Победа или поражение, успех или провал, движение вверх или падение вниз. Можем ли мы предсказать, по какому пути пойдет наша жизнь? Мистики утверждают, что даты рождения и смерти предопределены свыше. Может, они и правы. В любом случае мало кто может отодвинуть свой смертный час, и уж точно никто из живущих на Земле не способен выбрать время и место своего рождения. Так что же, все предопределено? Что остается человеку? То, что лежит между двумя этими точками. Между рождением и смертью. Подробности. Сама жизнь.
Жизнь можно пройти по-разному. Как это сделать – вот в чем выбор самого человека. Человек – хозяин своей судьбы? Чепуха. Человек может стать хозяином своей судьбы. Если будет сражаться. Если будет учиться. Если прольет море пота. Если не купится на лживые обещания. Если будет верить в себя и найдет в себе силы смотреть на вещи объективно и непредвзято. Свобода выбора стоит недешево. Только осознав тысячи не самых приятных истин и заплатив необходимую цену, человек сможет сам выбирать те «подробности», которые будут вписаны в его биографию. Встанут в ней между датами жизни и смерти.
Но стоит ли платить эту цену?
Вот первый выбор, который должен сделать человек, решивший стать хозяином своей судьбы.
В самом деле, зачем платить за какую-то свободу, если можно обойтись и без нее? Отпустить поводья, бросить весла и ждать, куда вынесет, намного проще. Можно расслабиться. Можно не отвечать за свои слова. Можно наслаждаться жизнью и не отказывать себе ни в чем. Увы, за такую жизнь тоже придется платить. И не рассчитывайте, что вам удастся поторговаться. Вы заплатите ровно столько, сколько потребуется. А то, чем именно вы заплатите, когда и где, определит сама жизнь. Только человек, решивший управлять своей судьбой, может принять решение, какие счета он будет оплачивать, а какие нет.
Он сам выбирает, что, где и когда покупать. Это его прерогатива, его священное право, подобное древнему праву монарха казнить и миловать. Собственно, этот человек и есть монарх. Господин своей судьбы. Для тех, кто решил избрать для себя путь монарха, и написана эта книга.
Монархом может стать каждый.
Монарх – это не обязательно глава крупной фирмы, лидер и вождь. Монарх – это психологическое состояние человека. И не важно, кто ты – президент, генерал, рядовой служащий, мелкий клерк. Хозяин своей судьбы будет делать со своей жизнью то, что сочтет нужным. Он будет управлять ею независимо от того, сделает ли он головокружительную карьеру или останется простым клерком. Важно то, что в любом случае выбор всегда будет оставаться за ним. Важно то, что у него будет всегда оставаться возможность изменить свою жизнь. Важно то, что человек, способный управлять собственной жизнью, при желании всегда научится управлять и людьми, и деньгами. Можно не сомневаться, что если такой человек правильно пройдет по цепочке выборов, которые предложит ему судьба, власть и деньги найдут его сами. Именно поэтому часть книги посвящена вопросам управления. Управления людьми и деньгами. Тому, что является неотъемлемой ролью монарха в обществе, независимо от того, хочет он властвовать или нет.
Но все же это не главное. Главное, о чем я бы хотел поговорить в этой книге, – это психологическое состояние монарха. Да, именно так я буду дальше именовать тот тип человека, о котором буду писать.
Монарх как хозяин своей судьбы.
И пусть читателя не удивляет и не пугает близость моего названия с названием известной книги Макиавелли «Государь». Это книги, имеющие разные задачи, хотя и близкие друг другу. Никколо Макиавелли не интересовали психологические аспекты личности. Он писал весьма конкретное пособие по государственному управлению, призванное помочь конкретному правителю конкретной страны выжить и победить в конкретной политической ситуации. Причина же, по которой я провел аналогии между двумя этими книгами, заключается в том, что его тонкие замечания о стратегии, тактике, да и психологии монарха универсальны для всех времен и народов. Этот величайший опыт не только не может быть сброшен со счетов, но и обязательно будет использован в данной книге. Стоит ли изобретать велосипед и пытаться заново сформулировать то, что уже сказано блестяще?
Думаю, нет.
