надеяться на лучший мир. Что ему будет нравиться учиться, что он научится заботиться о человечестве и о планете и что в мире не будет насилия и войн.
Младенцы видят мир впервые. Нам нравится наблюдать за тем, как ребенок воспринимает мир вокруг себя. Как он смотрит и исследует все в первый раз. Наши лица, листочек, солнечные лучи, пробивающиеся через ветки. Это напоминает нам о том, что мы должны снова посмотреть на мир вокруг нас с удивлением.
Младенцы так просто не сдаются. Можно сидеть и долго наблюдать, как малыш снова и снова тянется к пальцам ног и пытается поднести их ко рту, и ведь в конце концов у него получится. Ребенок может дергать за мячик на резинке до тех пор, пока не отточит движения. Дети учатся упорно добиваться своего, достаточно лишь позволить им это делать.
Младенцы говорят, что им нужно. Ребенок не думает: «А подходящий ли сейчас момент, чтобы спросить?» Своим плачем он сообщает, что нужно сменить подгузник, что он голоден, или устал, или что надоело играть. Конечно, на какое-то время мы сможем переключить внимание, но в итоге он все равно продолжит требовать, пока его нужды не удовлетворят. Такая прямота – полезный навык.
Младенцы так хорошо пахнут. Но ведь правда. И почему младенцы так вкусно пахнут? Нет ничего лучше, чем аромат только что выкупанного малыша.
Младенец – это новая человеческая жизнь. Создание еще одной человеческой жизни – мощный опыт, и исследования показывают, что забота о детях заложена в нашей природе. Мы спрашиваем себя: «Как такое маленькое создание может быть таким совершенным?»
Люди прошлых поколений росли в окружении большого количества малышей. Мы жили с родителями, дедушками и бабушками, а двоюродные братья и сестры, племянники и племянницы встречались друг у друга в гостях. В больших семьях за грудными детьми присматривали старшие дети.
Симона была младшим ребенком в семье, поэтому первым младенцем, с которым она проводила много времени (не считая тех случаев, когда она сидела с другими детьми), был ее сын.
Она прочла пару книг, сходила на несколько занятий по дыхательной гимнастике и йоге для беременных, но все равно чувствовала себя совершенно не готовой к воспитанию ребенка. Она училась всему путем проб и ошибок. Укладывать сына спать было непросто – требовалась сложная последовательность укачивания и пения – но, к счастью, с кормлением проблем не было. Симона гордилась тем, что могла везде брать малютку с собой, даже в первые дни его жизни. Она готовила, пока мальчик спал, а все остальное время с ним играла. Ей не хотелось, чтобы он плакал, так что, когда совсем ничего не помогало, она опять кормила его.
Сейчас, оглядываясь назад, Симона понимает, что взваливала на себя лишнюю работу. Тогда она еще не умела следить за биологическим ритмом сына, не знала, что можно позволить ему самостоятельно исследовать мир и что он не нуждается во взрослом, который развлекает его целый день.
Вот что она хотела бы узнать раньше.
Младенцы все впитывают. Младенцы отличаются тем, что доктор Монтессори назвала впитывающим разумом. Они не могут сфокусировать взгляд на расстоянии больше 30 сантиметров от лица, но они воспринимают столько визуальной информации, сколько могут. Воспринимают запахи, осознают пространство вокруг себя (например, светло в комнате или темно, шумно, спокойно, тепло, холодно), чувствуют, когда к ним прикасаются. Они слышат звуки нашей повседневной жизни, голоса, музыку, улавливают моменты тишины. Они ощущают вкус своих пальцев, молока и всего, что бы ни оказалось у них во рту.
Мы можем разговаривать с младенцами. Мы имеем в виду не просто что-то говорить ребенку. Мы подразумеваем именно разговор, когда ждешь ответа – даже если это новорожденный. Разговор необязательно должен быть в вербальной форме. Можно уложить малютку к себе на руки, взяв его голову в ладони, его лицо будет напротив нашего. Мы можем высунуть язык. Ждать. Смотреть. Он попытается открыть рот, и оттуда покажется язычок. В ответ мы снова высунем язык. И так продолжим.
Младенцам нужно время, чтобы двигаться и познавать мир. Ребенку нужно время, чтобы просто полежать на коврике на полу и потянуться в разные стороны всем телом. Даже новорожденные могут лежать на коврике возле зеркала, поскольку они начинают понимать, каково это двигать руками и ногами и взаимодействовать с окружающим миром, и наблюдать, как предметы вокруг реагируют на их усилия. Мы можем поддержать их в этом, оказывая лишь действительно необходимую помощь.
