Духовный отец. Наставник. Старец. Или просто «батюшка» и даже «дедушка». У каждого, кто знал духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Наума, осталась о нём своя память. Исполнив завет первоверховного апостола Павла, для всех он сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых (1 Кор. 9:22).
По словам же иной мудрости, восточной, в него летело и немало камней – не имевших ничего общего с действительностью слухов и сплетен. Но только потому, что плоды старца были обильны. Отец Наум стал одним из тех пастырей Русской Церкви, о ком будут помнить вечно. Его ученики, духовные чада и многие поколения тех, кому эта светлая память будет передана.
В нашем небольшом очерке мы не претендуем на подробный рассказ о духовном пути и наследии этого удивительного человека, человека Церкви. Наша задача – показать образ отца Наума тем, кто не знал о нём в годы его земной жизни, завершившейся совсем недавно – 13 октября 2017 года. Жизни временной, ушедшей в Вечность, туда, где этот светлый старец ждёт своих духовных чад.
Архимандрит Наум (Байбородин) во время богослужения
И молится обо всех нас.
Так, в одной из своих проповедей, чудесным образом сохранившихся на любительской видеосъёмке, отец Наум сказал простые, но вместе с тем очень глубокие и важные для каждого христианина слова:
Мы дети и братья перед Богом.
Надо любить Бога, любить ближних,
родителей своих. У нас один враг – диавол.
Давайте, братья и сестры, просить Бога,
просить Его угодников, чтобы Господь
укрепил нас в вере, чтобы мы шли правым
путём и наследовали жизнь вечную.
Аминь.
14 октября 2018 года
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Этот главный монастырь России, основанный в XIV веке Игуменом земли Русской, преподобным Сергием Радонежским, вот уже семь столетий является одним из ключевых символов Русского Православия. Именно здесь на протяжении трёх столетий действуют московские духовные школы – семинария и академия, – подготовившие многие тысячи православных священнослужителей.
В их числе – архимандрит Наум, пришедший в эти святые стены в далёком 1957 году. Чтобы остаться здесь навсегда.
Будущий старец прибыл сюда из далёкого города Фрунзе, столицы Советской Киргизии, тридцатилетним молодым человеком, незадолго до этого демобилизовавшимся из Советской армии, в которой служил со времён Великой Отечественной войны. Так, автор книги воспоминаний об отце Науме «Он от нас не ушёл», настоятельница Никольского монастыря города Приволжска игумения Анатолия (Баршай), рассказала телеканалу «Царьград»:
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
«Батюшка 1927 года рождения. Набор этот был особо отмечен Сталиным как будущие кадры. Они, собственно, не были в сражениях войны. Потому что в отношении этих ребят было распоряжение их приберечь. Это должны были быть будущие специалисты и в гражданских профессиях, и кадровые военные. И поэтому их очень хорошо обучали в армии. Он же прослужил, батюшка, восемь лет в армии».
После армии будущий старец учился в светском вузе – на физико-математическом факультете Фрунзенского политехнического института. Но уже тогда избрал духовный путь. Вот как об этом рассказывает жизнеописательница батюшки игумения Анатолия:
Николай Байбородин в рядах Советской армии
«Он ходил в храм, во Фрунзе, и там ему давали читать Апостол. Он был студентом, но читал Апостол, видимо, делая очень много ошибок. И там была какая-то монахиня-псаломщица, она очень сердилась. А настоятель говорил: пускай Коля (мирское имя будущего старца. – Ред.) всё равно читает, он ещё лучше тебя всё будет знать. Ну, конечно, кто бы мог предположить, что он и семинарию, и академию окончит и станет архимандритом. А тогда был ещё совсем молодым юношей. Однажды ему в руки попался “Журнал Московской Патриархии”. И он для себя сделал открытие, что, оказывается, есть учебное заведение, где можно получить духовное образование».
Сержант Николай Байбородин в 1950-х годах
А годы были непростые: самое начало хрущёвских антицерковных гонений. Годы, когда не то что семинаристы, но и священнослужители порой предавали Православную веру. А отец Наум, в конце 1950-х принявший монашеский постриг и священнический сан, а затем окончивший духовную академию со степенью кандидата богословия, к вере приводил. Более полувека. Тысячи и тысячи людей. В том числе весьма далёких от Церкви. Подобно тому как в веке XIX старцы Оптиной пустыни врачевали западнические недуги интеллигенции того времени. С любовью утешая всех богомольцев, независимо от их звания и положения.
В стенах маленькой лаврской монашеской келии отец архимандрит Наум принимал сотни, тысячи людей, которые приходили к нему за словами наставления, утешения, молитвы. И каждому он находил слово, находил, как достучаться до его души, каждому находил послушание по его силам. Это были простые люди из глубинки, вечные труженики, это были люди из столичных городов, а особенно много было людей из академического сообщества. Профессор философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Валерий Сав-рей впервые оказался у отца Наума в далёком 1979-м. Именно ему было суждено привести в келию батюшки многих представителей отечественной науки. Вот как Валерий Яковлевич рассказал об этом телеканалу «Царьград»:
Архимандрит Наум в своей келии
«Для старца Наума чрезвычайно важно было просветить Светом Христовым всю академическую науку, и прежде всего наиболее выдающихся её представителей, наших современников. У старца Наума бывали очень многие выдающиеся учёные, академики. На самую последнюю исповедь приходил к нему основатель отечественной теоретической политологии Александр Сергеевич Панарин, а также директор Института механики МГУ академик Самвел Самвелович Григорян. Бывал у него и ныне здравствующий выдающийся гоголевед Владимир Алексеевич Воропаев, издавший по благословению старца 20-томное издание Николая Гоголя, и многие другие».