Однако менее всего мне бы хотелось стать комментатором одного, пусть даже великого произведения. За тысячелетнюю историю миром накоплен огромный опыт. Так почему мы должны брать за основу только одну точку зрения, когда у нас есть возможность взглянуть на предмет более детально? Чтобы составить полное представление о горе, вовсе не достаточно увидеть один из ее склонов… И если истина – это гора, то разные мудрецы – это наблюдатели этой горы, находящиеся по разные стороны от ее вершины. Оттого-то и возникают несоответствия научных школ и учений их последователей. Ведь большинство из них смотрит на гору лишь с одного из ее склонов. Последователи пользуются описаниями горы, сделанными своими учителями, сравнивают их с описаниями, сделанными с других точек, и находят несоответствия.
Проблема не в том, чтобы эти несоответствия найти, а в том, как к ним отнестись. Если твое описание противоречит моему, значит, твое описание неверно, и я пропущу его мимо ушей, скажут одни. Если твое описание противоречит моему, значит, я должен его уничтожить, сделают вывод другие. Но великий монарх посмеется над подобной недальновидностью.
Его путь не таков. Не имея возможности лично и полностью обследовать гору (а на это и многих жизней не хватит), монарх будет собирать все описания, сличать их и находить сходства. Именно так отсеется вся прилипшая шелуха. Только так сможет сформироваться полная картина мира.
Цена ошибки монарха – это не только его личная потеря, это крушение его царства, потеря дела жизни, горе людей, вверивших свою судьбу монарху. Поэтому с древнейших времен вопросам стратегии и управления посвящалось огромное множество трудов. Это не только упомянутый мной «Государь» Макиавелли. Это и китайские трактаты «Джуан-цзы» и «Сунь-цзы», легшие в основу государственного управления, в основу стратегии боевых искусств и даже в основу построения современных бизнес-империй Дальнего Востока. Это и трактаты, говорящие о самых основах мироздания, такие как «Дао Де Дзин» Лао-цзы и труды Конфуция. Удивительно, но, казалось бы, весьма отвлеченные философские труды внимательно изучаются элитой бизнеса «Азиатских драконов» и считаются «весьма практичными для применения. А вот в Японии труд знаменитого средневекового фехтовальщика Миамото Мусаси «Книга пяти колец», фехтованию же посвященная, является настольной для любого уважающего себя бизнесмена и считается «прямым пособием по ведению бизнеса». Что ж, успехи японской и корейской экономик не оставляют сомнений, что изложенное в вышеперечисленных трудах вполне применимо и в наши дни. Но как переложить эти трактаты, пусть даже переведенные на русский язык, в систему координат, понятную современному человеку?
Именно это я попытался сделать в данной книге.
Монарх как хозяин своей судьбы – вторая книга в серии книг об искусстве управления, основанная на базе древних систем и рассматривающая возможности их использования в современном бизнесе и жизни. Однако если первая моя книга, «Использование принципов классической китайской стратегии в современном бизнесе», касалась вопросов функционирования большой структуры как таковой, то данная книга в большей степени посвящена вопросам определения личной стратегии монарха. Хотя, безусловно, и здесь пойдет речь о выстраивании системы взаимоотношений в системе, которую монарх может возглавить.
Восток и запад, юг и север. Можно их противопоставлять. Они разные, потому что обладают разными взглядами. Но это-то и поможет в поиске истины. Если это разные способы видения, то надо перебрать их все, чтобы докопаться до истины. В предложенной читателю книге я постараюсь дать по возможности наиболее полный набор взглядов. А что именно и как трактовать, моя прерогатива как автора. Вам же я предлагаю пройти со мной по страницам этой книги. Возможно, прочитав ее, вы преисполнитесь благородным гневом от несогласия с автором. Это ваше право. Любая точка зрения имеет право на существование, если она не мешает существованию других людей с их точками зрения. Возможно, вы улыбнетесь: «Вот еще один человек думает, как я». Но я все-таки надеюсь, что вы найдете для себя нечто новое. Нечто, что поможет вам на тяжком пути монарха – хозяина своей судьбы.
А что же делает человека монархом? Конечно, коронация.