С младенцами нужно обращаться нежно, но они не хрупкие. Нам нужно быть чуткими и помнить, что они только что покинули утробу матери и оказались во внешнем мире (период симбиоза), и обращаться с ними нежно. В то же время не стоит их укутывать и постоянно сдувать с них пылинки. Их руки, ноги и голова могут быть открыты (если дома достаточно тепло), тогда они смогут свободно двигаться. Их шея и голова окрепнут в первые недели и довольно быстро перестанут нуждаться в дополнительной поддержке.
Младенцы учатся доверять окружающей их среде, тем, кто за ними ухаживает, и себе. В течение первых девяти месяцев – этот период иногда называют экстерогестацией, или внешней беременностью – младенец все еще приспосабливается к существованию в новой среде. Он учится доверять ей, доверять себе, получать поддержку от родителей (или других людей, которые о нем заботятся).
В первый год жизни младенцы переходят от состояния зависимости к взаимодействию, а после к независимости. Едва появившись на свет, младенец полагается на взрослых в вопросах еды, крыши над головой, одежды, смены подгузников и перемещения с места на место (зависимость). По мере роста ребенка мы приглашаем его участвовать в процессе – просим поднять руки, когда одеваем, объясняем свои действия, когда готовим еду, даем время на то, чтобы потрогать и изучить предметы вокруг (взаимодействие). К концу первого года жизни младенец уже делает первые шаги к независимости – иногда это могут быть физические шаги. Но также он самостоятельно выбирает игрушку, прилагает усилия, чтобы она работала, зовет или жестикулирует, чтобы привлечь внимание, подносит еду ко рту, чтобы поесть. Ребенок обретает уверенность в своем месте в мире (независимость).
Младенцы хорошо развиваются, если есть здоровая привязанность. Когда мы закладываем фундамент прочной и надежной привязанности, малыш чувствует, что может спокойно познавать мир и постепенно двигаться к собственной независимости. Он учится полагаться на нас, доверять, понимает, что мы всегда ответим, поможем и поддержим (если необходимо). Согласно теории привязанности, «безопасная привязанность» возникает, когда потребности младенца в близости и еде регулярно удовлетворяются. Такая привязанность создает глубокую эмоциональную связь между ребенком и значимым взрослым, и эта связь сохраняется на протяжении долгого времени.
Младенцы плачут, чтобы дать знать о своих нуждах. Некоторые люди способны понимать, почему плачет их ребенок. Но иногда крики звучат одинаково. Мы можем стать детективами! Мы можем спросить: «Что ты хочешь мне сказать?» и понаблюдать. Мы откликаемся на его действия, но ничего не предпринимаем в ту же секунду. Не хватаем ребенка и не начинаем его сразу укачивать, чтобы успокоить. Ведь сначала нам нужно понять, что он пытается нам сказать.
Младенцам много не надо. Принцип «чем меньше, тем лучше» применим к младенцам. Пара любящих рук, пространство, чтобы потянуться, место для сна, достаточное питание для организма и теплый, уютный дом, изучать который – одно удовольствие. У младенца есть определенные нужды. В нашей книге приводятся примеры занятий по Монтессори, но даже если бы у нас не было возможности ничего купить, мы бы все равно смогли использовать систему Монтессори дома. Она не столько об определенных предметах, сколько о том, чтобы смотреть на своего ребенка, принимать его таким, какой он есть, знать, как удовлетворить его нужды, и способствовать развитию его самостоятельности в младенчестве, детстве и подростковом возрасте.
Младенцы обретают безопасность благодаря точкам опоры. Исследуя мир вокруг, они начинают выявлять для себя вещи в повседневной жизни, которые помогают им ориентироваться. Это могут быть их собственные руки, наши голоса, места, где они спят и где едят, а также четкое расписание (когда одни и те же действия и события повторяются изо дня в день). Подобная предсказуемость дарит ребенку уверенность.
Младенцы знают многое, чего не знаем мы. Смотришь малышу в глаза и видишь загадку, которую только предстоит разгадать. Они говорят: «Если хочешь узнать обо мне больше, следи за мной». Наблюдение становится формой уважения – мы наблюдаем за своим малюткой, прежде чем реагировать на его действия, и таким образом учимся лучше понимать его.