В праздник Успения Пресвятой Богородицы
В праздник Святой Троицы
Отец Наум на кладбище
Со временем вокруг отца Наума сложился большой круг молодых учёных, студентов и аспирантов. Многие из них и сегодня в своей научной и просветительской деятельности следуют благословениям, полученным от батюшки, исполняя его послушания. Один из участников этого «кружка», кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Илья Вевюрко, также поделился с телеканалом «Царьград» своими воспоминаниями:
Батюшка в своей келии
«Ещё когда мы были студентами, старец часто говорил нам, что всё, что вы делаете, вы должны делать, прежде всего стремясь к точности всех данных, которые вы используете. Никаких подтасовок не должно быть, никаких натяжек. Потому что это подобно строительству какого-то технического агрегата, например самолёта, где должны быть чётко соблюдены ГОСТы; батюшка любил использовать именно эту метафору, иначе будет катастрофа».
Своего рода духовным ГОСТом для православных людей является Священное Предание нашей Церкви. И отец Наум всегда и всех наставлял в строгом следовании догматической и канонической истине, жёстко обличая любые либеральные соблазны, в том числе и в жизни политической, которой никогда не чуждался. Батюшка живо интересовался и внешней политикой, и мировой экономикой, прямо называя источники мировых бед в лице всевозможных ротшильдов и рокфеллеров. Так, сохранились следующие «политические» размышления архимандрита Наума:
«Тёмные силы не отказались от своих планов насчёт нашей страны… Народу сегодня нужны добрые правители, только они смогут тёмные силы упразднить. Старых мудрых людей надо привлекать, советоваться, чтобы через бестолковых правителей не хулилось Имя Божие. Надо, чтобы сами люди, чувствуя в жизни во всём Божие устроение, стали добрыми. Господь в каждого вложил определённые таланты. И все должны соблюдать заповеди. Они даны для всех».
Но главным послушанием самого отца Наума было духовничество в Троице-Сергиевой Лавре. Он постоянно напоминал, что именно монастыри – подлинные оплоты Православной веры, собственным образом являя пример молодым монахам. Так, в беседе с телеканалом «Царьград» один из духовных чад батюшки, насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с 2012 года монах Прохор (Злобин), в числе прочего рассказал и о важности духовника для всей монашеской братии:
«Отец Наум был за каждой братской трапезой, за каждым братским молебном, за каждым богослужением он всегда стоял, всегда был впереди братии, всегда шёл в первых рядах. Духовник Лавры – это в первую очередь пример».
Многие духовные чада отца Наума стали архипастырями Русской Православной Церкви. В их числе – наместник московского
Могила архимандрита Наума (Байбородина) в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре
Новоспасского монастыря епископ Домодедовский Иоанн (Руденко). Владыка прекрасно помнит своё самое первое посещение келии батюшки в середине 1990-х. И те впечатления, которыми он делится, удивительно близки чувствам многих, кому довелось общаться с отцом Наумом. Вот одно из таких впечатлений, которым поделился с телеканалом «Царьград» наместник московского Новоспасского монастыря епископ Домодедовский Иоанн:
«Батюшка сидит в кресле, я, как все, ещё мирянин, встаю перед ним на коленочки, и начинаем беседовать. И у меня было ощущение, что передо мной не просто человек, не просто современный священник или даже известный старец, а будто передо мной сидит Пророк Божий. Буквально как древний, ветхозаветный Пророк. Как Илия, Аарон, Моисей. Ощущение вневременное, вне контекста нашей окружающей жизни…»
И это ощущение владыки Иоанна неслучайно. Ведь отец Наум был одним из тех, кто здесь, среди нас, долгие годы сочленял миры Горний и дольний, Небо и землю. Пока не ушёл туда, где нет времени. Но только Вечность и Любовь.
Покой, Господи, душу раба Твоего, присно-поминаемого архимандрита Наума, и святыми его молитвами помилуй всех нас.
Телеканал «Царьград»
Батюшка Наум имел молитвенное духовное общение с боголюбцами своего времени – это святители: митрополит Иосиф (Чернов), митрополит Леонид (Поляков), архиепископ Иоасаф (Овсянников).
Архиепископ Никон (Рождественский)
Старец часто приводил в пример архиепископа Никона (Рождественского), Вологодского и Тотемского († 12.01.1919), которого он сам называл «Пророком своего времени». Его мать, которую сам владыка называл Христовой крестоносицей, родила и воспитала двадцать два ребёнка.
Митрополит Иосиф (Чернов)
Митрополит Леонид (Поляков)
Архиепископ Иоасаф (Овсянников)
Батюшка в своей приемной и его книги
Батюшка многим подарил книгу – дневники архиепископа Никона «Козни врагов наших сокруши…».
Надо стараться делать так, чтобы в каждом доме обязательно имелось Евангелие.
Сейчас мало кто проходит мытарства.
О некоторых своих чадах старец говорил так:
Не растут наши грибочки.
Краткие наставления архимандрита Наума одному из своих духовных чад:
†
Р. Б. Олег
Читайте Евангелие как можно больше и молитесь в церкви как можно больше и проcите Богородицу, чтобы всё устроилось.
а. Н. ТСЛ
†
Р. Б. Олег
Чаще ходи в церковь, исповедуйся, соборуйся, причащайся, живи по церковным правилам, Евангелие читай больше и обращайся к добрым, верующим, знающим врачам.
а. Н. ТСЛ