Эта книга отвечает на вопросы, которые нам ежедневно задают о воспитании по системе Монтессори. Можно прочитать ее от корки до корки. А можно брать с полки и открывать на случайной странице для вдохновения.
В книге рассказывается о том, что нам необходимо знать о малышах, как обустроить дом, чтобы они чувствовали себя в нем безопасно и уютно (тут много и не надо), как наблюдать за младенцем, чтобы понять, какой навык он практикует сейчас, и как поддерживать малютку в процессе его развития. Она затрагивает практические вопросы питания и сна (в том числе содержит информацию о напольной кровати по Монтессори) и раскрывает разные способы создания с ребенком эмоциональной связи, основанной на уважении.
Не пропустите главу, посвященную подготовке родителей к воспитанию малыша по системе Монтессори (там мы, например, объясним, почему иногда правильным решением будет отказаться от собственных «хочу» ради будущего детей), а также главу, посвященную взаимодействию с другими взрослыми, которые присутствуют в жизни малютки (дедушек, бабушек, нянь и наших партнеров) и играют важную роль в его воспитании. Мы также расскажем, к чему готовиться, когда ребенок достигнет возраста от года до трех лет, и кратко обсудим, что можно извлечь из наблюдений доктора Монтессори за детьми, которые она проводила с первых мгновений их жизни и вплоть до достижения ими 24 лет.
В книге есть удобные чек-листы на разные темы, упражнения по наблюдению за малюткой, а в конце каждой главы приведены советы, как применять те или иные принципы. В приложениях в конце книги вы найдете полный список занятий для разных этапов развития малыша и подробное, расписанное по месяцам жизни, руководство, к которому вы сможете регулярно обращаться. Также мы подготовили несколько инструкций по изготовлению мобилей и занятий по системе Монтессори, их можно скачать на сайте workman.com/montessori. В главе 9 есть одно из наших самых любимых мест в книге – записка от имени ребенка для бабушек и дедушек, друзей и нянь, которые заходят в гости. Можно сделать ее копию и повесить на видном месте.
Принципы воспитания, приведенные в этой книге, сформулированы на основе наших тренингов Международной ассоциации Монтессори, а также нашего опыта работы с другими семьями и воспитания собственных детей. Все началось с работ доктора Монтессори о младенчестве и исследований, которые она проводила совместно со своими ученицами Аделе Коста Ньокки и Грацией Хонеггер Фрешко, они внесли огромный вклад в развитие принципов подхода Монтессори к воспитанию самых маленьких детей. В частности, в создание курса «Ассистентов раннего детства» (Коста Ньокки) и «Центра Монтессори по рождению» в Риме (Грация Фрешко[4]). Мы руководствуемся также работами доктора Сильваны Монтанаро, обращаемся к методикам организации Resources for Infant Educarers и принципам уважительного воспитания.
Мы написали эту книгу, чтобы говорить от имени младенцев в утробе матери, новорожденных, тех, которые переворачиваются, сидят, ползают или делают первые шаги. Они хотят, чтобы мы знали, что все они уникальны и рождаются в наших семьях, чтобы мы заботились о них, дарили чувство защищенности, окружали уважением и любовью. Это поможет им вырасти из грудничков, зависимых от нас во всем, в малюток, которые могут взаимодействовать и общаться с нами, и уже к концу первого года жизни они станут более самостоятельными, а любопытство будет подталкивать их исследовать мир дальше.
Мы можем дать ребенку понять: «Ты способный, и тебя уважают. Мы хотим всегда быть рядом, стремимся понять тебя и твои потребности, приложим все усилия, чтобы быть терпеливыми». Мы можем научиться обращаться с нашими детьми с любовью и уважением, поддерживать их, взращивая в них уверенность в своих силах и в мире, который их окружает (в том числе в нас).
Каждый младенец уникален. Ни один малютка еще не ходил и не разговаривал точно так же, как другой, не засыпал так, как другие дети, не ел в то же самое время, что и любой другой ребенок.
Пусть эта книга позволит вам наблюдать за радостью, которую приносит ваш подрастающий малыш. Замечать мельчайшие ежедневные проявления его развития, малейшие изменения, которые происходят каждый день, час, минуту. Пусть вызываемые ими ощущения радости и восхищения никогда не потеряют свою силу.
Давайте узнаем больше о наших детях Монтессори.